Конспект занятия "Дом, в котором мы живём"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кольчикова Нина Викторовна

Область познание.Рассчитана на детей старшей группы. Мини экскурсия в деревенский дом и знакомство с его обстановкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дом.в котором мы живём17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

«Дом, в котором мы живём»

Для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Закрепить знания детей о том, что:

  1. Дом — место для жилья людей.
  2. Дом — это друг, защитник человека, объединяющий людей, живущих в нём.

Образовательная задача: познакомить детей с тем, как дом помогает человеку, а человек своему дому (родовая связь дома и человека-представленная в культурных традициях народа). Познакомить с убранством русской избы.

Обогащение словаря: горница, икона, красный угол, прялка.

Активизация словаря: керосиновая лампа сундук, лавка.

Оборудование педагогического процесса: сарафан, керосиновая лампа, прялка, икона, игра «Бирюльки».

Предварительная работа: беседы с детьми о том, где они живут, дом, адрес.

Чтение русских народных сказок, разучить пословицы, поговорки, разучить хороводную игру «Гори, гори ясно!». Сшить куклу-домового, принести в группу икону в окладе, чтобы дети имели представление, поиграть в игру «Бирюльки».

Ход занятия:

Входит воспитатель в красивом сарафане в группу:

— Здравствуйте, ребята!

Был, говорят, где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг-чудеса!

Все позабыли свои адреса.

— Вот и я позабыла. Скажите, куда я пришла? (детский сад)

— Город мне свой назовите сначала (Москва).

— Город ваш большой, протекает по нему много рек. А кто мне подскажет, какая река протекает вблизи вашего детского сада? (Яуза).

— На какой улице расположен ваш детский сад? (проезд Шокальского)

— Как у вас в группе уютно, красиво, будто я к вам домой пришла, в квартиру вашу. А вы знаете свой домашний адрес? (спросить несколько детей, похвалить за правильные ответы).

— Скажите мне, ребята, а всегда так жили люди на Руси, как мы сейчас живём? (нет)

— Давайте с вами порассуждаем, как жили люди русские в старину бывалую?

— Как вы думаете, мы сможем попасть в русскую избу? (если ответ положительный, то идём в музыкальный зал, где подобрана декорация русского быта и обстановки; если ответ отрицательный, то домовёнок приносит письмо с картой внутри).

*карта с описанием: спуститься вниз по лестнице, повернуть налево, пройти прямо по коридору, повернуть направо, а там до русской избы и рукой подать.

— Ну что ж, отправляемся в путь!

— Вот, ребята, мы и попали в русскую избу! Добрая хозяюшка гостей встречает и привечает (здоровается), а гости ей отвечают: «Здравствуй, добрая Хозяюшка».

— Проходите, пожалуйста, усаживайтесь поудобнее и начнём мы с вами разговор, о том, как жили люди русские в старину давнюю. Русские люди очень гостеприимны. Когда они встречали гостей, то усаживали их на почётное место, в передний угол (он назывался красный угол, или красивый). Посмотрите и скажите на чём вы сидите? (На лавках, скамейках).

— А посреди избы четверо братьев под одной крышей живут. Что это за братья? Конечно, это стол. Какие молодцы!

— А на столе стоит самовар и разные угощения: баранки, крендельки, ватрушки…

— В каждом доме были дети большие и маленькие. И как все дети они очень любили играть. А как вы думаете, игрушки у них были? (слушаю ответы детей). В нашей избе тоже есть игра. Кто знает как в неё играть и как она называется? Высыпать из чайника маленькие предметы и взять в руки удочку. Это старинная русская игра называется «Бирюльки». Сейчас мы посмотрим вашу удачливость и ловкость (предлагаю детям по желанию вытащить несколько предметов из узкого горлышка чайника. Похвалить самых удачливых.).

— Вот вы и куклу нашли, сделанную из кусочков ткани, с которой тоже можно поиграть.

— Как вы думаете, ребята, что это? (показать люльку). Правильно. Это такая детская кроватка, называется люлька. Давайте положим куклу в люльку и споём ей колыбельную песню :

«Ай люли, люли, люли

Прилетели журавли

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип,

Не скрипите, не шумите

Наша детка спит, спит.»

— Долгими зимними вечерами ходили люди друг к другу в гости, зажигали керосиновую лампу. В наше время такие лампы почти не используют. Кто-нибудь знает почему она так называется? (объясняю, что заливают в лампу керосин, он горит и даёт свет) Женщины пряли на прялке пряжу (показываю прялочку) вязали тёплые носки, варежки и при этом пели красивые русские песни. Они знали много сказок, потешек, прибауток, шуток и народных игр. (Прошу детей рассказать шутки, потешки и прибаутки, которые они знают).

— А я знаю очень весёлую народную игру, называется она «Гори, гори ясно!»

— Вставайте в хоровод, предлагаю вам в неё сыграть. Напоминаю правила игры: по считалке выбираем водящего, даём ему платочек в руки. Как только заиграет музыка, хоровод будет двигаться по кругу, водящий стоит и машет платочком. Затем хоровод останавливается и все хлопают в ладоши, а ведущий скачет по внутренней стороне круга. С окончанием музыки останавливается перед двумя детьми, стоящими в кругу. Играющие хором говорят считалку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

1,2,3!

На слова 1,2,3 все 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платочком. После этого выбранные 2 ребёнка встают друг к другу спиной и обегают круг. Кто прибежит первым, тот забирает платок водящего себе и становится сам водящим. (игра повторяется 2-3 раза).

— Вот. Ребята, мы и побывали в гостях в русской избе. Что запомнилось вам? Хотели бы ещё сюда вернуться? Теперь пора возвращаться нам в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД с детьми 2-ой младшей группы в образовательной области «Познание» ) Тема: «Квартира в которой мы живём»

·        познакомить детей с обобщающим понятием «мебель»;·        учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их, нах...

Конспект НОД в подготовительной группе «Район, в котором мы живём» с использованием мультимедийных средств

Конспект НОД в подготовительной группе «Район, в котором мы живём» с использованием мультимедийных средствКонспект НОД в подготовительной группе " Район в котором мы живём".Цель : Познакомить детей с ...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Страна, в которой мы живём»

Литература.1. Знакомство дошкольников с родным городом и страной, Н.В. Алёшина, стр. 191-194.2. Мы живём в России. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, стр. 69-74.Виды детской деятельности: познавательно-иссл...

Конспект НОД в средней группе №10 по теме «Мир, в котором мы живём» (ПДД, правила безопасности).

Конспект НОД в средней группе по теме "Мир в котором мы живём" (ПДД. Правила безопасности)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста "Дом, в котором мы живём"

Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации посредством конструирования построек. Задачи:. Формировать  представления  детей о домах разного вида. . Способствовать...

Конспект занятия по развитию речи "Край, в котором мы живём" для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.Задачи:Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями корен...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Дом, в котором мы живём".

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром по теме "Мой город. Мой дом"...