№ | Тема коллекции | Формы работы | срок |
1. | «Деревья нашего края» (гербарий) | - ОД: «Деревья нашего края», «Как помочь больному дереву».
- Беседы: «В чем отличие деревьев от других растений»,«Какие деревья растут на территории детского сада», «Кто сажает деревья в лесу»,«Почему желтеют и опадают листья», «Как деревья помогают человеку», «Как сберечь деревья»
- Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Назови, я отгадаю», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь», «Определи на ощупь», «Хорошо - плохо», «Четвертый лишний».
- ЧХЛ: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», А. Лопатин «Жизнь дерева», «Мудрость дерева», К.Д. Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», М. Михайлов «Лесные хоромы», В. Лескова «Лечебница под сосной», Н. Сладков «Сказки леса», В. Бианки «Сказки», А. Прокофьев «Березка», «Наш лесок», Н. Некрасов «Зеленый шум», И. Токмакова «Дуб», «Ива», Б. Заходер «Почему деревья не ходят», И. Семенова «Березка».
- Исследовательская деятельность: «Определение возраста дерева с помощью измерения его диаметра», «Рассматривание коры дерева».
- Рисование: «Осенний лес», «Зима в лесу»
- Аппликация: «Золотые березы»
| октябрь |
2. | «Шишки» | - Беседы «Плод на ёжика похож», «Шишки бывают разные», «Рассказ лесного доктора»
- Рассматривание иллюстраций «Хвойные деревья», «Шишки»
- Просмотр презентации «Шишкины секреты»
- Просмотр мультфильма «Чьи в лесу шишки»?; Озвученный диафильм В. Важдаева «Сказка о еловой шишке и серой мышке»
- Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Какой шишки не стало», «С какой ветки детки?», «Узнай по запаху»
- Конструирование из шишек «Лебедь», «Ежик»
- Опытно-экспериментальная деятельность: «Шишка - гигрометр», «В поисках семян»
ЧХЛ: Е.Сладков « Еловая каша», В. Драгунский «Заколдованная буква», Татьяна Бугрова «История еловой и сосновой шишки» | октябрь |
3. | «Камни» | - Беседы: «Как рождаются камни», «О чём рассказывают камни?», «У каждого камня своя история», «Как люди применяют камни в жизни»
- Просмотр презентации «Какие бывают камни»
- Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камешки на берегу»
- ЧХЛ: загадки о камнях; Н.И.Сладков «Сушёные камни; С. Шилов-Старобардинский «Сказка о камне», Л.Н. Толстой «Хотела галка пить», Сказка «Три поросенка»; П.П. Бажов «Серебряное копытце»; А.Воронина «Где растут камни».
- Опытно - экспериментальная деятельность: «Определение формы и размера», «Определение характера поверхности», «Определение веса», «Определение тонет - не тонет», «Определение звука камней»
- Выкладывание изображений из камней
| ноябрь |
4. | «Ракушки» | - Беседы: «Откуда берутся морские ракушки», «Кто такие моллюски?», «Морские чудеса», «На дне морском».
- Рассматривание иллюстраций в книгах «Жизнь на коралловом рифе», « Живая природа», «Подводный мир».
- Просмотр видео презентаций: «Чудеса подводного мира: двустворчатые молюски», «Что можно сделать из ракушек»
- Опытно – экспериментальная деятельность «Звук моря в ракушке»,
- Дидактическая игры «Виды раковин», «Найди лишнюю ракушку», «Составь узор из ракушек»
- ЧХЛ: В. Катаев «Жемчужина», М. Придворов «Моллюски», сказка В. Бахревский «Жемчужина окатная»
- Конструирование из ракушек «Морские обитатели»
| ноябрь |
5. | «Открытки» | - Беседы: «Что такое открытка», «Виды поздравительных открыток», «Открытка в прошлом и в настоящее время, ее значимость», «Путешествие почтовой открытки»
- Экскурсия в музей истории «История создания открытки»
- Рассматривание наборов открыток «Города России», открыток к разным праздникам
- Обмен открытками между подгруппами детей с целью пополнения коллекции
- Исследование «Классификация открыток по ряду признаков» (праздники страны, города, достопримечательности своего края)
Создание - ЧХЛ: С.Маршак «Почта», Комарова Н.В. «Открытка», Е. Анирусс «Старая открытка», Г. Дядина «Открытки», чтение поздравительных текстов к разным праздникам для открыток
- Конструирование «Открытка своими руками»
| декабрь |
6 | «Колокольчики» | - Беседы: «Легенда происхождения колокольчика», «Какие бывают колокольчики» (классификация по материалу изготовления, назначению)
- Просмотр презентации: «Колокола России», «Колокольчик в народных праздниках»
- Просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик»
- Рассказы детей: «Расскажи откуда я» (домашнее задание), от куда были привезены колокольчики; рассказы детей о путешествиях по памятным местам нашей Родины – описательные рассказы
- ЧХЛ:«Городок в табакерке», «Серебряный колокольчик», «Колокольчик Простотак», энциклопедий (поиск необходимого материала, исторических сведений)
- Прослушивание классических произведений, игра на разных колокольчиках
- Подвижные игры: «Жмурки с колокольчиком»; «Паутинка с колокольчиком».
- Экспериментирование: «Проверить, зависит ли звук колокольчика от его размера», «Проверить, зависит ли звук колокольчика от материала, из которого он изготовлен».
- Конструирование «Колокольчик на елку»
| декабрь |
7. | «Лесные звери» | - Экскурсия в краеведческий музей г.Городец. Рассматривание экспонатов
- Беседы: «Дикие животные леса», «Как звери готовятся к зиме?», «Повадки животных», «Охрана животных»
- Рассматривание серии картин «Животные леса»
- Чтение и рассматривание иллюстраций серии книг «Животные леса», энциклопедий о животных «Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов; «Животные России» - самая первая энциклопедия (интересные факты из жизни диких животных)
- Дидактические игры: «Кто чем питается», «Кто где живет», «Зоологическое лото»
- ЧХЛ: Н.Сладков «Лесные силачи», «Как медведь сам себя напугал», Г. А. Скребицкий «Всяк по-своему», В. Бианки «Как животные к зиме готовятся?», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка, про храброго зайца», Е. Чарушин «Что за зверь?», «Волчишко»,«Лисята», «Медвежата», Братья Гримм «Заяц и еж», русские народные сказки: «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Сказка про лису и медведя»
- Исследовательская деятельность: «Почему заяц зимой белый?», «Какая шубка теплее?»
Рисование: «Персонаж из сказки – лесной зверь». | январь -февраль |
8. | «Динозавры» | - Беседы: «Кто такие динозавры?», «Чем питались динозавры?», «Как динозавры заботились о своем потомстве?», «Существуют ли животные, похожие на динозавров?», «Откуда мы знаем о динозаврах»;
- Просмотр мультфильмов: «Ледниковый период», «Динозавр», «Земля до начало времен»;
- Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Как появилась жизнь на Земле», «Мир динозавров»; серии книг «Травоядные и хищные динозавры»
- ЧХЛ: В. Пахомов «Данька любит динозавров, Ю.Юркин«Динозавр»
- Рисование: «Как выглядел динозавр? Мое представление о динозаврах»
- Лепка «Такие разные динозавры»
- Дидактические игры: «Травоядные и хищники», «Разрезные картинки»
| январь - февраль |
9. | «Ткани» | - Беседы: «Виды тканей и их свойства», «Ткани всякие нужны», «Как изготавливают ткани», «Ознакомление с профессией портной»
- Виртуальная экскурсия «Ателье»
- Рассматривание журналов мод, устройство швейной машинки, моделей одежды из тканей;
- Работа с трафаретами «Праздничное платье для мамы, бабушки»
- Дидактическая игра «Подбери ткань», «Определи наощупь»
- Сюжетно – ролевая игра «Агентство мод»; ЧХЛ:Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «А что у вас?»; Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»,К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
| март |
10 | «Пуговицы» | - Беседы: «Что мы знаем о пуговице?», «Для чего нужны пуговицы»; «История возникновения пуговицы»; «Виды застёжек для одежды»; «Назначение пуговиц»
- Просмотр презентаций: «История одной пуговицы»;
- ЧХЛ: К. Матюшина «Пуговичное королевство», «Другая сторона пуговицы», «Волшебная пуговица»
- Дидактические игры: «Найди по описанию».
«Выложи клумбу»; «Найди пару»; «Подбери по цвету»; «Откуда я?» (классификация пуговиц по профессиям) - Рисование «Придумай и нарисуй свою пуговицу»
| март |
11 | «Часы - часики» | - Беседа: «Что такое время»,«История часов», «Устройство часов», «Для чего человеку нужны часы?», «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»
- Рассматривание альбомов «Какие бывают часы?», «В мире часов»
- Слушание аудиозаписи звона и боя часов, определение названия часов
- Дидактические игра «Каждому предмету свое время», «Выбери, что нужно для часов», «Определи время»
- ЧХЛ: Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Берестов «Без четверти шесть», И. Мирошникова «Стихи про часы и о времени», «Живые часы» О. Анофриев «Тик-Так», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник»
- Опытническая деятельность «Собери часы»
- Конструирование: «Часы»
- Выставка «Новогодние часы» (изготовление макета часов совместно с родителями)
| апрель |
12 | «Фарфоровые куклы» | - Беседы: «История возникновения фарфоровой куклы», «Что такое фарфор и его свойства», «Как изготавливают фарфоровую куклу», «Правила обращения с фарфоровой куклой, как за ними ухаживать»
- Виртуальная экскурсия «Фарфоровые куклы в народных костюмах»
- Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах «Куклы в нарядах России»
- Дидактические пособия: «Костюмы народов России»,
- ЧХЛ: глав из книги М. Левиной "365 кукол со всего света"; Г.Черкашин «Кукла»
- Слушание музыки «Болезнь куклы» П.И. Чайковский
- Рисование: «Наряд для куклы»
| апрель |
13 | «Золотая хохлома» | - Беседы:«История возникновения хохломской росписи», «Откуда к нам пришла хохлома?»,
- Просмотр презентации «Веселая хохлома».
- Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в альбомах.
- ЧХЛ: Н. Глазков «Золотая хохлома», Л.Куликова «Эти липовые ложки», П.Синявский«Хохломская роспись», отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов и частушек.
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».
- Рисование: «Элементы хохломы», «Хохломские ложки», «Роспись тарелки»
| май |
14. | «Городецкая роспись» | - Беседы: «Городец-город мастеров», «Городецкая роспись», «Знакомство как нарисовать купаву», «Познакомить детей как нарисовать ромашку», «Городецкий конь».
- Виртуальная экскурсия «Веселый Городец»
- Рассматривание альбомов: «Городецкая роспись»
- Дидактические игры: «Волшебный рисунок», «Найди отличия»
«Найди пару», «Разложи по порядку», «Составь узор», «Назови элемент узора», «Сравни узоры городецкой росписи». - ЧХЛ: «Сказка и Городце», стихотворения «Городецкие узоры», «Весёлыё Городец».
- Рисование:«Закладка для книги (ромашка)», «Поднос (розан)», Доска «розан».
- Слушание музыкальных произведений: Е. Андронов песня «Городецкая роспись», «Городец встречает гостей»
| май |
15 | «Насекомые» | - Беседы «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые»
- Рассматривание иллюстраций: «Насекомые»
- Просмотр презентации «Путешествие в мир насекомых»
- Наблюдения на прогулке «Бабочка», «Божья коровка», «Комар», «Муравей» и др.
- Исследование «Сходство и отличие насекомых» (рассматривание через лупу)
- ЧХЛ: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- Конструирование «Бабочка»
- Рисование «На лесной полянке»,«Бабочки» (техника монотипия)
| июнь |