«Путешествие по дорогам времени»
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Кухтей Галина Васильевна

Развитие ретроспективного и перспективного взгляда на вещи, познавательный интерес к прошлому. Содействовать становлению субъективно- ценностного отношения к изобретениям человечества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл образовательная деятельность 23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности теме

«Путешествие по дорогам времени»

Интеграция образовательных областей:

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская

Цель :

Развитие ретроспективного и перспективного взгляда на вещи, познавательный интерес к прошлому. Содействовать становлению субъективно- ценностного отношения к изобретениям человечества.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с изменениями и преобразованиями дорог и транспорта, их эволюцию от древности до наших дней, совершенствовать умение использовать в жизни ПДД.

Развивающие:

Развивать умение анализировать и сравнивать, формулировать суждения;

активизировать творческое воображение, обогащать словарный запас,

Воспитательные:

Воспитывать культуру межличностных отношений в совместной, коллективной деятельности обучающихся.

Планируемые результаты:

Проявляет интерес к прошлому; активен в беседе об изменениях и преобразованиях дорог, транспорта, ПДД в разное время, высказывает свою точку зрения, доброжелательно беседует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; использует знакомые и новые слова в речи; интересуется изобразительной деятельностью. Овладение обучающимися начальными знаниями по истории дорожного движения.

Сценарный план проведения учебного занятия.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

I. Вводная часть (5 мин)

Мотивация детей к деятельности

Постановка цели

Сюрпризный момент (На полу лежат стрелочки)

Ой, ребята, посмотрите, что же это такое лежит у нас на полу? (Стрелочки) Да, это стрелки. А что нам стрелки показывают? (Направление пути) Ну что идем? Хотите узнать, куда нас стрелки приведут? (Да, хотим.)

Ребята, мы подошли к столу? Что мы на нем видим? (Макет городских улиц.) Что представлено на этом макете? (Дороги, дома, дорожные знаки, перекресток, светофор, пешеходный переход – зебра). Чтобы безопасно передвигаться по улицам, о чем мы должны помнить? (О правилах ДД.)

Молодцы, мы с вами не первый год изучаем правила безопасного поведения на дороге, дорожные знаки, но до сих пор не знаем, когда появилась дорога, транспорт и правила дорожного движения. А вам интересно это узнать? Тогда я вас приглашаю в путешествие. Путешествие по дорогам времени. На чем мы будем путешествовать?(На машине)Слайд 1 (Машина)

- Вас устроит такой вид транспорта? А какова наша цель путешествия? Что мы хотим узнать?

Ребята, я приготовила для вас панно – «Дороги времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему. На панно отмечены 3 дороги, на которых видны временные изменения. (Приложение 1)

Ну что в путь?

II. Основная часть(15 мин)

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Самостоятельная работа детей

Начинаем наше путешествие по самой древней дороге.

-Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Слайд 2. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами.

- Много дорог в нашей стране. Проехать по всем - это все равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.

Ребята, а какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные, второстепенные). - Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Ширина, покрытие)

Так вот в древние времена никто не заботился о состоянии дорог, так как люди передвигались только пешком.

- Ребята, я приготовила для вас корзину изобретений. В корзине находится изобретение древнего человека. Изобретение вам хорошо знакомо.

Отгадайте про него загадку

В телеге нет главней его

Что это дети? (колесо.) (Воспитатель достает из корзины колесо)

Так кто же изобрел колесо?(человек) Когда это произошло?( в далёком прошлом)

А зачем человеку колесо?(Чтобы быстрее передвигаться ,перевозить грузы)

КОЛЕСО - великое изобретение человечества, которое изменило жизнь людей.

Давайте с вами проведем эксперимент с колесом. Согласны? Проходите за столы

Опыт

-Перед вами на тарелочке лежат фигуры.

Назовите, какие это фигуры. (Треугольник, квадрат, круг.)

.Как одним словом их назвать? (Геометрические фигуры)

Возьмем треугольник и попробуем его прокатить? Катится? (Нет.) Возьмём квадрат. Катится? (Нет.)

Возьмём круг. Катится? (Да.) А почему круг катится, а квадрат и треугольник – нет? ( Потому что он круглый и у него нет углов.)

Вывод: катятся только круглые предметы.

К такому выводу пришли и древние люди. У них появились первые повозки, на которых они стали перевозить грузы. Слайд 3. Затем они приручили лошадей и повозки стали возить лошади. Такой транспорт назывался «гужевым». Слайд 4

И так наше путешествие продолжается и мы теперь начинаем двигаться по дороге старины.

С развитием городов и торговых отношений, возникла необходимость строить (мостить) дороги. Грузы было удобнее перевозить на повозках, а пассажиров в каретах, и по земле заколесили экипажи, потянулись караваны.

В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Слайд 5.

Представляете, как на этой дороге трясло?

- И снова я вам предлагаю заглянуть в корзину изобретений. Посмотрите , что это? (Это камень) Какое же это изобретение, спросите вы? Да, ребята, это тоже изобретение. С помощью таких камней были вымощены дороги. Теперь они были более ровные и прочные. Слайд 6.

Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.

Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

Игра «Собери дорогу»

- А давайте мы сейчас тоже смастерим дорогу, как в старину. Для этого мы разделимся на две команды. У каждого из вас в руках мячик. Каждый член команды по очереди должен добежать до «мостовой», сделанной из двух гимнастических палок, и положить туда мячик булыжник.(Проводится игра)

- Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом

или асфальтом).

Таким образом, мы с вами оказались в современном мире, на современной дороге.

- Бегут дороги от города к городу, от поселка к поселку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю.

Подойдет дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.

И вот я в очередной раз предлагаю заглянуть в нашу корзину изобретений. (Воспитатель достает картинку двигателя.) Шло время и человек придумал двигатель, и при помощи двигателя создал автомобиль. Их называли самоходные повозки. Выглядели они таким образом. Слайд 7. Но со временем автомобили усовершенствовались и приобретали более интересную и современную форму. Слайд 8.

А теперь немного отдохнем и вспомним наши любимые мультфильмы.

Детям предлагается ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в которых упоминаются транспортные средства.

  1. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
  2. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)
  3. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
  4. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
  5. На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете).
  6. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
  7. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)
  8. При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты?
    (При помощи повозки)
  9. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

И так ребята, о чем мы сейчас с вами говорили? (Об истории возникновения дорог и транспорта). Но мы еще о чем должны узнать? (Об истории возникновения правил дорожного движения.)

Правильно, молодцы. А об этом вам поведает тетушка Сова. Внимательно смотрите и запоминайте. ( Видео из серии «Уроки тетушки Совы»)

Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, проведем не большую викторину.

Конкурс — викторина

  1. На чем ездили Древние Римляне?
  2. Как возникло левостороннее движение?
  3. Как назывались первые автомобили?
  4. Для чего изобрели первые знаки ПДД?
  5. Кто раньше регулировал движение на дороге?
  6. Когда появился первый светофор?
  7. Когда появилась первая разметка? Как она называлась?

Рефлексия (5 мин.)

Ребята, наше путешествие по дорогам времени закончилось. Что интересного вы узнали? О чем интересном вы расскажете дома маме и папе? Что вы будете делать, чтобы не нарушать правила дорожного движения? Какую историю о правилах дорожного движения вы хотели бы узнать?

А сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и подойти к нашему панно. На столе перед ним лежат рисунки, отображающие разные временные отрезки возникновения ПДД. Сейчас каждая из групп выберет рисунки для своей части дороги и наклеит под ней. (Приложение 2.)

(Воспитатель помогает распределить группы и задание. Дети выполняют)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь) «Путешествие в страну времени»

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь). "Путешествие в страну времени"....

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...