Конспект совместной деятельности детей подготовительной к школе группы и их родителей «В мире музыкальных звуков»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_noyabr_2013_-_kopiya.doc | 101 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности
детей подготовительной к школе группы
и их родителей
«В мире музыкальных звуков»
Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников.
Задачи:
- Убедить родителей в важности преемственности семьи и работы музыкального руководителя для развития музыкальных способностей.
- Познакомить с разнообразием звуков, издаваемых предметами и музыкальными инструментами.
- Практиковать родителей в выполнении заданий по разделу «Восприятие музыки» (средства музыкальной выразительности – динамика, темп, регистр, тембр, а также форма и жанры музыки).
- Развивать музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста и их родителей в процессе музыкально - дидактических и музыкально – ритмических игр.
- Воспитывать любовь к музыке русских классиков – композиторов, умение слушать музыку.
- Дать рекомендации эффективных методов и приемов, направленных на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Материал:
- Схемы оркестров: симфонического, духового, народного.
- Музыкальные инструменты: треугольники, металлофоны, бубны, ксилофоны.
- Шумовые инструменты: дождь, гофрированная бумага.
- Портреты композиторов.
- Картины осени.
- Акварель, кисти, салфетки, листы бумаги, мольберты.
- Иллюстрация скрипки.
- Музыкально – дидактические игры: «Лесенка»,
Предшествующая работа:
- разучивание песни «Мир музыки», «Нотный стан».
- знакомство с игрой «Семейство грибов».
- игра на детских музыкальных инструментах на занятиях в оркестре.
Ход:
Музыка, дети входят в зал.
Педагог: Ребята, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение в удивительную страну – в мир музыкальных звуков. Вы любите музыку? А ваши родители? (Ответы). Тогда я вам сейчас раздам пригласительные билеты в виде разноцветных ноток (раздает), и мы отправимся в путь.
Звучит музыка «Марш» М. Глинки. Дети и родители берутся за руки, проходят по кругу и садятся напротив друг друга.
Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады» В. Моцарта, 4-я часть.
Голос Королевы Музыки: Здравствуйте, мои юные музыканты, их родители и педагоги! Я – Королева музыкальных звуков. Откройте мои шкатулки, соберите все нотки на нотный стан, и вы сможете попасть в королевство Музыки.
Педагог: Да, музыка – настоящая волшебница! Мы обязательно справимся
с твоими заданиями. Правда, ребята? Вот и первая шкатулка. Музыка имеет свою музыкальную речь, которая тоже рассказывает, но не с помощью слов, а с помощью звуков. Ребята, послушайте пьесу и вспомните, как называется это музыкальное произведение, какой композитор его сочинил?
Слушание отрывка из произведения «Осенняя песнь» П. И. Чайковского
Дети показывают портрет композитора, называют характер музыки.
Педагог: Какую осень нам рисует музыка? (Пасмурную, дождливую, или теплую, солнечную).
Дети выбирают репродукцию картины осени.
Педагог: Почему ты выбрал эту картину? (Дети рассказывают).
Педагог: Я приглашаю родителей, у которых в руках желтая нотка. Еще одно произведение «Осень», которое мы с вами сейчас прослушаем, написал итальянский композитор Антонио Вивальди (показывает портрет композитора).
Звучит отрывок «Осень» А. Вивальди
Педагог: Какой музыкальный инструмент помог нарисовать красоту природы? Покажите иллюстрацию. Правильно, вы слышали звуки скрипки. Какой звук у скрипки? (У скрипки звук звонкий, высокий, ясный, светлый). А теперь сложите в шкатулку слова, которыми можно рассказать о характере музыкального произведения. Поможет вам ключ-матрица на мультимедийном экране.
Родители кладут в шкатулку жетоны в виде осенних листьев.
Игра «Копилка слов - определений»
Педагог: Музыка – сестра живописи. Известные русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков и А. Скрябин (показ портретов) обладали «цветным слухом», то есть при восприятии музыки чувствовали ее цвет. Попробуем и мы почувствовать, как звучит настроение «Песни о маме».
Дети и родители рисуют акварелью характер музыки. Выставка работ.
Педагог: Мы убедились, что музыка обладает волшебным свойством - музыкальные звуки могут передавать любое настроение человека, выражать самые разные чувства и переживания. Посмотрите, наша шкатулка открылась. В ней спряталась нотка
«До». Мы поместим ее на нотный стан. Но музыка не всегда звучит одинаково. Темп в музыке является одним из средств выразительности. Какие музыкальные темпы вы знаете?
Дети: Медленные, умеренные и быстрые.
Педагог: Откроем вторую шкатулку. Мы отправляемся на бал звуков в
разном темпе. Слушайте музыку внимательно, постарайтесь выразить изменения музыки в ваших движениях.
Творческие танцевальные импровизации «Темп»
«Венецианская ночь» М. Глинки
(атрибуты на выбор: ленты, шарфики, колокольчики).
Педагог: Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. Сейчас я приглашаю родителей, у которых голубая нотка. Одно из первых музыкальных способностей, которое формируется у детей, это - динамический слух. Скажите, как музыканты обозначают громкую и тихую музыку? («Форте» и «пьяно»). Поиграем с вами в тихое и громкое звучание. Пропойте музыку ветерка так, как указано на карточке: Р < F, F<Р.
Игра «Осенний ветерок»
«Вальс – фантазия» И. Штрауса (атрибуты на выбор).
Педагог открывает шкатулку с нотой «Ре».
Педагог: Посмотрите, открылась 2-я шкатулка. В ней спряталась нотка
«Ре». Мы поместим ее на нотный стан.
Педагог: Чтобы открыть третью шкатулку, помогите мне закончить
двустишие: «Дружбу звуков, говорят, называют словом …лад!» Есть лад радостный, задорный то зовут его…мажорный! А еще
есть грустных звуков ряд – это…минорный звукоряд!
Выходят воспитатели в разных накидках. Песня Мажора и Минора:
«Я – Мажор всегда душою весел,
а я – Минор люблю немного погрустить.
Мир музыки, друзья, совсем не тесен:
мажор с минором вечно будут жить».
Педагог: Дружно песенку лады поют и в гармонии всегда живут!
Сейчас я предлагаю родителям взять в руки маски с веселым и грустным выражением и поиграть с детьми в игру «Мажор и минор». Слушая песенку лягушонка, отгадайте, какой лад пришел к нам в гости?
Игра общая «Лягушата – зеваки и торопыги»
Под мажорную мелодию дети прыгают по залу,
под минорную – мгновенно замирают. Родители показывают соответствующие маски.
Открывается шкатулка с нотой «Ми» и размещается на нотный стан.
Педагог: Ведущую роль в музыкальном восприятии играет звуковысотный
слух. «Без него невозможно никакое осмысленное восприятие
музыки» (Б.М.Теплов). Каким понятием именуется высота ноты
в музыке? (Ответ родителей). Правильно, регистром. Сейчас
наши дети покажут свое умение определять звуки по высоте.
Музыкально – дидактическая игра «Лесенка»
(мелодия вверх, вниз, на одном звуке «Топ-топ»)
Педагог: Вы видите, что одним из наиболее доступных средств познания музыки выступает музыкально - дидактическая игра. Я приглашаю родителей, у которых красная нотка. Сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Грибы». А грибочки непростые, а сказочные. Когда вы услышите мелодию в высоком регистре, мухоморы осторожно ходят по лесу. На средней высоте – большие подосиновики будут прыгать на полянке. А на низких звуках – малые грибочки пойдут по кругу, взявшись за руки. Внимательно слушайте музыку!
Музыкально – дидактическая игра «Грибы»
Педагог: Посмотрите, открылась 4-я шкатулка. В ней спряталась нотка
«Фа». Мы поместим ее на нотный стан.
Педагог размещает ее на нотном стане.
Педагог: Жизнь была бы слишком скучной, если б жизнь была беззвучной.
Почти все, что нас окружает, - звучит. Звуков много и они такие разные: тонко позванивает колокольчик (фонограмма), шуршат под ногами листья (фонограмма), шумит вода в кране (фонограмма), играют дети (фонограмма). Прислушайтесь, что вы слышите? (Шаги за дверью, разговоры, хлопнула дверь и т.д.).
Ребенок: Все на свете дети знают – звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот, самолет громкий рокот.
Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка…
Педагог: Интересно, что нас ждет в пятой шкатулке? (Играет на ионике).
Что это?
Дети: Музыкальный звук!
Педагог: Я вам сыграла несколько музыкальных звуков, но это еще не
музыка. Позовем на помощь ритм. Ведь ритм – это сердце
музыки. Это узор и рисунок музыки.
Игра с места «Передай ритм попевки на одном звуке соседу»
(последний ребенок хлопает в ладоши, и выкладывает
ритм божьими коровками)
Педагог: Одним из основных музыкальных способностей является чувство
ритма. Приглашаю родителей, у которых зеленая нотка и их
детей. Возьмите в руки музыкальные молоточки.
Музыкально – ритмическая игра «Лошадки и кузнецы»
(И. Капулнова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм»)
Педагог: Посмотрите, открылась 5-я шкатулка. В ней спряталась нотка
«Соль». Мы поместим ее на нотный стан.
Педагог размещает ее на нотном стане.
Педагог: И голос человека, и звучание музыкального инструмента мы узнаем по тембру. В дошкольном возрасте идет элементарное развитие тембрового слуха. Дети умеют различать разные по тембру звучание инструментов. Посмотрите, в пятой шкатулке нас ждет теремок необычный: музыкальный, мелодичный.
Дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
Педагог: А если мы возьмем эти инструменты в руки, что у нас получится?
Дети: Оркестр!
Педагог: Ребята, назовите музыкальные инструменты, которые входят в
оркестр народных инструментов.
Оркестр народных инструментов
«Вологодская сударушка»
Инструменты: аккордеон, баян, гусли, домра.
Педагог: А какие виды оркестров знают наши родители? Назовите
инструменты, которые входят в симфонический оркестр. Правильно ответить на вопрос вам помогут схемы на экране.
Инструменты: скрипка, виолончель, контрабас (струнные).
Симфонический оркестр
П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»
Педагог: Есть еще духовой оркестр. Источником звука у этих
инструментов – колебания воздуха внутри трубки.
Инструменты: флейта, кларнет, фагот, труба, саксофон, тромбон, валторна.
Духовой оркестр
«Марш Радецкого» И.Штраус
Педагог: В стране музыкальных инструментов есть необычные шумовые звуки. Я вам раздам полоски гофрированной бумаги. Что вам напоминает этот звук? (Шаги, шуршание листьев). Давайте возьмем и попробуем сыграть на них. Приглашаю родителей, у которых красная нотка.
«Озвучиваем стихотворение»
Педагог: А не устроить ли нам настоящий оркестр?
Колокольчик: Мой колокольчик – не цветок,
имеет тонкий голосок!
Треугольник: Треугольник музыкальный –
родственник звоночку дальний.
Металлофон: Вот так звучит металлофон (играет),
Какой хрустальный, чистый звон!
Ксилофон: Ксилофон имеет звук, как лесного дятла стук.
Он отрывист, глуховат, но так радует ребят!
Педагог: Отчего наш оркестр не играет? Потому что…
Дети: Дирижера ожидает!
Воспитатель: Я назначена дирижером, весь оркестр в руках держу.
За моей рукой следите, все, что надо покажу!
Оркестр «Полька» М. Глинки и «Полька» С. Рахманинова
Педагог: Посмотрите, у вас на столах стоят пластиковые баночки, на
тарелках лежит наполнитель. Мы с вами сейчас приготовим себе
самодельные инструменты. Украсим наши инструменты цветной бумагой, чтобы они имели праздничный вид.
