Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему

Клюшина Наталья Константиновна

План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное тематическое планирование работы по формированию у детей интереса и потребности в чтении

Неделя

Лексическая тема

Тема занятия, цель

Методические приемы

Коррекционная работа

1

День знаний

Школа

Школьные принадлежности

Чтение  рассказа Л.Толстого «Филиппок»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.        

Чтение, беседа по содер-жанию, упражнение «Я начну, а вы закончите»

- Проговаривание неко-торых строк из произве-дения

 - Физминутка «Девочки и мальчики»

-Мимические упражне-ния «Покажи настрое-ние»

2

Детский сад

Игрушки

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение, рассматривание иллюстраций к сказке, д/и «Что такое хорошо», д/у «Подбери образное слово», творческое зада-ние «Мои семь жела-ний»

- Проговаривание строк часто встречающихся в сказке (Лети, лети лепесток…)

- Пальчиковая гимнасти-ка «На большом диване в ряд ..»

- Развитие общей мото-рики «Подарки»

3

Человек

 Части тела

Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка»

Учить детей эмоциональному восприятию произведе-ния. Развивать способность анализировать литератур-ный текст,  давать  оценку поступкам героев, вырази-тельно передавать диалог действующих лиц. Воспиты-вать уважение к старшим.

Беседа о пожилых людях, психогимнастика «Старушка», чтение рас-сказа, вопросы по содер-жанию

- Пальчиковая гимнасти-ка «В гости к пальчику большому»

- Мимическая гимнасти-ка «Настроение»

4

Овощи

Чтение  рассказа Н. Носова «Огурцы»

Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы, выражать свои мысли, отношения к произведению, обогащать словарь. Формировать у детей нравственные чувства и качества личности. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Чтение, рассматривание иллюстраций беседа по содержанию, д/и «Узнай по описанию»

- Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Урожай»

- Пальчиковая гимнасти-ка «Солим капусту»

5

Фрукты. Ягоды

Чтение  рассказа Л.Толстого «Косточка»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.        

Чтение, беседа по содер-жанию, упражнение «Я начну, а вы закончите», решение проблемных ситуаций.

- Проговаривание неко-торых строк из произве-дения

-Пальчиковая гимнасти-ка «Компот»

- Упражнения на согла-сование слов с движени-ями «Ежик и барабан»

6

Овощи. Фрукты

Рассказывание  русской народной сказки

«Мужик и медведь»

Учить понимать образное содержание и идею сказки , оценивать характер и поступки героев, обогащать сло-варь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Беседа о русских народ-ных сказках, рассматри-вание иллюстраций к сказке, выразительное чтение произведения, вопросы по содержанию, инсценирование отрыв-ков

- Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Урожай»

- Пальчиковая гимнасти-ка «Солим капусту»

7

Осень

Заучивание стихотворения А. Ерикеева «Наступила осень»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотво-рение, передавая свое настроение. Упражнять в слово-бразовании относительных прилагательных от слова  «осень». Развивать слуховую память. Воспитывать чувство прикрасного.

Загадка об осени, рас-сматривание иллюстра-ций на тему «Золотая осень», чтение стихотво-рения, вопросы по со-держанию, заучивание наизусть, рассказывание стихотворения детьми.

-Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Осенью» Н. Нищева

- Пальчиковая гимнасти-ка «Вышел дождик на прогулку» Н. Нищева

8

Деревья

Чтение  рассказа М. Пришвина «Этажи леса»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета; обогащать речь фразеоло-гизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологичес-кое мировоззрение, наблюдательность.

Чтение и беседа по со-держанию, рассматрива-ние иллюстраций, отга-дывание загадок, д/игры «Какой лес», «С какого дерева листочек»

-Пальчиковая гимнасти-ка «Про листочки»

- Психоэтюд «Осеннее дерево»

-Развитие общей мотто-рики «Ветер дует нам в лицо

9

Одежда. Обувь

Чтение рассказа Н. Носова «Шляпа»

 Учить детей замечать и использовать выразительные средства языка литературного произведения, понимать характеры и поступки героев. Развивать чувство юмора, творческое воображение. Воспитывать устойчивое внимание.

Чтение, беседа по содержанию, рассматри-вание иллюстраций, д/у «Закончи рассказ»

-Пальчиковая гимнасти-ка «Ботинки» Нищева Н.

10

Головные уборы

Чтение стихотворения Л. Воронковой

«Маша-растеряша»

Продолжать учить детей понимать шуточные стихо-творения. Развивать чувство юмора. Воспитывать опрятность, аккуратность, желание убирать за собой вещи на место.

Чтение стихотворения, беседа по содержанию, повторное чтение, д/и «Путаница»

-Проговаривание неко-торых строк из произве-дения

-Пальчиковая гимнасти-ка  «Посчитаем обувь»

11

Домашние животные

Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень»

Продолжать учить осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы. Развивать  точность, выразительность, ясность изложения мысли.Воспитывать чуткость к образному строю языка.

Беседа о творчестве Л. Толстого, чтение басни, беседа по содержанию, д/у «Объясни смысл пословицы»

- Проговаривание посло-виц

-Пальчиковая гимнасти-ка «Собака», «Кошка»

- Развитие общей мото-рики «Хозяюшка»

12

Домашние животные и их детеныши

Чтение  рассказа  К. Паустовского

«Кот – ворюга»  

Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и  взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Вступительная беседа о домашних животных, чтение произведения, вопросы по его содержа-нию, д/и «Назови ласково»

Пальчиковая гимнасти-ка «Кошка»

- Прием эмпатии «Го-лодный, наглый кот»

13

Домашние птицы

Рассказывание украинской сказки

«Хроменькая уточка»

Познакомить детей с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Развивать умение отвечать на вопросы педа-гога полными, распространенными предложениями. Воспитывать любовь к народному фольклору.

Беседа, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций,  вопросы по прочитанному, раз-бор образных слов и вы-ражений

-Пальчиковая гимнасти-ка «Гуси»

-Упражнение на разви-тие выразительности го-лоса, мимики, жестов.

14

Домашние птицы и их птенцы. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Чтение (с элементами драматизации) русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

 Развивать у детей способность к целостному воспри-ятию сказки в единстве ее содержания и художест-венной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Упражнять в умении передавать диалог сказочных персонажей. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Рассказывание сказки, рассматривание иллюст-раций, вопросы по со-держанию, драматиза-ция сказки с помощью кукол бибабо

- Психогимнастика (имитация повадок до-машних птиц)

15

Зима

Заучивание И. Сурикова «Зима»

Продолжать учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы  замечать изобразительно-выразительные средства, составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок». Развивать эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать  поэтический слух.

Чтение стихотворения, беседа по содержанию, заучивание, чтение наи-зусть детьми

- Развитие общей мотори- ки «Снежная баба»

-Развитие дыхания «Вью-га»

16

Зимующие птицы

Чтение басни «Ворона и лисица»

Продолжать знакомить детей с жанровыми особен-ностями басни, учить понимать аллегорию, ее обоб-щенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства худо-жественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту.

Беседа о творчестве И.А. Крылова, рассматрива-ние портрета,  чтение басни, беседа по содер-жанию.

-Мини-этюды (на разви-тие мимики, жестов, пантомимики и диалоги-ческой речи)

17

Новый год. Зимние забавы

Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Беседа о праздновании Нового года, упражне-ние «Скажи по-друго-му»,  чтение рассказа, беседа по содержанию, д/у «Объясни смысл пос-ловицы», «Я начну, а вы закончите».

-Проговаривание посло-виц

- Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями «Снежная баба»

-Мимические упражне-ния «Покажем настрое-ние»

18

Дикие животные наших лесов

Сказка

 «Лиса и козел»

Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка

«Про зайца – длинные уши…»

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров. Упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов. Воспи-тывать стремление к точному словоупотреблению.

Беседа о сказках, где ге-рой заяц; д/игры: «Назо-ви ласково», «Скажи по-другому», «На что похо-же?», чтение сказки, беседа по содержанию

- Развитие общей мотори-ки «На водопой»

- Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

19

Дикие животные Юга и Севера

Чтение рассказа Б. Житков

«Как слон спас хозяина от тигра»

Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.        

Беседа о диких живот-ных юга, чтение адапти-рованного текста, беседа по содержанию, д/у «Ск-жи по-другому», «Закон-чи предложение».

