Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"
проект (старшая группа)

Черепанова Наталья Федоровна

      С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.49 КБ
Файл beseda.docx28.88 КБ
Файл viktorina.docx16.66 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.2 КБ
Файл kons_dlya_roditeley.docx16.75 КБ
Файл igra.docx13.18 КБ
Файл zagadki.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»






Проект

по развитию временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы

"Путешествие в страну времени"















Составитель проекта:

Воспитатель 7 группы

Черепанова Наталья Федоровна






Артем, 2019

Содержание

1. Характеристика проекта

2. Актуальность

3. Цель и задачи проекта

4.Результативность

5.Формы, методы и приёмы

6.Список литературы

7.Содержание проекта

Приложения

Характеристика проекта

Тип проекта: учебный

Вид проекта: групповой

Реализация проекта : проект рассчитан на 4 недели: 25.02.2019-20.03.2019

Этапы проекта:

Подготовительный этап: февраль 2019г.

Основной этап: две недели марта 2019г.

Заключительный этап: 3 неделя марта 2019г.

Исполнители:

- дети;

- воспитатели;

- родители.























«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи

Актуальность


      С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.









Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.


Задачи:

Развивающие:

- Развивать представление о времени.

- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

  • Воспитывать желание «беречь» время.

Результативность:

  • У воспитанников развито представление о времени.
  • Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
  • Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
  • Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
  • Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
  • Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
  • Воспитанно желание «беречь» время.

Формы, методы и приемы работы:

  • диагностика ориентации во времени детей;
  • составление календарного плана;
  • подбор подходящих дидактических игр;
  • разработка конспектов занятий поданной теме;
  • чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
  • выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
  • проведение конкурса
  • развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;
  • фото - коллаж;

Содержание проекта

Календарный план работы

Подготовительный этап:

Февраль

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Поиск адекватных учебной задаче действий

3. Принятие учебной задачи

4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"

5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы»

6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

7. Подбор игр.


Основной этап

Игровая,

Учебная

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Викторина «Наш веселый календарь».

Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Рисование «День и ночь»

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Закрепить понятия о временах года.

Учить пользоваться приборами для определения времени.

Учить определять число, месяц и день недели.

Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

Март, 2019

Игровая,

Учебная

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Рисование «Мир часов»

Игра «Заяц, заяц сколько время. »

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Конкурс «Сделай часы своими руками»

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.


Научить определять время с помощью часов


Закрепить понятие времени.

Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту


Научить определять время с помощью часов


Научить определять время с помощью часов


Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.


Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Заключительный этап

  • Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками
  • Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»
  • Беседа: «Что такое время? »
  • Итоговое занятие по изучению времени.
  • Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».











Список литературы:

1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.




















































Предварительный просмотр:

Беседа «Немного истории о часах»

 

История часов или какие бывают часы?

 Давайте поговорим о разновидностях часов.

Скажите,  как  называется  прибор,  отсчитывающий  время  в  пределах  суток?  -

Такой прибор называется часами.

Самые  древние  часы,  которыми  пользовались  люди,  чтобы  примерно  знать

время,  —  солнечные.  Циферблат  таких  часов  помещали  на  открытом  ярко

освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий

тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из  вас

видел  их?  Ведь  песочные  часы  до  сих  пор  применяются  в  медицине,  когда

нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные  часы  представляют  собой  два  небольших  сосуда,  имеющих  форму

конусов,  соединенных  вершинами  друг  с  другом,  с  узким  отверстием  в  месте

соединения  сосудов.  В  верхнем  сосуде  находится  песок,  который  тонкой

струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из

верхнего сосуда окажется в  нижнем, проходит определенное время, например,

одна минута.

 А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть

часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Часы  бывают  наручными.  Их  надевают  на  руку  с  помощью  браслета  или

ремешка.

Модницам  нравятся  красивые  часики  в  виде  кулона  или  перстня.  Кулон  на

цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

Некоторые  мужчины  предпочитают  массивные  карманные  часы.  Их

прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?  - Будильник можно завести на определенный час, и

своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными,

часы, висящие на стене, — настенными.

Как  вы  думаете,  где  стоят  напольные  часы?  - Такие  часы  стоят  на  полу.  Они

высокие,  массивные,  с  тяжелыми  гирями,  укрепленными  на  цепях,  и  с

мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Послушайте стихотворение "Часы с боем".

 

Жила-была старушка  

(Давно уж на покое),  

И были у старушки  

Часы резные с боем.

"Динь-дон, динь-дон!" —  

Отбивали каждый час,  

Гулом наполняли дом

И будили ночью нас.

Мы, конечно, не молчали,

В дверь старушки мы стучали:

"Наши уши пощадите,

Бой в часах остановите!"

Но старушка нам в ответ

Отвечала: "Нет и нет!  

Говорят часы со мной,  

Я люблю их нежный бой.

 

Динь-дон! Динь-дон!

Как красив их перезвон!

Хоть немного он печальный,  

Но прозрачный и хрустальный!

Пробежали дни, недели.  

Но часы вдруг захрипели,

Стрелки вздрогнули и встали,  

И часы бить перестали.

Стало тихо. Даже жутко!

Мы давно привыкли к бою,  

(А ведь это же не шутка!)  

Было что-то в нем живое!

Мы, конечно, не смолчали,

В дверь к старушке постучали:  

"Почему не слышен бой?

 

Нужен мастер часовой!"

Вот приехал часовщик —  

Мудрый, опытный старик,

И сказал: "Такое дело!  

 

Здесь пружинка ослабела,

Механизм получит смазку,  

 

А часы — любовь и ласку!"

Поменял пружинку он.  

И опять раздался звон,

Серебристый перезвон:

 

"Динь-дон! Динь-дон!",  

Ожививший целый дом!

 

Какие  часы  "умеют  куковать"?  -  Часы  с  кукушкой!  В  часах,  изготовленных  в

виде  узорной  деревянной  избушки,  прячется  "кукушка".  Каждый  час  дверца

домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает:

"Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

 

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке  

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час  

И ранним утром будит нас:  

"Ку-ку! Ку-ку!  

Уж семь утра!  

Ку-ку! Ку-ку!  

Вставать пора!"

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

 

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях,

зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые  знаменитые  часы  России  —  Кремлевские  куранты,  установленные  на

Спасской башне Московского Кремля.

Первые  часы  на  Спасской  башне  появились  в  начале  XVII  в.  Их  создал

английский  мастер  Христофор  Галовей.  За  свою  работу  он  получил  царский

подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы.

Сначала  их  везли  на  корабле  по  морю,  затем  доставляли  на  30  подводах  до

Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и

эти  часы  обветшали,  вместо  них  поставили  другие  большие курантовые  часы,

хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько  столетий  Спасскую  башню  Кремля  украшают  часы.  Целая  бригада

опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и

не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются  

чугунные  ступени  винтовой  лестницы,  ведущие  на  восьмой  этаж.  Здесь

находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные

диски  циферблатов,  красной  краской  покрашены  рычаги,  сияет  позолоченный

диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов,  

 тросов,  зубчатых  колес,  образующих  сложный  механизм  отсчета  времени"  (Л.

Колодный).

 

 31  декабря  с  первым  ударом  Кремлевских  курантов  страна  вступает  в  Новый

год.  Услышав  бой  знаменитых  часов,  мы  желаем  друг  другу  счастья  и

поздравляем с Новым годом!

Часы,  которыми  пользуется  современный  человек,  бывают  механическими.

Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они

верно служат нам.

Во  втором  десятилетии  XX  в.  появились  электронные  и  кварцевые  часы.  Они

работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы — атомные.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В  старину  в  деревне  такими  живыми  часами  был,  конечно,  Петя-петушок.

Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а

второй раз — примерно в четыре часа утра.

 

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!

Звонко петушок поет.

Озарило солнце реку,  

В небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!  

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,  

Ночь июльская прошла.  

Как будильник настоящий,  

Разбудил нас петушок.  

