Рабочая программа по теме: «Познавательное развитие детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

желонкина инна владимировна

 Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 5 «ТЕРЕМОК»

Рабочая программа по теме:

«Познавательное развитие детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе»

Разработчик:

Желонкина Инна Владимировна

воспитатель

МБДОУ ЦРР - детского сада №5 «Теремок»

г. Новоалтайска

 Новоалтайск

2017г.


Содержание

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

3

1.1

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.2.

Цель рабочей программы ………………………………………………

4

1.3.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

4

1.4.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

5

1.5.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)……………………………………………………………………….

5

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

6

2.

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………

7

3.

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)

12

  1. Пояснительная записка

Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже  с младшего дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник  является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

 Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Основной целью деятельности нашего образовательного учреждения является: создание единого развивающего пространства, обеспечивающего взаимодействие всех субъектов образовательного пространства (детей, педагогов, родителей) для эффективного и полноценного освоения детьми содержания образовательных областей, их психофизического, интеллектуального, социально-эмоционального, творческого и личностного развития.

Осуществление моей рабочей программы позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и

синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развивается речь ребенка; происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Рабочая программа в целостном образовательном процессе будет реализовываться через сотрудничество с родителями, педагогами.

Нормативно – правовые документы, используемые при разработке рабочей программы:

- Закон РФ «Об образовании» от  29.12.12 г № 273 ФЗ;

- Концепция дошкольного воспитания(1989);

-  ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);

- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16)

1.2. Цели программы:

  •  Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  •  Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

1.3. Задачи программы:

  • формирование  у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  •  развитие  собственного познавательного опыта детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  •  расширение  перспектив  развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
  • использование  познавательно-исследовательской  деятельности  как стержне-образующей  для личностного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);
  • обеспечение  освоения детьми  основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных отношения);
  • расширение  кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;
  • воспитание у  дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

  • Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития.
  • Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.
  • Принцип активности.
  • Принцип эмоциональной насыщенности.
  • Принцип системности.
  • Принцип статичности – подвижности.
  • Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
  • Принцип обеспечения половых различий.
  • Принцип универсальности.

1.5. Особенности развития  детей младшего дошкольного возраста

 На четвертом году жизни  возникает наглядно-образной мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует  о важных достижениях:

- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.

    Очень полезно. Не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать  детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

 

1.6. Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров).

Данный процесс реализации программы будет способствовать:

- формированию познавательной активности дошкольников;

-овладению средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов;

-накоплению и расширению опыта;

- наблюдения за природными объектами, изучение природных объектов, взаимосвязей в природе;

- ребенок проявляет любознательность;

- задает вопросы взрослым и сверстникам;

- интересуется причинно-следственными связями;

-воспитание экологической культуры, любви к природе.

2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности).

Календарно-тематическое планирование.

Непосредственная организованная деятельность

Организованная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с семьей

Сентябрь

Тема: «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды.

 

.

Поисково – исследовательская деятельность: 1.«Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).2.«Горячо-холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов.3.«Окрашивание воды» Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

Чтение: русская народная потешка «Водичка, водичка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр»; Л.Хрусталёва «Ручеёк» сказка, А.Саруева «Ручеёк»,загадки о воде, реке, дожде и т.п.;

Беседы: зачем нужна вода, о пользе воды для здоровья человека.

Рисование на тему «Дождик», «Капельки»,

Слушание песенок о дожде.

Игры с плавающими игрушками.

Рассматривание иллюстраций «Реки и озера Алтайского края»

Выставка семейных фотографий «Отдых на воде»

Октябрь

Тема: «Поиграем с солнышком»
Цель: познакомить детей со свойствами солнечного света.

Поисково – исследовательская деятельность: 1. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
 2.«Что в коробке» Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. 3.«Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

Чтение: загадки о солнце; «Солнечные зайчики» А.Бродский, «Солнышко» Г.Бойко, «Краденое солнце» К.Чуковский, словацкая сказка «Подарок для солнышка» Т.Старкина «Что такое солнце?»,

Игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики».

Беседа « Солнце – это хорошо или плохо?».

Аппликация «Солнышко из вырезанных детских ладошек»

Рисование «Солнышко лучистое»

Игры с мозаикой «Выкладывание солнышка»

Лепка «Лепим лучики для солнышка»

Папка – ширма «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Ноябрь

Тема: Что такое воздух

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха

Поисково – исследовательская деятельность:1. «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.2. «Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в природе. 3.«Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Чтение: «Ветер, ветер, ты могуч…» А.С.Пушкин, «Дуйте, дуйте ветры…» С.Маршак, «Ветер» Я.Аким, «Сказка о Ветерке»  В.Павлова А.Ередеев «Любопытный ветерок»; загадки о ветре;

Беседа «Что такое воздух»; подвижные игры «Раздувайся, пузырь», «Воздушные шарики»

Игры с султанчиками и ленточками;

Рассматривание иллюстраций о разных типах ветров  буран, метель, шторм, поземка, ураган и т.п.)

Изготовить султанчики для игр и наблюдений

Декабрь

Тема: «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега.

Поисково – исследовательская деятельность:1. «Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) 2. «Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). 3. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

4. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

Составление и рассматривание альбома «Зима на Алтае»; Составление описательных рассказов по картинам, в том числе по серии фотографий «Зима в нашем городе»;

Чтение стихов:

«Первый снег» Н. Чащин,

«Заколдованный лес» Т. Ермоленко, «Моя, снежная Русь!»

А. Светловская; Л.Гольцова «Белая птица», «Зима».

Т.Ашмарина «Снежинка»,

М. Мокшин «Снеговик

Рассказа Н. Носова «На горке»

Загадывание загадок о зиме, снеге, снеговиках и т.п.

Рисование: «Снежинки»;

Д/и «Найди такую же снежинку»;

Лепка из пластилина снежинок.

Подвижные игры: «Снежинки», «Заморожу»

Конкурс на лучшую снежную фигуру или постройку.

Помощь в изготовлении альбома фотографий «Зима в нашем городе».

Январь

Тема: «Мы чувствуем и ощущаем»

Цель: познакомить детей со свойствами разных предметов через органы чувств.

Поисково – исследовательская деятельность:1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2.«Волшебные дощечки» Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

3. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

4. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. 5.«Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

Конструирование из разного вида конструктора (деревянный, пластмассовый)

Игровое упражнение «Угадай на ощупь»

Игры на музыкальных инструментах

Фотовыставка «Мы в мире предметов»

Посещение различных выставок и концертов в нашем городе.

Февраль

Тема: «Бумага»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Поисково – исследовательская деятельность:1. «Сминание бумаги»

Цель: подвести детей к пониманию того, что можно сделать с бумагой?, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?..

2.«Сравнение бумаги»

Цель: сравнение свойств бумаги и картона.

3. « Разрывание бумаги» Цель: сравнить, как рвется бумага и ткань.

4. « Вода и бумага» Цель: опытным путем выяснить, как ведет себя бумага в воде.

Рассматривание  разных видов бумаги в альбоме «Мир бумаги».

Рисование по трафарету; аппликация рваных форм «Мозаика»

Выставка поделок, выполненных  в технике бумагопластики

Март

Тема: «Дерево»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Поисково – исследовательская деятельность:1. «Древесина. Её качество». Цель: научить различать вещи из древесины; вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая, степень прочности).

2.«Древесина. Её свойства». Цель: изучить свойства древесины (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Игры с деревянным конструктором.

Рассматривание альбома «Деревянная Россия».

Игры с музыкальными инструментами из дерева (свирели, ложки, ксилофон)

Выставка поделок из дерева.

Апрель

Тема: Мир камней Алтая.

Цель: познакомить детей со свойствами камней

.

Поисково – исследовательская деятельность:1.

«Камень не меняет своей формы». Цель: убедиться на опыте, что камень имеет постоянную форму.

2.«Твердый камень?».

Цель: убедится, что камень действительно твердый.

3.  «Плавучесть камней».

Цель: выяснить тонут ли камни в воде или плавают на ее поверхности.

4.  «Может ли камень издавать звуки?» Цель: выяснить могут ли камни издавать звуки.

Дидактическая игра «Что делают из камней»

Чтение англ.нар.сказки «Три поросенка» (пер. С.Маршака)

Рассматривание коллекции камней.

Рисование мелом на деревянной доске.

Игры на развитие мелкой моторики «Мозаика из камней»

Совместное оформление «Коллекции камней Алтайского края»

Май

Тема: «Песок и его свойства»

Поисково – исследовательская деятельность:1.

 «Свойства сухого песка»:

 «Легко сыплется» Цель: убедиться на опыте, что сухой песок легко сыплется.

«Легко ли сдуть?» Цель: убедиться на опыте, что сухой песок легко сдуваются с поверхности.

«Сухой песок рыхлый?»

Цель: убедиться на опыте, что сухой песок рыхлый.

«Свойства мокрого песка»: «Мокрый песок тяжелый»

Цель: убедиться на опыте, что мокрый песок тяжелый.

  «Мокрый песок плотный» Цель: убедиться на опыте, что мокрый песок плотный.

Игры детей с песком на прогулке (куличики, дорога, замки, крепости и т.д.)

Рассматривание иллюстраций к теме «Дети играют в песочнице».

Посетить с ребенком одну из студий песочной анимации в г.Барнауле.

3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе).

-Информационный уголок;

-Выставки детского творчества;

-Наглядно-информационный материал для родителей;

-Дидактические игры на развитие психический функций-мышление, внимание, памяти, воображения;

-Дидактический и раздаточный материал по теме;

-Музыкальный центр;

-Книжный уголок;

-Мини-лаборатория, оснащенная специальным оборудованием, разнообразным материалом,

-Настольно-печатные игры;

-Аудиозаписи, слайды по содержанию программы;

-ТСО, информационно-коммуникативные средства.

Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного 

размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7.  Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, 

термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для 

самостоятельной исследовательской деятельности.

 

Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный 

уголь.

2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские

 шампуни, пенка для ванн).

3.  Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, 

мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки 

орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, 

кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Методическое обеспечение программы:

- Закон РФ «Об образовании» от  29.12.12 г № 273 ФЗ;

- Концепция дошкольного воспитания(1989);

-  ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677 (с изм.);

- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16);

- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» .Васильева М.А.-М.,2006.

Москва – Синтез 2006г.

- Программа «Я человек» С.Н. Козлова, Москва «Просвещение»

- Программа «Радуга» Т. Н. Доронова, Москва «Просвещение» 1993г.

- Рыжова Н.В. Игры с водой и песком. /Обруч, №2-1997 г./

- Рыжова Н.В. Опыты с песком и глиной. /Обруч, №2-1998 г./

-  Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

-  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л.Н.- М.: АРКТИ, 64 с.

-  Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.

- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

-  Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. Серия: Ребенок в мире поиска . – М.: ТЦ Сфера, 2011г., 128 стр.

-  Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. Серия: Ребенок в мире поиска . – М.: ТЦ Сфера, 2011г., 128 стр.

-  Дыбина О.В., Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.

Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста .Серия: Программы ДОУ. Приложение к журналу "Управление ДОУ" -  М.: ТЦ Сфера, 2011г., 128 стр.

- Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов: Бумага. Серия: Большая энциклопедия маленького мира .-М.: ТЦ Сфера, 2009 г., 64 стр. 

- Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов:Пузырек воздуха. Серия: Большая энциклопедия маленького мира .-М.: ТЦ Сфера, 2009 г., 64 стр. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Данный методический семинар "Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности" был проведён на зональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель...

"Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности"

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все...

Конспект НОД познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Удивительные камни» с использованием ИКТ

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, конструктивная.Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речев...

ПРОГРАММА по опытно –экспериментальной деятельности во второй младшей группе 3-4 лет. «Мир чудес»

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети д...