Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: "Свойство сухого и мокрого песка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/zo.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33 «Белочка» города Лесосибирска
Воспитатель
Жуковская Анна Владимировна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»
Цель: познакомить детей с опытами, из которых можно понять, какими свойствами обладает песок.
Детская цель:
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
- уточнить знания о том, что песок не живая природа;
- показать значение его в жизни человека.
Развивающие:
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к песку;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение
Методы и приемы:
- беседа;
-наблюдение;
-создание проблемной ситуации;
-экспериментально-опытный;
-объяснительно-иллюстративный;
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Оборудование и материалы: прозрачные стаканчики, песок, пластиковые бутылки 0.5 л. с водой, весы, трубочки для коктейля, пластмассовые тарелочки желтого и зеленого цвета на каждого ребенка, тарелки белые бумажные одноразовые, салфетки влажные, мерные ложечки, воронки, формочки для песка, иллюстрации на тему: «Где используется песок?», разрезные картинки с изображением солнца и капельки воды, картинки обозначающие свойства песка.
Предварительная работа: игры с детьми в «Центре песка и воды», подготовить рассказ с ребенком о песке, выучить с детьми считалочку.
Длительность: 25 мин
Ход образовательной деятельности
Дети играют в свободной деятельности. Воспитатель незаметно одевает необходимые атрибуты, тем самым обращая на себя внимание детей.
Воспитатель: Ребята, угадайте в кого я сейчас превратилась? (ответы детей).
Я профессор Лабораторкин, и я очень люблю в своей лаборатории проводит разные опыты.
Пр. Лабораторкин: А вы хотите стать исследователями и проводить со мной опыты? (ответы детей)
Пр. Лабораторки: А вот что мы будем сегодня исследовать находится в моем мешочке. Предлагаю вам по очереди рукой на ощупь определить, что в нем находится (ответы детей)
Пр. Лабораторкин: А что такое песок? (ответы детей) А об этом расскажет мой младший сотрудник Колбочкин (заранее выбран ребенок и с ним подготовлен рассказ о песке)
Профессор предлагает детям удобно расположиться на ковре и послушать заранее подготовленный ребенком рассказ о песке.
(рассказ ребенка о песке с показом иллюстраций)
Пр. Лабораторкин : А теперь мои юные исследователи я прошу вас пройти в мою лабораторию. Для этого вам необходимо надеть фартуки, чтобы не испачкаться и занять свои рабочие места (дети одевают фартуки и нарукавники и рассаживаются за столы)
Пр. Лабораторкин : Прежде чем начать проводит опыты с песком, давайте вспомним о правилах безопасности во время экспериментирования. У вас на столах лежать карточка - помощники. Кто расскажет нам о правилах безопасной работы? (ответы детей)
Правила безопасного поведения:
- Каждый работает за своим рабочем местом, не толкаясь и не мешая другому.
- Класть все на место.
- Делать все аккуратно
- Когда грязные руки, вытереть салфеткой .
- Не дотрагиваться до лица, глаз и рта.
Опыт №1 «Какой песок на ощупь»
Пр. Лабораторкин : Своей рукой прикоснитесь к песку, который лежит в желтой тарелке. Скажите, пожалуйста, какой это песок? (сухой)
Пр. Лабораторкин: Давайте это зафиксируем . У меня вот такая карточка с солнышком, значит мы будем говорить о сухом песке (на доску прикрепляется карточка с изображением солнышка) Теперь приложите ладошку на другую тарелочку с песком. Какой этот песок? (этот песок мокрый) У меня карточка, на которой изображена капелька. Значит здесь мы будем говорить о мокром песке (прикрепляется карточка с изображением капельки на другую доску)
Опыт №2 « Сыпучесть»
Пр. Лабораторкин: Возьмите стаканчики с воронкой и мерной ложечкой насыпьте сухой песок. А теперь переставьте воронку в чистый стаканчик и проделайте тот же опыт, но с мокрым песком. Что вы заметили? (ответы детей) Если сухой песок легко сыпался через воронку, то он какой? (сыпучий) Зафиксируем это свойство песка карточкой. Эту карточку отнесем к какому песку (сухому), а эту - к мокрому.
Опыт №3 « Растворимость песка»
Пр. Лабораторкин: Возьмите бутылочку и налейте в стаканчики с мокрым и сухим песком немного воды, для этого используйте воронку. А теперь снимете воронку со стаканчика и уберите в сторону. Возьмите ложку и размешайте содержимое в стаканчиках.
Ой что, то я устал, хочу отдохнуть. Хотите со мной? (ответы детей)
Тогда повторяйте за мной
Физкультминутка «Помогатор» (звучит музыка «Помогатор» из мультфильма Фиксики )
Пр. Лабораторкин: Здорово отдохнули, продолжаем экспериментировать.
Посмотрите на стаканчики, что произошло с песком? (дети замечают, что песок в воде не растворился, а выпал в осадок). Зафиксируем наш результат карточками (прикрепляют 2 карточки на доски) Значит мокрый и сухой песок в воде не растворяются.
Опыт№4 «Имеет ли песок форму?»
Пр. Лабораторкин: А вот интересно имеет ли песок форму? Как мы можем это проверить? Что нам для этого понадобится? (ответы детей) Младший мой сотрудник Колбочкин, принеси нам формы для песка (ребенок берет формочки в центре «вода-песок»)
Сначала приложите формочку к сухому песку, а затем к мокрому. Что у вас получилось? (дети делает вывод, что из сухого песка не получился куличик, а мокрого – получился). Теперь это зафиксируем карточками. (прикрепляются карточки на доску)
Опыт №5 « Какой песок легче?»
Пр. Лабораторкин: Сейчас возьмите трубочки и осторожно подуйте на сухой песок, а потом на мокрый. Какие выводы можно сделать? (дети определяют, что сухой песок разлетается, потому что он легкий, а мокрый – нет, так как он плотный и тяжелый)
Чтобы точно узнать, что сухой песок легкий, а мокрый тяжелый, давайте его взвесим. Возьмите в одну руку тарелочку с сухим песком, а в другую с мокрым. И попробуйте определить какой песок тяжелее (ответы детей) Профессор Лабораторкин тоже пробует измерить вес песка таким же способом.
Пр. Лабораторкин: Что то я засомневался, какой песок легче, а какой тяжелее.А как можно точно измерить вес ? (с помощью весов). А у вас в группе есть весы? (Колбочкин приносит весы из центра)
Мне нужны 2 помощника, предлагают их выбрать по считалочки.
Профессор просить младшему сотруднику Колбочкину с помощью считалочки выбрать себе помощника
Считалочка
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед
И съедали сто котлет,
А потом ложились спать.
Начинай опять считать.
Колбочкин с помощью считалочки находит себе пару.
Опыт№6 «Определение веса песка»
Пр. Лабораторкин: Один ребенок перекладывает мерной ложечкой из тарелки в чашу весов сухой песок, а другой - мокрый. Делаем выводы, что чаша с мокрым песком опустилась ниже, чем с сухим песком, значит он тяжелее. Вспомним про карточки (прикрепляются карточки на доску)
Работа в командах.
Пр. Лабораторкин: Подойдите ко мне, возьмите по одной карточке и разделитесь на 2 команды.
Игра «Собери картинку»
Пр. Лабораторкин: Внимание, внимание! Вот мое задание: соберите из своих карточек картинку (на картинках изображенны капелька и солнышко).
Что у вас изображено на вашей картинке? (солнышко, капелька)
А где мы сегодня встречались с такими же картинками? Что мы обозначили солнышком? (сухой песок) А капелькой? (мокрый песок)
Предлагаю каждой команде подойти к своей доске и используя карточки-помощники составит рассказ о свойствах сухого и мокрого песка (дети составляют рассказ и выбирают рассказчика в своей команде).
Рефлексия.
Пр. Лабораторкин: Ребята, мне так понравилось с вами работать, вы такие же умные и сообразительные, как и я. Что вам сегодня понравилось, а что запомнилось? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .
Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...
Конспект занятия по социально-коммуникативной деятельности в старшей группе на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально знач...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Этот удивительный мир магнита»
Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.Тема: «Этот удивительный мир магнита»Возрастная группа: старшаяЦель занятия: Разв...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Свойства воздуха»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Свойства бумаги»
Цель: формировать представление детей о бумаге и о её свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.Задачи:Расширять представления детей о бумаге, разных её видах и свойствах.Познакомить детей со св...