Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ Образовательная область: познавательное развитие тема: «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект урока по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени (периоды и осенние явления)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okrytoe_zanyatie_pozdnyaya_osen.docx | 465.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ольховатский детский сад «Сказка».
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с использованием ИКТ
Образовательная область: познавательное развитие
тема: «Поздняя осень»
для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: Харцыз Н.Н
воспитатель старшей группы
Ольховатка
2021 г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
тема: «Поздняя осень»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени (периоды и осенние явления)
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить с детьми знания признаков поздней осени;
- Способствовать развитию умения детей ориентироваться на плоскости.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес;
- Развивать у дошкольников умение сочетать речь с движениями;
- Совершенствовать развитию у детей воображения, наблюдательности.
- Развивать умение детей называть признаки осени.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание помочь другу;
- Способствовать воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе.
Словарная работа: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень; листопад; активизация и обогащение словаря детей прилагательными.
Предварительная работа: проведение с детьми беседы о поздней осени, рассматривание картин осени, проведение беседы о том, как звери и птицы готовятся к зиме.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный; дидактические игры, вопросы к детям, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, фонограмма дождя и ветра, «Волшебный» цветок из тематических лепестков, корзинка, макет дерева, осенние листья, зубные щётки (14 шт.), кисточки (14 шт.), стаканы (14 шт.), тазики с водой (6 шт.), «лужи» из бумаги, дидактическая игра «Осенняя одежда», дидактическая игра «Кто и где живет», звери и птицы, медальки (14 шт.).
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
- Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу залетело письмо вот оно (слайд №2)
Воспитатель: Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте (Слайд №3):
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я время года...
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте вам его зачитаю. У меня есть волшебный сад, в котором растут волшебные цветы, они распускаются по месяцам осени. Один мой осенний цветок растерял свои лепестки. Поэтому мне так грустно. Ребята помогите мне найти лепестки цветка. (Слайд№4)
Воспитатель: Ребята поможем осени? (ответы детей)
Воспитатель: А для этого нам нужно выполнить задания и за каждое задание вы получите лепесток (воспитатель берет с собой корзину для лепестков)
- Основная часть.
Воспитатель: Прежде чем отправится в путешествие, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас на улице осень.
Воспитатель: А какая бывает осень? (Дети: «Ранняя, золотая и поздняя»)
Воспитатель: Ребята вам нужно узнать по картинкам, какая осень на них изображена и показать их по порядку? (Слайд№5)
(Дети рассматривают картины и отвечают на вопрос:ранняя, золотая и поздняя осень)
Воспитатель: Почему это ранняя осень? (Слайд№6)
Дети: Еще много теплых дней. Солнце светит и греет. В цветниках много цветов. Листья на деревьях в основном зеленые. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Птицы готовятся к перелету.
Воспитатель: Почему это золотая осень?
Дети: Деревья стоят в золотых одеждах. Листопад устилает листьями землю. Воспитатель: Почему это поздняя осень?
Дети: К концу осени солнечных дней мало. Солнце греет плохо. Становится холодно. Вода от холода замерзает. Иногда выпадает снег. Почти все деревья стоят голые.
Воспитатель: Посмотрите в окно, какая осень на дворе? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, я согласна с вами, на улице поздняя осень. Вы правильно ответили, возьмите лепесток. (Воспитатель вручает лепесток)
Воспитатель: Ребята сейчас на улице холодно или тепло? Правильно - холодно, нам обязательно надо подобрать удобную и теплую одежду для путешествия. Выберите одежду для путешествия (Дети выбирают из предложенных воспитателем картинок те, на которых изображена осенняя одежда)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, получите лепесток.
Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путешествие (воспитатель выстраивает детей в круг).
Воспитатель: Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Путешествовать пойдем,
Лепестки мы все найдем.
(Воспитатель подводит детей модели дерева с лепестками).
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на этом дереве осталось совсем мало листьев. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы очень внимательные и, конечно же, заметили, что поздней осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают свою листву. Скажите, а ветер помогает сбрасывать листву с деревьев? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята послушайте, как дует ветер. (Слайд№7) ( дети слушают аудиозапись шума ветра)
Воспитатель: Какой ветер дует осенью? (Дети: «Холодный, пронизывающий, злой, слабый, сильный»).
Воспитатель: Девочки, покажите, как дует слабый ветерок…. (девочки дуют)
Воспитатель: Мальчики покажите, как дует сильный ветер… (мальчики дуют)
Воспитатель: А теперь все вместе сильно-сильно подуем на наше дерево….
(дети дуют, по задумке падает два листочка)
Воспитатель: Ребята, как называется явление, когда падают листья? (предложить ответить нескольким детям).
Дети: листопад.
Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев под ногами! Мальчики, пожалуйста , соберите листья в корзину, а девочки вам помогут ее подержат.
(Дети собирают листву и находят лепесток)
Возьмем их с собой в корзинку.
Воспитатель: Ребята, а дождик помогает деревьям сбрасывать листья? (ответы детей)
Воспитатель:Ребята давайте с вами послушаем звук дождя. (Слайд№8) (дети слушают аудиозапись звука дождя)
Воспитатель: Что делает дождь (Дети: «Капает, льёт, стучит (воспитатель показывает стук), барабанит (воспитатель изображает действия барабанщика), моросит»)
Воспитатель: А, как вы думаете, какой дождь сильнее, который льёт или моросит?
Дети: льёт
Воспитатель: А давайте мы с вами проверим, проведём эксперимент.
Воспитатель: Ребята проходите к столам. Возьмите кисточки и намочите в воде, затем нажмите пальчиками на кисточку. Что сейчас делает дождик?
Дети: Капает
Воспитатель: А теперь возьмите зубные щетки. Посмотрите, как я буду держать щётку. У меня большой пальчик близко к щетинкам, чтобы этим пальчиком трогать щетинку. Покажите, как вы будете трогать щетинку (дети показывают)
Воспитатель: А сейчас намочите щетку, направьте щетинку вниз на ладошку, подставьте ладошку и проведите по щетинке.
Что упало на ладошку?
Дети: Капельки
Воспитатель: Одна капелька? (Дети: много маленьких капелек)
Воспитатель: Что это означает, что делал дождик? (Дети: моросил)
Воспитатель: А теперь возьмите стаканчик, наберите немножко воды. Вылейте воду из стаканчиков. Как вы думаете, если такой дождь пойдет, что он делает? (Дети: льёт)
Воспитатель: Вот посмотрите, я лью из лейки воду, про такой дождь говорят: «Льёт как из ведра».
Воспитатель: Вот мы с вами и провели наш эксперимент и убедились, что действительно, дождь, который льет сильнее, чем тот, который моросит.
Воспитатель: Посмотрите, какие лужи появились после дождя!
Нам нужно их обойти, чтобы не промочить ноги.
Повторяйте за мной (Воспитатель проводит физкультминутку):
Я иду, я иду, поднимая ножки,
У меня на ногах новые сапожки.
Высоко, высоко поднимая ножки,
У меня на ногах новые сапожки.
Воспитатель: вот мы лужи обошли, лепесток еще нашли. (Дети кладут лепесток в корзину)
Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в осеннем лесу.
Воспитатель: Посмотрите сколько здесь диких зверей.
Как они готовятся к зиме? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас, ребята, вам нужно каждому животному найти свой дом (дети разбирают предложенные воспитателем фигуры зверей и птиц)
Воспитатель: Дети, скажите, как зовут ваших птичек и зверушек. Начнем с ….. (имя ребенка)
Воспитатель: Давайте рассадим птиц на ветки. …… (имена детей), возьмите синичек посадите их на самые нижние ветки… (имена детей), возьмите сороку и посадите на самую высокую ветку… А (имена детей) посадят воробьев над веткой, где сидят синицы…. (имена детей) посадят дятлов на ствол дерева …
Воспитатель: А каким словом можно назвать всех этих птиц?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Какие мы молодцы, зверям и птицам помогли и два лепестка нашли! (достает лепестки и кладет в корзину)
Воспитатель: Посчитаем, сколько лепестков мы отыскали? (ответы детей).
Воспитатель: В корзинке 7 (семь) лепестков.
Воспитатель: Ребята давайте разместим лепестки на цветок. Кто хочет помочь? А кто желает подержать корзинку? (дети размещают лепестки на цветке)
Воспитатель: А цветок и правда волшебный. На каждом лепестке изображены признаки поздней осени. Вспомним их? Что бывает поздней осенью? (ветер, дождь, листопад, пасмурная погода, птицы и звери готовятся к зиме)
Воспитатель: Какой же признак осени мы еще с вами не назвали? Правильно, поздней осенью выпадает первый снег.
- Итог занятия:
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, помогли осени, и она снова улыбается, посмотрите. (Слайд№9)
Воспитатель: Скажите, ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)
Воспитатель: Друзья, осень хочет вас отблагодарить за вашу помощь. Эти подарки для вас! (символические сюрпризы - нарисованные медальоны с изображениями природы, животных, растений)
Воспитатель: Нам пора прощаться! Я желаю вам крепкого здоровья и всегда верить в добро, и чудо!
+❤ В Мои закладки
Список литературы:
- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста составитель Авт -., Тугушева Г.П.Чистякова А.Е., Тугушева Г. П.Чистякова А. Е., Чистякова Анджела, Тугушева Галина, 2007 г., Изд.: Детство-пресс
- Игра и дошкольник Михайлова З. А., под редакцией Науч, Бабаева Татьяна, 2004 г., Изд.: Детство-пресс.
- «Ознакомление с природой в детском саду». А. Соломенникова
- Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
- Знакомство с окружающем миром детей 5-7 лет Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Изд. ТЦ «Сфера»
- https://pickimage.ru/detskie-risunki/clothes/osennyaya-odezhda/
- https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/chei-domik/
- https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-60.userapi.com%2FtdCDVCo6eOo3K59M3zBkwiR5w627iXtsttqN5g%2FZs3sQq_flsY.jpg&text=картины%20%20художников%20ранней%20поздней%20золотой&lr=159644&rpt=simage&source=wiz
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»
Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятел...
Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Наша армия сильна» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...
Конспект непрерывно образовательной деятельности образовательная область: «Физическая развитие» Тема: «Школа мяча» Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Открытое районное занятие по физической культуре в ДОУ в страшей группе...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: викторина «Витаминки из корзинки». Старший дошкольный возраст.
Обобщить и систематизировать знания детей о фруктах...
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств....