Проект по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе (творческо-поисковый) на тему "Водичка".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Зайцева Анна Алексеевна

Проект расчитан на детей второй младшей группы - это возраст от 3 до 4 лет. Учитывая особенности восприятия, преобладание наглядно - дейтвенного мышления вся работа строится в игровой форме. Главный герой - капелька воды - "Капитошка", знакомит детей с доступными в данном возрасте свойствами воды, её значением для человека, явлениями природы, воспитывает бережное отношение к природе и её обилателям (птицам, насекомым, животным, растениям, деревьям). Для ознакомления детей со свойствами воды и её значением мы используем беседы, игры, наблюдения на прогулке, опыты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Астрахани «Детский сад №1»

Проект

По ознакомлению с миром природы детей второй младшей группы (3 – 4 года)

(творческо-поисковый)

воспитателя МБДОУ г. Астрахани №1

Зайцевой Анны Алексеевны

                     

«ВОДИЧКА»

г. Астрахань 2021 год

Проектная деятельность с детьми 3-4 лет

 «Водичка»

Название проекта: «Водичка»

Проблема: 

- Недостаточность представлений о свойствах воды.

- Недостаточность культурно-гигиенических навыков детей младшей группы.

Цель: 

- Приобщение детей к процессу познания окружающего мира;

- Повысить культурно- гигиенические навыки детей.

Задачи:

- Дать представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льётся, переливается, имеет вес, нагревается, замерзает на холоде, что в ней растворяется краска и другие вещества);

- Речевое развитие, обогащение словарного запаса;

- Приобретение навыков здорового образа жизни.

Вид проекта: творческо- поисковый.

Состав участников: вторая младшая группа- 8 человек.

Материально- технические ресурсы: ноутбук, фотоаппарат, аудио и видео ресурсы.

Формы работы над проектом: заучивание потешек, просмотр мультфильмов, подвижные игры, развлекательный досуг, наблюдения, опыты и эксперименты.

Форма проведения презентации: оформление папки с материалами и фотографиями.

Пояснительная записка

Дети второй младшей группы – это возраст от 3 до 4 лет. Учитывая особенности восприятия, преобладание наглядно – действенного мышления вся работа строится в игровой форме. Главный герой – капелька воды - «Капитошка», знакомит детей с доступными в данном возрасте свойствами воды, её значением для человека, явлениями природы, воспитывает бережное отношение к природе и её обитателям (птицы, насекомые, животные, растения, деревья). Для ознакомления детей со свойствами воды и её значением мы используем беседы, игры, наблюдения на прогулке, опыты.

Кроме того, ценность данного проекта состоит в том, что у педагога имеется возможность сочетать задачу – дать детям возможность в игровой форме познавать окружающий мир - ознакомить детей со свойствами воды и в то же время повысить уровень культурно – гигиенических навыков детей, что на сегодняшний день, в условиях заболеваемости гриппом и ОРВИ приобретает значение мирового масштаба.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Постановка проблемы, поиск возможных путей решения

1 день

Аналитический

Подбор нужного материала:

- подбор потешек

- подвижных и дидактических игр,

- мультфильмов;

- художественной литературы,

- электронных образовательных ресурсов (аудио и видео).

2 дня

Практический

Просмотр мультфильма «Мойдодыр», «Капитошка».

Использование в дальнейшем в ходе реализации проекта   персонажа - капельки воды «Капитошка» в качестве главного героя для ознакомления детей со свойствами воды и при проведении культурно-гигиенических процедур.

Беседа с детьми о воде, о её пользе, о мыле, о зубной щетке.

Проведение опытов:

«Прозрачная вода»

«Вода льётся, переливается»,

«Теплая и холодная»,

«Окрашивание воды»

«Лёд – это тоже вода».

«Как воздух играет с водичкой или весёлые пузырьки»

П\игры

«Найди капельки»,

«Солнышко и дождик».

Дидактическая игра «Музыка воды»

Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки».

Умывание с потешками

- «Умываем ушки»,

- «Водичка, водичка»

Наблюдение за рыбками в «аквариуме» (эл.ресурс)

   

4 дня

Презентационный

Оформление материалов и фотографий

1 день

Контрольный

Проведение развлекательного досуга «Весёлый Капитошка».

1 день

Приложение

1. Рассматривание аквариума

2. Умывание с потешками

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Льётся чистая водица,

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

3. Подвижная игра «Пузырь»

Надувайся пузырь, большой,

Оставайся такой,

Да смотри не лопайся!

4. Опыты с водой

«Прозрачная вода»

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание.
В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она
любит играть?
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?
• Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?
• Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

“Вода жидкая, может течь” 

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льётся.


«Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества, например, гуашь).


Игра «Найди капельки»

Цель: способствовать быстрому выполнению задания.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня прибегала тучка утром в группу, но улетела до их прихода. Но она так торопилась, что растеряла все свои капельки, поэтому их нужно будет найти и принести быстро в ведерко.

“Лёд – твердая вода” 

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает. Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

Игра - опыт "Теплая и холодная"

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание и память.

Материал: два тазика с водой.

           

Ход игры. Перед детьми два тазика с холодной и теплой водой. Вместе с детьми опускаем кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения:

"Посмотри, что это в тазиках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная".

Игра с коктейльной трубочкой

«Как воздух играет с водичкой или весёлые пузырьки»

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Игровой материал: трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Ход игры: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»

Цели: в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.

Дидактическая игра

«Музыка воды»

Цели: развитие слухового восприятия

В ходе игры дети прослушивают записи звуков воды, после возможен просмотр видео.

1. «Как звучат капельки воды»

2. «Как поёт струйка воды»

3. «Слушаем песенку реки»

4. «Шум морских волн»

5. «Весёлая песенка дождя»

6. «Как громко поёт водопад»

Познавательный досуг

«Весёлый Капитошка»

Цель: 

-продолжить ознакомление детей с окружающим миром посредством игровой деятельности и создания игровой ситуации;

- повысить уровень знаний детей о воде и её свойствах;

- повысить уровень культурно- гигиенические навыки детей.

Задачи:

- закрепить представление детей о воде и её свойствах в игровой форме 

-закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют воду;

-закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;

-подвести детей к понятию «Чистота – залог здоровья»;

-воспитывать культурно- гигиенические навыки.

Предварительная работа с детьми: ознакомление со свойствами воды и её назначением во время бесед, гигиенических процедур, игр и экспериментирования.

Персонаж: «Капитошка» - маленькая капелька воды (макет)

Материал к занятию:

- корзинка с мылом (мыло туалетное, банное, хозяйственное, жидкое),

- 2 ведерка для игры «Найди капельки».

Для проведения опытов: колбочка с водой, стружки мыла, трубочки для

коктейля.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости на голубой тучке прилетела наша знакомая - маленькая капелька воды - Капитошка. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются с Капитошкой.

Капитошка: здравствуйте, дети, вот и снова я у вас в гостях!

Воспитатель: Капитошка, а что это у тебя  в корзинке?

КАПЕЛЬКА: Сюрприз! Я вам покажу и расскажу, но сначала вы должны отгадать загадку

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет,

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми.

Узнали без труда!

Ответы детей: (мыло)

Капитошка: Отгадали вы мою загадку. Правильно, это мыло! И в корзинке моей – мыло!

Воспитатель: Действительно, ребята, здесь мыло. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно сказать о нем?

 

Ответы детей: (дети обследуют кусочки мыла) гладкое, скользкое, душистое, розовое, белое, голубое, жёлтое…

Воспитатель: Какое мыло нравится вам? А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (ответы детей)

Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетным.

А ещё мыло бывает хозяйственное, банное, жидкое.

Для чего люди моются, стирают белье, убирают в доме?

(Чтобы в доме было чисто, уютно, не было микробов, все были чистыми, опрятными, аккуратными, а главное, здоровыми, ведь чистота- залог здоровья и помогает нам в этом чистая водичка и душистое мыло)

Капитошка: А давайте немного поиграем с мылом!

Опыты с водой и мылом.

  1. В баночку с чистой водой насыпаются стружки мыла, наблюдаем, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.

  1. С помощью трубочки для коктейля выдуваем воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра «У кого пена выше и пышнее».

Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение.

Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Капитошка: Дети, а я сегодня прилетела к вам на тучке не одна, а со своими подружками – маленькими капельками, только они потерялись. Помогите мне их найти и собрать в ведёрко.

Игра «Найди капельки»

Воспитатель сообщает детям, что сегодня прибегала тучка утром в группу, но улетела до их прихода. Но она так торопилась, что растеряла все свои капельки, поэтому их нужно будет найти и принести быстро в ведерко.

Цель: способствовать быстрому выполнению задания.

Капитошка: спасибо вам, дети, вы мне помогли. Ну что ж, а нам пора прощаться, до свидания, скоро я снова к вам прилечу на тучке!

Воспитатель: Дети, кто к нам сегодня прилетал в гости на голубой тучке? (Капитошка) А что она нам принесла в корзинке (разное мыло). Что мы узнали о воде? Для чего нужна водичка?  (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»

Конспект организованной образовательной деятельности   по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы)   во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»...

Занятие по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Письмо от колобка»

Программное содержание: дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и волке.Материал к занятию: конверт с письмом, презентация, аудиозаписи голосов зайца и волка....