Самостоятельная работа детей и родителей
Педагог: Вы такие молодцы, у вас получились замечательные инструменты. Возьмите их в руки поскорей, будем на них играть веселей. Смотрите внимательно на ритмоформулы . Для начала давайте их прохлопаем.
Оркестр по показу длительностей звуков «Веселая кухня»
(по карточкам ритма педагога)
Педагог: Звуки бывают разные: долгие и короткие, громкие и тихие, разные по тембру и окраске. Музыка – это звуки, нанизанные, как бусы. Поэтому, любая мелодия – это звучащие бусы. Шкатулка 6-я открывается. В ней нотка «Ля» размещается.
Педагог размещает ее на нотном стане.
Педагог: В старшем дошкольном возрасте дети усваивают понятие
«жанр». Ребята, какие три основных жанра вы знаете?
Дети: Песня, танец, марш.
Педагог: На этих «трех китах», как говорил Д. Кабалевский, держится вся
музыка. Участие старшего дошкольника в музыкальной игре
требует более высокого уровня музыкального восприятия,
активизации самостоятельных проявлений.
Если вы услышите звуки марша – клоуны в
красных колпачках маршируют, под плясовую мелодию –
танцуют клоуны в желтых колпачках. А в зеленых – споют нам
песню ребята в зеленых колпачках.
Музыкально - дидактическая игра «Разноцветные клоуны»
Педагог: Посмотрите, наша шкатулка открылась. В ней спряталась последняя «нотка Си». Мы поместим ее на нотный стан.
Педагог размещает ее на нотном стане.
Голос Королевы Музыки: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Вот и сложил песню вы! Молодцы!
У музыки семь нот.
Пусть на земле вечно музыка живет!
Дети поют песню «Нотный стан»
Педагог: Наше путешествие подходит к концу. Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.) Есть у меня орешки мудрости и в них сокрыт секрет…
Звучит музыка. Педагог раздает орешки родителям. Родители открывают орешки и по номерам зачитывают текст.
Кроссворд музыкальный
Педагог: Мы в королевство музыки открыли настежь дверь,
И звуки музыкальные понятны вам теперь? (Ответ).
Ребенок: Непростая эта штука – музыкальная наука.
Чтобы петь и чтоб играть, надо звуки изучать.
Высокие и низкие, отрывистые, плавные.
То громкие, то тихие… Да! Звуки – это главное!
Воспитатели: Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без нее прожить никак нельзя!
Песня «Мир музыки»
Педагог: Сегодня Музыка в свой мир нам двери отворила –
Как радостно мы шли за ней, как хорошо нам было!
Нелегкий, но прекрасный труд – Великое искусство!
И в унисон звуки поют,
Рождая в душах чувства!!!
Я надеюсь, что вы многому научились, и мы с удовольствием
принимаем вас в семью любителей музыки.
Звучит «Шутка» И. С. Баха.
Всем детям раздаются знак скрипичного ключа,
а родителям памятки и буклеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Как нужно беречь уши. Звук. Слово. Предложение."
Конспект занятия по валеологии и обучению грамоте...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Буквы и звуки С и Сь".
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему " Буквы и звуки С и Сь" в рамках "Дней открытых дверей".На занятии знакомим детей с буквами и звуками ( С и Сь), работа в рабочих...
Конспект совместного мероприятия с детьми, педагогами и родителями подготовительной к школе группы «Кузнечики» Игра-путешествие «В мире слов»
Игра-путешествие "В мире слов"...
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1. Закрепить навыки раз...
Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного к школе возраста по автоматизации и дифференциации звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. «В гостях у крокодила».
Подгрупповое занятие учителя-логопеда на автоматизацию и дифференциацию сонорных звуков. Мнемотаблица....
Конспект открытого подгруппового занятия для педагогов и родителей логопедической подготовительной к школе группы на тему «Трудные свистящие звуки» с использованием аква-терапии.
Цель данного занятия: уточнение и закрепление правильного произношения свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц в словах. Занятие построено на чередовании различных коррекционных игр и упражнений для детей ст...