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

 

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром  на  солнечной  полянке,  где  растут  одуванчики,  можно  и  без  наручных

часов  узнать  время.  Одуванчики  дружно  раскрываются  в  пять  часов  утра,  а  к

двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

 

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,  

Одуванчики вокруг  

Росами умылись,  

Дружно приоткрылись.  

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:  

"На часах ровно пять,  

Можете еще поспать!"

 

 Одуванчики — это часы луговые.. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их

называют  "часами  туристов".  В  семь  часов  утра  они  открывают  навстречу

солнечным  лучам  свои  белоснежные  лепестки  и  в  течение  всего  дня

поворачиваются за солнцем.

 

Вопросы и задания:

Что такое часы?

Какие старинные часы вы знаете?

Какие виды часов вам знакомы?

Какие виды часов относятся к домашним?

Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?

Расскажите о Кремлевских курантах.

Какие "природные" часы вы знаете?



Предварительный просмотр:

Викторина «Наш веселый календарь» 

1. Каким месяцем по счету является март? 

2. Сколько букв в слове март? 

3. Выбери весенние месяцы. 

  март, май, июнь 

  март, апрель, май. 

  январь, февраль, март 

4. Сколько всего времен года? 

5. Назови лишнее слово в цепочке: 

  весна, оттепель, вьюга 

  капель, подснежник, мороз 

6. Какое время года наступает после весны? 

7. О каком времени года идет речь в стихотворении? 

Пришла, улыбнулась - утихли метели. 

Позванивать стал колокольчик капели, 

Река пробудилась, растаяли льды, 

Наряд белоснежный надели сады. 

Взревев за работу взялись трактора. 

И птицы пропели: "Вить гнезда пора!" 

8. Какой месяц описывается в стихотворении? 

Дует теплый южный ветер, 

Солнышко все ярче светит, 

Снег худеет, мякнет, тает, 

Грач горласгый прилетает. 

Что за месяц? Кто узнает? 

9. В каком месяце отмечается день весеннего равноденствия? 

  В апреле 

  В мае 

  В марте 

10. Прилет каких птиц традиционно означает начало весны? 

  грачей 

  стрижей 

  журавлей 

11. Какой веселый праздник отмечается по окончании марта - 1 апреля? 

  День кошек 

  День собак 

  День смеха 

12. Как называются цветы, которые первыми появляются на прогретых солнцем

проталинах? 

  ландыши 

  подснежники 

  одуванчики 

13.Продолжи пословицу 

 14. "Ни в марте воды, ни в апреле ......." 

  травы 

  воды 

  еды 

 



Предварительный просмотр:

Занятие

«Учимся определять время с помощью часов»

Конспект занятия по математике «Путешествие в мир часов»

Цель:  Познакомить  с  часами,  их  разнообразием,  Определять  длительность  1 минуты-  единицы  измерения  времени,  упражнять  количественном  счете  в пределах 10.

Задачи:

Формированию навыка экспериментирования;

Умение высказывать гипотезы, догадки;

Способность аргументировано объяснять результат эксперимента;.

Воспитывать желание сопереживать.

Предварительная работа:

собирание коллекции часов (фотоиллюстраций);

проектная деятельность «Что можно сделать за 1 минуту»

подготовка материалов для экспериментов

 Материал: секундомер, песочные часы 1 минута, рубашки с пуговицами, горох,

макароны, иллюстрации часов.  

 Организационный момент

Проводится  с  детьми  игра  с  мячом  «Назови  скорее».  Дети  встают  в  круг.  У

воспитателя  мяч,  она  бросает  ребенку  и  задает  вопрос.  Ребенок  бросает  мяч

обратно и отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. Какое сейчас время года?

2. Какой сейчас день недели?

3. Какой день, был вчера?

4. Какой день будет завтра?

 5. Сколько дней в неделе?

6. Какой сейчас месяц?

7. Сколько дней в неделе рабочие?

8. В какое время суток мы идем в детский сад

 Ход занятия.

Дети, я хочу прочесть вам письмо, которое пришло на наш адрес.

Читаю письмо:

Ребята,  пишут вам  Смешарики,  вы  много  раз  помогали  нам,  и  сейчас  нам  без вашей  помощи  не  обойтись.  Ровно  в  6  часов  нас  пригласил  Крош  на  день рождения, но мы, к сожалению, не можем определять время по часам. Мы очень надеемся, что вы сможете нам помочь, мы так не хотим опаздывать.

Дети, поможем Смешарикам?

(ответы детей)

Мы  конечно  рады  помочь,  но  мы  ведь  сами  не  можем  определять  время  по часам.

Я  думаю,  что  мы  сможем  помочь  Смешарикам,  я  хочу  пригласить  вас  в  мир часов и времени. Путь будет долгим.

Дети предлагают отправиться на поезде.

(Держа друг друга за плечи, паровозиком отправляемся в мир часов.)

(В это время одеваю корону с изображением часов)

Я превратилась в фею времени, приглашаю, вас, в волшебный мир часов.

Закройте на минуту глаза и послушайте звуки. (Звучит запись)

О чем вам напомнили эти звуки?

(Ответы детей.)

Вы правы. О часах, о времени.

Показываю иллюстрации с изображением часов.

Если часы висят на стене, как они будут называться? (настенные)

Если стоят на столе, как они будут называться? (настольные)

Которые носят на руке? (наручные)

Которые носят в кармане? (карманные)

Давайте определим, как устроены часы?

(на всех часах есть циферблат, цифры, стрелки, все они показывают время)

стихотворение: «Часы»

Бьют часы на башне

Тик-так, тик-так (Говорю медленно)

А настенные поскорее. —

Тик-так, тик-так (Произношу с ускорением)

А наручные спешат —

Тик-так, тик-так, тик-так. (Говорю быстро).

Предлагает детям определить размер этих часов (дети определяют размер)

Чтобы помочь Смешарикам вам необходимо научиться измерять время.

Очень-очень давно люди всего мира, договорились измерять время: коротенькое

–  «секундой»,  более  продолжительное  время  –  «минутой»,  и  еще  более

длительное – «часом».

Хлопните в ладоши – это «секунда».

Скажите: «раз» - и это время «секунда».

В  минуте  много  секунд.  Хотите  почувствовать,  ощутить  время,  равное  одной  минуте?

А  сейчас  давайте  поэкспериментируем  с  минутой  и  проверим,  насколько  вы проворны, как вы используете время.

Задание с горохом и макаронами:

Перед  вами  одинаковое  количество  гороха  и  макарон.  Вы  должны  разложить двумя  руками  одновременно  горох  в  правую  сторону,  макароны  в  левую сторону.

(Песочные часы и звуковой сигнал)

Следить по песочным часам и закончить вовремя.

Оценить своевременность окончания.

Как узнать, кто больше перебрал макарон и гороха?

Посчитайте оставшиеся макароны и горох.

Динамическая пауза.

А теперь посмотрим, сможете ли вы засечь минуту.

У вас есть минута свободного времени, вы можете пройти прогуляться, но как вы почувствуете, что минута прошла. Вы должны вернуться на свои места.

Продолжим учиться чувствовать время.

Задание с рубашками:

А  теперь  устроим  еще  один  эксперимент.  Задание  за  одну  минуту  застегнуть пуговки на рубашке.

Сколько пуговиц застегнули, посчитайте.

Какую пуговицу не успели застегнуть? (верхнюю, нижнюю, в середине)

Вы  научились  чувствовать  время,  я  думаю,  что  теперь  вы  сможете  помочь Смешарикам и они смогут во время прийти на день рождения Кроша.

Дети рисуют стрелки, определяя время 6 часов.

Это наш подарок Смешарикам.

Дети, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети возвращаются, имитируя поезд.

Работа детей в тетрадях:

Вы  хорошо  потрудились,  совершили  добрый  поступок,  у  вас  хорошее

настроение и я предлагаю вам, в рабочих тетрадях нарисовать солнышко, но не простое, а квадратное.

Итог занятия.

Вам понравилось совершать добрые поступки?

Что нового мы узнали? Чему научились?

Как вы думаете одна минута – быстро проходит или медленно? (ответы детей) Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«О временных представлениях у детей дошкольного возраста»

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, регулировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени.

Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Необходимо детям показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом (это дни недели, части суток, месяца, времена года и т. д.). Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время. Правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени.)

Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Календари – вот наши главные консультанты и начальники. И все потому, что они хранят и воспроизводят ритмы нашей с вами, дорогие родители, жизни. А ритмы бывают самыми разными – оттого и календарей великое множество. Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца.

Необходима постоянная систематическая работа по формированию у дошкольников представлений времени. При отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способам его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду и дома. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как вся наша жизнь строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей.

Знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий и по дням недели.

В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к различным параметрам времени. Детей интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по формированию представлений о таких временных отрезках как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится светлее и т. п.). Дома с детьми родители могут беседовать о том что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня.

В качестве наглядного материала можно использовать картинки, календарь наблюдения.

Лучше всего, если дети будут заполнять календарь погоды в дошкольном учреждении и дома с родителями. Дети путают такие понятия как: вчера, сегодня, завтра из – за их изменчивости и относительности. Смысловое значение этих слов можно раскрывать при заполнении календаря, задавая дополнительные вопросы: «Чем завтра будите заниматься в садике?», «Что делали вчера?», «Когда мы ходили в парк?»

На занятиях дети узнают, о том, что сутки, которые в разговоре обычно называют словом день, сменяются одним другим.

Для лучшего понимания мы предлагаем дома использовать отрывной календарь, каждый день вместе отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Последовательность дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей: «чем вы занимаетесь по понедельникам? Что будете делать во вторник, т. е завтра? И т. д.» Пусть ребенок сам снимает листки календаря и складывает из суток неделю, из недель - месяц. Необходимо оформить коробку, куда он будет складывать листы календаря. У ребенка будет

наглядное представление о смене дней, месяцев, он может подойти посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. При окончании одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц.

При систематической работе с календарем дома и в детском саду что будет способствовать формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.



Предварительный просмотр:

Заяц, заяц сколько время?

«Заяц, заяцсколько время? Я спешу на день рожденья, у меня часы стоят, ничего не говорят!»весь смысл был дойти до зайца, использовались разные виды шагов.простые, гигантские (очень широкие), муравьиные или лилипутики (махонькие шажочки), верблюды (плевок вперед и шаг сверху), кирпичики (пятка в носок), лягушечка, зонтик (шаг и круг вокруг себя).



Предварительный просмотр:

Загадки о часах и времени

***

Хоть и сладок утром сон,

Но упорно этот звон

Каждый раз торопит в школу.

Как, скажи, зовётся он?

(Будильник)

 

***

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

(Часы)

 

***

Одна нога — короче,

одна нога — длиннее,

при этом, между прочим,

в двенадцать раз быстрее!

Но не смотря на это,

они идут куда-то

с заката до рассвета,

с рассвета до заката…

А что это, ребята?

(часы)

 

***

День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

 

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются… (часы)!

 

***

Усатое Солнышко

Спряталось за стёклышко.

Шевелит усами

Зовут (Часами)

 

***

Под шляпой — крышей ходим-бродим,

Но никуда мы не уходим.

Подскажем боем

Время городское.

(Часы)

 

***

Ходят в доме, на стене.

Любопытно даже мне.

Им положено ходить.

И нас вовремя будить.

(Часы)

 

***

Братья у Календаря

На стене висят не зря.

Календарь считает сутки,

А они часы, минутки.

(Часы)

 

***

Цифры Время стерегут

И за Временем бегут.

Время сдвинется на миг

И они тот час же прыг.

(Часы)

 

**

Идём мы день. Идём мы ночь

И убегают сутки прочь!

(Часы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Картотека дидактических игр по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы (6 - 7)

Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать дея...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Картотека дидактических игр по ФЭМП по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. И...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы " Путешествие в страну времени"

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листоккалендаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтомупрограммой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено ...