Зима,зимние забавы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Токарева Татьяна Васильевна
Тема: «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Цель: уточнить знания детей о зиме и зимних забавах; Задачи: Образовательные: активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; Развивающие: развивать наблюдательность, активность, внимание; Воспитательные: воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_zima_zimnie_zabavy_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия (окружающий мир)

Тема: «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Цель: уточнить знания детей о зиме и зимних забавах;
Задачи:
Образовательные: активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
Развивающие: развивать наблюдательность, активность, внимание;
Воспитательные: воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Наблюдения за погодой, за признаками зимы; беседы, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение рассказов и стихотворений о зиме, зимние игры..

Материалы и оборудование: картинно-графический план; фланелеграф; шнуровка «снежинка», конверты для игры «кто быстрее?»; цветные заготовки для изготовления кормушек (оригами); музыкальное произведение А. Вивальди «времена года» (зима); кукла со сменной одеждой; фигурки животных и птиц, хвойных и лиственных деревьев, небо, солнце, сугробы на липучке. https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2021/01/vivaldi_-_vremena_goda_-_vesna.mp3

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.            (зима)

(Дети угадывают загадку)

Воспитатель: сегодня мы с вами будем продолжать говорить о зиме и зимних забавах.

  - А кто из вас назовет сколько зимних месяцев? (Дети отвечают: три зимних месяца)

- А вы сможете назвать зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Молодцы, а теперь мне назовите самый первый зимний месяц. Про него еще говорят: году конец, а зиме – начало? (дети отвечают: это декабрь)

- А второй зимний месяц называется. . . . . (дети хором отвечают: январь)

- И третий, самый последний и холодный месяц? (дети называют: февраль)

- Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц? (дети называют месяц)

2. Работа по картинно-графическому плану.

(вывешивается картинно-графический план на магнитной доске)

На картинно-графическом плане изображены картинки в той последовательности, которая указана на схеме(см. ниже)

Небо

Солнце

Деревья

День/Ночь (сутки)

Звери/птицы

Люди/одежда

(На фланелеграфе прикрепляется панно: ковролин голубого цвета, а на столе раскладываются атрибуты: фигурки животных, небо, солнце, сугробы, деревья хвойные и лиственные на липучке

Составляя рассказ по картинно-графическому плану, ребенок подходит к столу, рассказывает и прикрепляет фигурку к голубому полотну. Если ребенок затрудняется или забыл, то другие дети ему помогают).

- Небо (какое? серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)

-Солнце (светит. Но не греет, оно прохладное).

-Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

- Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

- Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).

- День становится чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.

- Животные (медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Заяц бегает в белой шубке. Он меняет шкурку для того, чтобы его не было видно на белом снегу. По лесу ходит голодный волк и лиса. Они очень злые. Белочка сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды и грибы).

- Люди надели теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки), дети катаются на лыжах, санках, коньках.

- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

- Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

- Сугробы (снежные, глубокие, высокие).

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (Дети отвечают:  да, знаем)

  • В зимний холод всякий молод.
  • Что летом родится, зимой пригодится.
  • Зима не лето – в шубу одета.
  • Зима без снега – лето без хлеба.
  • Мороз не велик, а стоять не велит.
  • Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
  • Много снега – много хлеба.
  • Много снега на полях – много хлеба в закромах.

Воспитатель: молодцы ребята. Посмотрите на наш зимний пейзаж, вам он нравится? (Дети отвечают: Да, нравится).

Воспитатель: А чего в картине не хватает? Посмотрите внимательно.  (В картине не хватает сугробов, ведь зима и много снега).

Воспитатель: правильно, сугробов не хватает. Ведь столько снега намело. Кто из вас прикрепит сугробы? (ребенок встает и прикрепляет сугробы к полотну)

Воспитатель: Выпал снег во дворе. Ребята давайте с вами выйдем во двор и слепим снежок. (дети встают в кружок и начинают выполнять пальчиковую гимнастику).

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре                                Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили                «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень                        Показывают круг, сжимают ладони вместе,

     гладкий                         гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий                Грозят пальчиком.

Раз – подбросим                                Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем                                Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним                                        Встают, роняют воображаемый снежок.

И. . . . . сломаем!                                Топчат воображаемый снежок ногами.

Воспитатель: Какой мы с вами снежок слепили. Давайте представим, что мы этот снежок взяли в ручки. Какой этот снежок на ощупь?

(Дети отвечают: снежок мягкий, гладкий, холодный, липкий, белый, хрустящий, твердый, пушистый)

Воспитатель: Ребята, а что будет если нам на ладошку снежинка упадет? (Дети отвечают: Она растает и превратится в капельку воды).

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему снежинка превратится в капельку воды? (Дети: потому, что снежинка состоит из воды. Когда на улице морозно, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает).

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. А вы знаете почему снег хрустит?

(Дети: да, знаем, потому, что снег состоит из снежинок, а снежинки состоят из маленьких кристалликов. Когда мы наступаем на снег, хрусталики ломаются и издают хруст).

         Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про зиму. А вы рассматривали снежинки? Они такие все разные, ни одна снежинка не похожа друг на друга. Но если снежинка попадает нам на ладошку, она быстро растает.

