«Игровые пособия и дидактический материал для формирования элементарных туристических навыков»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

       Новые задачи по формированию туристических навыков у детей включены в образовательную программу «Физическое развитие». Поэтому необходимо было пополнить центры двигательной деятельности, требовалось пересмотреть насыщение физкультурных уголков в группах игровым материалом по туризму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm_ns_prtal.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые пособия и дидактический материал

для формирования элементарных  

туристических навыков»

Воспитатель:

Мордовина Оксана Евгеньевна

г. Нижний Новгород

2024 г.

       Система работы по формированию  элементарных туристических навыков со старшими дошкольниками не только актуальна, но и носит характер новизны, так как позволяет создать и использовать в дошкольном образовательном учреждении новые формы и методы работы с детьми по формированию элементарных навыков укрепления здоровья, оптимизировать двигательную активность детей в естественных природных условиях, приобщить дошкольников к здоровому образу жизни, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков.

         В ходе проведенной работы у дошкольников происходит обогащение познавательной сферы, пополняется активный словарный запас. Дети учатся анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные заключения, предвидеть возможное развитие событий. Универсальность туризма еще в том, что он всесезонен.

      Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). У Детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля.

       Новые задачи по формированию туристических навыков у детей включены в образовательную программу «Физическое развитие». Поэтому необходимо было пополнить центры двигательной деятельности, требовалось пересмотреть насыщение физкультурных уголков в группах игровым материалом по туризму.

       2. Перечень возможных материалов нашли в методическом пособии Чеменёвой Аллы Анатольевны «Весёлый рюкзачок» парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста.

       Выбрали и изготовили наиболее оптимальные для детей своей группы игровые пособия и с ними хотим познакомить:

 3.    -  дидактические куклы с набором одежды туриста

4.     - комплект игровых материалов- рюкзак с туристическими принадлежностями

     -  комплектом игровых материалов (посуда для пикника, походная аптечка)

     - серии сюжетно - ролевых игр туристической направленности и атрибуты для игр (рюкзаки, компасы, головные уборы, бинокли, фотоаппараты, рация и т.д.)

     - набор «Юный натуралист» с игровой палаткой.

     - дидактические игры с туристической направленностью для дошкольников: «Виды туризма», «Что возьмём с собой в поход», «Найди тень», «Безопасный отдых на природе».

     - игры веселого рюкзачка (занимательные подвижные игры на природе);

     - карта нашей родины, глобус, атлас автодорог России, справочный атлас, атлас мира, атлас Нижегородской области, маршрут по территории ДОУ. Пазлы «Карта нижегородской области»

     - настольно- демонстрационные игры: «Народы России», «Кто живёт с нами по соседству»

     - альбом «Виды костров», макет с видами костров.

     - дидактические игры «знаки туристической маркировки» и «топографические знаки»;

     - правила поведения в природе;

     - изготовлены макеты для горного, речного, пешего туризма

     - фотоальбом группы «Мы путешествуем»

     - собраны коллекции для рассматривания: насекомые, ракушки, магниты-города, ложки разных городов и стран, минералы.

     -  подобрана детская художественная литература с иллюстрациями, а также материал по знаменитому российскому путешественнику Федору Конюхову.

     - приобретена серия книг: птицы России, насекомые России, животные России, подводный мир России, красная книга.

     - сделана подборка мультфильмов и аудиофайлов по теме.

     - собран для ознакомления и для художественного творчества разнообразный природный материал (мох, кора деревьев, шишки, семена растений, ракушки и многое другое)

     - графомоторные дорожки, раскраски по темам: животные, насекомые, растения, рыбы, птицы м т.д.

     - в альбомах собрана информация «Зелёная аптека», «Они нас лечат», собрана коллекция «Вкусный и полезный чай»

     - демонстрационные альбомы: «Природные явления», «Чьи это лапы», «Чей это хвост»; «Чей это нос»; «Синоптики в природе»; «Ландшафты», «Народные приметы о погоде»;

     - лепбук «Мы туристы»

     - презентация «Путешествуем по нижегородской области» - знакомство с достопримечательностями, памятными и удивительными местами родного края, а также с гербами нижегородских городов и самого Нижнего Новгорода. Нижегородский кремль, его история, прогулки по городу.

     - Реальные предметы для похода (рюкзак с набором вещей) – для ознакомления

     - альбом для детей «Оказание первой медицинской помощи»

     - для родителей информационные альбомы «Что дети думают о природе», «Чтобы не попасть в беду», «Опасные соседи – ядовитые грибы и ягоды», «Правила поведения в природе». Папка-передвижка «Что может случиться с ребёнком»

        В учебный период, пособия находятся в физкультурном уголке группы, в летний период часть выносится на улицу и используется в работе с детьми в тематический день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....

Игровые ситуации , направленные на формирование элементарных математических навыков

Игровые ситуации , направленные на  формирование элементарных математических навыков(воспроизведение заданного количества предметов, умение сравнивать предметы, умение ориентироваться  в про...

«Дидактическое пособие «Фигурки» как средство формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста»

Работая учителем – дефектологом в детском саду и понимая, что воспитанники с ОВЗ нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной прогр...

«Применение игровых пособий в работе по формированию фонематических навыков у дошкольников с нарушением речи»

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха.         Полным фонематическим анализ...

Конспект дидактической игры по формированию элементарных математических навыков у детей средней группы «В саду у Волшебника»

Конспект дидактической игры по формированию элементарных математических навыков у детей средней группы «В саду у Волшебника» Цель игры: Закрепить умение детей выделять величину, форму и цвет отличаю...

Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...