Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе №7 «Осенние листья»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Лагошина Елена Владимировна

Актуальность проекта: У детей младшего дошкольного  возраста слишком маленький жизненный опыт и мало знаний  о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и  объяснить, почему нужно беречь и любить природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osennie_listya.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33» ЭМР Саратовской области

Познавательно-исследовательский проект

во второй младшей группе №7

«Осенние листья»

Воспитатели: Бобровская С. И.

Лагошина Е. В.

Энгельс-2024

"Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться"

Сухомлинский В. А.

Тема проекта: «Осенние листья».

В сентябре на прогулке дети увидели первые опавшие листья. Они с радостью стали их поднимать и что-то из них мастерить. Задавали вопросы: «А кто сорвал эти листья? Разве можно срывать листья с деревьев?» Мы стали объяснять, что в природе бывает такое явление, при котором листья сами опадают. У детей возникали все новые и новые вопросы. Почему листья жёлтые, красные, оранжевые, с черными пятнами? Высказывали разные предположения. И в итоге мы решили выяснить, как живут листья: почему зелёные весной и летом они меняют цвет осенью, почему опадают, высыхают, становятся хрупкими, какой они формы, какого размера, тонут ли они в воде и многие другие вопросы. Так и родился этот проект.

Актуальность проекта: У детей младшего дошкольного возраста слишком маленький жизненный опыт и мало знаний о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.

Цель проекта: формирование чётких представлений у детей о следующих понятиях – листья, листопад, осень, ветер, пасмурно; создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей детей в процессе получения представлений об изменениях в природе в осенний период.

Задачи:

  • способствовать накоплению у детей знаний об осенних явлениях;
  • развивать познавательную активность при проведении бесед, наблюдений;
  • формировать умение наблюдать за явлениями природы;
  • развивать умение устанавливать связи между объектами природы;
  • воспитывать любовь к природе;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать творческие способности;
  • развивать эстетическое восприятие;
  • привлечь родителей к реализации проекта.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: 28 октября – 8 ноября 2024 года (2 недели).

Предполагаемый результат.

В результате реализации проекта будет создана система работы по ознакомлению детей с характерными особенностями времен года. У детей появятся знания об осенних явлениях, свойствах и признаках осенних листьев, расширится словарный запас.

План реализации проекта.

I этап – подготовительный.

  1. Подбор и изучение специальной литературы.
  2. Проведение беседы с детьми для выявления имеющихся знаний на тему проекта, для составления перспективного плана.
  3. Подбор художественной литературы, дидактических игр, иллюстраций, атрибутов, материалов для творческой деятельности.

II этап – основной.

  1. Беседы: «Что нам осень принесла», «Что происходит с листьями осенью?», «Красота осени».
  2. Рассматривание иллюстраций, картинок, картин, открыток про осень.
  3. Чтение стихов, рассказов про осень.
  4. Наблюдения: за изменениями в природе, за деревьями, за листопадом, за листьями.
  5. Дидактические игры: «Какого цвета листочек», «От какого дерева листочек», «Приметы осени», «Чем похожи», «Один – много», «Собери красивый букет».
  6. Подвижные игры: «Прогулка в осенний лес», «Ветерок», «Мы листочки», «Листопад».
  7. Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем запах леса», «Шум леса».
  8. Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты с осенними листьями. Игра – занятие с использованием экспериментирования «Листопад» .
  9. Прогулки вокруг детского сада.
  10. Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».
  11. Физминутки: «Мы – листики осенние», «Ветер дует нам в лицо», «Ходит осень по дорожке».
  12. Рисование с использованием различных техник: примакивание ватной палочкой, рисование ладошками. («Разноцветные листья», «Красота осенних деревьев»)
  13. Пластилинография «Осеннее дерево»
  14. Аппликация из природного материала «Осенний букет»

III этап – заключительный.

  1. Презентация продуктов проекта.
  2. Создание гербария (совместная работа с родителями)
  3. Коллективная работа - композиция из осенних листьев «Осенний букет»

Приложения.

Подвижная игра «Листопад»

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.

Материал: осенние листья.

Ход игры

Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).

Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)

Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»

По желания детей игра продолжается 2-3 раза.

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем фонарики)

Физминутка «Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Физминутка «Ходит осень по дорожке»

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Конспект занятия по рисованию на тему: «Разноцветные листья»

Цели: расширить представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.

Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (листочки), мольберт, салфетки.

Ход занятия

  1. Создание игровой мотивации.

Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.

Воспитатель: Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.

  1. Дидактическая игра «Разноцветные листочки»

Воспитатель: На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета? (Ответы детей). У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья (показывают картинки для фланелеграфа – разноцветные листья).

Проведение игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.

Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются. Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать. Для этого нужно выбрать краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? (Дети выбирают).

После игры воспитатель проводит физкультминутку.

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

3. Рисование "Разноцветный ковер из листьев".

Воспитатель: Сегодня мы нарисуем много красивых листочков на деревьях. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета). Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и

нарисовать его на листе бумаги.

По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.

4. Итог занятия.

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер, который будет украшать нашу группу.

Конспект занятия по аппликации «Осенний букет»

(коллективная работа)

Цели:

- создание осеннего букета из осенних листьев.

Задачи:

- познакомить детей с видом продуктивной деятельности - аппликацией;

- развивать ориентировку на листе бумаги;

- учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой;

- закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге;

- развивать чувство цвета и композиции, воображения;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришел Ежик. Давайте с ним поздороваемся.

Ребята, Ёжик пришел не просто так. Он хочет, чтобы мы ему помогли отгадать загадку и узнать какое сейчас время года.

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (осень)

Воспитатель: Ребята, а по каким приметам мы узнаем, что наступила осень?

Дети: Идет дождь, дует ветер, холодно, сыро, пасмурно, пожелтели листья и т. д.

Воспитатель: Наступила осень, листочки стали желтеть и опадать. А называется это листопадом. На прогулке мы с вами видели красивые осенние деревья, собирали опавшие листочки. А какого цвета листочки мы собирали?

(ответы детей)

Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше?

(ответы детей)

Тогда давайте мы с вами сделаем своё осенний букет , который будет радовать нас в группе своей красотой очень долго.

Посмотрите, что у вас на столе: ватман, на котором нарисована ваза, кисти, клей, салфетки. Ребята, давайте сегодня создадим осенний букет.

Воспитатель: Ребята, Ёжик принес нам сюрприз – березовые, кленовые, рябиновые листочки. Давайте мы с вами наклеим эти листочки на наш ватман, чтобы получился красивый букет. Каждый может приклеить столько листочков, сколько захочет. Продуктивная деятельность (аппликация).

Каждый ребенок выбирает красивый листочек, наносит на него клей и приклеивает на лист бумаги.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мне и Ёжику очень понравился ваш букет, теперь мы знаем какое сейчас время года, какие приметы у осени, что такое листопад. И какой замечательный букет можно собрать из осенних листьев!

Вы хорошо поработали и, наверно, устали, давайте немного отдохнем. Осень часто дует холодный, северный ветер, давайте поиграем с ветром.

Физминутка «Ветерок»

Ветер веет над полями,

И качается трава,

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Качают руками над головой.)

Мы вперед руками вертим.

И у нас тут дует ветер.

А теперь назад покрутим.

Снова ветер делать будем. (Вращение рук вперед.)

Сильный ветер ветки крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже,

Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом влево, вправо.)

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы,

Вправо-влево, влево-вправо,

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)

По опушке ветер скачет,

Словно легкий-легкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок,

Утихает ветерок. (Прыжки.)

Ветер стих, взошла луна,

Наступила тишина. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, Ёжик хочет поиграть с нами в игру.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Ёжик-ёжик колкий. Пых-пых-пых.

У ежа иголки. Пых-пых-пых.

Он живет в лесочке. Пых-пых-пых.

Ищет там грибочки. Пых-пых-пых.

Воспитатель: Нашему Ёжику пора домой. Давайте скажем ему спасибо за угощение. До свидания.

А.Плещеев «Осень»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды,

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

И.Токмакова «Осень»

Опустел скворечник.

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Сказка. Д.Югов «Четыре сестры»

Жили-были четыре сестры: осень, зима, весна и лето. Зима сказала: «Я красивее всех!», «Нет, я красивее всех!» -сказала весна, «Нет,я!» - пропело лето, а осень промолчала. Тогда лето, зима и весна решили, что осень красивее их вместе, ведь она золотая.

Сказка М.Тумайте «Осень»

Жила-была осень. Она была лучше всех времен года. Деревья оделись в золотую листву. В саду румяные яблоки. Птицы улетают на юг. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Игра –занятие с использованием экспериментирования «Листопад»

для воспитанников второй младшей группы.

Задачи:

-закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев, уточнить понятие «один-много», «легкий-тяжелый»;

-активизировать понятие листопад, обогащать познавательную среду детей;

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: коробка с засушенными листьями березы, клена;

емкость с водой; карточки с контурами листьев; ваза с осенним букетом листьев.

Предварительная работа:

-беседа об осени;

-целевые прогулки к березе и клену;

-работа по изо-деятельности;

-сбор листьев, изготовление поделок совместно с воспитателем, изготовление букетов из природного материала.

Ход занятия:

Дети с воспитателем находят посылку-коробку с листьями березы, клена.

Воспитатель: -Кто же это прислал нам посылку? Узнаем, если отгадаем загадку!

Загадка : Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.( осень)

Воспитатель: -Коробку нам принесла осень, это очень красивое время года. Какими осенью становятся деревья? Трава ? Осенью желтый, оранжевый, золотой цвета самые главные-вот и зовут осень: Золотая осень.

Ребенок читает стихотворение:

За окошком так красиво,

Это осень в сад пришла.

Все деревья нарядила,

Всем одежки раздала.

Воспитатель открывает коробку.

-Что же осень нам принесла? (листья)

- Какого цвета? (дети рассматривают листья)

-Как одним словом можно назвать листья? (разноцветные)

Ребенок читает стихотворение.

Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой, как хорош ты лист цветной!

Воспитатель:

-Ребята, а где мы видели такие листья?( собирали на прогулке). Вспомните, мы их срывали с дерева или собирали с земли? Конечно, собирали, ведь без надобности не стоит срывать листья с деревьев , нужно беречь природу.

Воспитатель:

-А как листочки оказались на земле?( ответы детей)

Воспитатель:

-Осенью листья меняют цвет и опадают. Это явление в природе называется листопад.

Стихотворение.

Листопад, листопад, листья желтые летят.

Под ногой шуршат, шуршат, скоро голый станет сад.

Воспитатель:

-Сколько у меня в коробке листьев? (много). Возьмите по одному листочку в каждую руку. Сколько у тебя в правой руке листочков, а в левой? Какого цвета? А у тебя сколько? Какого цвета?

Физкультминутка.

Дети делают движения с листочками под осеннюю музыку. В конце подбрасывают листья и устраивают листопад.

Подвижная игра.

« Собери листики в букет»

Воспитатель.

Осенью листья падают на дорогу, на траву, на крыши домов, а что будет если листья попадут в лужу или речку? Как вы думаете утонет он или нет? Проводится эксперимент ( таз с водой)

Воспитатель:

-Представьте , что это речка. Наш листок упал в речку. Опускаем березовый листик в воду. Что происходит? Может, кленовый утонет, ведь он больше? Почему листики не тонут? (ответы детей-они легкие, плывут как кораблики )

Дыхательное упражнение.

Воспитатель.

Посмотрите сколько цветных корабликов плывет? Давайте сделаем слабый ветерок, чтобы наш кораблики поплыли. А теперь сильный ветерок, и шторм, и бурю.

Дети дуют, а воспитатель читает:

Как по луже студеной плыл кораблик золоченый.

Закрепление материала:

Дети, посмотрите, пока мы с вами играли вода смыла всю краску с наших листочков и они стали белыми. Давайте вернем им яркость осенних красок! ( раскрашивание осенних листочков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».

Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Золотая Осень» Педагог Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: создать условия для  закрепления представления детей о характерных признаках осени и осенних явленияхЗадачи: Организация деятельности детей для закрепления  умений устанавливать связь ...

Сценарий комплексного НОД Познавательно – исследовательской деятельностью В старшей группе Тема: «Исследование листьев»

Цель:Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе  с помощью исследовательской деятельности....

Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Падают, падают листья..."

Актуальность: одна из главных задач современного образовательного учреждения – поддержание познавательной активности детей через организацию разнообразной деятельности с ними. Данный проект...

Познавательно- исследовательский проект в старшей группе "Золотая осень"

Актуальность:  Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознател...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почему желтеют листья?»

учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года....