        - А вы хотите сделать себе такие снежинки, только которые не растают даже в самый жаркий день? (Дети: да, очень)

        Воспитатель: Тогда давайте пройдем к своим местам и я покажу вам как сделать такие снежинки. (Дети проходят на свои места и воспитатель показывает ребятам как изготавливать снежинку. Дети под музыку выполняют шнуровку «снежинка»)

        Воспитатель: Какие у вас снежинки получились. Вам нравятся снежинки? (Дети: да, очень нравятся).

        Воспитатель: А теперь давайте подойдем к нашему зимнему пейзажу и прикрепим снежинки к картинке. (Дети прикрепляют снежинки к ковролину).

        Воспитатель: Дети, вам нравится зима?(Дети: да, нравится). А какие зимние забавы вы знаете?(Дети начинают рассказывать о том, какие зимние забавы и развлечения они знают).

        Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем в одну зимнюю забаву – слепим снеговика (Дети становятся в круг).

4. Физминутка «СНЕГОВИК»

Давай дружок, смелей дружок        Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой

Кати по снегу свой снежок                                                снежный ком.

Он превратился в снежный ком        Остановились, «рисуют» двумя руками круг

И станет ком снеговиком.                 «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла                        показывают руками на лице улыбку и улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла,                 показывают 2 глаза, прикрывают голову ладошкой

                                                                показывают нос, встают прямо и держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка -                 Медленно приседают.

Увы! И нет снеговика!                Пожимают плечами, разводят руками.

Воспитатель: Как жаль, если такой веселый и красивый снеговик растает на солнышке. А вы, ребята, хотите сделать снеговика не из снега, чтобы но никогда не растаял? (Дети отвечают: да, хотим)

 Тогда давайте пройдем на свои места и поиграем в игру «Кто быстрее».

(Дети проходят и садятся на свои места)

5. Складывание снеговика. Игра «Кто быстрее?» (развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики)

Воспитатель: Ребята, давайте вместе посчитаем:

                  Раз, два, три – начало игры!

(Дети под музыку начинают собирать снеговика из частей. Кто первый собрал снеговика, поднимает руку. Воспитатель помогает ребенку, который немного затрудняется и подбадривает остальных. )

Воспитатель: Какие у вас красивые снеговики получились. Посмотрите них. Какого цвета туловище снеговиков? (Туловище у них белое)

- А ведерки какого цвета? (Ведерки зеленого цвета).

- Посмотрите на его глазки, какого они цвета? (Глазки у снеговика черные)

- а на что похожи они? (Глазки похожи на угольки)

        

Воспитатель: Такие снеговики точно никогда не растают. Вам понравилось собирать снеговиков? (Дети отвечают)

        - Вам нравится зима? (Дети отвечают: да)

        - А зимние забавы любите? (Дети: да, любим!)

        -Тогда давайте встанем в круг и покажем как мы любим зимушку-зиму.  

6. Хоровод «Зимушка-зима»

(Дети вместе с воспитателем встают в хоровод, звучит мелодия и дети поют хороводную песню «Зимушка-зима». )

7. Воспитательный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: А теперь послушайте ребята стихотворение А. Яшина

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Столько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло!

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птичкам зимой? (Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).

Воспитатель: А кто знает, как сделать кормушку? (Ребенок говорит: Я знаю как помочь птичкам, можно для них сделать кормушку и начинает рассказывать стихотворение А. Чепурова:

Трудно птицам зимовать

Надо птицам помогать

Распилить я пополам

Досочку еловую

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую

Прилетают птицы в сад

Посидят, поговорят.

Им бояться нечего

Пусть мороз трещит сердито

Их столовая открыта

От утра до вечера.

Воспитатель: Какой молодец. Но мы не будем делать деревянную кормушку. А сделаем кормушку из бумаги. А кормушки будут у всех разные, разноцветные, и нашим птичкам точно понравятся такие кормушки.  

Воспитатель: Давайте я вам покажу как изготовить такие кормушки.  (Дети садятся на свои места и воспитатель показывает им технологию изготовления кормушки в технике «оригами». Звучит мелодия)

Воспитатель: Поднимите свои кормушки вверх, вам нравятся кормушки? Ну а птичкам они точно понравятся, давайте покормим наших птичек (воспитатель насыпает корм в кормушку и дети вместе с воспитателем уходят кормить птиц)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе "Зима.Зимние забавы"

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе по теме "Зима.Зимние забавы" включает в себя различные виды деятельности.При проведении занятия решаются следующие программные задачи:...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Зима. Зимние забавы"

Мероприятие проходит в форме  диалогически проблемной  игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

Зима. Зимние забавы и зимние виды спорта.

Вашему вниманию представлены две презентации, которые помогут Вам организовать занятия по окружающему миру, закрепить признаки зимы, пополнить и активизировать словарный запас детей. Можно презентацию...

Календарное планирование на две недели на темы: "Зима.Зимние забавы","Зимушка-зима,в гости к нам пришла" 2мл.гр.2017-2018уч.г

Календарное планирование на две недели по ФГОС с целями и задачами,индивидуальной работой....

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...

«Зима. Зимние приметы,забавы»

Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.Формировать логическое мышление, сообразитель...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам: "Зима. Зимние забавы. Новый год. Зимующие птицы" для детей дошкольного возраста

В картотеке подобраны пальчиковые игры по лексическим темам для детей дошкольного возраста. Развивать мелкую моторику пальцев рук....