Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе №7 «Осенние листья»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Актуальность проекта: У детей младшего дошкольного возраста слишком маленький жизненный опыт и мало знаний о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osennie_listya.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33» ЭМР Саратовской области
Познавательно-исследовательский проект
во второй младшей группе №7
«Осенние листья»
Воспитатели: Бобровская С. И.
Лагошина Е. В.
Энгельс-2024
"Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться"
Сухомлинский В. А.
Тема проекта: «Осенние листья».
В сентябре на прогулке дети увидели первые опавшие листья. Они с радостью стали их поднимать и что-то из них мастерить. Задавали вопросы: «А кто сорвал эти листья? Разве можно срывать листья с деревьев?» Мы стали объяснять, что в природе бывает такое явление, при котором листья сами опадают. У детей возникали все новые и новые вопросы. Почему листья жёлтые, красные, оранжевые, с черными пятнами? Высказывали разные предположения. И в итоге мы решили выяснить, как живут листья: почему зелёные весной и летом они меняют цвет осенью, почему опадают, высыхают, становятся хрупкими, какой они формы, какого размера, тонут ли они в воде и многие другие вопросы. Так и родился этот проект.
Актуальность проекта: У детей младшего дошкольного возраста слишком маленький жизненный опыт и мало знаний о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Цель проекта: формирование чётких представлений у детей о следующих понятиях – листья, листопад, осень, ветер, пасмурно; создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей детей в процессе получения представлений об изменениях в природе в осенний период.
Задачи:
- способствовать накоплению у детей знаний об осенних явлениях;
- развивать познавательную активность при проведении бесед, наблюдений;
- формировать умение наблюдать за явлениями природы;
- развивать умение устанавливать связи между объектами природы;
- воспитывать любовь к природе;
- обогащать словарный запас;
- развивать творческие способности;
- развивать эстетическое восприятие;
- привлечь родителей к реализации проекта.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: 28 октября – 8 ноября 2024 года (2 недели).
Предполагаемый результат.
В результате реализации проекта будет создана система работы по ознакомлению детей с характерными особенностями времен года. У детей появятся знания об осенних явлениях, свойствах и признаках осенних листьев, расширится словарный запас.
План реализации проекта.
I этап – подготовительный.
- Подбор и изучение специальной литературы.
- Проведение беседы с детьми для выявления имеющихся знаний на тему проекта, для составления перспективного плана.
- Подбор художественной литературы, дидактических игр, иллюстраций, атрибутов, материалов для творческой деятельности.
II этап – основной.
- Беседы: «Что нам осень принесла», «Что происходит с листьями осенью?», «Красота осени».
- Рассматривание иллюстраций, картинок, картин, открыток про осень.
- Чтение стихов, рассказов про осень.
- Наблюдения: за изменениями в природе, за деревьями, за листопадом, за листьями.
- Дидактические игры: «Какого цвета листочек», «От какого дерева листочек», «Приметы осени», «Чем похожи», «Один – много», «Собери красивый букет».
- Подвижные игры: «Прогулка в осенний лес», «Ветерок», «Мы листочки», «Листопад».
- Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем запах леса», «Шум леса».
- Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты с осенними листьями. Игра – занятие с использованием экспериментирования «Листопад» .
- Прогулки вокруг детского сада.
- Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».
- Физминутки: «Мы – листики осенние», «Ветер дует нам в лицо», «Ходит осень по дорожке».
- Рисование с использованием различных техник: примакивание ватной палочкой, рисование ладошками. («Разноцветные листья», «Красота осенних деревьев»)
- Пластилинография «Осеннее дерево»
- Аппликация из природного материала «Осенний букет»
III этап – заключительный.
- Презентация продуктов проекта.
- Создание гербария (совместная работа с родителями)
- Коллективная работа - композиция из осенних листьев «Осенний букет»
Приложения.
Подвижная игра «Листопад»
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.
Материал: осенние листья.
Ход игры
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем фонарики)
Физминутка «Мы – листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Физминутка «Ходит осень по дорожке»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Конспект занятия по рисованию на тему: «Разноцветные листья»
Цели: расширить представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.
Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (листочки), мольберт, салфетки.
Ход занятия
- Создание игровой мотивации.
Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.
Воспитатель: Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.
- Дидактическая игра «Разноцветные листочки»
Воспитатель: На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета? (Ответы детей). У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья (показывают картинки для фланелеграфа – разноцветные листья).
Проведение игры.
Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.
Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются. Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать. Для этого нужно выбрать краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? (Дети выбирают).
После игры воспитатель проводит физкультминутку.
Мы листики осенние.
На веточках сидели,
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.
3. Рисование "Разноцветный ковер из листьев".
Воспитатель: Сегодня мы нарисуем много красивых листочков на деревьях. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета). Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и
нарисовать его на листе бумаги.
По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.
4. Итог занятия.
Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер, который будет украшать нашу группу.
Конспект занятия по аппликации «Осенний букет»
(коллективная работа)
Цели:
- создание осеннего букета из осенних листьев.
Задачи:
- познакомить детей с видом продуктивной деятельности - аппликацией;
- развивать ориентировку на листе бумаги;
- учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой;
- закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге;
- развивать чувство цвета и композиции, воображения;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришел Ежик. Давайте с ним поздороваемся.
Ребята, Ёжик пришел не просто так. Он хочет, чтобы мы ему помогли отгадать загадку и узнать какое сейчас время года.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
Воспитатель: Ребята, а по каким приметам мы узнаем, что наступила осень?
Дети: Идет дождь, дует ветер, холодно, сыро, пасмурно, пожелтели листья и т. д.
Воспитатель: Наступила осень, листочки стали желтеть и опадать. А называется это листопадом. На прогулке мы с вами видели красивые осенние деревья, собирали опавшие листочки. А какого цвета листочки мы собирали?
(ответы детей)
Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше?
(ответы детей)
Тогда давайте мы с вами сделаем своё осенний букет , который будет радовать нас в группе своей красотой очень долго.
Посмотрите, что у вас на столе: ватман, на котором нарисована ваза, кисти, клей, салфетки. Ребята, давайте сегодня создадим осенний букет.
Воспитатель: Ребята, Ёжик принес нам сюрприз – березовые, кленовые, рябиновые листочки. Давайте мы с вами наклеим эти листочки на наш ватман, чтобы получился красивый букет. Каждый может приклеить столько листочков, сколько захочет. Продуктивная деятельность (аппликация).
Каждый ребенок выбирает красивый листочек, наносит на него клей и приклеивает на лист бумаги.
Воспитатель: Молодцы ребята! Мне и Ёжику очень понравился ваш букет, теперь мы знаем какое сейчас время года, какие приметы у осени, что такое листопад. И какой замечательный букет можно собрать из осенних листьев!
Вы хорошо поработали и, наверно, устали, давайте немного отдохнем. Осень часто дует холодный, северный ветер, давайте поиграем с ветром.
Физминутка «Ветерок»
Ветер веет над полями,
И качается трава,
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Качают руками над головой.)
Мы вперед руками вертим.
И у нас тут дует ветер.
А теперь назад покрутим.
Снова ветер делать будем. (Вращение рук вперед.)
Сильный ветер ветки крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже,
Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом влево, вправо.)
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы,
Вправо-влево, влево-вправо,
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
По опушке ветер скачет,
Словно легкий-легкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок,
Утихает ветерок. (Прыжки.)
Ветер стих, взошла луна,
Наступила тишина. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, Ёжик хочет поиграть с нами в игру.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Ёжик-ёжик колкий. Пых-пых-пых.
У ежа иголки. Пых-пых-пых.
Он живет в лесочке. Пых-пых-пых.
Ищет там грибочки. Пых-пых-пых.
Воспитатель: Нашему Ёжику пора домой. Давайте скажем ему спасибо за угощение. До свидания.
А.Плещеев «Осень»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды,
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
И.Токмакова «Осень»
Опустел скворечник.
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Сказка. Д.Югов «Четыре сестры»
Жили-были четыре сестры: осень, зима, весна и лето. Зима сказала: «Я красивее всех!», «Нет, я красивее всех!» -сказала весна, «Нет,я!» - пропело лето, а осень промолчала. Тогда лето, зима и весна решили, что осень красивее их вместе, ведь она золотая.
Сказка М.Тумайте «Осень»
Жила-была осень. Она была лучше всех времен года. Деревья оделись в золотую листву. В саду румяные яблоки. Птицы улетают на юг. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Игра –занятие с использованием экспериментирования «Листопад»
для воспитанников второй младшей группы.
Задачи:
-закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев, уточнить понятие «один-много», «легкий-тяжелый»;
-активизировать понятие листопад, обогащать познавательную среду детей;
-воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: коробка с засушенными листьями березы, клена;
емкость с водой; карточки с контурами листьев; ваза с осенним букетом листьев.
Предварительная работа:
-беседа об осени;
-целевые прогулки к березе и клену;
-работа по изо-деятельности;
-сбор листьев, изготовление поделок совместно с воспитателем, изготовление букетов из природного материала.
Ход занятия:
Дети с воспитателем находят посылку-коробку с листьями березы, клена.
Воспитатель: -Кто же это прислал нам посылку? Узнаем, если отгадаем загадку!
Загадка : Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.( осень)
Воспитатель: -Коробку нам принесла осень, это очень красивое время года. Какими осенью становятся деревья? Трава ? Осенью желтый, оранжевый, золотой цвета самые главные-вот и зовут осень: Золотая осень.
Ребенок читает стихотворение:
За окошком так красиво,
Это осень в сад пришла.
Все деревья нарядила,
Всем одежки раздала.
Воспитатель открывает коробку.
-Что же осень нам принесла? (листья)
- Какого цвета? (дети рассматривают листья)
-Как одним словом можно назвать листья? (разноцветные)
Ребенок читает стихотворение.
Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой, как хорош ты лист цветной!
Воспитатель:
-Ребята, а где мы видели такие листья?( собирали на прогулке). Вспомните, мы их срывали с дерева или собирали с земли? Конечно, собирали, ведь без надобности не стоит срывать листья с деревьев , нужно беречь природу.
Воспитатель:
-А как листочки оказались на земле?( ответы детей)
Воспитатель:
-Осенью листья меняют цвет и опадают. Это явление в природе называется листопад.
Стихотворение.
Листопад, листопад, листья желтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат, скоро голый станет сад.
Воспитатель:
-Сколько у меня в коробке листьев? (много). Возьмите по одному листочку в каждую руку. Сколько у тебя в правой руке листочков, а в левой? Какого цвета? А у тебя сколько? Какого цвета?
Физкультминутка.
Дети делают движения с листочками под осеннюю музыку. В конце подбрасывают листья и устраивают листопад.
Подвижная игра.
« Собери листики в букет»
Воспитатель.
Осенью листья падают на дорогу, на траву, на крыши домов, а что будет если листья попадут в лужу или речку? Как вы думаете утонет он или нет? Проводится эксперимент ( таз с водой)
Воспитатель:
-Представьте , что это речка. Наш листок упал в речку. Опускаем березовый листик в воду. Что происходит? Может, кленовый утонет, ведь он больше? Почему листики не тонут? (ответы детей-они легкие, плывут как кораблики )
Дыхательное упражнение.
Воспитатель.
Посмотрите сколько цветных корабликов плывет? Давайте сделаем слабый ветерок, чтобы наш кораблики поплыли. А теперь сильный ветерок, и шторм, и бурю.
Дети дуют, а воспитатель читает:
Как по луже студеной плыл кораблик золоченый.
Закрепление материала:
Дети, посмотрите, пока мы с вами играли вода смыла всю краску с наших листочков и они стали белыми. Давайте вернем им яркость осенних красок! ( раскрашивание осенних листочков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».
Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...
Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Золотая Осень» Педагог Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: создать условия для закрепления представления детей о характерных признаках осени и осенних явленияхЗадачи: Организация деятельности детей для закрепления умений устанавливать связь ...
Сценарий комплексного НОД Познавательно – исследовательской деятельностью В старшей группе Тема: «Исследование листьев»
Цель:Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе с помощью исследовательской деятельности....
Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Падают, падают листья..."
Актуальность: одна из главных задач современного образовательного учреждения – поддержание познавательной активности детей через организацию разнообразной деятельности с ними. Данный проект...
Познавательно- исследовательский проект в старшей группе "Золотая осень"
Актуальность: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознател...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почему желтеют листья?»
учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. «Птицы осенью».
-закреплять представления детей о перелетных птицах....