Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Маленькие исследователи» для детей 3-4лет.
проект по окружающему миру (младшая группа)
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным способствует развитию у него важнейших операций мышления. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ml_g._malenkie_issledovat.docx | 73.52 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе
«Маленькие исследователи» для детей 3-4лет.
Воспитатель Халимова Н.Ф.
Пгт Стройкерамика 2024г
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе
«Маленькие исследователи» для детей 3-4лет.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным способствует развитию у него важнейших операций мышления. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы.
Паспорт проекта.
Тип проекта: опытно – экспериментальный групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный с 15.09.-11.11.2024г.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели данной группы, родители.
Актуальность темы, определение проблемы:
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения.
Цель проекта.
Формировать и расширять представления у детей об объектах окружающего мира через практические действия.
Задачи проекта:
- Расширять представления о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы; Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Формировать способность самостоятельного исследования предметов, умение использовать приборы в исследованиях (лупы, воронки, губки и т.д.)
- Развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие, внимание, память.
- Активно развивать речевую деятельность, пополнять словарный запас.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность
- Развивать самоконтроль и саморегуляцию, умение следовать поручениям взрослого.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
∙ расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
∙ развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
∙ сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций,
∙ обогатить предметно – развивающую среду в группе;
∙ качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Продукт проекта:
Картотеки опытов. Изготовление д/и «Юные исследователи», 3Д альбома «Путешествие Капельки»
Фотовыставка для родителей «Экспериментальные выходные».
Открытое мероприятие в ноябре «Тучка и капельки»
Презентация проекта:
Просмотр презентации проекта «Маленькие исследователи».
План реализации проекта в младшей группе «Маленькие исследователи».
Подготовительный этап проекта.
Сроки: (15.09 -30.09. 24)
Задачи | Формы работы |
Разработка плана реализации проекта. Постановка цели и задач проекта. Определение актуальности и значимости проекта. Вызвать интерес к решению поставленной задачи. | «Праздники в моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», рассказ детей о братьях и сестрах, рассказы о маме и папе. Подбор литературы, материала для экспериментирования, дидактических игр по экологии, оформление уголка «Мини лаборатория» в группе, наблюдение в природе на прогулке. |
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте. Совершенствовать навыки общения с детьми. | Анкетирование родителей. Консультации, памятки. Совместная опытно – экспериментальная деятельность детей и родителей дома. |
Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта. | Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами. |
Исследовательский (основной) этап проекта.
Сроки: (01.10 – 30.10.24)
Перспективно-тематическое планирование проекта
Вид деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Познавательно-исследовательская | Беседы на тему: «Вода – чудо природы», «Замок из песка », «Бумага, ее качества и свойства». Ситуационная беседа по вопросам «Кому нужна вода» Игры – опыты: «Игры с соломинкой, «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену», «Игра с пёрышком». Наблюдение за ветром, за движением туч, облаков, сбор и рассматривание семян разных растений. Экспериментирование: «Воздух под водой». «Лёгкий - тяжелый». «Как листики летают по ветру», «Красящие вещества фруктов», «Исследование свойств соли и сахара» Тематическая прогулка «У солнышка в гостях», | Папка-передвижка: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». Памятки для родителей:«Детское экспериментирование», «Что можно, что нельзя»,Консультация для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования вдомашних условиях»,«Экспериментируем играя» |
Игровая | Дидактические игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Узнай звук». Обыгрывание сюжетов: «Напоим гостей чаем», «Пейте куклы вкусный сок». Игра-ситуация «Солнечные зайчики», «Игры с воздушным шариком» «Пирожки для Машеньки». Игра-забава с мыльными пузырями. «Пускание мыльных пузырей» «Игры с губкой». Игры с вертушками. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки». | Мастер- класс: «Демонстрация занимательных опытов» воспитателями и родителями» Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье» |
Трудовая | Моделирование ситуации «Маленькие помощники» После экспериментальной деятельности необходимо уделить внимание и воспитательным моментам - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом). | Наблюдение за трудом взрослых в семье. Цель: Формировать представления о трудовых действиях, используемых инструментах, значимости результатов труда. |
Продуктивная | Рисование: «Сердитая тучка», «За окошком листопад» Лепка из бросового материала «Маленький ёжик» Аппликация: «Красивые чашки для волшебницы-воды»
| Фотоотчет от родителей: «Экспериментальные выходные». Рассматривание объектов живой и неживой природы на прогулках с детьми. |
Чтение (восприятие художественной литературы) | Сказки: «Как вода гулять отправилась» «Сказка о камешке» «Почему кораблики не плывут», «Путешествие капельки» Чтение потешки «Водичка- водичка», Радуга-дуга», «Солнышко» , «Дождик». Стихотворения: Отрывок из сказки АС Пушкина «Ветер по морю гуляет…»«Ветер, ветер, ты могуч», Г. Бойко «Солнышко» Отгадывание загадок. | Заучивание дома стихов, потешек по теме. |
Музыкальная | «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик). Игры на музыкальных инструментах : на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо). Музыкальная игра: «Солнышко и дождик», «Найди по звуку» | |
Коммуникативная | Беседы, обсуждения, рассматривание картин, иллюстраций, наглядного материала. Отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика Физминутки
| Консультация «Играя, познаем». |
Двигательная | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч», «Что спрятано?» |
Заключительный этап проекта.
Сроки: (01.11-11.11.24 )
Мероприятия | Ожидаемый результат |
Педагогическое наблюдение за дошкольниками в процессе игр с целью определения знаний по теме проекта. | Выявление уровня знаний по теме проекта. |
Анализ результатов диагностики дошкольников. | Подтверждение актуальности реализации данного проекта. |
Выставка совместных работ детей и родителей «Экспериментальные выходные». Фотовыставка «В садике мы не скучаем – опыты мы вместе ставим!»» | Презентация результатов проекта. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. |
Просмотр презентации: «Маленькие исследователи». | Обобщение опыта работы. |
Тематическое мероприятие: НОД «Тучка и капельки» | Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. |
Вывод
Обобщая результат педагогического проекта «Маленькие исследователи» можно сделать вывод:
- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
- У дошкольников появился интерес к данной теме.
- Расширились и углубились знания и представления детей об окружающем мире.
- Развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- Обогащена предметно – развивающая среда в группе.
- У родителей появился интерес к образовательному процессу, развито, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Приложение к проекту.
Опыты:
«Узнаем, какая вода»
Цель. Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
Материалы и оборудование. Три одинаковые емкости , закрытые крышками : одна пустая, вторая заполнена под самую крышку, с чистой водой, третья- с водой, окрашенная жидким красителем (фиточай) и с добавлением ароматизаторов (ванильным сахаром); стаканчики для детей, сахар, ложки.
Ход. Педагог показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две тяжелые, в одной из тяжелых емкостей- окрашенная жидкость. Затем емкости открывают и дети убеждаются, что в первой ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчиков.
Результат. Вода переливается из одного сосуда в другой, то есть льется. Вода прозрачная на вид.
Вывод. Вода прозрачная , без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
«У воды нет вкуса и запаха»
Цель. Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха.
Материалы и оборудование. Две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с соком; стаканчики для детей.
Ход. Педагог предлагает детям выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус. Дает попробовать для сравнения сок. Объясняет, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое чувство, говорит: «Какая вкусная вода!», хот на самом деле вкуса не ощущает. Морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Ее человек пить не может.
Педагог предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Если дети ответят, что пахнет, пусть понюхают еще, пока не убедятся, что запаха нет. Педагог отмечает, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Результат. Дети сравнивают вкус воды и сока. Определяют запах у воды.
Вывод. Вода не имеет запаха и вкуса.
«Что в пакете»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Материалы и оборудование. Полиэтиленовые пакеты.
Ход. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает: почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Результат. Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их.
Вывод. Везде вокруг нас находиться воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.
«Игры с соломинкой»
Цель. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материалы и оборудование. Трубочки для коктейля, емкость с водой.
Ход. Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
Результат. Дети научились обнаруживать воздух внутри себя и использовать его для образования в воде пузырьков.
Вывод. Внутри человека есть воздух. Воздух можно почувствовать и увидеть.
«Бумага, ее качества и свойства»
Цель. Развивать навыки узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Материал и оборудование. Бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.
Ход. Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.
Результат. Дети узнавали вещи, сделанные из бумаги, выявляли ее качества. Вместе с педагогом составляли алгоритм описания свойств бумаги.
Вывод. Бумага имеет цвет, разную поверхность, толщину, имеет свойства: мнется, рвется, режется,
Консультация для родителей:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.
Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать метом для эксперимента.
Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?
Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности:
-Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.
-Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?
-Ремонт в комнате – Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?
Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
-Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?
Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
________________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Конспект открытого мероприятия
по опытно-экспериментальной деятельности
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».
«Познавательное развитие»:
1)Формировать элементарные представления об основных свойствах воды
2) Развивать навыки проведения первых опытов. Вызвать интерес к экспериментированию.
3) Развивать мышление, кругозор и любознательность.
«Социально – коммуникативное»
1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Становление самостоятельности, целенаправленности.
«Речевое развитие»
1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.
2.Побуждать детей активно участвовать в беседе на заданную тему.
3.Пополнить словарь: прозрачная, светлая, превращается, разноцветная, жидкость, бесцветная, безвкусная, опыт, растворитель.
4.Добиться правильного сочетания существительного с прилагательным.
«Физическое развитие».
1.Развивать двигательную активность
2. Упражнять в умении соотносить речь с движениями.
Методы и приемы:
1.Игровой (сюрпризный момент, игровая ситуация);
2. Словесный (беседа, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, физминутка, речевая игра);
3.Практический метод (самостоятельная работа детей).
Материалы и оборудование: одноразовые стаканчики, трубочки, салфетки, конверт, тучка, капельки-шапочки, ….
Ход занятия
Воспитатель: Ой, ребята, какой интересный конверт. Посмотрим что в конверте?
Здесь загадка, поможете мне отгадать её?
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто такая я?
Воспитатель: Дети, вы догадались?
Дети: Это вода.
(достается тучка….)
В тучке, мягкой, как подушка
Жили капельки-подружки.
Прогремел осенний гром –
Тучка пролилась дождём.
Воспит-ль: Ребята, тучка во время дождя растеряла свои капельки, поможем их найти
Предлагаю вам превратиться в капелек, желаете… (детям одеваются шапочки-маски «капельки»)
Воспитатель: Вот какие замечательные помощники. Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Вы готовы? Тогда в путь!
Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Воспитатель: Посмотрите ребята, на столе разложены картинки. Вам нужно выбрать одну , рассказать гостям, для чего нужна вода и прикрепить её на мольберт.
Воспитатель : Действительно, без воды нам никак не обойтись; только просыпаемся и сразу же идем умываться; вода нас освежает, делает чистыми, свежими, бодрит. Покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй водичкой.
Дети, идите ко мне , мы поиграем.
Потешка «Водичка»
Водичка — водичка, (ладони под воображаемую струю воды)
Умой мое личико, (ладонями «умывание лица»)
Чтобы глазки смотрели, (моргание глазками)
Чтобы щечки краснели, (потирание ладонями щеки)
Чтоб кусался зубок, (щелканье зубами)
Чтоб улыбался роток (широко улыбаемся)
Воспитатель: Ох, молодцы, вижу, что любите водичку.
2 Познавательно-исследовательская деятельность.
Вода – это жидкость (вешаю символ на доску).
Опыт № 1 «Вода – жидкость»
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: - Что происходит с водой?
Воспитатель: - Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, ее можно наливать, переливать, её называют жидкостью.
Опыт №2 «У воды нет вкуса». (вешаю символ на доску).
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: - Дети, скажите, есть ли у воды вкус? Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Воспитатель: - Что будет, если мы в воду добавим соль? Какая станет вода? А если мы в воду добавим лимон? А если мы в воду добавим сахар? Давайте проверим. Положите в воду ложку сахарного песка. Размешайте и попробуйте, какая вода на вкус?
Опыт № 3 «Вода прозрачная». (вешаю символ на доску)
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: - В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Физминутка «Дождик»
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Дождик»
Все подошли ко мне, руки поставили на пояс, прыгаем на месте и за мной повторяем
- Капля раз. Капля два
- Очень медленно сперва (прыжки медленно)
- А, потом, потом, потом
- Все бегом, бегом, бегом (темп увеличивается)
- Мы зонты свои раскрыли, (вдох, развести руки в стороны)
- От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом) Фокус «Разноцветная вода».
Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:
«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахивает волшебной палочкой. Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
У детей восторг, положительные эмоции.
Итог занятия.
Воспит-ль: Вот и собрались на нашей тучке капельки. Отпускаем её , пусть она летит дальше, поливает своим осенним дождём землю, наполняет реки, моря.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть капельками, вот, сколько интересного, вы узнали о воде.
Давайте посмотрим на доску, где висят наши символы.
(подводится итог свойствам воды, упираясь на символы.
Итак, мы с вами узнали, что вода – это жидкость. Она текучая, её можно наливать, переливать в разные ёмкости. Вода - бесцветная, не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная. Вода на имеет запаха).
Воспитатель дарит детям водные раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе "Юные исследователи. Свойства воды"
Если холод вдруг придет,из водички будет лед!Лед растает, и тогдаБудет из него вода!Если сильный-сильный жар, Из водички будет пар!...
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для второй младшей группы "Маленький исследователь"
Рабочая программа...
Конспект организованной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему "Мы - юные исследователи"
Этот конспект разработан с целью знакомства детей со свойствами воды....
Опытно - экспериментальная деятельность во второй младшей группе "Маленькие фокусники" Высокая гора, 2019
Эксперименты...
Рабочая программа по теме: «Познавательное развитие детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе»
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошколь...
Конспект непрерывно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Волшебный снег» с элементами опытно-экспериментальной деятельности.
Конспект непрерывно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Волшебный снег» с элементами опытно-экспериментальной деятельности....
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Маленькие исследователи»
Целью экспериментирования с детьми 2-3 лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неж...