-Пальчиковая гимнасти-ка «Где обедал воро-бей?»

- Физминутка «Жираф»

20

Профессии

Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Расширять представления детей о профессиях взрос-лых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать умение слушать.

Чтение, беседа по содержанию, рассматри-вание иллюстраций, д/и «Кому что нужно для работы?»

- Пальчиковая гимнасти-ка «Повар готовил обед»

- Развитие общей мото-рики «Шоферы»

21

Инструменты

Знакомство с малыеми фольклорными формами

Продолжать знакомить детей с малыми фольк-лорными формами: пословицами, поговорками, скоро-говорками. Учить воспроизводить образные выраже-ния, понимать переносное значение слов и словосоче-таний. Развивать умение придумывать загадки. Воспи-тывать интерес к устному народному творчеству.

Рассматривание иллюст-раций, д/и «Наши помощники», «Отгадай загадку и придумай свою»

-Проговаривание скоро-говорок с разным тем-пом речи и интонацией

-Пальчиковая гимнасти-ка «Строим дом»

-Развитие общей мото-рики «Пила»

22

Транспорт

Чтение рассказа Е. Ильина

 «Машины на нашей улице»

Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литератур-ного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города.

Беседа о  транспорте, правилах ДД, чтение произведения, вопросы по содержанию, рас-сматривание иллюстра-ций с опасными ситуа-циями.

- Пальчиковая гимнасти-ка  «В гости»

- Гимнастика для глаз

- Физминутка «Шофер»

23

День защитника Отечества

Заучивание Е. Благинина «Шинель»

Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Воспитывать уважение и благо-дарность к людям, защищающим Родину.

Рассматривание иллюст-раций, чтение стихотво-рения, заучивание, рас-сказывание наизусть де-тьми, д/и «Какие защит-ники?»

-Развитие общей мото-рики «На параде»

-Дыхательная гимнасти-ка «Надуем воздушные шарики»

24

Семья

Рассказывание русской народной сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, компо-зиционных, языковых особенностях русской сказки. Развивать поэтический слух: умение слышать и выде-лять в тексте выразительные средства. Воспитывать любовь к народному фольклору.

Рассказывание, вопросы по содержанию, рас-сматривание иллюстра-ций.

-Проговаривание неко-торых строк из сказки

-Пальчиковая гимнасти-ка «Семейка»

- Физминутка «Брату впору башмаки…»

25

Мамин праздник

Сказка «Айога»

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме.

Рассматривание иллюст-раций, чтение стихотво-рения, заучивание, рас-сказывание наизусть детьми, р/и «Интона-ция»

-Упражнения на разви-тие мимики, жестов

«Ласковый    сын»

-Пальчиковая гимнас-тика «Помощники»

26

Город

 Страна

Чтение  рассказа С.А. Баруздина

 «Страна, где мы живем»

Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.  Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям.

Рассматривание иллюст-раций, чтение произве-дения, беседа по содер-жанию, д/и «Почтальон»

- Физминутка «Мы по городу шагаем»

-Пальчиковая гимнасти-ка «Крыша», «Мостик»

27

Дом, его части

Чтение сказки

«Три поросенка»

Продолжать учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать ее образный язык.  Разви-вать творческую активность в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. Воспиты-вать интерес к авторским произведениям.

Загадка, чтение сказки, беседа по содержанию, рассматривание иллюст-раций, придумывание различных вариантов продолжения сказки.

-Физминутка «Строим дом»

-Пальчиковая гимнасти-ка «Замок»

-Гимнастика для глаз

28

Квартира

Мебель

Электроприборы

Чтение стихотворения  С. Маршака

 «Откуда стол пришел?»

Обогащать знания детей о мебели, ее изготовлении. Продолжать учить эмоционально воспринимать образ-ное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особен-ностях литературных произведений (сказка, стихотво-рение, рассказ). Воспитывать познавательный интерес.

Загадки, чтение стихо-творения, беседа по со-держанию, рассматрива-ние иллюстраций, и/у «Вспомнить, в каких произведениях упомина-ются предметы мебели».

- Пальчиковая гимнасти-ка «1,2,3,4-много мебели в квартире»

- Упражнение на разви-тие мимики, жестов.

-Психогимнастика

29

Космос

Земля

Чтение  рассказа Л. Обуховой «Вижу землю»

Продолжать учить детей внимательно слушать произ-ведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоми-нать последовательность развития сюжета. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать.

Чтение, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций.

- Психогимнастика «В невесомости»

-Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями «Ждут нас быстрые ракеты»

30

Посуда

Чтение К. Чуковский «Федорино горе»

Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соот-ветствии названия текста его содержанию. Система-тизировать знания о посуде. Развивать умение инсце-нировать произведение. Воспитывать желание быть опрятным.

Беседа, чтение произве-дения, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций, инсцени-ровка отдельных эпизо-дов сказки.

-Проговаривание от-дельных строк из произ-ведения

-Упражнения на разви-тие эмоций, мимики

-Дыхательная гимнасти-ка «Пыхтящий чайник»

31

Продукты питания

Сказка

«Лиса и кувшин»

Чтение рассказа В. Драгунского

 «Тайное - становится явным»

Продолжать  учить детей понимать нравственный смысл литературного произведения, мотивированно оценивать поступки героя рассказа. Развивать внима-ние, усидчивость. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы других детей.

Чтение, беседа по содер-жанию, обсуждение пос-ловиц, сочинение деть-ми рассказа по посло-вице («Шило в мешке не утаишь»).

-Пальчиковая гимнасти-ка

-Упражнение на разви-тие мимики, жестов.

32

Весна

Заучивание стихотворения З. Александровой «Дождик»

Учить детей выразительными интонациями переда-вать любование картиной природы при чтении наи-зусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства. Закреплять умение отвечать на вопросы педагога стихотворными строчками по содержанию произведения. Развивать память, наблюдательность. Воспитывать любовь к окружаю-щей природе.

Загадка о дожде, аудио-запись «Дождь»,  выра-зительное чтение стихо-творения, вопросы, зау-чивание стихотворения детьми, д/и «Образуй слово»

-Пальчиковая гимнасти-ка «Дождик»

-Мимические упражн-ния «Покажи настрое-ние»

- Развитие общей мото-рики «Речеек»

33

Весенние праздники

День Победы

Заучивание  стихотворения Л. Некрасова

«День Победы»

Учить детей выразительно  осмысленно читать наизусть стихотворение Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художест-венному слову Воспитывать чувство патриотизма.

Беседа о празднике, рас-сматривание иллюстра-ций, чтение стихотворе-ния педагогом, вопросы по содержанию, повтор-ное чтение с установкой на заучивание, р/и «Интонация»

- П/у «Слушай команду»

- Развитие общей мото-рики «На параде»,

-Дыхательная гимнасти-ка «Надуем воздушные шарики»

34

Перелетные птицы

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Учить осмысливать и оценивать характеры пер-сонажей сказки. Развивать у детей способность к це-лостному восприятию сказки в единстве ее содержа-ния и художественной формы. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочно-го жанра.

Чтение, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций, придумы-вание каких-либо изме-нений в содержании сказки

- Упражнения на разви-тие мимики, жестов.

- Прием эмпатии

- Пальчиковая гимнас-тика «Ласточка»

35

Цветы. Насекомые

Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Продолжать знакомить детей с баснями, с их жанро-выми особенностями; подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде. Развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Рассматривание иллюст-раций сказок о труде, беседа по ним; чтение басни, вопросы по со-держанию, творческое упражнение «Что озна-чает пословица».

-Пальчиковая гимнасти-ка «Вырос красивый цветок»

- Физминутка «По дороге мы идем»

36

До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!

Итоговая литературная викторина

Закреплять и систематизировать знания детей о знакомых литературных произведениях, их особен-ностях. Развивать способность детей высказывать раз-вернутые суждения. Воспитывать интерес к художест-венной литературе.

Беседа, рассматривание иллюстраций, д/у  «От-гадай фамилию писате-ля», «Кто больше знает пословиц», «Отгадай за-гадки», «Узнай сказку»

-Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями, на развитие мимики, жестов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков

Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов  программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...

Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений

Персективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.

Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения

Перспективный план по формированию у  детей старшего дошкольного возраста на дорогах, природе,в быту....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о культурном наследии нашей Родины.

План работы по формированию чувства привязанности к семье,детскому саду, городу, стране через изобразительную деятельность и создание мини-музеев....