Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми и родителями
по теме
«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Таблица 1
Месяц | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Подбор методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | -Беседа «Дать представление детям, что человек состоит из разнообразных клеток!» (презентация). Интерактивная беседа по формированию основ ЗОЖ «Человек состоит из разнообразных клеток» -Рисование на тему «Мы состоим из клеток» | -Консультация «Здоровый образ жизни семьи - залог успеха в жизни!» -Консультация «Роль родителей в физическом воспитании ребенка» | Е.Ю.Ковалева «Неболейка», 2001г. РППС: оформление центра в группе «Обо мне и для меня»; -Пополнение картотеки пальчиковых игр по теме ЗОЖ |
Октябрь | -Интерактивная беседа «Знакомство детей со скелетом человека и костями». -Показ презентации «Какие обстоятельства приводят к перелому костей». -Д/игра «Угадай и назови эмоцию» -Пальчиковая гимнастика «Тело» | -Консультация Красивая осанка"" | Антропова М. В. «Гигиена детей и подростков». М.: Медицина, 1982. – 335с. РППС: Оформление фотоальбома «Юные спортсмены» |
Ноябрь | -Беседа «Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья». -Презентация «Знакомство детей с мышцами человека». -Рассматривание детской энциклопедии «Мое тело». Игра-импровизация: «Что умеет твое тело?». -Лепка «Веселые человечки» | -Консультация «В здоровой семье – здоровые дети» -Рекомендации для родителей "Как одевать ребенка на прогулку" - Привлечь родителей к изготовлению с детьми поделки «Мой человечек» | Береснёва З.И. «Программа оздоровления детей в ДОУ "Здоровый малыш". М. Творческий Центр Сфера, 2005г. -31с. РППС: -Оформление дидактической игры «Что не так». -Оформление дидактической игры «Спортсмен и лентяй» |
Декабрь | -Беседа «Правильное питание -залог здоровья». -Рассматривание плаката «Органы пищеварения». -Пальчиковая гимнастика «Продукты питания». -Чтение рассказа «Интересный разговор» Н.Ю. Чуприна | -Консультация «Организация отдыха родителей и детей в зимнее время на свежем воздухе». Папка-передвижка «Питание детей дошкольного возраста» | Е.Ю.Ковалева» Неболейка», 2001г. РППС: Оформление дидактического пособия «Внутренние органы человека» |
Январь | -Интерактивная беседа «Знания детей о работе пищеварительного тракта» -Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Знайка» - «Знакомство детей с витаминами А,В,С.» -Самомассаж «Ручки, ножки, глазоньки» | -Оформление слайдовой презентации на тему «Зимние забавы на прогулке» - Буклет: «Основные заповеди «здоровой семьи» | -Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. - 2005. - №4. С.61-65 РППС: Пополнение центра «Обо мне и для меня дидактической игрой «Витаминка». -Оформление картотеки самомассажа для детей |
Февраль | -Рассматривание иллюстраций "Какие бывают привычки" -Интерактивная беседа «Знакомство детей с системой кровообращения человека» (презентация) -Самомассаж «Чтобы не скучать от скуки» | -Консультация «Как привить хорошие привычки». -Фотовыставка "Как мы укрепляем здоровье" | -Яковлева Т.С. Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г. - 136с. РППС: -Оформление картотеки игр и упражнений для профилактики плоскостопия и красивой осанки у детей у детей. |
Март | Сюжетно – ролевая игра "Учимся с детьми оказывать первую помощь при ушибах, ссадинах и порезах. -Беседа "Домашняя аптечка" (презентация) -Дыхательная гимнастика «Качели», «Жук», « Ворона» | -Консультация "Осторожно гололед, сосульки " -Папка-передвижка « Компьютер «За» и «Против» | -Каралашвили Е. Упражнения для оздоравления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание №6, 2002 г. РППС: Пополнение картотеки "Дыхательные гимнастика для детей подготовительной группы" |
Апрель | -Интерактивная беседа "Знакомство с работой почек и сердцем" -Самомассаж «Дождик», «Наши ушки» Пальчиковая гимнастика « Дружная семейка» | Оформление стенгазеты "Заботимся с детьми о нашем здоровье" | - Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М. Просвещение, 1996 г. РППС: -Оформление картотеки "Гимнастика для глаз" для детей подготовительной группы |
Май | -Интерактивная беседа ( презентация « Работа головного мозга -Дыхательная гимнастика « Надувайся шарик», «Колеса» -Пальчиковая гимнастика «Мальчики и девочки », « Наша Семья» Итоговая викторина "Все о нас" | Консультация "Отдых летом" -Памятка для родителей "Игры нашего двора" -Слайдовая презентация (отчет) "Что я знаю о себе" | -Пукинская М., Рунова М. Активный отдых дошкольников. // Дошкольное воспитание, №12, 2001 г. |
Перспективный план по здоровьесберегающим технологиям
Подготовительная группа
Таблица 2
Месяцы | Неделя | Виды оздоровительно – профилактической работы | Комплекс упражнений |
СЕНТЯБРЬ | I | Дыхательные упражнения | Вырастим большими. На счет раз, два - подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, оттянуться – глубокий вдох через нос.На счет три, четыре – руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед – усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз. Дровосек. И.п. – широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. Раз – поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. Два – наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. Три – и.п. повторить 7-8 раз в медленном темпе. Гуси шипят. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки, на пояс. Раз, два, три, четыре – наклониться вперед, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: Ш-Ш-Ш-Ш. повторить 4-5 раз в медленном темпе. Косарь. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произнести: Ж-У-Х! Ж-У-Х! повторить 7-8 раз в среднем темпе. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнения с мешочками на голове (100г).
| |
ОКТЯБРЬ | I | Дыхательные упражнения | Пилим дрова. (Выполнять парами) Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая, и разгибая руки в локтях, имитировать движения рук пилку дров, при этом произносить: Ж-Ж-Ж-Ж. повторять в течение 35- 40 секунд в медленном темпе. Подуй на свечку. Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет раз, два, сделать глубокий вдох через нос и рот; три, четыре – продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3-4 раза. Паровоз. Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука, отходящего или останавливающего поезда: Ч-у-х! Ч-у-х! повторять в течение 35-40 секунд. Надуй шар. Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет раз, два - сделать глубокий вдох через рот. На счет три, четыре – усиленный выдох через рот, имитируя движения рук увеличивающийся шар. Повторять 3-4 раза в медленном темпе. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | (повторить комплекс) Упражнения с мешочками на голове (100г).
| |
НОЯБРЬ НОЯБРЬ | I | Дыхательные упражнения | «Греем наши ручки». Соединить ладони и потереть ими до нагрева. «Проверяем носик». Нажимая указательным пальцем точку под носом. «Лепим ушки». Указательным и большим пальцем «лепим» ушки. «Правая ноздря, левая ноздря». Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем. «Сдуваем листок». Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнения с мешочками на голове (100г).
| |
ДЕКАБРЬ | I | Дыхательные упражнения | Навыки носового дыхания
|
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки |
| |
ЯНВАРЬ | I | Дыхательные упражнения | Смешанное дыхание. «Трубач». Стоя, сжать кисти рук в трубочку, поднять руки вверх – на медленном выдохе произнести «п – ф –ф –ф», по окончании – вдох. Повторить 3 раз. «Каланча». Стоя, руки раздвинуты – вдох, опуская руки, произносить звук (с-с-с). Повторить 3 раза. «Дровосек». Стоя, руки над головой сложены в «замке» - вдох. На выдохе наклон вперед со звуками (ух – х - х), как бы имитируется удар топором. Повторить 3 раза. «Свисток». Сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох, выдыхать со звуком (у – у – у). Повторить 3 раза. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж |
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнения с гимнастической палкой.
| |
ФЕВРАЛЬ | I | Дыхательные упражнения | «Часики». И.п. – о.с.: ноги в узкой стойке, руки опущены. Делая махи прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так». «Шар лопнул». И.п. – о.с : ноги в узкой стойке, руки опущены. Развести руки в стороны (вдох). Хлопок перед собой – выдох на звуке (ш – ш – ш). «Петух». И.п. – о.с.: ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произносить «ку – ка – ре – ку». «Вырасти большой». И.п. – о.с.: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю ступню – выдох на звуках (ух – х – х). |
II | Упражнения для глаз | Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
| |
III | Самомассаж | Самомассаж мышц языка.
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнение с мешочком.
| |
МАРТ | I | Дыхательные упражнения | «Маятник». И. п. – о.с.: ноги в широкой стойке, руки за спиной. Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться – вдох. «Гуси». И. п. – о.с.: ноги в широкой стойке, руки опущены. Наклон вперед, отвести руку назад – выдох на звуке (ш – ш – ш – ш). Выпрямиться (вдох). «Регулировщик». И.п. – о.с.: ноги в широкой стойке, одна рука поднята верх, другая – в сторону. Поменять положение рук резким движениям (вдох). Снова поменять положение рук (выдох). «Семафор». И.п.: сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить, выдох на звуке (с – с – с– с). |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж | Самомассаж ушных раковин.
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнение с мешочком.
| |
АПРЕЛЬ | I | Дыхательные упражнения | «Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги на звуке (ф - ф – ф– ф). «Цветок распускается». И.п. – о.с.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, потянуть руки вверх и в стороны - вдох (цветок раскрывается), вернуться в и.п. (выдох). Медленно. Повторить 4-6 раз. «Лес шумит». И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо (вдох), вернуться в и.п. (выдох), то же влево. Повторить 5-6 раз. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх. «Поднимем выше груз». И.п. – о.с.: руки опущены, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз. |
II | Упражнения для глаз |
(Такую гимнастику для глаз можно представить малышу в виде игры уже в два года). | |
III | Самомассаж | Массаж головы.
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | Упражнение с мешочком.
| |
МАЙ | I | Дыхательные упражнения | «Травушка колышется». И.п. – о.с.: руки опущены. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями (вдох), опустить руки вниз (выдох). Повторить 4-5 раз. «Травушка растет». И.п.: стоя на коленях, пуки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево (вдох), опустить руки на плечи (выдох). Повторить 3-5 раз. «Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад, - вдох (грибок вырос). Повторить 6- 8 раз. «Насос». И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п., то же влево. Повторить 4-5 раз в каждую сторону. |
II | Упражнения для глаз |
| |
III | Самомассаж | Самомассаж «Маленькие волшебники».
| |
IV | Упражнения для формирования осанки | (Повторить комплекс за март) Упражнение с мешочком.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: « Формирование основ здорового образа жизни у детей 5-7 лет» не вызывает сомнений. Эпиграфом данной работы хотелось бы выбрать слова В.А. Сухомлинского : « Я не боюсь ещ...
Доклад по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.Эти назревшие проблемы послужили достаточным основа...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
План работы по самообразованию «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех...
План работы по самообразованию. Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и у...