Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Море может быть в беде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия по окружающему миру с опытно - экспериментальной деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
more_mozhet_byt_v_bede.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы по экологическому воспитанию.
Тема: «Море бывает в беде»
Цель: Закрепить знания детей о море, его значении для природы и в жизни человека.
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
Продолжать учить грамматически правильно строить предложения.
Формировать умение анализировать ситуацию, делать умозаключение.
Побуждать к обсуждению результатов опытов и умению доказывать свое решение.
Обогащать словарь детей: море, океан, глобус, нефть, морские обитатели, фильтр, фильтрация, экологическая катастрофа.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Создать поисково – практическую ситуацию о проблемах загрязнения моря, возникших в результате неправильно организованной деятельности человека, о том, что загрязнение водоемов нефтью отрицательно влияют на жизнь морских обитателей.
Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.
Воспитывать желание сохранить красоту окружающего мира, желание помочь природе, не навредить ей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать коммуникативные умения детей через выполнение заданий в группе.
Воспитывать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать двигательную активность.
Материалы и оборудование:
Глобус, ракушки, краб, растительное масло, пластиковые контейнеры для опыта, пакеты,набор для фильтрации воды, губки, салфетки, шприцы без игл, фотографии моря, запись шума моря, презентация «Разлив нефти в море», телевизор, ноутбук.
Предварительная работа:
#1063;тение рассказов Танасийчука «Экология в картинках», М.Н.Данилова «Кто живет в подводном царстве?»
#1047;накомство и рассматривание карты, глобуса.
3. «Путешествие» по карте, глобусу.
#1056;ассматривание энциклопедий, иллюстраций о море.
Ход:
Мотивационно-организационная ситуация общения «Кто любит путешествовать?»
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? А на чём же можно путешествовать? Ответы детей (на машине, на самолёте, поезде, корабле). Мы с вами живем у моря. Как оно называется? (Балтийское). Давайте отправимся путешествовать по морю, согласны? (ДА) Если мы будем путешествовать по морю, то наше путешествие будет каким? (Морским)
На чём же мы сможем путешествовать по морю? (на корабле).
Правильно нам нужно построить корабль. А из чего можно построить корабль? (дерево, металл, ….бумага). А из чего мы можем построить корабль сейчас? (бумага)
Предлагаю построить кораблики. (Оригами из бумаги)
Ну, вот мы готовы отправляться, проходите на борт нашего корабля! Я буду вашим капитаном. Поплыли! (Муз. Сопровождение - шум моря)
Воспитатель: На капитанском мостике, я обнаружила вот этот предмет. Кто знает, как он называется? Ребята, что такое глобус?
Дети: Глобус – это уменьшенная модель Земли.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются на глобусе реки, моря и океаны?
Дети: Реки и моря обозначены на глобусе голубым, синим цветом.
Воспитатель: Чего же на глобусе больше (на планете Земля) – суши или воды?
Дети: Воды больше.
Воспитатель: Если посмотреть из космоса на нашу планету Земля, то она кажется голубой, так как большую часть планеты занимает вода. Ребята, вы любите ходить на море? Почему? (Ответы детей). Как называется место на берегу моря, где люди отдыхают? Правильно, пляж. Какую пользу приносит море для людей?
Дети: Продукты питания – рыба, водоросли, креветки; люди отдыхают, путешествуют по морям; добывают жемчуг, ракушки, кораллы и из них делают сувениры, украшения.
Воспитатель: Море может принести вред человеку? Какой?
Дети: Во время шторма гибнут (тонут) корабли (кораблекрушение), огромные штормовые волны, обрушиваясь на берег, сметают, сносят все на своем пути – дома, машины…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, человек может принести вред морю?
Дети: Человек может принести вред морю.
Воспитатель: Какой вред, чем?
Дети: Люди бросают мусор в море, фабрики и заводы сбрасывают загрязненную воду…
Воспитатель: Ребята, прямо по курсу я вижу остров! Причаливаем! Я предлагаю вам, сойти на берег, а вдруг впереди нас ждет что-то интересное?! Как вы думаете, может такое быть? (ответы детей) И правда, посмотрите, море что – то вынесло на берег. Интересно узнать, что же здесь может лежать? Как вы думаете, ребята, что здесь? Давайте посмотрим.
На столах лежат предметы морского происхождения вперемешку с отходами быта человека: янтарь, ракушки, кораллы, банка, фантики, пакет, бутылка…
Воспитатель: Ребята, все ли это предметы морского происхождения? (дети отрицают) Давайте, рассортируем эти предметы. С одной стороны (карточки) положим предметы морского происхождения, с другой стороны предметы, загрязняющие море. Ребята, как же эти предметы могли попасть в море?
Дети: Это люди выбрасывали этот мусор.
Воспитатель: Да, вы правы, люди бросают, не задумываясь о вреде, банки, пакеты и прочий мусор, а это наносит вред обитателям морских глубин. Они гибнут в грязной воде. Многие моря сейчас находятся в опасности – так как люди их сильно загрязнили. При аварии танкера, перевозящего нефть, она (нефть) выливается прямо в море. Это самая страшная экологическая катастрофа!
Воспитатель: Ребята, смотрите, в мусоре лежит бутылка, а в ней что-то есть! В бутылке записка! Давайте ее прочтем: «На помощь! Спасите! По морю прошел танкер, он был очень старый, и из него пролилась нефть. Нам очень плохо, Помогите обитателям морских глубин!» Что же нам делать? Ребята, давайте поможем обитателям моря. Но сначала, немного разомнемся.
Физкультминутка
На кораблике своём - крутят руками штурвал
Дружно по морю плывём. - волнообразные движения руками
Здесь волна и там волна, - смотрят вдаль в «бинокль»
Не нужна нам тишина. - топают ногами
Много умных здесь ребят - повороты вправо и влево
Всем помочь они хотят.- хлопают в ладоши
На нашем корабле есть лаборатория, и мы можем ею воспользоваться. Но, сначала вспомним правила поведения. (ответы детей) Проходите, присаживайтесь за столы. Сегодня мы в лаборатории будем проводить опыт, чтобы убедиться, как опасна нефть для всего живого моря, как трудно удалить ее с поверхности воды.
Опыт 1. «Нефтяное пятно»
Воспитатель: Нальем воды в контейнер – это будет наше море. Добавим немного масла – это «нефть», попавшая в море из танкера. Настоящая нефть черная и липкая. Как вы думаете, ребята, что будет, если эта нефтяная пленка покроет все море?
Ответы детей
Нефтяная плёнка не пропускает воздух и свет. Морские растения, лишившись, солнечных лучей уже не могут вырабатывать кислород, рыбам становиться, нечем дышать и они погибают, страдают также птицы, они садятся на воду и не могут взлететь. Нефть слепила их перья и они гибнут .
Опыт2. «Пленка не пропускает воздух»
Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем подышать через пленку. Что происходит?
Дети: Через пленку воздух не проходит, нам нечем дышать.
Воспитатель: Поэтому ни в коем случае нельзя надевать пакеты на голову, можно задохнуться.
Воспитатель: Так же и нефтяная пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Они гибнут. Что же мы с вами можем сделать для того, чтобы помочь морским обитателям, если уже произошла беда?
Дети: Море нужно очистить.
Воспитатель: С помощью чего это можно сделать? (воспитатель обращает внимание детей на стол, где находятся предметы для опыта)
Дети: Нужно профильтровать воду.
Опыт 3. «Фильтрация через вату»
Воспитатель: Сделайте фильтр из ситечка и ваты, положите на стаканчик, наберите воды из контейнера в кружечку и вылейте в наш фильтр. Посмотрите, очистилась ли вода от масла.
Дети: Нет.
Воспитатель: Это значит, что простым фильтром нельзя очистить воду от нефти. В нашей лаборатории есть фильтры со специальным веществом перлитом.
Давайте профильтруем воду через них. Соберите фильтры и налейте воды с «нефтью». Работать будем по подгруппам.
(Используется оборудование для фильтрации воды)
Опыт 4 «Фильтрация через перлит»
Пока идет фильтрование показать презентацию «Разлив нефти в море»
Воспитатель: Сравните результат этого опыта с первым. Что вы замечаете?
Ответы детей.(Во второй раз вода очистилась лучше )
Воспитатель: К сожалению, все море нельзя сразу профильтровать.
Люди ставят специальные ограждения (боны), чтобы нефть не растекалась по всему морю и потом откачивают и собирают нефть.
Давайте, попробуем собрать нашу нефть с поверхности воды губками.
Опыт 5 «Сбор нефти»
Воспитатель: Получилось у вас собрать «нефть»
Дети: Совсем чуть-чуть, нужно много губок.
Воспитатель: Теперь давайте попробуем откачать нефть при помощи шприцев. Опыт 6«Откачка нефти».
Воспитатель: А теперь, получилось собрать «нефть»
Дети: Нет, надо много раз набирать в шприц воду.
Воспитатель: Видите, ребята, вы сами убедились, что придется не один день собирать нефть с поверхности воды, а затем еще лечить птиц и морских обитателей.
Разливы нефти представляют серьезную опасность для жизни природы.
Сохранение чистоты моря зависит от поведения человека.
Что значит для вас чистое море? (ответы детей)
Что мы можем сделать, чтобы сохранить наше море красивым и чистым? (ответы детей)
Но теперь мы знаем, чем опасно загрязнение воды, что оно наносит вред всему живому. Мы можем поделиться своими знаниями.
Вы расскажете своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, друзьям! А они в свою очередь расскажут своим знакомым, и все будут стараться не загрязнять наше море.
Приложение.
Нефть в море
Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город.
Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара - он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом - плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. От моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.
Настало страшное время и для жителей прибрежных городов, и для всех обитателей моря. Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились на воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам - ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось всего лишь несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.
Потом настала очередь мелководных ракушек - мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли - они также не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные уплыли подальше.
Во всем мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а экологической. Ведь погибло все прибрежное сообщество морских растений и животных.
Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти, и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы.
Эта катастрофа заставила людей еще раз задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»
Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям...