Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Воздух- невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Формирование представлений овоздухе его свойствах и значении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования

в средней группе «Воздух-невидимка»

Цель: Формировать представление дошкольников о свойствах воздуха.

Образовательные задачи:

1. Расширить знания детей о воздухе и его свойствах (невидимый, прозрачный, не имеет запаха).

2. Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.

3. Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов.

Развивающие задачи:

1. Развивать любознательность, наблюдательность.

2. Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

3. Расширять словарный запас детей (кислород, невидимый, прозрачный).

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа

1. Беседы на темы: «Где можно встретить воздух»; «Для чего нужен воздух».

2. Проведение опытов.

Вид деятельности:

Познавательно-исследовательская

Форма – работы:

Экспериментирование

Возраст детей:

Средняя группа (4-5 лет)

Методы и приемы:

1. Наглядный (схемы – символы, обозначающие свойства воздуха).

2. Практический (наблюдение, эксперимент).

3. Словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).

Интеграции образовательных областей:

Познавательно – исследовательская, социально – коммуникативная.

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), веер, коробочки из-под киндер-сюрпризов с наполнителями (апельсин, чеснок) на каждого ребенка, таз с водой, кораблик, воздушные шары, карточки-схемы.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух

Воспитатель: Правильно, это воздух! Ребята, а хотите поиграть с воздухом: ощутить его, поймать, почувствовать.

Дети: Хотим.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты с воздухом, изучать его свойства, делать выводы.

(В группу под музыку влетает Карлсон)

Воспитатель: Кого к нам ветром занесло?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Это я самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?

Воспитатель: Мы будем говорить о воздухе, и проводить опыты.

2. Основная часть

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы ребята видите воздух?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Раз мы его невидим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый

Карлсон: Вот-вот невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит, какой воздух?

Дети: невидимый, прозрачный.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: бесцветный

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД:

Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили (карточка №1, №2).

Карлсон: Ой, что-то мне стало жарко!

Воспитатель: Мы, Карлсон, на тебя сейчас ветерком подуем.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья он подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

Карлсон: (Берёт веер, машет на себя)

А вам не жарко? (Машет на ребят веером). Что вы чувствуете? Это ветер дует!

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Это движение воздуха. Карлсон машет веером, толкает воздух и воздух движется, получается ветерок.

Карлсон: Ребята, а мы с Малышом любим, пускать кораблики. Хотите поиграть со мной?

Опыт 2. «Кораблики»

(На столе стоит таз с водой, в котором плавает кораблик.)

Воспитатель: Посмотрите, Карлсон махнул веером, появился ветерок и кораблики задвигались.

Воспитатель: Если он не будем махать веером, толкать воздух, наши кораблики будут стоять на месте. А теперь вы подуйте на кораблики и они снова будут двигаться.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Долго лодочку качало,

Ветер стих и лодка встала.

ВЫВОД:

Воспитатель: Ветер — это движение воздуха (карточка №3).

Карлсон: Ой, что-то есть хочется? (принюхивается и идет к столу)

Опыт 3. «Воздух без запаха»

Карлсон: Ребята, что я нашёл? (Открывает лимонницу).

Воспитатель: Ребята, что это? (апельсин)

Воспитатель: Я поднесу к вам тарелочку с апельсином, что вы чувствуете? (Пахнет апельсином) А как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат? (апельсин).

Карлсон: А вот и нет, это воздух пахнет! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Воспитатель: Давайте проверим.

Игра «Отгадай по запаху»

(коробочки из-под киндер-сюрпризов одна пустая, а вторая с долькой чеснока)

Воспитатель: Возьмите коробочки, понюхайте и определите что там.

Воспитатель: Что спрятано в оранжевой коробочке? А что спрятано в жёлтой?

Воспитатель: Да, в оранжевой коробочке я спрятала дольку чеснока, в желтой коробочке ничего нет, там только воздух.

ВЫВОД:

Воспитатель: Значит, сам воздух запаха не имеет, он ничем не пахнет, а воздух только передает запах. (Карточка 4)

Динамическая пауза «Ветерок»

Если шарик накачать, будет он тогда летать.

Надо нитку привязать, чтобы шарик удержать.

Шарики воздушные ветерку послушные.

Воспитатель: А сейчас я на вас подую и вы полетите на коврик.

Воспитатель: Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет)

Почему? (Человеку нужно дышать)

Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!

Опыт 4. «Не дышите»

Воспитатель: Давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и попробуйте, не дышать. (Дети пробуют)

Воспитатель: А теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)

Карлсон: Ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.

ВЫВОД:

Воспитатель: Да, человеку нужен воздух.

А кому ещё нужен воздух?

Дети: Животным, рыбам, растениям (карточка 5)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Давайте, вспомним, что же мы с вами узнали о воздухе, проведя опыты? (смотрят на карточки)

Дети:

1. Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть, нужно поймать.)

2. Когда воздух движется, получается ветер.

3. Воздух не имеет запаха, передаёт чужие запахи.

4. Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воспитатель: Вам понравилось играть с воздухом?

Воспитатель: А куда у нас Карлсон исчез?

Карлсон: Я тут! Ребята, а воздух хочет с вами поиграть. Он прислал к вам своих друзей – мыльных пузырей. Они спрятались в этом маленьком флакончике.

Спасибо вам ребята! Вы помогли мне понять, что такое воздух.

Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем с мыльными пузырями и пойдём на улицу, дышать свежим воздухом.

Список используемой литературы

  1. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром – М., 2007.
  2. Егоренков Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М., 2000
  3. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М., 2007.
  4. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка – Пресс, 2002.

Картинки по запросу "картинки воздух невидимка""


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Воздух - невидимка"

познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека; способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментиро...

План – конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе « Воздух – невидимка»

План – конспект НОД по  познавательно – исследовательской деятельности в средней группе « Воздух – невидимка»Цель: развивать познавательную активность детей в п...