Конспект занятия по познавательному развитию «Секреты сундучка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширять знания детей о быте русского народа, познакомить в игровой форме с русским сундуком, его деталями и предназначением поможет конспект занятия "Секреты сундучка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sunduchok.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию «Секреты сундучка»
Старший дошкольный возраст
Подготовила:
Уварова Ирина Сергеевна
методист МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №23, корпус №6
Цель: Знакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.
Задачи:
- Дать представление об избе, сундуке;
- Прививать интерес к русскому народному творчеству;
- Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание;
- Формировать и обогащать речь детей образными меткими выражениями русского фольклора;
- Обогащать словарь названиями предметов быта.
Материалы и оборудование: помещение, оборудованное под Русскую горницу; предметные картинки современной мебели и предметов быта; предметные картинки старинной мебели и предметов быта; сундук; расписные скатерти; рушники; платки; русский сарафан.
Ход занятия:
Дети входят в русскую горницу. Их встречает Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим в наш дом.
Посидите рядком,
Да поговорим ладком.
Заметили, что у меня мебель особенная, не как у вас дома? Да и понятно, у вас-то мебель современная, а у меня в избе – старинная.
Раньше в избах мебели было не много. И мебелью-то это назвать было трудно. Оглядитесь, ребята, посмотрите внимательно, какие предметы вас окружают?
Дети называют предметы обстановки, при необходимости Хозяйка помогает.
Хозяйка: Давайте поиграем да вспомним, какие предметы быта и мебель были в старину, а какие есть в ваших домах.
Для этого разделимся на две команды.
Проводится игра «А у нас, а у вас»
Дети одной команды поочередно называют предметы современной или бытовой техники, дети другой команды называют соответствующие предметы быта и утвари, используемые в старину (используют предметные картинки).
Первая команда: А у нас в квартире шкаф, а у вас?
Дети второй команды: А у нас сундук! А у нас в избе прялка, а у вас?
Первая команда: А у нас в квартире швейная машинка. А у нас в квартире обеденный стол, а у вас?
Вторая команда: А у на в избе тоже есть стол. А рядом с ним скамьи, а у вас?
Первая команда: А у нас за столом сидят на стульях. В квартире есть кровать, а у вас?
Вторая команда: А у нас в избе лавка-лежанка и люлька для младенца. А что у вас?
Первая команда: А у нас малыш лежит в детской кроватке. А у нас в в квартире электроплита, а у вас?
Вторая команда: А у нас в избе печь. А у нас есть самовар, а у вас?
Воспитанники продолжают перечислять, Хозяйка помогает при необходимости.
Хозяйка: Молодцы, ребята, много вы знаете предметов мебели и быта. Скажите, где вы у себя дома вещи храните?
Дети: в шкафу.
Хозяйка: Вы знаете, что в старину на Руси люди хранили вещи в сундуке. Он служил им вместо шкафа. Посмотрите, какой у меня в избе большой сундук. (показ)
Он, конечно, немного неказист: кое-где поцарапан, поизношен. Но это потому, что он старинный.
Дети рассматривают сундук.
Хозяйка: Из чего сделан этот сундук? (из дерева)
Как вы думаете, зачем деревянные доски, из которых сделан сундук, закреплены металлическими лентами? (Чтобы сундук был прочнее, не развалился)
Стенки сундука расписаны яркими красками, можно заметить роспись. Красивые расписные сундуки очень ценили и ставили на самое видное место – в красный угол избы. На сундук сажали самого дорогого гостя.
Небольшие, затейливо украшенные сундучки называли ларцами. В старину в царском или боярском тереме можно было увидеть ларцы, отделанные дорогими каменьями и серебром. В таких ларцах хранили драгоценности и редкие книги.
Хозяйка: Что еще есть у сундука? (Ручки)
Для чего они нужны? (Чтобы переносить сундук с одного места на другое)
Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Даже поговорка была такая: «Сундук без замка, что язык без привязи». Это значит: сундук без замка похож на человека, который много попусту болтает. Мы сейчас немного отдохнем, в хороводную игру играть будем, которая называется «Ключик».
Проводится малоподвижная хороводная игра «Ключик»
Дети берут друг друга за руки и становятся кругом, в центре стоит водящий с ключиком в руках (ключик с тупым концом и размером достаточного, чтобы он был виден всем, и удобно было держать ребёнку в руке).
Воспитанники идут по кругу, держась за руки, проговаривая дружно слова:
У нас есть ключик, ключик непростой!
У нас есть ключик, ключик заводной.
Хоровод останавливается, а ведущий продолжает говорить:
А я ключик поверчу, услышать ЛОШАДКУ я хочу!
(курочку, кошечку и т. д. по выбору водящего) и подходя к одному из детей, символически поворачивает, можно слегка касаясь ребёнка, ключиком. А выбранный ребёнок должен произнести звуки указанного животного или птицы, в данном случае "И-ГО-ГО". Затем ключик отдаётся этому ребёнку и игра продолжается.
Хозяйка: В старину в каждом доме было несколько сундуков разного размера и назначения. Чем выше был достаток в доме, тем больше сундуков в нем было. Про богатея говорили: «У него от добра сундуки ломятся».
В маленьких сундучках хранили украшения и нитки для рукоделия. В небольшие сундуки складывали мелкие инструменты. В сундуках-ларях держали продукты: муку и крупы. А самые большие сундуки использовали для хранения одежды.
Была такая традиция: если в доме рождалась девочка, то с малых лет ей выделяли отдельный сундук. В таком сундуке хранили ее наряды: сарафаны, платки, платья и другие девичьи принадлежности. Девушки использовали сундуки не только для одежды. Они складывали письма, украшения и все, что было любимо и дорого. Каждая девица должна сложить в этот сундук и приданое – вышитые своими руками рушники, скатерти, салфетки, постельные принадлежности. Вместе с этим сундуком невеста после свадьбы переезжала в дом мужа.
Хозяйка: Давайте откинем крышку и заглянем в сундук. Интересно посмотреть, что же там внутри.
Хозяйка и дети хором:
Раз-два-три, раз-два-три,
На сундук наш посмотри!
Сундучок расписной.
Ты секреты нам открой!
Хозяйка: Посмотрите, что хранится в этом сундуке. (достает по одному предмету)
Это красивые вышитые полотенца, рушники, подзоры для украшения полок и кроватей. Сарафаны , платки. Какая красота! (дети рассматривают изделия)
Когда наступал праздник, девушки открывали свои заветные сундуки, доставали свои красивые наряды. Потом шли на гуляние песни да частушки петь, хороводы водить да в игры играть.
Проводится русская народная хороводная игра «Никонориха»
До начала игры выбирается салка — «козлик». Дети водят вокруг «козлика» хоровод, произнося такие слова:
«Никонориха коров посла,
Запустила в огород козла.
Никонориха ругается,
А козел-то ухмыляется»
После этого хоровод останавливается и дети «дразнят» козлика:
«Ну-ка, козлик, сделай рожки!» (показывают рожки)
«Ну-ка, козлик, топни ножкой!» (топают ногами)
Козлик кричит: « Бее-е!»,
после чего догоняет детей и пытается их осалить.
Хозяйка: Молодцы, ребята! Вам понравилась наша встреча? Что интересного и нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? (ответы детей)
Спасибо, что заглянули ко мне в гости. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Волшебный сундучок»
- продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные признаки. - продолжать учить группировать предметы по цвету. - продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты Снежной королевы»
Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности. Дети в опытно-экспериментальной деятельности изучают свойства снега и льда. В ходе занятия дети сравнивают между собой снег и лёд, а...
Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты дружбы"
Занятие познавательное "Секреты дружбы" - учить детей общению друг с другом...
конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Секреты здорового сердца"
Цель: формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы, художественное слово.Задачи:Образовательные:·...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Сказочный сундучок»
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Сказочный сундучок»...
Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты воздуха"
Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты воздуха"...
Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты символов России"
Приобщение к народной культуре, воспитание патриотических чувств ке Родине....