Сценарий комплексного НОД Познавательно – исследовательской деятельностью В старшей группе Тема: «Исследование листьев»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель:
Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе с помощью исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 38
Муниципального образования Кореновский район
Сценарий комплексного НОД
Познавательно – исследовательской деятельностью
В старшей группе
Тема: «Исследование листьев»
Цель:
Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе с помощью исследовательской деятельности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать любознательность, целеустремленность, память, внимание.
Развивающие: Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Образовательные: Научить детей исследовать строение листа, опытным путем, сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Закрепить знания детей о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Словарь: черешок, кромка, жилка
Методы и приемы:
Наглядные (презентация, листья с дерева, лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики, два обруча, листья зеленые и других цветов) Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
Словесные (беседа, вопрос – ответ)
Игровые (Подвижная игра: «Кто быстрей»)
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми.
- Введение в ситуацию
Ребята меня зовут Ольга Владимировна, а вас? Я хотела бы узнать, как зовут наших девочек? А теперь хотела узнать, как зовут наших мальчиков? Ребята, я хотела бы услышать хором, как вас всех зовут?
- Актуализация имеющихся знаний
Ребята, какое сейчас время года? Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью?
- Затруднение в ситуации
А какие деревья растут у вас в саду? А почему листья опадают? А зачем деревьям нужны листья? А почему листья опадают именно осенью? Ребята, а хотели бы вы узнать о листьях больше?
- Включение способа действия в систему знаний
1.Проходите к столам. Скажите, что вы видите на столе, что для вас знакомое. Мы с вами сегодня будем исследовать листья с помощью лупы. Перед вами лежат лупы. Давайте рассмотрим, как устроен лист.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Вывод: Какая часть соединяет лист с веткой? На, что похожи жилки? Как называется край листа.
Динамическая пауза «Мы листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения)
И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)
Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)
И на землю снова сели,
(Присесть)
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт 2 «Почему лист зеленый?»
А хотели бы вы узнать, почему он лист зеленый? Возьмите листок и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается и наконец, пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.
Эксперимент «Как листья опадают»
А теперь подойдите ко мне. На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному? Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. И мы выясним какой быстрее падает , а какой медленнее. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Подвижная игра «Кто быстрее»
Для этого мы разделимся на две команды. У меня волшебный мешочек в нем лежат фишки разного цвета, вы сейчас с закрытыми глазами вытаскиваете фишку и становитесь в такую команду, каким цветом выпала фишка. Перед вами стоят мольберты, где изображены деревья. На полу лежат два обруча, задание такое. Команда красных собирает только листья клена и прикрепляет к дереву. А команда синих собирает только листья березы.
Итог: подарок папка с гербариями от детей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Встреча с Капитошкой»
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеТема: « Встреча с Капитошкой»...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»
Как создать условия для развития познавательно-исследовательской активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну"
Конспект НОДпо познавательно-исследовательскойдеятельности в старшей группеТема "Путешествие в бумажную страну"...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»
- знакомить детей со сойствами воды (жидкая: льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»
Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Мыльные секреты»
Развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельностив процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями...