Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почему желтеют листья?»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
«Почему желтеют листья?»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.
-дать детям знания о том, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях.
-дать представления о начале осени, о зависимости окраски яркости листьев от погоды.
- развивать представления детей о признаках осени, понятиях: куст, дерево.
-упражнять в составлении описательных рассказов о деревьях и умении определять по описанию название дерева.
-расширять представления детей о деревьях на участке детского сада.
-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.
Развивающие задачи:
-активизация словаря: хлорофилл, багряный, кустарник.
-развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
-развивать творческие способности.
-развивать у детей любознательность.
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к живой природе и разумное использование ее даров.
Методические приемы:
-словесные - беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий.
- наглядные - показ, демонстрация материала.
-практические - работа с раздаточным материалом, игровые упражнения.
Оборудование:
- коробочки с плодами и листьями деревьев, знакомые детям, иллюстрации деревьев, названия деревьев, лупы, книга Георгия Граубина «Почему осенью наступает листопад».
Предварительная работа:
-наблюдения, беседы, чтения художественной литературы.
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья».
-рассматривание деревьев на прогулке в детском саду и дома.
-загадывание загадок.
-сбор листьев.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Дети, я прочитаю вам отрывки из стихотворений, а вы их внимательно послушайте и скажите, о каком времени года идет речь. И почему?
«Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…»
«Несу я урожаи. Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек
Я…осень. (ответы детей)
- Дети, а как вы определяете, что наступила осень? (ответы детей). Правильно, улетают птицы в теплые края, день медленно убывает, пропадают насекомые, желтеют и опадают листья, в полях, садах и огородах собирают урожай. - Когда же наступает осень? (ответы детей)
- По календарю осень наступает 1 сентября, когда начинается первый осенний месяц, школьники идут в школу. Ученые-астрономы считают началом осени день осеннего равноденствия-23 сентября, когда день по долготе равен ночи. Началом осени в живой природе считается появление желтых листьев на березе.
- А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей)
- Тогда слушайте. (Читаю рассказ из книги Г. Граубина «Почему осенью листопад» «Почему желтеют листья».)
- Осень. Еще далеко до морозов, а деревья уже начинают сбрасывать листву. Не сразу деревья освобождаются от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.
- Вначале листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным цветом-зеленым. Зеленый цвет листьям придет особое вещество-хлорофилл. Как называется зеленое вещество? (ответы детей)
- Хлорофилл в листьях постепенно разрушается и вновь восстанавливается под воздействием солнца. Летом солнце светит долго и хлорофилл очень быстро восстанавливается и лист все время зеленый. Но наступает осень, ночи становятся длиннее, растения получают меньше света. Хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет убывает в листве и заметным становится желтый: лист желтеет. Почему же лист желтеет? (ответы детей)
- Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
- Осенний лес богат своими красками. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.
- Если осень затяжная, дождливая - окраска листьев от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной.
- Если же холодные ночи чередуются с ясными днями, то и краски будут сочными, яркими.
- А вот у ольхи, сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях кроме хлорофилла, других веществ нет.
- Вот какой секрет вы узнали об окраски листьев на деревьях.
- А теперь мы немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
- А теперь, скажите, чем отличается дерево от кустарника? (ответы детей). Правильно у дерева один толстый ствол и много веток, а у кустарника несколько тонких стволов.
-Предлагаю вам посоревноваться «Кто больше назовет деревьев?» (дети отвечают и получают желудь- фишку за правильный ответ). А теперь, назовите кустарники. (дети так же получают желуди - фишки). Молодцы.
Предлагаю вам еще одну игру. У меня в коробочках лежат листья и плоды разных деревьев. Вы выбираете себе любую коробочку и должны будете описать дерево, не называя его. Тот, кто правильно опишет дерево и кто первый узнает его получат по одному желудю - фишке. (проводится игра).
А теперь, посчитайте желуди и сами определите, кто сегодня был более активным и победил.
Итог организованной образовательной деятельности:
- О чем же мы сегодня узнали на занятии?
- Вспомните, что мы сегодня делали?
- Какие деревья вы знаете?
- Что больше всего запомнилось и понравилось?
- Молодцы! Вы все справились. Какое у вас настроение?
- На следующем занятии я вам расскажу, почему и как опадают листья.
- Наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе "Почему мы обижаем близких нам людей?"
Интересное занятие для детей, через которое воспитывается в детях уважение к близким им людям....
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».
Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....
Проект в старше- подготовительной группе "Почему желтеют листья"
Краткосрочный проект в ходе которого ребята узнают:"Почему желтеют листья?""Почему деревья сбрасывают листья?""Чио такое листопад?"...
Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».
Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...
Открытое занятие. Конспект Организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской и конструктивной в подготовительной группе №10
Тема: «Как хорош дом, в котором ты живешь» (оригами)...