Образовательный проект "Путешествие по Солнечной системе"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект поможет сформировать у детей первоначальное представление о Солнечной системе, космонавтах, о космосе и его роли для человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Путешествие по Солнечной системе" | 232.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/с № 23 «Золотой петушок» ЗАТО г. Железногорск
Образовательный проект
«Путешествие по Солнечной системе»
Разработал: воспитатель Мишанова Оксана Витальевна
“Человечество не останется вечно на земле, но, |
Актуальность проекта
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты Солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей подготовительной к школе группы была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту детей и даёт им возможность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цель: сформировать представления детей о планетах Солнечной системы и о роли отечественной космонавтики в освоении космоса.
Задачи:
- создать условия для развития познавательной речевой активности дошкольников, любознательности, инициативности.
- прививать чувство гордости за успехи Родины в области развития космической науки и техники;
- познакомить детей с названием планеты, на которой мы живем; названиями планет Солнечной системы; названием спутника Земли;
- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
- стимулировать развитие у детей фантазии и творческого воображения;
- обучать детей способам сотрудничества друг с другом и взрослыми.
Продолжительность проекта:
с 04 апреля по 15 апреля 2022 г. (в рамках лексической темы «Космос»)
Участники проекта:
дети подготовительной логопедической группы №21 «Речецветик», родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Краткое содержание проекта
Данный проект, рассчитанный на детей 6-7 лет, поможет расширить знания и представления о космосе; конкретизирует знания о планетах Солнечной системы, созвездиях, астероидах, метеоритах; сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предполагаемый результат:
Дети
- Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос».
- Сформированность нравственно-патриотических чувств, в процессе реализации проекта.
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности и инициативности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики.
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских и творческих способностей через различные виды продуктивной деятельности;
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: «Метод проектов в ДОУ» и «Методика исследовательского обучения дошкольников»;
Предварительная работа:
- Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
- Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?
- Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”.
- Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”.
Этапы реализации проекта
1 этап
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
- Информирование родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор соответствующего наглядно-дидактического материала.
2 этап
- Непосредственная реализация проекта по разработанной технологии.
- Работа с родителями по заданной теме.
- Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап
- Организация выставки детского рисунка «Таинственный космос».
- Организация выставки поделок из бросового материала «Космический переполох».
- Создание модели «Солнечная система».
- Презентация детских докладов на тему «Планеты Солнечной системы».
- Презентация книжки-самоделки «Атлас Солнечной системы», КВН.
- КВЕСТ
1 этап
Для выявления первоначальных знаний детей о космосе применяем
Метод трёх вопросов:
- Что знаем?
- Что хотим узнать?
- Где мы это можем узнать?
Ответы детей фиксируем значками и записываем в таблицу:
Что знаем? | Что хотим узнать? | Где можем узнать? |
- наша планета – Земля - в космос летают на ракете космонавты - в космосе много звезд - бывают разные планеты, кометы, метеориты - в космосе были собаки Белка и Стрелка - спутники делают на заводе - в космосе есть дыры, они засасывают всех | - почему Луна светит? - где бывают звезды днем? - почему в космосе все плавает? - почему Солнце греет, а Луна нет? - почему планеты не улетают? - почему планеты разные? -почему бывает Луна, а еще бывает месяц? - инопланетяне настоящие? | - в книгах - в компьютере - по телевизору - спросить у кого-нибудь - понаблюдать - провести эксперимент - подумать |
Заполненную таблицу и информацию по теме проекта размещаем в родительском уголке и приглашаем семьи воспитанников к сотрудничеству.
В игровой комнате оформляем проектный уголок с наглядно-дидактическими пособиями на тему «Космос»: интерактивный звуковой плакат «Космос», карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, книги, иллюстрации, фотографии космонавтов и т.д. здесь же размещаем план-схему реализации проекта по А. Савенкову.
