Экологический проект "Какая польза от лягушек"
проект по окружающему миру (старшая группа)

ОкладниковаЕлена Сергеевна

Знакомство с лягушками, с их существованием в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_proekt_lyagushki.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт экологического проекта

«Какая польза от лягушек»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 4 р. п. Чунский

Воспитатель: Окладникова Елена Сергеевна

Группа: Старшая группа;

Участники: дети, воспитатели, родители;

По продолжительности: краткосрочный;

Сроки реализации проекта:  С 13.05-17 мая 2024 года

Актуальность: «Жаба, жаба, бейте её!» - часто кричат мальчишки. Лягушек и жаб люди не любят (неприятная внешность, часто подвергают истреблению. Но никто из них не задумывается, какую огромную пользу приносят в природе эти безобидные существа!

Многие думают, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Глупости. Да, действительно, жабы выделяют на своей коже беловатую жидкость, но никакого вреда от неё нет. Это её защита от хищников. У жабы нет когтей, клыков, а если хищник лизнёт эту жидкость, то от неприятного вкуса потеряет желание нападать на жаб.

Лягушки и жабы - замечательные охотники! Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров! Жабы охотятся на гусениц, червей, слизней, жуков. Вот какие помощники людям! Этим самым они не допускают, чтобы эти существа размножались сверх нормы.

Если не было бы лягушек и жаб, то нечем было бы питаться аистам, цаплям, журавлям, совам, ежам! Вот какими нитями все в природе связано.

С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, в том числе лягушкам и жабам, независимо от того, нравится оно ему или нет. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни необходимо. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции экоцентризма живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными, красивыми и безобразными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе.

Проблема: Нет экологических знаний о земноводных, их значении и важности существования, не сформировано бережное отношение к лягушкам и жабам.

Цель проекта: обобщить и расширить знания об обитателях водоёма.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать формированию экологических представлений у воспитанников о земноводных, показать роль лягушки и жабы в природе. Обогащать словарный запас.

Развивающие:

Развивать познавательную активность. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: Формировать доброжелательное отношение к нелюбимым животным, желание оберегать, а не вредить, не уничтожать.

Планируемые результаты.  В ходе проектирования дети:

• знакомятся с внешним видом земноводных, их приспособлением к условиям окружающей среды и образу жизни;

• проявляют познавательные способности;

• демонстрируют предпосылки поисковой и самостоятельной практической деятельности;

• с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

• развивают мелкую моторику рук.

Гипотеза: Если мы узнаем, что внешний непривлекательный вид лягушек и жаб связан с условиями приспособления их к среде обитания, земноводные не опасны для человека, а их роль в природе велика, то отношение к этим безобидным существам изменится, воспитанники будут стараться их оберегать, не уничтожать.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Постановка проблемы, мотивация

  1. Составление совместного плана действий
  2. Подобрать художественную и энциклопедическую литературу о земноводных.

Что мы знаем о лягушках и жабах? они умеют прыгать, квакать, их можно встретить на даче, возле озер, рек; жабы мечут икру в воду.

Что мы хотим узнать? Где и как живут земноводные, почему их так называют. Как проводят зиму лягушка и жаба, чем питаются, кто их враги. Какую роль в природе играют земноводные? Можно ли с ними дружить, как можно дружить? Как можно защищать и охранять лягушек?

Где мы можем узнать? Спросить у родителей, прочитать в книге, посмотреть по телевизору.

2 этап. Основной

  1.  Чтение художественной литературы, сказок, интересных фактов о лягушке;
  2. Разучивание пословиц и поговорок про лягушку, загадки;
  3. Подбор репродукций картин, открыток, фотографий;
  4. Просмотр видеофильма «Обитатели водоемов»;
  5. Разучивание танца «Весёлые лягушата»;
  6. Оригами «Лягушка»;
  7. Лепка «Лягушонка».

3 этап.  Заключительный

Итоговое комплексное занятие по теме «Обитатели пресноводного водоёма», создание коллективной композиции (пластилинография, природный материал)

За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Дети имеют представление о внешнем виде обитателей пресноводного водоёма, их пользе в природе

В процессе работы над проектом у воспитанников сформировалось бережное отношение к представителям земноводных: лягушкам и жабам.

Заведующий МДОБУ д\с № 4 р.п. Чунский                                    Е.А. Шацких

Приложение

Интересные факты о лягушке

Лягушки - представители амфибий и могут жить как в воде, так и на суше. Они живут на земле уже более 300 миллионов лет! Учеными зафиксировано более 3500 видов лягушек! Самая большая лягушка - Голиаф весит боле 3 кг (хотя встречался рекордсмен в 5 кг веса) и достигает в длину 33 см. Одна из самых маленьких лягушек имеет длину тела - 17 мм, и при этом способна прыгать до 3 метров в длину!

Средняя продолжительность жизни - 18 лет. Хотя некоторые виды живут до 36 лет. Но в природе у лягушки слишком много врагов, а потому мало, кто становится долгожителями.

Лягушки, живущие в пруду, способны к откладыванию яиц лишь через три года. Большинство видов лягушек после откладывания икринок, забывают о своем потомстве. Но есть и такие интересные факты: волосатые лягушки вынашивают икринок у себя во рту, а курносая лягушка у себя в желудке!

В процессе роста головастик переживает около 30 превращений! Питаясь при этом исключительно микроводорослями.

Лягушки не пьют воду, как таковую, они поглощают ее через кожу, также, как и воздух. Они лишь частично используют ноздри для дыхания.

Зрение этой амфибии также удивительно. Она не только может одновременно смотреть вперед, вниз и в стороны, но и не закрывает глаза даже во время сна.

Считается, что кваканье - самый первый звук, услышанный на планете Земля! Хотя кваканье некоторых видов лягушек совсем не похоже на кваканье. Есть лягушки, пение которых напоминает звук флейты и звон колокольчика. В Японии есть лягушка, которую заводят в своих домах специально для услады слуха. Она поет, как птица.

Жаркое солнце для лягушки опасно. При 39 градусах лягушка погибает от нехватки влаги. Кожа лягушки легко впитывает воду, но не так просто ее отдает. Слизь, покрывающая кожу, не отдает влагу, помогая еще и выскользнуть из клюва птицы, а также содержит обеззараживающие вещества. Именно благодаря этому свойству в Древней Руси лягушку кидали в молоко, чтобы оно не скисало. Для человека лягушачья слизь абсолютно безвредна.

Хотя, безусловно, в природе насчитывается немало ядовитых лягушек, опасных для человека.

Пословицы и поговорки про лягушку

Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть.

Не бей из пушки по лягушке.

Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.

Не страшны лягушке пушки.

Не бывать бычком лягушке.

В своём-то болоте и лягушка поёт.

Лягушка и та хочет, чтобы её болото самым большим было.

Вместе с лягушкой в дом входит удача.

Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу.

Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.

Если лягушки в болоте и речке сильно квакают - к дождю.

Лягушки весной начинают квакать только после первого грома; даже если его и не было слышно людям, лягушки без грома не заквакают.

У человека не будут потеть руки, если он часто и подолгу будет держать в руках лягушку.

Если убить лягушку, то дождь пойдет.

Лягушки квакают к сильному ненастью.

Детские загадки про лягушку

Теперь, когда мы узнали столько интересных фактов о лягушке, можно и загадки разгадать!

Где же вы её найдёте?

Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)

На болоте мы живём,

Хором песенки поём. (Лягушка)

Из малька выходят лапки —

Длинноногие ребятки.

В луже прыгает квакушка –

Длинноногая… (лягушка).

Кто это сидит в пруду?

Как зовут эту кваку?

Зелёную толстушку,

Зовут её – (Лягушка)

На кочке, мягкой, как подушка,

С восторгом квакает (Лягушка)

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду. (Лягушка)

Детские стихи про лягушку

Разговор лягушек

— Кума,

Ты к нам?

— К вам, к вам

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

— А кого, кого, кума?

— Рака, карпа и сома.

— Как поймаешь, дашь ли нам?

— Как не дать? Конечно, дам!

(С. Я. Маршак)

Лягушонок и мышонок

В траве лягушонок

Увидел мышонка.

— Какой вы чудесный! —

Заквакал он звонко. —

Ну как вы таким

Удивительным стали?

Немало, наверное,

Вы испытали?

Мышонок сказал :

— Я родился весной

И маленький был,

Как орешек лесной.

За лето подрос,

Нагулял себе шёрстку

И на зиму зёрен

Собрал себе горстку.

Вздохнул лягушонок:

— А в жизни моей

Всё было иначе —

Гораздо сложней.

Сначала икринкою

Плавал я в ряске.

Но вдруг у меня

Обозначились глазки.

Я стал головастиком.

Долго потом

В воде я резвился,

Виляя хвостом.

Но лапки затем

У меня появились,

Я громко заквакал

И на берег вылез.

Поймал червяка

Средь высокой травы.

И тут на полянке

Мне встретились вы!

Лягушки-хохотушки

Две лягушки-хохотушки

Прыгали, скакали.

Лапкой – хлоп,

Другой – хлоп,

Щеки раздували.

Увидали комара,

Закричали:«Ква-ква-ква!»

Улетел комар, как ветер.

Хорошо пожить на свете!

(Г. Сапгир)

Лягушата

Дождь — как будтоиз ушата!

В луже скрылись лягушата:

«Здесь немного подождём,

Чтоб не мокнуть под дождём!»

(А. Шибаев)

Лягушата

Раньше были мы икрою, ква-ква!

А теперь мы все — герои, ать-два!

Головастиками были, ква-ква!

Дружно хвостиками били — ать-два!

А теперь мы — лягушата, ква-ква!

Прыгай с берега, ребята! Ать-два!

И с хвостом, и без хвоста

Жить на свете — красота!

(В. Берестов)

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1219722-1528033281.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Кораблики для лягушек»

Место проведения: МАДОУ Винзилинский детский сад «Малышок»Воспитатель: Штуккерт И.Ю.Цель: Систематизировать знания детей о геометрических фигурах через образовательную область художественное творчеств...

Пробуждение бабочек и лягушек

Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, умение отбирать размер и цвет бумаги в соответствии с заданием, уметь включать свою поделку в структуру общей композиции. Воспитывать аккуратн...

Проект "Удивительный мир лягушек"

Работа по проекту направлена на ознакомление детей среднего  дошкольного возраста с жизнью лягушек,  местом их обитания, разновидностью, способами питания и их влияния на окружающий мир. Про...

НОД познавательная деятельность «Путешествие в мир лягушек»

НОД позновательная деятельность "Путешествие в мир лягушек"...

Проект "В царстве лягушек"

Познакомить детей с земноводмыми -  лягушка....

Проект "Удивительный мир лягушек"

Проект на тему об удивительном мире лягушек....

Экологический проект "Мир лягушек"

Øформировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;Ø- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;Ø- формироват...