Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Музей народной игрушки»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Жизнь в обществе накладывает на человека определенные обязанности. И одна из важнейших – это овладение культурой, сформировавшейся к настоящему времени. Одним из средств ее освоения является ознакомление с прошлым, ибо история, исторические знания – это основа любой культуры.
Приобщение детей к традиционной истории и культуре осуществляется в каждом детском саду. Как сделать эту работу интересной для детей? В настоящее время самыми интересными и эффективными являются инновационные формы работы с детьми.
В работе в данном направлении я использую: мероприятия с использованием ИКТ, работу в мини-музеях, проектную деятельность, презентации, виртуальные экскурсии и пр.
Основная цель организуемых мероприятий – приобщение к истории и культуре родного края, сближение поколений, укрепление детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_narodnoy_igrushki.docx | 530.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 13 г. Сердобска
Конспект совместной деятельности
с детьми подготовительной к школе группе
«Музей народной игрушки»
Подготовила: воспитатель
Шарова Д.С
г. Сердобск
2018
Практическая значимость
Жизнь в обществе накладывает на человека определенные обязанности. И одна из важнейших – это овладение культурой, сформировавшейся к настоящему времени. Одним из средств ее освоения является ознакомление с прошлым, ибо история, исторические знания – это основа любой культуры.
Каждое новое поколение вступает в мир, уже «впитавший» в себя человеческий опыт, получает все, что было создано ранее. Человека с самого его рождения окружают вещи – результат деятельности людей, живших до него. Он слышит, видит творения духовной жизни предков, ходит по земле, по которой они когда-то ходили.
Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, являющимся наиболее благоприятным периодом воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого – это останется с ними на всю жизнь.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Приобщение детей к традиционной истории и культуре осуществляется в каждом детском саду. Как сделать эту работу интересной для детей? В настоящее время самыми интересными и эффективными являются инновационные формы работы с детьми.
В работе в данном направлении я использую: мероприятия с использованием ИКТ, работу в мини-музеях, проектную деятельность, презентации, виртуальные экскурсии и пр.
Основная цель организуемых мероприятий – приобщение к истории и культуре родного края, сближение поколений, укрепление детско-родительских отношений. Таким образом, применение инновационных форм работы активизирует познавательную активность и способствует развитию психических и познавательных процессов дошкольников, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту их достижений и ключевых компетентностей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обогащать представления детей о народных игрушках родного края;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
Развивающие:
- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- развивать любознательность, познавательный интерес и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к народному искусству родного края, уважение к работам народных умельцев;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в группе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, экспонаты музея,виртуальная экскурсия «Абашевская глиняная игрушка», глина, вода, дощечки, палочка для изготовления туловища, поролон.
Предварительная работа: тематические беседы; дидактические игры, разучивание пословиц о труде, раскрашивание силуэтов абашевской игрушки, подвижные народные игры, рассматривание иллюстраций народно-прикладного искусства, беседа «Правила ухода за народными игрушками», обсуждение и рассматривание иллюстраций «Такие разные музеи».
Форма работы: экскурсия по музею народной игрушки, в роли экскурсоводов – дети подготовительной группы; виртуальная экскурсия «Абашевская глиняная игрушка»; мастер – класс по лепке абашевской игрушки.
Методы: словесные, наглядные, практический.
Данная совместная деятельность может служить итогом реализации регионального подпроекта «Дошкольникам о родном крае» проекта «Малая родина» или группового проекта «Народная игрушка».
Ход НОД:
Добрый день гости званые, желанные.
Рады мы всем гостям, как добрым вестям.
Всех примечаем, душевно встречаем,
Присесть приглашаем!
Ведущий Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет!
Русский народ трудолюбивый, веселый. Он умеет и работать и веселиться.
Воспитатель: Каждое село славилось своим промыслом: гончарное ремесло, ковроткачество, лозоплетение, деревянная резьба, пуховязание и др. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко.
Воспитатель: Безграничная фантазия и смекалка простого народа позволяла многие природные материалы использовать для творчества. В ход шло все, что оказывалось под рукой. Не забывали взрослые и про детей. Для них изготавливали игрушки.
Воспитатель: Могли бы вы предположить из чего создавались народные куклы?
Куклы изготовляли из:
— соломы
— льна
— дерева
— бересты
— сухой травы
— лоскутков ткани
Воспитатель: Сейчас эти игрушки уже являются частью нашей с вами истории и многие из них хранятся в музеях.
Мы приглашаем вас совершить маленький экскурс по нашему музею «Народной игрушки». В экспозиции музея хранятся уникальные экспонаты со времён наших прабабушек. В нашем музее можно окунуться в историю прошлого: мир – игрушки.
В первом экспозиционном зале размещена соломенная игрушка.
1. АЛИНА ИЩЕНКО
Соломенную куклу в России делали везде, где выращивали хлеб. Солома была важным материалом в крестьянском хозяйстве. Кроме бытовых целей солома использовалась для изображения обереговых скульптур. С ними весной встречали, а осенью провожали Ярило-солнце.
История пензенской соломки связана с именем Екатерины Константиновны Медянцевой из с. Михайловка Лунинского района.
За основу своей куклы Медянцева взяла принцип вязания снопа. Ведь раньше яровой хлеб вязали поясками, которые плели из ржаной соломы. Подготовленная, очищенная солома перекручивается в середине, складывается и связывается нитками. Цветной ниткой-кушаком подчеркивается талия. Готовую куклу понизу ровно подстригали и ставили на стол. Такая игрушка, привлекала внимание и доставляла много радости детям.
Кукла из соломки не требовала каких-либо украшений. Лишенная мелких деталей, она подкупает народной простотой, традиционной формой.
Ремесло Екатерины Константиновны было занесено в «Красную книгу ремесел» как «Медянцевская кукла».
Еще одним мастером по изготовлению соломенных кукол была Ширипова Галина Сергеевна.Она родилась и выросла в г. Сердобске Пензенской области. Её куклы отличались своеобразным декором: она использовала тесьму, кружева.
Воспитатель: Второй экспозицией в нашем музее является деревянная игрушка, а расскажет о ней экскурсовод Дима.
2. ДИМА ДЁМКИН
Деревянная игрушка - одна из старейших видов игрушек. Вырезание забавных фигурок для развлечения малышей было невероятно популярным и распространенным ремеслом с самых древних времен.
Дерево — уникальный материал для игрушки. Мягкие сорта древесины позволяют создавать любые образы, а природная фактура делает их очень приятными на ощупь. Деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам. При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было меньше.
Самыми популярными видами потешек на Руси были свистульки, фигурки и трещотки. Трещотки являлись оберегами для новорожденных детей, считалось, что звук издаваемый трещоткой отпугивает злых духов.
3. САША ГАЙВОРОНСКИЙ
Звучащие игрушки для малышей были самого разного вида, изготавливались из дерева, бересты. На Руси их называли тарахтушками. Чаще всего ими оказывались полые шарики, наполненные горохом или небольшими камешками. Отличные погремушки получались из полых рогов домашних животных или их высушенных пузырей.
Еще одна «музыкальная» игрушка на Руси — соловей. Небольшой круглый сосуд из дерева напоминал своим устройством чайник. У него тоже был носик, в который полагалось дуть. Внутри игрушки-соловушки была вода, которая чудесно «пела».Дополнительные отверстия в свистульке делают звук напевнее
Удивительно, но все эти игрушки дошли до нашего времени, почти не изменившись внешне. И мы современные дети с удовольствием играем с ними.
Воспитатель: В нашем музее широко представлена тряпичная кукла.
4. КСЮША БРЫКОВА
Тряпичная кукла.
Давным-давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Даже примета была о том, что в том доме будет достаток, где дети много в куклы играют.
Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:
Самая известная игровая тряпичная кукла – Закрутка или другое название - столбушка, которую можно было сделать, просто свернув несколько лоскутков ткани.
Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один.
Куклу Малышок – голышок изготавливали из одного лоскута. Ткань внизу разделяли на две части и делали ножки, обматывая их нитками. “Малышок” был голенький, без одежды, но его обязательно подпоясывали, так как пояс являлся очень сильным оберегом.
5. СОНЯ ЕМЛЕВСКАЯ
Одна из самых оригинальных старинных игровых кукол — перевертыш «баба-девка». Кукла-перевертыш мгновенно меняет образ «девки» на «бабу»
Кукла-Утешница. Небольшая, размером с ладонь, она легко помещалась в кармане у мамы или бабушки. Если малыш начинал плакать, капризничать, то Утешница была уже тут как тут и все огорчения сразу пропадали.
С самого рождения ребенок получал игрушки, которые помогали ему быстрее расти и развиваться.
Малыш лежал в колыбельке и учился наблюдать и поднимать ручки с помощью своих первых игрушек — куваток. Это прапрадедушка современных мобилей для новорожденных. Именно они становились первыми игрушками ребенка в русском крестьянском доме.
6. СОНЯ МАННИК
Кроме игровых различали так же обереговые и обрядовые. Они носили определённыйсимволический смысл.
Испокон веков люди наделяли кукол особенными свойствами. Народ верил, что они могут защитить человека от дурного глаза и неприятностей, принять на себя болезни и несчастья, обеспечить хороший урожай.
Обереги-куколки отведут любую беду. Названия у них просто замечательные и часто говорят сами за себя. Радуница, Желанница, Зерновушка или Крупеничка, Берегиня — дарят радость, исполняют заветные желания, гарантируют достаток.
Зерновушка (Горошинка) — обереговая кукла крупеничка для того, чтобы в доме сытно и богато было. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы — мешочек с зернами, собранными с поля.
Кубышка-Травница - Тряпичная обереговая кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом. Эта кукла изготавливается без иголки. В льняную или хлопчатобумажную ткань накладывали травы, собранные во время весенних праздников. Ещё её называли берегиня сна - с полезными травами она оберегала сон ребенка.
Кукла Неразлучники – символ семьи. Она состоит из двух фигурок, у которых одна рука общая – никуда друг без друга нельзя деться. Неразлучников дарили молодым на свадьбу. Эта кукла хранилась всю жизнь, а когда в семье появлялись дети, то между фигурками вешали цветные верёвочки или маленьких куколок.
7. СНЕЖАНА АЛЕКСАНДРОВА
Обрядовые куклы — хранительницы традиций. Такие куклы использовались во время сезонных праздников, важных событий в жизни людей, будь то свадьба или рождение ребенка.
Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла предсказывали, каким будет весь год.
Кострома — делалась на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
Кукла «десятиручка» помогала девушке в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.
8. КСЮША АБРАМОВА
Глиняная игрушка. Глиняная игрушка имеют давнюю историю:первоначально её лепили для забавы и радости, позднее она предназначалась для продажи. Секреты её изготовления передавали из поколения в поколение. У каждого мастера был свой стиль лепки и манера оформления изделия.
Ну, а вот эту игрушку нельзя не узнать! Она родилась на нашей Пензенской земле и является визитной карточкой нашего края.Обратите внимание, абашевские животные имеют длинные туловища, широко расставленные ноги, у них длинная, пластично изогнутая шея, тщательно вылепленная головка и большие глаза-углубления. Абашевские животные очень горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшают большие, красиво изогнутые рога,Окрашены игрушки яркими эмалевыми красками.
Воспитатель: Да, действительно, абашевская игрушка славится на всю страну и даже за её пределами. Абашевские фигурки — это не только игрушка, но и оберег. Глина на них идет особенная, лечебная, да и тепло рук мастеров делают каждую игрушку «живой». Они способны не только развлечь, но и уберечь. Игры с ними увлекательны и полезны.
Воспитатель: Уважаемые экскурсоводы и посетители музея, хотели бы вы сейчас отправиться на экскурсию в село Абашево и узнать все тонкости гончарного мастерства? Гости: Да.
Виртуальная экскурсия
Воспитатель: Ребята вам понравилась экскурсия?
Воспитатель: Что нового мы с вами узнали? Что для вас было самым интересным?
Воспитатель: В нашем музее работает творческаямастерская. Я предлагаю вам окунуться в атмосферу творческого процесса по изготовлению старинной русской народной игрушки.Вашими наставниками будут юные мастера абашевской игрушки.
Лепка абашевской игрушки
Воспитатель: Создавая игрушку своими руками, мы вкладываем в неё свою душу, именно поэтому эти игрушки были, есть и будут для нас самыми дорогими, самыми красивыми и самыми любимыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса. // Дошкольное воспитание. – 2010. – №10. – С. 22-24.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 240 с.
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990. – 212 с.
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С. 47-53.
- Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2004. – 2006. – 160 с.
- Дашкова Е.В. Особенности организации экскурсий для современных дошкольников. // Педагогика и современность. – 2014. – №1. – С. 1-2.
- Деревякина А.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2013. – №4. – С. 16-21.
- Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 238 с.
- История Пензенского края. – Саратов, 1997. – 108 с.
- Каршинова Л.В. Развитие и воспитание личности в образовательном пространстве. // Эксперимент и инновации в образовании. – 2012. – №6. – С. 48-52.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: Сфера, 2005. – 98 с.
12. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя. / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. – М., 2005. – 25 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе- познавательно-речевое развитие с элементами ручного труда.
Данная совместная деятельность с детьми была проведена, как итоговое мероприятие по проекту "В гостях у сказки"....
Конспект совместной деятельности детей подготовительной к школе группы и их родителей «В мире музыкальных звуков»
Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников....
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"
Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))...
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Тюльпан".
Цель совместной работы - учить детей изготовлению цветов в технике оригами....
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе №5 с использованием методов мнемотехники «Кто в лесу главный?»
Цель:v Формировать познавательные интересы, эмоционально- положительное отношение к природе.v Дать знания о лесе (это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга)....
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»
Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса через исследование объектов живой и неживой природы.Задачи: 1.Образовательные:ü продолжать учить детей находить взаимосвязи...
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе "Секреты ткани".
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе . Секреты ткани...