2 этап
Реализация проекта
Системная паутинка проекта «Путешествие по Солнечной системе»
Центры активности | Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми |
Космический видео-портал | Просмотр электронной презентации «Освоение космоса» Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» , «Незнайка на Луне». |
Космическая библиотека | Чтение с детьми произведений о Космосе: П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп» И.Холи «Я тоже к звездам полечу» Г.Юрлин «Что внутри?». Рассказ «Счастливого пути, космонавты» Е.П.Левитан «Твоя Вселенная» Е.П.Левитан «Звёздные сказки» К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе» Л.Талимонова «Сказки о созвездиях» Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос» Стихи и загадки о Космосе, о Вселенной, о Солнечной системе. |
Центр космической грамоты | Составление названий планет из букв. Чтение слов на тему «Космос» Дидактические игры: найди планету с заданным звуком; сравни по длине названия космических тел; раздели названия космических летательных аппаратов на слоги. |
Центр науки «Звездочет» | Пересчет звезд. Сравнение планет по величине и массе. Измерение расстояний между космическими телами условной меркой. Классификация космических тел. Решение астрономических задач. |
Космическая лаборатория | Опыт «Шарики на ниточках» Опыт с водой «Кто под нами вверх ногами?» Опыт с электрической лампочкой «Фазы Луны» Опыт «Почему днем не видно звезд» Опыт с глобусом «Почему день сменяется ночью?» |
Конструкторское бюро |
|
Космическая изостудия |
|
Центр подготовки космонавтов |
Космическая физминутка : Раз-два, стой ракета, Три-четыре, скоро взлет Чтобы долететь до солнца Космонавтам нужен год. Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет, Пролетая над землею Ей передаем привет. |
Космическая игротека | Дидактические игры: «Звездный путь»,«Разрезные картинки», «Четвертый – лишний», «Доскажи словечко», «Все наоборот», «Найди недостающую ракету», «Порядок в Солнечной системе», «Подбери созвездие». Настольно-печатные игры: «Незнайка на Луне», «Космическое путешествие», «Космические лабиринты», «Где ракета? Где комета?», Сюжетно-ролевые игры : «Путешествие на Луну», «Космонавты», «Поликлиника для космонавтов» |
Космическая музыка | Разучивание: «Наш звездолёт» Слушание : «Знаете, каким он парнем был!» муз..Пахмутовой, сл. Добронравова. "На пыльных тропинках далёких планет...". "Мы в космос улетаем на работу...". "И на Марсе будут яблони цвести". « Родина слышит, Родина знает». Разучивание танцевальных и ритмических движений под космическую музыку. |
3 этап
Презентация продуктов проекта
- книжка-самоделка «Атлас Солнечной системы»;
- макет «Солнечная система»;
- модель космической орбитальной станции (из сменных модулей);
- выставка совместных детско-родительских поделок из бросового материала «Космический переполох»;
- выставка детского рисунка «Таинственный космос» и аппликации «Ракета летит на Луну»;
- космический КВЕСТ;
- музыкально-спортивный праздник «День космонавтики».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Стихотворения о космосе.
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
Звездный дом
Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!
Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме.
В. Астеров
Луна
Ночь на небе темно-синем
Испекла румяный блин?
Из космической корзины
Прикатился апельсин?
Или блюдце золотое
Засияло в вышине?.
Фантазировать, порою,
Так занятно при луне!
(Л. Громова)
Земля.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
(Яков Аким)
Млечный Путь.
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
(Римма Алдонина)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Загадки о космосе.
Скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)
Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)
Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал. (Спутник)
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора — Это черная … (Дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики)
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Все его любят, а как посмотрят на него, так морщатся. (Солнце)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Подвижные игры
«Перебежки марсиан»
Ход ИГРЫ:
Дети становится на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находится ловишка-марсианин. После слов: «Раз, два, три — беги!»— дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый ловишка - марсианин.
«Маленькие планеты»
Ход ИГРЫ:
На земле чертится круг диаметром 3—4 м. При помощи считалки выбирают ловишку - комету. Он становится в центр круга, остальные — за кругом они маленькие планеты. После сигнала: «Раз, два, три — лови!» — дети бегут в круг, а ловишка – комета их ловит. Когда он поймает 3—4 детей, выбирают нового ловишку.
«Быстрые и меткие космонавты»
Ход ИГРЫ:
Вариант 1
2—4 ребенка бегут, наперегонки высоко поднимая колено, у каждого в руках по два мешочка с песком. Добежав до линии, дети должны остановиться и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м). После этого дети должны быстро вернуться на линию старта боковым галопом. Побеждает тот, кто забросил мешочки в круг, правильно выполнил задание и быстрее вернулся на место.
Вариант 2
Стоя на расстоянии 1—2 м от веревки, натянутой на стойках на высоте 2 м, перебросить через нее мяч и, перебежав под веревкой на другую сторону, поймать его. Затем задание выполняется с расстояния 2,5 м и 3 м.
«Встреча с кометой»
Ход ИГРЫ:
На площадке устанавливается полоса препятствий: из 3-х ворот они ставятся (тоннелем); 4—5 обручей; каната. Дети по очереди друг за другом пробегают от стартовой черты до первого препятствия, проползают под воротами, затем добегают до второго, впрыгивают в обручи, добегают до 3-го препятствия (каната) перепрыгивают с одного края на другой, добегают до линии финиша дотрагиваются до «кометы» рукой. Кто первый выполнил задание тот и выиграл.
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
«Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Сюжетно – ролевые игры.
«Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Поликлиника для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Дидактические игры.
«Четвёртый лишний».
Воспитатель. Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полёта к дальним планетам. Перед тем как отправится в полёт, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность. У меня есть несколько наборов картинок, состоящие из слов. Подумайте, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и объяснить свой ответ. Готовы?
Предлагаемые наборы слов:
1 Ракета, спутник, луноход, лодка.
2 Звезда, телескоп, галактика, созвездие.
3 Африка, Юпитер, Венера, Земля.
4 Астероид, комета, глобус, метеорит.
5 Озеро, пустыня, река, океан.
6 Плутон, Меркурий, созвездие, Марс.
7 Ракета, Космическая стация, телескоп, Спутник.
«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе.
В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты назовёт любой из вас.
Раз… Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
«Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
«Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружный звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскраске военной, хвастливой.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
ПОДБЕРИ СОЗВЕЗДИЕ
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
КОСМИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ
ГДЕ РАКЕТА? ГДЕ КОМЕТА?
Найди недостающую ракету
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Беседы с детьми
Беседа "Первые попытки покорения космоса"
Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.
Ход беседы:
Скажите, а какой праздник отмечается 12 апреля? (ответы детей). Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, как построить космический корабль, чтобы полететь выше звёзд. Люди мечтали узнать небо. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять кораблём. Глаза создали "локаторщики". Уши - радио кострукторы". Руки - "специалисты по автоматике".
Одним из первых о полёте в космос задумался русский учёный Константин Эдуардович Циолковский.
4 октября 1957 года стал знаменитой датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был не велик - диаметром 58 см. За полтора часа спутник облетел вес земной шар. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для теле-радиосвязи, а другие являются научными лабораториями.
Но перед учёными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.
И дорогу в космос для человека проложили собаки. Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно.
С 1952 года стали отрабатывать полёты животных в скафандрах.
Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Они прошли все испытания и были готовы к полёту.
Беседа «Планеты Солнечной системы»
Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система;
— ввести понятия «спутники», «кометы», «планеты», «метеор», «орбита»;
— обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система;
Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.)
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.
Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.
В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.
Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение Меркурия. В последующем выставляет изображения планет на их орбиту.
Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.
Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низ-кой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.
Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.
Плутон — девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
игра-считалка «Планеты, стройся!»
Воспитатель. Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка»:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планета подобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Изучением космоса занимается наука астрономия. Первая часть слова «астрономия» — «астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова. Например, астронавт. Кто это?
Ответы детей.
Это человек, который летит к звезде, путешественник в космосе.
Что такое метеор?
Метеоры — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами.
А что означает слово «астроном»? Как вы думаете, кто это?
Ответы детей.
Это человек, занимающийся астрономией.
Это космический корабль, летящий к звезде.
Просматривая изображения, воспитатель задает вопросы детям по теме беседы.
Беседа «Голубая планета – Земля».
Посмотрите на глобус. Глобус – маленькая копия планеты, на которой мы живем, и которую называют Земля. Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они становятся в Космосе под силой собственной тяжести. Видите, какая красивая наша Земля? Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар. А почему же она кажется голубой? Видите, как много воды покрывает ее поверхность. Это моря, океаны. Рассмотрите их на глобусе.
А что еще мы видим на поверхности Земли? Это горы, леса, пустыни. Для всех живущих на ней людей Земля – как мама. И люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, окружающую нас, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.
Да, Земля кажется живой, но вообще-то все планеты и их спутники – холодные, в отличие от звезд, раскаленных шаров. И если звезды светятся, потому что они очень горячие, то планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Мы наблюдали с вами за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по небу. На самом деле это Земля движется вокруг Солнца.
Но, кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается еще и вокруг своей оси. Посмотрите, видите, как вращается глобус? Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за одни сутки совершает она один оборот. Именно за это время на смену утру приходит день, потом вечер, потом ночь, и снова наступает утро. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу, - день, а на другой стороне – ночь.
У Земли есть спутник – Луна. Луна быстро движется вокруг Земли. Она бывает разной: то она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы уже говорили с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только ее части.
На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по теме:"Солнечная система"
Сценарий непосредственно образовательной деятельности .Направлен на реализацию образовательных задач, формирование интегративных качеств дошкольников. Содержит различные виды детской деятельности....
Непосредственно образовательная деятельность "Солнечная система"
Цель: рассказатьи показать детям Солнечную систему...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС «Знакомство с Космосом, солнечной системой, космонавтами»
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС «Знакомство с Космосом, солнечной системой, космонавтами» Цель: 1. Расширять знания о космосе, солнечной систе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в подготовительной группе на тему: «Космическое путешествие по солнечной системе»
Закреплять названия планет солнечной системы, порядок их расположения вокруг Солнца....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Планеты солнечной системы"
Конспект НОД "Планеты солнечной системы"Цель: активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы, значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном...
Непосредственно - образовательная деятельность "Планеты солнечной системы"
Конспект "Планеты солнечной системы" будет полезен педагогам ДОУ работающим с детьми старшего возраста. В процессе НОД дети получат представления о планетах Солнечной системы, их особенностя...