Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему
План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование работы по формированию у детей интереса и потребности в чтении
Неделя | Лексическая тема | Тема занятия, цель | Методические приемы | Коррекционная работа |
1 | День знаний Школа Школьные принадлежности | Чтение рассказа Л.Толстого «Филиппок» Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. | Чтение, беседа по содер-жанию, упражнение «Я начну, а вы закончите» | - Проговаривание неко-торых строк из произве-дения - Физминутка «Девочки и мальчики» -Мимические упражне-ния «Покажи настрое-ние» |
2 | Детский сад Игрушки | Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе. | Чтение, рассматривание иллюстраций к сказке, д/и «Что такое хорошо», д/у «Подбери образное слово», творческое зада-ние «Мои семь жела-ний» | - Проговаривание строк часто встречающихся в сказке (Лети, лети лепесток…) - Пальчиковая гимнасти-ка «На большом диване в ряд ..» - Развитие общей мото-рики «Подарки» |
3 | Человек Части тела | Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка» Учить детей эмоциональному восприятию произведе-ния. Развивать способность анализировать литератур-ный текст, давать оценку поступкам героев, вырази-тельно передавать диалог действующих лиц. Воспиты-вать уважение к старшим. | Беседа о пожилых людях, психогимнастика «Старушка», чтение рас-сказа, вопросы по содер-жанию | - Пальчиковая гимнасти-ка «В гости к пальчику большому» - Мимическая гимнасти-ка «Настроение» |
4 | Овощи | Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы» Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы, выражать свои мысли, отношения к произведению, обогащать словарь. Формировать у детей нравственные чувства и качества личности. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Чтение, рассматривание иллюстраций беседа по содержанию, д/и «Узнай по описанию» | - Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Урожай» - Пальчиковая гимнасти-ка «Солим капусту» |
5 | Фрукты. Ягоды | Чтение рассказа Л.Толстого «Косточка» Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. | Чтение, беседа по содер-жанию, упражнение «Я начну, а вы закончите», решение проблемных ситуаций. | - Проговаривание неко-торых строк из произве-дения -Пальчиковая гимнасти-ка «Компот» - Упражнения на согла-сование слов с движени-ями «Ежик и барабан» |
6 | Овощи. Фрукты | Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь» Учить понимать образное содержание и идею сказки , оценивать характер и поступки героев, обогащать сло-варь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. | Беседа о русских народ-ных сказках, рассматри-вание иллюстраций к сказке, выразительное чтение произведения, вопросы по содержанию, инсценирование отрыв-ков | - Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Урожай» - Пальчиковая гимнасти-ка «Солим капусту» |
7 | Осень | Заучивание стихотворения А. Ерикеева «Наступила осень» Учить детей выразительно читать наизусть стихотво-рение, передавая свое настроение. Упражнять в слово-бразовании относительных прилагательных от слова «осень». Развивать слуховую память. Воспитывать чувство прикрасного. | Загадка об осени, рас-сматривание иллюстра-ций на тему «Золотая осень», чтение стихотво-рения, вопросы по со-держанию, заучивание наизусть, рассказывание стихотворения детьми. | -Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Осенью» Н. Нищева - Пальчиковая гимнасти-ка «Вышел дождик на прогулку» Н. Нищева |
8 | Деревья | Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса» Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета; обогащать речь фразеоло-гизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологичес-кое мировоззрение, наблюдательность. | Чтение и беседа по со-держанию, рассматрива-ние иллюстраций, отга-дывание загадок, д/игры «Какой лес», «С какого дерева листочек» | -Пальчиковая гимнасти-ка «Про листочки» - Психоэтюд «Осеннее дерево» -Развитие общей мотто-рики «Ветер дует нам в лицо |
9 | Одежда. Обувь | Чтение рассказа Н. Носова «Шляпа» Учить детей замечать и использовать выразительные средства языка литературного произведения, понимать характеры и поступки героев. Развивать чувство юмора, творческое воображение. Воспитывать устойчивое внимание. | Чтение, беседа по содержанию, рассматри-вание иллюстраций, д/у «Закончи рассказ» | -Пальчиковая гимнасти-ка «Ботинки» Нищева Н. |
10 | Головные уборы | Чтение стихотворения Л. Воронковой «Маша-растеряша» Продолжать учить детей понимать шуточные стихо-творения. Развивать чувство юмора. Воспитывать опрятность, аккуратность, желание убирать за собой вещи на место. | Чтение стихотворения, беседа по содержанию, повторное чтение, д/и «Путаница» | -Проговаривание неко-торых строк из произве-дения -Пальчиковая гимнасти-ка «Посчитаем обувь» |
11 | Домашние животные | Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень» Продолжать учить осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли.Воспитывать чуткость к образному строю языка. | Беседа о творчестве Л. Толстого, чтение басни, беседа по содержанию, д/у «Объясни смысл пословицы» | - Проговаривание посло-виц -Пальчиковая гимнасти-ка «Собака», «Кошка» - Развитие общей мото-рики «Хозяюшка» |
12 | Домашние животные и их детеныши | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот – ворюга» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. | Вступительная беседа о домашних животных, чтение произведения, вопросы по его содержа-нию, д/и «Назови ласково» | Пальчиковая гимнасти-ка «Кошка» - Прием эмпатии «Го-лодный, наглый кот» |
13 | Домашние птицы | Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка» Познакомить детей с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Развивать умение отвечать на вопросы педа-гога полными, распространенными предложениями. Воспитывать любовь к народному фольклору. | Беседа, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций, вопросы по прочитанному, раз-бор образных слов и вы-ражений | -Пальчиковая гимнасти-ка «Гуси» -Упражнение на разви-тие выразительности го-лоса, мимики, жестов. |
14 | Домашние птицы и их птенцы. Сказка «Петушок и бобовое зернышко» | Чтение (с элементами драматизации) русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Развивать у детей способность к целостному воспри-ятию сказки в единстве ее содержания и художест-венной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Упражнять в умении передавать диалог сказочных персонажей. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Рассказывание сказки, рассматривание иллюст-раций, вопросы по со-держанию, драматиза-ция сказки с помощью кукол бибабо | - Психогимнастика (имитация повадок до-машних птиц) |
15 | Зима | Заучивание И. Сурикова «Зима» Продолжать учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы замечать изобразительно-выразительные средства, составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок». Развивать эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать поэтический слух. | Чтение стихотворения, беседа по содержанию, заучивание, чтение наи-зусть детьми | - Развитие общей мотори- ки «Снежная баба» -Развитие дыхания «Вью-га» |
16 | Зимующие птицы | Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особен-ностями басни, учить понимать аллегорию, ее обоб-щенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства худо-жественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту. | Беседа о творчестве И.А. Крылова, рассматрива-ние портрета, чтение басни, беседа по содер-жанию. | -Мини-этюды (на разви-тие мимики, жестов, пантомимики и диалоги-ческой речи) |
17 | Новый год. Зимние забавы | Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | Беседа о праздновании Нового года, упражне-ние «Скажи по-друго-му», чтение рассказа, беседа по содержанию, д/у «Объясни смысл пос-ловицы», «Я начну, а вы закончите». | -Проговаривание посло-виц - Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями «Снежная баба» -Мимические упражне-ния «Покажем настрое-ние» |
18 | Дикие животные наших лесов Сказка «Лиса и козел» | Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Про зайца – длинные уши…» Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров. Упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов. Воспи-тывать стремление к точному словоупотреблению. | Беседа о сказках, где ге-рой заяц; д/игры: «Назо-ви ласково», «Скажи по-другому», «На что похо-же?», чтение сказки, беседа по содержанию | - Развитие общей мотори-ки «На водопой» - Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» |
19 | Дикие животные Юга и Севера | Чтение рассказа Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. | Беседа о диких живот-ных юга, чтение адапти-рованного текста, беседа по содержанию, д/у «Ск-жи по-другому», «Закон-чи предложение». | -Пальчиковая гимнасти-ка «Где обедал воро-бей?» - Физминутка «Жираф» |
20 | Профессии | Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Расширять представления детей о профессиях взрос-лых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать умение слушать. | Чтение, беседа по содержанию, рассматри-вание иллюстраций, д/и «Кому что нужно для работы?» | - Пальчиковая гимнасти-ка «Повар готовил обед» - Развитие общей мото-рики «Шоферы» |
21 | Инструменты | Знакомство с малыеми фольклорными формами Продолжать знакомить детей с малыми фольк-лорными формами: пословицами, поговорками, скоро-говорками. Учить воспроизводить образные выраже-ния, понимать переносное значение слов и словосоче-таний. Развивать умение придумывать загадки. Воспи-тывать интерес к устному народному творчеству. | Рассматривание иллюст-раций, д/и «Наши помощники», «Отгадай загадку и придумай свою» | -Проговаривание скоро-говорок с разным тем-пом речи и интонацией -Пальчиковая гимнасти-ка «Строим дом» -Развитие общей мото-рики «Пила» |
22 | Транспорт | Чтение рассказа Е. Ильина «Машины на нашей улице» Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литератур-ного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города. | Беседа о транспорте, правилах ДД, чтение произведения, вопросы по содержанию, рас-сматривание иллюстра-ций с опасными ситуа-циями. | - Пальчиковая гимнасти-ка «В гости» - Гимнастика для глаз - Физминутка «Шофер» |
23 | День защитника Отечества | Заучивание Е. Благинина «Шинель» Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Воспитывать уважение и благо-дарность к людям, защищающим Родину. | Рассматривание иллюст-раций, чтение стихотво-рения, заучивание, рас-сказывание наизусть де-тьми, д/и «Какие защит-ники?» | -Развитие общей мото-рики «На параде» -Дыхательная гимнасти-ка «Надуем воздушные шарики» |
24 | Семья | Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, компо-зиционных, языковых особенностях русской сказки. Развивать поэтический слух: умение слышать и выде-лять в тексте выразительные средства. Воспитывать любовь к народному фольклору. | Рассказывание, вопросы по содержанию, рас-сматривание иллюстра-ций. | -Проговаривание неко-торых строк из сказки -Пальчиковая гимнасти-ка «Семейка» - Физминутка «Брату впору башмаки…» |
25 | Мамин праздник Сказка «Айога» | Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. | Рассматривание иллюст-раций, чтение стихотво-рения, заучивание, рас-сказывание наизусть детьми, р/и «Интона-ция» | -Упражнения на разви-тие мимики, жестов «Ласковый сын» -Пальчиковая гимнас-тика «Помощники» |
26 | Город Страна | Чтение рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям. | Рассматривание иллюст-раций, чтение произве-дения, беседа по содер-жанию, д/и «Почтальон» | - Физминутка «Мы по городу шагаем» -Пальчиковая гимнасти-ка «Крыша», «Мостик» |
27 | Дом, его части | Чтение сказки «Три поросенка» Продолжать учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать ее образный язык. Разви-вать творческую активность в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. Воспиты-вать интерес к авторским произведениям. | Загадка, чтение сказки, беседа по содержанию, рассматривание иллюст-раций, придумывание различных вариантов продолжения сказки. | -Физминутка «Строим дом» -Пальчиковая гимнасти-ка «Замок» -Гимнастика для глаз |
28 | Квартира Мебель Электроприборы | Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел?» Обогащать знания детей о мебели, ее изготовлении. Продолжать учить эмоционально воспринимать образ-ное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особен-ностях литературных произведений (сказка, стихотво-рение, рассказ). Воспитывать познавательный интерес. | Загадки, чтение стихо-творения, беседа по со-держанию, рассматрива-ние иллюстраций, и/у «Вспомнить, в каких произведениях упомина-ются предметы мебели». | - Пальчиковая гимнасти-ка «1,2,3,4-много мебели в квартире» - Упражнение на разви-тие мимики, жестов. -Психогимнастика |
29 | Космос Земля | Чтение рассказа Л. Обуховой «Вижу землю» Продолжать учить детей внимательно слушать произ-ведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоми-нать последовательность развития сюжета. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать. | Чтение, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций. | - Психогимнастика «В невесомости» -Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями «Ждут нас быстрые ракеты» |
30 | Посуда | Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соот-ветствии названия текста его содержанию. Система-тизировать знания о посуде. Развивать умение инсце-нировать произведение. Воспитывать желание быть опрятным. | Беседа, чтение произве-дения, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций, инсцени-ровка отдельных эпизо-дов сказки. | -Проговаривание от-дельных строк из произ-ведения -Упражнения на разви-тие эмоций, мимики -Дыхательная гимнасти-ка «Пыхтящий чайник» |
31 | Продукты питания Сказка «Лиса и кувшин» | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное - становится явным» Продолжать учить детей понимать нравственный смысл литературного произведения, мотивированно оценивать поступки героя рассказа. Развивать внима-ние, усидчивость. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы других детей. | Чтение, беседа по содер-жанию, обсуждение пос-ловиц, сочинение деть-ми рассказа по посло-вице («Шило в мешке не утаишь»). | -Пальчиковая гимнасти-ка -Упражнение на разви-тие мимики, жестов. |
32 | Весна | Заучивание стихотворения З. Александровой «Дождик» Учить детей выразительными интонациями переда-вать любование картиной природы при чтении наи-зусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства. Закреплять умение отвечать на вопросы педагога стихотворными строчками по содержанию произведения. Развивать память, наблюдательность. Воспитывать любовь к окружаю-щей природе. | Загадка о дожде, аудио-запись «Дождь», выра-зительное чтение стихо-творения, вопросы, зау-чивание стихотворения детьми, д/и «Образуй слово» | -Пальчиковая гимнасти-ка «Дождик» -Мимические упражн-ния «Покажи настрое-ние» - Развитие общей мото-рики «Речеек» |
33 | Весенние праздники День Победы | Заучивание стихотворения Л. Некрасова «День Победы» Учить детей выразительно осмысленно читать наизусть стихотворение Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художест-венному слову Воспитывать чувство патриотизма. | Беседа о празднике, рас-сматривание иллюстра-ций, чтение стихотворе-ния педагогом, вопросы по содержанию, повтор-ное чтение с установкой на заучивание, р/и «Интонация» | - П/у «Слушай команду» - Развитие общей мото-рики «На параде», -Дыхательная гимнасти-ка «Надуем воздушные шарики» |
34 | Перелетные птицы | Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» Учить осмысливать и оценивать характеры пер-сонажей сказки. Развивать у детей способность к це-лостному восприятию сказки в единстве ее содержа-ния и художественной формы. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочно-го жанра. | Чтение, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций, придумы-вание каких-либо изме-нений в содержании сказки | - Упражнения на разви-тие мимики, жестов. - Прием эмпатии - Пальчиковая гимнас-тика «Ласточка» |
35 | Цветы. Насекомые | Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» Продолжать знакомить детей с баснями, с их жанро-выми особенностями; подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде. Развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. | Рассматривание иллюст-раций сказок о труде, беседа по ним; чтение басни, вопросы по со-держанию, творческое упражнение «Что озна-чает пословица». | -Пальчиковая гимнасти-ка «Вырос красивый цветок» - Физминутка «По дороге мы идем» |
36 | До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа! | Итоговая литературная викторина Закреплять и систематизировать знания детей о знакомых литературных произведениях, их особен-ностях. Развивать способность детей высказывать раз-вернутые суждения. Воспитывать интерес к художест-венной литературе. | Беседа, рассматривание иллюстраций, д/у «От-гадай фамилию писате-ля», «Кто больше знает пословиц», «Отгадай за-гадки», «Узнай сказку» | -Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями, на развитие мимики, жестов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения
Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков
Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...
Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений
Персективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.
Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование безопасного поведения детей 5-6 лет на дорогах»
перспективный план работы по ПДД...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста на дорогах, природе,в быту....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о культурном наследии нашей Родины.
План работы по формированию чувства привязанности к семье,детскому саду, городу, стране через изобразительную деятельность и создание мини-музеев....