Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты Снежной королевы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности. Дети в опытно-экспериментальной деятельности изучают свойства снега и льда. В ходе занятия дети сравнивают между собой снег и лёд, анализируют, обобщают полученные знания, делают свои умозаключения и выводы. В ходе занятия дети также получают новые знания об образовании снежинок. Кроме этого дети совместно с воспитателем рисуют технологические карты проведённого эксперимента. В ходе партнёрской деятельности у детей формируются навыки исследовательской работы, развивается инициативность, познавательная активность, логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по познавательному развитию "Секреты Снежной королевы" | 20.39 КБ |
презентация к занятию "Секреты Снежной королевы" | 873.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
«Секреты Снежной королевы»
(старший дошкольный возраст)
Цель: создать условия для развития познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления детей о свойствах снега и льда;
- учить детей находить ответы на вопросы в опытно-экспериментальной деятельности
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, связную речь;
- развивать умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи
Воспитательные:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать желание сотрудничать с коллективом детей и педагогом
Оборудование: по две ёмкости на каждого ребёнка, 2 миски под снег и лёд, лупы, тканевые салфетки, гуашь, аквариум наполненный водой, альбомные листы, цветные карандаши, медиадоска, проектор
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, сегодня я вам предлагаю стать исследователями и разгадать зимние секреты Снежной королевы. Как вы думаете, какие секреты есть у Снежной королевы? Что она может скрывать от людей? (ответы детей)
- У меня в руках волшебный сундучок, а что в нём попробуйте догадаться.
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (снег)
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа (лёд)
- Правильно ребята. В сундучке у меня снег и лёд.
(Воспитатель достаёт коробку или банку со снегом и коробку с кубиками льда).
- Вот они сокровища Снежной королевы. Мы с вами будем сегодня разгадывать тайну этих сокровищ. Мы узнаем, почему снег зимой не тает, из чего состоит снег, каким бывает лёд, что быстрее тает снег или лёд, что пьют зимой птицы и многое другое,
- Ребята, вы готовы раскрыть секреты Снежной королевы? Тогда, пройдите пожалуйста в нашу научную лабораторию.
- Что вы видите на ваших рабочих местах? Всё это нам пригодится, чтоб проводить эксперименты, чтобы найти ответы на все вопросы.
(на столе лежат ёмкости для снега и льда, лупы, салфетки, гуашь, аквариум с водой, две миски)
- Ребята, рассмотрите снег и лёд и скажите какого они цвета? Снег белый, а лёд прозрачный. Как вы поняли, что лёд прозрачный? (через него видно предметы)
- Возьмите лупы и разглядите ещё лучше. Что вы видите при разглядывании снега? Из чего он состоит? (ответы детей)
- Снег состоит из множества маленьких хрупких снежинок, которые между собой слипаются и превращаются в белый снег.
- Посмотрите на экран. Так выглядят снежинки под микроскопом. Обратите внимание, какая у них тонкая, ажурная, красивая форма.
- Теперь потрогайте на ощупь снег и лёд. Расскажите о них. (ответы детей)
- Что общего у снега и льда? (холодные, таят в руке)
- В чём различия между ними? (лёд твёрдый и гладкий, снег мягкий и рыхлый)
- Что происходит с ними при сдавливании? (со льдом ничего не происходит, снег скрипит, разваливается)
- Почему снег скрипит и разваливается? (ответы детей)
- Снег состоит, как мы с вами узнали из снежинок. При сдавливании снежинки ломаются и разрушаются, скрип снега – это ломаются множество снежинок.
- Что произошло с вашими руками, когда вы трогали снег и лёд? (ответы детей)
- Если руки стали мокрыми, тогда какой можно сделать вывод? (снег и лёд состоят из воды)
- Снег – это снежинки, а снежинки – это снежный или ледяной кристалл различной формы. Снежные кристаллы образуются в холодных облаках высоко над землей. На очень больших высотах, где температура доходит до минус 40 градусов Цельсия, водяной пар, занесенный туда ветром, может внезапно замерзнуть, формируясь в кристаллики льда. Лёд – это замороженная вода (схема замерзания снежинок на доске)
- Так почему же снег зимой не тает? (ответы детей)
- Как вы думаете, зависит ли от температуры состояние снега и льда? Какими они становятся? (снег становится липким, лёд тонким)
- Как вы думаете при комнатной температуре, что быстрее растает снег или лёд? Давайте проверим.
(Откладывают в отдельные миски снег и лёд и ждут до расстаивания)
- А пока снег и лёд тают, давайте откроем ещё один секрет Снежной королевы. Как вы думаете, если бросить в воду рыхлый снег, комок снега и кусочек льда, что растает быстрее? (предположения детей)
- Давайте проверим.
(Дети в аквариум с водой бросают одновременно рыхлый снег, комок снега и лёд)
- Ребята, обратите внимание на лёд, он не тонет. Как вы думаете, почему? (предположения детей)
- Лёд легче воды. Это свойство льда спасает водоёмы и обитателей водоёмов от промерзания (рисунок замёрзшего водоёма на доске)
- Теперь всем сотрудникам научной лаборатории я предлагаю отдохнуть и немного размяться.
Физминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговичок. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху)
Шагает наш снеговичок
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом)
- А теперь ребята, я предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда будет называться снежным словом (снежок, снежинка, др.), а другая ледяным (сосулька, ледок, ледышка, др.).
- Первая команда зарисовывает в виде схем то, что они узнали о снеге, а вторая команда зарисовывает в схемах то, что она узнала про лёд.
(дети рисуют свойства снега и льда в схемах)
- А теперь команды расскажите секреты Снежной королевы друг другу.
(дети презентуют свои схемы)
- Молодцы ребята. Но у нас остался один секрет без ответа. Что пьют птицы зимой? Ведь вся вода замёрзла, а птица, как любое живое существо нуждается в питье (предположения детей)
- Птицы зимой находят талую воду, когда всё-таки пригревает солнце, или едят снег, растапливая его в клюве (фотографии птиц зимой на доске)
- Ребята, мы с вами теперь знаем, что лёд прозрачный. А можно ли его сделать цветным? Как вы думаете? (ответы детей)
- Если добавить в воду цветную краску и эту воду заморозить, то лёд станет цветным.
- Предлагаю вам попробовать это сделать.
(дети окрашивают воду с помощью гуаши и разливают в формочки, затем выставляют на подоконник с уличной стороны или на балкон)
- Ребята, обратите внимание на наши миски со снегом и льдом. Что же растаяло быстрее? Почему? (ответы детей)
- Быстрее растаял снег, потому - что он рыхлый и мягкий. Лёд плотный, поэтому таял дольше.
Итог занятия (рефлексия)
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- Что было для вас непонятным?
- Что осталось непонятным?
-Что было для вас особенно интересным?
- О чём ещё вы хотите узнать на следующем занятии?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Снежинки под микроскопом
п оток воздуха охлаждение испарение п оток воздуха Превращение капельки
Дно водоёма в зимнее время
Цветной лёд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»
Из опыта работы воспитателя...
Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»
Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.
Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Аптечка первоцветов»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста по теме: «Аптечка первоцветов»...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Шашки – лучшая игра!»
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Шашки – лучшая игра!»...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Посуда»
Цель занятия: формировать у детей представление о посуде, её видах, частях и назначении, закреплять названия предметов посуды....