Проект по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Маленькие исследователи»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Милашенко Галина Николаевна

Целью экспериментирования с детьми 2-3 лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_leto_2022g.pptx329.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №68» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Маленькие исследователи» Подготовила воспитатель: Милашенко Г.Н. Нижний Новгород. Июль-август 2022г.

Слайд 2

Паспорт проекта Вид проекта: познавательно - исследовательский Срок реализации: июль 2022г. - август 2022г. (краткосрочный) Участники проекта: воспитанники первой младшей группы №1 и №2, воспитатель, родители воспитанников Проблема. У детей младшего дошкольного возраста не сформированы навыки в опытно-экспериментальной деятельности, знания о правилах безопасного обращения с предметами. Актуальность проекта. Ребёнок - прирождённый исследователь окружающего мира . Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий и переживаний. Маленькие «Почемучки» каждый день задают много вопросов. Им интересно абсолютно всё: почему светит солнце, почему идёт дождик, почему дует ветер… и т.д. Объяснить маленькому ребёнку суть природных явлений, рассказать о причинах и следствиях происходящего в понятной для него форме – сложная задача. Огромную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Удовлетворяя свою любознательность, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок расширяет представления о мире.

Слайд 3

Все дети любят эксперименты. Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, т.к. возникает необходимость анализировать, сравнивать, обобщать. Необходимость делать вывод увиденного, формулировать обнаруженные закономерности, стимулирует развитие речи. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, искать способы для достижения цели. Детское экспериментирование способствует формированию целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Цель проекта: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Слайд 4

Задачи проекта: - вызвать интерес детей к экспериментированию. - развивать собственный познавательный опыт - расширить и углубить знания и представления воспитанников об окружающем мире. - п оддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность. - поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности. привлечь родителей к развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Ожидаемый результат: - проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию; - развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности; - проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач; - проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие; - качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Слайд 5

Основные этапы проекта Подготовительный этап : - формулирование проблемы; - определение актуальности, цели и задач; - подбор методической и художественной литературы; - подбор опытов по данному возрасту; - подбор оборудования для проведения опытов. Основной этап: - организация предметно-развивающей среды, проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке, - индивидуальная работа с детьми, - самостоятельная экспериментальная деятельность, - чтение художественной литературы, - беседы, - подвижные игры, - продуктивная деятельность детей.

Слайд 6

Заключительный этап: - оформление картотеки опытов, - мастер-класс для родителей на тему «Забавные эксперименты», - пополнение уголка экспериментирования.

Слайд 7

План работы с детьми: Срок реализации Тема. Содержание работы Оборудование 18 июля Вода 1.«Почему вода прозрачная?» Цель: выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 2 . «Какую форму принимает вода?» Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию. Тазики с водой, 2 стакана (с молоком и водой), камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Слайд 8

19 июля 3. «Как вода меняет цвет?» Цель: дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности. Краски разных цветов, кисти, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Слайд 9

20 июля 4. «Плавает-тонет» Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов; формирование умения играть с водой, с разными игрушками, закрепление понятий «тонет – тяжелый», «не тонет – лёгкий»; расширение словарного запаса. 5. «Какой вкус у воды?» Цель: дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности. Тазик с водой, пластмассовые шарики, резиновые игрушки (кораблик, уточка и др.), камушки, ракушки, ложка деревяная, ложка метал., бумажный кораблик, пуговицы. Ёмкость с кипяченой водой, ложечки, стаканчики с простой водой, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Слайд 10

21 июля 6. «Вода путешественница» Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. 7. Д/игры «Чистые ручки», «Помощники» Цель: развитие моторики рук Поролоновые губки, бумажные салфетки пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Слайд 11

25 июля Воздух Опытно-экспериментальная деятельность: 1. «Как мы дышим воздухом» Цель: помочь детям выявить воздух; познакомить с таким его свойством, как невидимость. Обогащать словарь детей понятиями «невидимый, заполнять, пузырьки, вдыхать»; развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы. 2. «Игры с соломинкой» Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности. Развивать речевое дыхание 3. Дыхательное упражнение «Лёгкий ветерок», «Сдуй листок» Цель: способствовать нормализации дыхания, укреплять дыхательную мускулатуру. Воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты, веер. Стаканчики с водой, трубочки для коктейля. Салфетки, вертушка (флюгер), разноцветные тканевые ленточки

Слайд 12

26 июля 4. «Лодочка плыви» Цель: п ознакомить детей с одним из свойств воздуха-движением (движение воздуха – это ветер); помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. 5. «Помашем веером» Цель: п ознакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. 6. Игра «Пускание мыльных пузырей» Цель: стимулировать двигательную активность. 7. Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?». Цель: стимулировать познавательную и речевую активность. Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой, веер. Мыльный раствор, трубочки

Слайд 13

27 июля Песок Опытно-экспериментальная деятельность: 1 . «Свойства песка». Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (состоит из песчинок, пропускает воду; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности. 2. «Как отделить песок?» Цель: дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь Тазики с сухим и влажным песком (песочница в летний период), совочки, формочки, лупа. Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой и мокрый, ёмкость с крупой (горох и греча) и песком.

Слайд 14

28 июля 3. «Как рисовать песком?» Цель: формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к работам своих товарищей. 4. Игра-эксперимент «Следы» Цель: дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Выяснить, что мокрый песок принимает любую форму. 5. Чтение стихов, загадывание загадок о песке. Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки для лепки.

Слайд 15

29 июля Бумага Опытно-экспериментальная деятельность: 1. «Волшебная бумага» Цель: познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами (можно рисовать на бумаге). Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина). 2. «Свойства бумаги» Цель: познакомить детей со свойствами бумаги: мнётся, рвётся, может издавать звуки, непрозрачная, намокает, можно склеивать. 3. Д/и «Бывает – не бывает» Цель: проверить детей на знание бумажных предметов. Цветная бумага, картон, салфетки, крепбумага , белые альбомные листы, карандаши, фломастеры разного цвета Листы бумаги по количеству детей и на воспитателя, тазик с водой; цветная бумага, клей.

Слайд 16

1 августа 4. Игры на закрепление свойств бумаги: «Нарисуй»; «Рвём бумагу» (аппликация) Игра «Колобок» Цель: закрепить новое свойство бумаги – скатывание. Листы белой бумаги, фломастеры, карандаши, разноцветная бумага 2 августа Мыло Опытно-экспериментальная деятельность: «Такое разное мыло». Цель: познакомить детей с мылом, дать понятие что оно бывает разное- твердое, жидкое, с разным запахом. 2. Игра-развлечение «Мыло-фокусник» Цель: продолжать знакомить со свойствами и назначением мыла при смешивании с водой. Мыло жидкое, кусковое мыло. Тазик с водой, мыло, трубочки коктельные

Слайд 17

3 августа 3. « Пенный замок» Цель: п ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена Мыло, тазик с водой; готовый раствор мыл. пузырей (для игры) 4 августа Свет Опытно-экспериментальная деятельность: 1. Беседа «Свет повсюду» Цель: п оказать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна), искусственные- изготовленные людьми Иллюстрации по теме. Фонарик, свеча, лампа

Слайд 18

5 августа 2. Игра «Фонарик» Цель: п оказать значение света. Дать понятие о том, что без света темно (ничего не видно). 3. Игра «Загадочная тень» Цель: дать понятие, что луч света оставляет тень от предмета. Фонарик, покрывало Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона (теневой театр «Сказка о глупом мышонке»). 8 августа 4. Игра «Солнечные зайчики» Цель: вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение. Зеркальце, компьютерные диски, цветные стёклышки, солнечные очки

Слайд 19

9 августа Ткань Опытно-экспериментальная деятельность: 1. «Разноцветные лоскутки» Цель: познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря. Кусочки ткани разной фактуры 10 августа 2. «Свойства ткани» Цель: познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется, намокает, можно резать). Кусочки ткани разной фактуры; емкость с водой, ножницы для воспитателя

Слайд 20

11 августа 3. «Из чего состоит ткань» Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниток. Кусочки ткани, лупа, нитки 12 августа Развлечение «Путешествие маленьких исследователей» Цель: закрепить полученные знания детей. Элементы костюмов фокусников; письмо; пластиковые бутылки с водой и краской; формочки с цветными льдинками; коробка с песком; формочки; лист бумаги с восковым рисунком, краски, кисти; мыльные пузыри; аудио запись волшебной музыки

Слайд 21

План взаимодействия с родителями: 1. Ознакомление с темой проекта 2. Папка-раскладка «Значение экспериментальной деятельности для детей» 3. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» 4. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» 5. Консультация: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира» 6. Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!» 7. Фотовыставка «Я - маленький экспериментатор»

Слайд 22

Используемая литература: 1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В. В., 2010 г. 2. “Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г. 3.“Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г. 4. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г. 5. А. Дитрих, Г. Юрман « Почемучка ». 6. Ван. Клив Дж. « 200 экспериментов » 7. Рыжова Н. А. «Волшебница- вода». М., Линка- Пресс, 1997г. 8. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

Слайд 23

Результаты реализации проекта «Маленькие исследователи» Расширилось содержание культурных практик детей: - проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности; проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи; - активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта. проведена рекомендация для родителей: « Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника »; - оформлена картотека опытов для практической деятельности; - организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности в первой младшей группе "Маленькие чистюльки"

Конспект предназначен для воспитателей ясельных групп по закреплению знаний культурно-гигиенических навыков...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Мы цветы посадим сами и букет подарим - Маме!"

Формировать у детей познавательного интереса к цветам через проектно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе . Тема: «Ах, лук, лучок»

Название проекта: «Ах, лук, лучок»Вид проекта:познавательный;творческий.Тип проекта:среднесрочный.Продолжительность   с 15 февраля 2021г. по 29 марта 2021г.Участники проекта: вос...

Проект по исследовательско – опытнической деятельности Детей второй младшей группы «Маленькие волшебники»

Проект по исследовательско – опытнической деятельностиДетей второй младшей группы«Маленькие волшебники»Паспорт проектаТип проекта: исследовательский – экспериментальн...

Проект по экспериментально – исследовательской деятельности в первой младшей группе «Наблюдаю и познаю»

Актуальность проекта:  В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три  года – практически единственным способом познания мира. Извес...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе "Маленькие исследователи"

Создавать условия для формирования  у детей познавательного интереса. Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами....