Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ Образовательная область: познавательное развитие тема: «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект урока по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Харцыз Наталья Николаевна

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени (периоды и осенние явления)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrytoe_zanyatie_pozdnyaya_osen.docx465.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Ольховатский детский сад «Сказка».

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с использованием ИКТ

Образовательная область: познавательное развитие

тема: «Поздняя осень»

для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила: Харцыз Н.Н

   воспитатель старшей группы

Ольховатка

2021 г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

тема: «Поздняя осень»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени (периоды и осенние явления)

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить с детьми знания признаков поздней осени;
  2. Способствовать развитию умения детей ориентироваться на плоскости.

Развивающие:

  1. Развивать у детей познавательный интерес;
  2. Развивать у дошкольников умение сочетать речь с движениями;
  3. Совершенствовать развитию у детей воображения, наблюдательности.
  4. Развивать умение детей называть признаки осени.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей желание помочь другу;
  2. Способствовать воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе.

Словарная работа: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень; листопад; активизация и обогащение словаря детей прилагательными.

Предварительная работа: проведение с детьми беседы о поздней осени, рассматривание картин осени, проведение беседы о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный; дидактические игры, вопросы к детям, практическая деятельность детей.  

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, фонограмма дождя и ветра, «Волшебный» цветок из тематических лепестков, корзинка, макет дерева, осенние листья,  зубные щётки (14 шт.), кисточки (14 шт.), стаканы (14 шт.), тазики с водой (6 шт.), «лужи» из бумаги, дидактическая игра «Осенняя одежда», дидактическая игра «Кто и где живет», звери и птицы, медальки (14 шт.).

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам  в группу залетело письмо вот оно (слайд №2)

Воспитатель: Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте (Слайд №3):

         

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я время года...

Дети: Осень.

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени. 

Давайте вам его зачитаю. У меня есть волшебный сад, в котором растут волшебные цветы, они распускаются  по месяцам осени. Один мой осенний цветок растерял свои лепестки. Поэтому мне так грустно. Ребята помогите мне найти лепестки цветка. (Слайд№4)

Воспитатель: Ребята поможем осени? (ответы детей)

Воспитатель: А для этого нам нужно выполнить задания и за каждое задание вы получите лепесток (воспитатель берет с собой корзину для лепестков)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Прежде чем отправится в путешествие, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? 

Дети: Сейчас на  улице осень.

Воспитатель:  А какая бывает осень? (Дети: «Ранняя, золотая и поздняя»)

Воспитатель:  Ребята вам нужно узнать по картинкам, какая осень на них изображена и показать их по порядку? (Слайд№5)

 (Дети рассматривают картины и отвечают на вопрос:ранняя, золотая и поздняя осень)

Воспитатель: Почему это ранняя осень? (Слайд№6)  

Дети: Еще много теплых дней. Солнце светит и греет. В цветниках много цветов. Листья на деревьях в основном зеленые. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Птицы готовятся к перелету.

Воспитатель: Почему это золотая осень? 

Дети: Деревья стоят в золотых одеждах. Листопад устилает листьями землю. Воспитатель: Почему это поздняя осень?

Дети: К концу осени солнечных дней мало. Солнце греет плохо. Становится холодно.  Вода от холода замерзает. Иногда выпадает снег. Почти все деревья стоят голые.

Воспитатель: Посмотрите в окно, какая осень на дворе? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, я согласна с вами, на улице поздняя осень. Вы правильно ответили, возьмите лепесток. (Воспитатель вручает лепесток)

Воспитатель: Ребята сейчас на улице холодно или тепло? Правильно - холодно, нам обязательно надо подобрать удобную и теплую одежду для путешествия. Выберите одежду для путешествия (Дети выбирают из предложенных воспитателем картинок те, на которых изображена осенняя одежда)

Воспитатель: Молодцы,  справились с заданием,  получите лепесток.

Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путешествие  (воспитатель выстраивает детей в круг).

Воспитатель: Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Путешествовать пойдем,

Лепестки мы все найдем.

(Воспитатель подводит детей модели дерева с  лепестками).

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на этом дереве осталось совсем мало листьев. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы очень внимательные и, конечно же, заметили, что поздней осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают свою листву. Скажите, а ветер помогает сбрасывать листву с деревьев? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята послушайте, как дует ветер. (Слайд№7) ( дети слушают аудиозапись шума ветра)

Воспитатель: Какой ветер дует осенью(Дети: «Холодный, пронизывающий, злой, слабый, сильный»).

Воспитатель: Девочки, покажите, как дует слабый ветерок…. (девочки дуют)

Воспитатель: Мальчики покажите, как дует сильный ветер… (мальчики дуют)

Воспитатель: А теперь все вместе сильно-сильно подуем на наше дерево….

(дети дуют, по задумке падает два листочка)

Воспитатель: Ребята, как называется явление, когда падают листья? (предложить ответить нескольким детям).

Дети: листопад.

Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев под ногами! Мальчики, пожалуйста , соберите листья в корзину, а девочки вам помогут ее подержат.

(Дети собирают листву и находят лепесток)

Возьмем их с собой в корзинку. 

Воспитатель: Ребята, а  дождик помогает деревьям сбрасывать листья? (ответы детей)

Воспитатель:Ребята давайте с вами послушаем звук дождя. (Слайд№8) (дети слушают аудиозапись звука дождя)

Воспитатель: Что делает дождь (Дети: «Капает, льёт, стучит (воспитатель  показывает стук), барабанит (воспитатель изображает действия барабанщика), моросит»)

Воспитатель: А, как вы думаете, какой дождь сильнее, который льёт или моросит?

Дети: льёт

Воспитатель:  А давайте мы с вами проверим, проведём эксперимент.

Воспитатель: Ребята  проходите к столам. Возьмите  кисточки  и  намочите в воде, затем нажмите пальчиками на кисточку. Что  сейчас  делает дождик?

Дети: Капает

Воспитатель: А теперь возьмите зубные щетки. Посмотрите, как я буду держать щётку. У меня большой пальчик близко к щетинкам, чтобы этим пальчиком трогать щетинку. Покажите, как вы будете трогать щетинку (дети показывают) 

Воспитатель: А сейчас намочите щетку, направьте щетинку вниз на ладошку,   подставьте ладошку и проведите  по щетинке.

Что упало на ладошку?

Дети: Капельки

Воспитатель: Одна капелька? (Дети: много маленьких капелек)

 Воспитатель: Что это означает, что делал дождик? (Дети: моросил)

Воспитатель: А теперь возьмите стаканчик, наберите немножко воды. Вылейте  воду из стаканчиков. Как вы думаете, если такой дождь пойдет, что он делает? (Дети: льёт)

Воспитатель: Вот посмотрите, я лью из лейки  воду, про такой дождь говорят: «Льёт как из ведра».

Воспитатель: Вот мы с вами и провели наш эксперимент и убедились, что действительно, дождь, который льет сильнее, чем тот, который моросит.  

Воспитатель: Посмотрите, какие лужи появились после дождя!

Нам нужно их обойти, чтобы не промочить ноги.

Повторяйте за мной (Воспитатель проводит физкультминутку):

Я иду, я иду, поднимая ножки,

У меня на ногах новые сапожки.

Высоко, высоко поднимая ножки,

У меня на ногах новые сапожки.

Воспитатель: вот мы лужи обошли, лепесток еще нашли. (Дети кладут лепесток  в корзину)

Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в осеннем лесу.

Воспитатель: Посмотрите сколько здесь  диких зверей.

Как они готовятся к зиме? (ответы детей)

Воспитатель: Сейчас, ребята, вам нужно каждому животному найти свой дом (дети разбирают предложенные воспитателем фигуры зверей и птиц) 

Воспитатель: Дети, скажите, как зовут ваших птичек и зверушек. Начнем с ….. (имя ребенка)

Воспитатель: Давайте рассадим птиц на ветки. …… (имена детей), возьмите синичек посадите их на самые нижние ветки… (имена детей), возьмите сороку и посадите на самую высокую ветку… А (имена детей) посадят воробьев над веткой, где сидят синицы…. (имена детей) посадят дятлов на ствол дерева …

Воспитатель: А каким словом можно назвать всех этих птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Какие мы молодцы, зверям и птицам помогли и два лепестка нашли! (достает  лепестки и кладет в корзину)

Воспитатель: Посчитаем, сколько лепестков мы отыскали? (ответы детей).

Воспитатель: В корзинке 7 (семь) лепестков.

Воспитатель: Ребята давайте разместим лепестки на цветок. Кто хочет помочь? А кто желает подержать корзинку? (дети размещают лепестки на цветке)

Воспитатель: А цветок и правда волшебный. На каждом лепестке изображены признаки поздней осени. Вспомним их? Что бывает поздней осенью? (ветер, дождь, листопад, пасмурная погода, птицы и звери готовятся к зиме)

Воспитатель: Какой же признак осени мы еще с вами не назвали? Правильно, поздней осенью выпадает первый снег.

  1. Итог занятия:

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, помогли осени, и она снова улыбается, посмотрите. (Слайд№9)

Воспитатель: Скажите, ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)

Воспитатель: Друзья, осень хочет вас отблагодарить за вашу помощь. Эти подарки для вас! (символические сюрпризы - нарисованные медальоны с изображениями природы, животных, растений)

Воспитатель: Нам пора прощаться! Я желаю вам крепкого здоровья и всегда верить в добро, и чудо!

+❤ В Мои закладки

Список литературы:

  1. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста составитель Авт -., Тугушева Г.П.Чистякова А.Е., Тугушева Г. П.Чистякова А. Е., Чистякова Анджела, Тугушева Галина, 2007 г., Изд.: Детство-пресс
  2. Игра и дошкольник Михайлова З. А., под редакцией Науч, Бабаева Татьяна, 2004 г., Изд.: Детство-пресс.
  3.  «Ознакомление с природой в детском саду». А. Соломенникова
  4. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
  5. Знакомство с окружающем миром детей 5-7 лет Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Изд. ТЦ «Сфера»
  6. https://pickimage.ru/detskie-risunki/clothes/osennyaya-odezhda/
  7. https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/chei-domik/
  8. https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-60.userapi.com%2FtdCDVCo6eOo3K59M3zBkwiR5w627iXtsttqN5g%2FZs3sQq_flsY.jpg&text=картины%20%20художников%20ранней%20поздней%20золотой&lr=159644&rpt=simage&source=wiz

Приложения

H:\фото натаа 21.11.21\IMG-20211121-WA0000.jpg

        

H:\фото натаа 21.11.21\IMG-20211121-WA0015.jpg

H:\фото натаа 21.11.21\IMG-20211121-WA0012.jpg   H:\фото натаа 21.11.21\IMG-20211121-WA0005.jpg

H:\фото натаа 21.11.21\IMG-20211121-WA0001.jpg   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»

Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятел...

Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...

Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств....