Конспект занятия по развитию речи "Край, в котором мы живём" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.
Коррекционно- развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, край интерес и любовь к малой родине.
Интеграция образовательных областей – познание, коммуникация, социализация.
Методические приёмы: словесные, вопросы, уточнения, пояснения, практический, наглядный.
Предварительная работа:
1) Рассматривание иллюстраций «Мой Ханты-Мансийский край».
2) Занятия и беседы с детьми «Мой родной город», «Животные лесов», «Богатство рек Мега, Обь», «Наши достопримечательности».
Материал:
Иллюстрации о городе Мегион; «нефть» (подкрашенная вода) в пробирках; плоскостные муляжи: деревьев, рыб, животных, ягод нашего края; макет «Хантейское стойбище».
Ход мероприятия:
Педагог:
Край родной
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.
С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.
(М. Пожарова)
Ребята, смотрите, какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.
Текст письма: Здравствуйте дети! Меня зовут Буровичок Югорка. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашему родному краю. Отправляю вам карту.
Вы на карту внимание обратите,
Взгляд свой на ней остановите
Это – здесь наш дом.
Мы в нем живем!
Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!
Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? (Да)
Педагог: Мы отправимся с вами в путешествие в Югру, где узнаем о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов. А на каком транспорте мы с вами поедем?
Послушайте мою загадку:
Для колес, копыт и ног
Много сделано дорог
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути
Где крутой звериной тропкой,
Не проехать не пройти,
Там всегда в метель и стужу,
Без дорог и ночь и день
Человеку честно служит
Быстрый северный (олень).
Педагог: Посмотрите на карту нашего округа .Назовите столицу округа (Ханты-Мансийск). Назовите другие города нашего округа.
А теперь задания для знатоков родного края.
Педагог: в нашем городе живут и работают нефтяники, которые добывают нефть и газ.
Педагог демонстрирует «нефть» в пробирке
Педагог: Из нефти делают пластмассу, топливо для машин, и многое другое. Газ используют для обогрева помещения и в быту для приготовления пищи. Добыча нефти – это тяжелый труд.
Педагог предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть карту Югры
Педагог: Наш край богат животным и растительным миром, в реке Обь водится много рыбы.
Педагог: Какие деревья растут на территории нашего края?
Дети: В нашем крае растут: ель, сосна, кедр, рябина, осина, береза.
Педагог располагает на мольберте карту, на которой изображена река.
Педагог: Ребята, чего нет на карте?
Дети: На карте нет растений.
Педагог: Я приготовила муляжи деревьев, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.
Педагог: Назовите коренных жителей Югры.
Дети: ханты и манси.
Педагог: Ребята как вы думаете, какое основное традиционное занятие хантов и манси? (Рыболовство, оленеводство, охота, шитье).
Как называется жильё хантов и манси? (Чум)
Педагог: Одна из ярких особенностей традиционной культуры народов Югры – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них постоянные, в другие временные, разборные. К постоянным относятся землянки или полуземлянки, избы. Чум – жилище кочевых народов Югры, а также оленеводов.
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую игру «У оленя дом большой….»
По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш).
Как называется река, которая протекает у нас в городе? (Мега)
Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.
Ты, рыбак, не зевай,
Рыбку ты скорей поймай!
Игра: Рыбалка с отгадыванием загадок. Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.
Краснопёр, полосат, гроза любой реки.
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый … (окунёк)
Под водою, как ракета,
Промелькнула злюка эта.
Пасть разинув, мчит без звука.
За рыбёшкой мелкой ...(щука)
В рот этой рыбе палец не клади,
Смотри, за борт ты к ней не упади,
Ведь эта хищница в один присест
Тебя возьмет и просто съест. (акула)
Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (ерш)
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (дельфины)
Любит в тине он копаться,
И личинками питаться,
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его? (карась)
Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся в лес.
Педагог: Ребята, а вы знаете, какие животные заселяют наши леса? (ответы детей).
На снегу, как в книге,
Я читал следы.
Посмотри внимательно –
Всё поймёшь и ты!
Определите по следам, этих животных. Дети определяют по следам животных, названия которых появляются на слайде. Молодцы, правильно. Давайте с вами еще поиграем.
Д/И «Отгадай по описанию».
(педагог читает описание зверей, дети отгадывают, о каком животном идет речь) (слайды фотографий белка, лиса, медведь, лось, заяц)
- Молодцы, всех животных отгадали и назвали правильно.
А теперь отгадайте хантыйские загадки о животных: иллюстрации животных появляются после отгадывания загадок).
· На вершине дерева стоит красивая кукла с косами. (Белка)
· В воде плавает, но сухая. (Утка)
· Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубу. (Лиса)
А сейчас мы с вами отправимся в лес за ягодами. А для того что бы узнать за какими для этого нужно решить кроссворд.
Задания к кроссворду по теме «Про ягоды» (вопросы по горизонтали):
- Эти ягоды созревают в лесу первыми.
- Кустарник с синими плодами, любящий болотистую почву.
- Оранжевые плоды этого растения «облепляют» ветви.
- Плоды этого кустарника бывают белыми, чёрными и красными.
- Так на Руси называли землянику зелёную за шаровидную форму плода.
Итог:
Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?
Что вам понравилось?
Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы. На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№7 «Незабудка» корпус №3.
г. Мегион
Конспект занятия по развитию речи
«Край, в котором мы живём»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: учитель-логопед
Лисечко Наталья Николаевна
2016 г.
Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.
Коррекционно- развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, край интерес и любовь к малой родине.
Интеграция образовательных областей – познание, коммуникация, социализация.
Методические приёмы: словесные, вопросы, уточнения, пояснения, практический, наглядный.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Мой Ханты-Мансийский край».
- Занятия и беседы с детьми «Мой родной город», «Животные лесов», «Богатство рек Мега, Обь», «Наши достопримечательности».
Материал:
Иллюстрации о городе Мегион; «нефть» (подкрашенная вода) в пробирках; плоскостные муляжи: деревьев, рыб, животных, ягод нашего края; макет «Хантейское стойбище».
Ход мероприятия:
Педагог:
Край родной
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.
С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.
(М. Пожарова)
Ребята, смотрите, какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.
Текст письма: Здравствуйте дети! Меня зовут Буровичок Югорка. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашему родному краю. Отправляю вам карту.
Вы на карту внимание обратите,
Взгляд свой на ней остановите
Это – здесь наш дом.
Мы в нем живем!
Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!
Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? (Да)
Педагог: Мы отправимся с вами в путешествие в Югру, где узнаем о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов. А на каком транспорте мы с вами поедем?
Послушайте мою загадку:
Для колес, копыт и ног
Много сделано дорог
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути
Где крутой звериной тропкой,
Не проехать не пройти,
Там всегда в метель и стужу,
Без дорог и ночь и день
Человеку честно служит
Быстрый северный (олень).
Педагог: Посмотрите на карту нашего округа .Назовите столицу округа (Ханты-Мансийск). Назовите другие города нашего округа.
А теперь задания для знатоков родного края.
Педагог: в нашем городе живут и работают нефтяники, которые добывают нефть и газ.
Педагог демонстрирует «нефть» в пробирке
Педагог: Из нефти делают пластмассу, топливо для машин, и многое другое. Газ используют для обогрева помещения и в быту для приготовления пищи. Добыча нефти – это тяжелый труд.
Педагог предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть карту Югры
Педагог: Наш край богат животным и растительным миром, в реке Обь водится много рыбы.
Педагог: Какие деревья растут на территории нашего края?
Дети: В нашем крае растут: ель, сосна, кедр, рябина, осина, береза.
Педагог располагает на мольберте карту, на которой изображена река.
Педагог: Ребята, чего нет на карте?
Дети: На карте нет растений.
Педагог: Я приготовила муляжи деревьев, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.
Педагог: Назовите коренных жителей Югры.
Дети: ханты и манси.
Педагог: Ребята как вы думаете, какое основное традиционное занятие хантов и манси? (Рыболовство, оленеводство, охота, шитье).
Как называется жильё хантов и манси? (Чум)
Педагог: Одна из ярких особенностей традиционной культуры народов Югры – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них постоянные, в другие временные, разборные. К постоянным относятся землянки или полуземлянки, избы. Чум – жилище кочевых народов Югры, а также оленеводов.
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую игру «У оленя дом большой….»
По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш).
Как называется река, которая протекает у нас в городе? (Мега)
Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.
Ты, рыбак, не зевай,
Рыбку ты скорей поймай!
Игра: Рыбалка с отгадыванием загадок. Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.
Краснопёр, полосат, гроза любой реки.
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый … (окунёк)
Под водою, как ракета,
Промелькнула злюка эта.
Пасть разинув, мчит без звука.
За рыбёшкой мелкой ...(щука)
В рот этой рыбе палец не клади,
Смотри, за борт ты к ней не упади,
Ведь эта хищница в один присест
Тебя возьмет и просто съест. (акула)
Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (ерш)
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (дельфины)
Любит в тине он копаться,
И личинками питаться,
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его? (карась)
Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся в лес.
Педагог: Ребята, а вы знаете, какие животные заселяют наши леса? (ответы детей).
На снегу, как в книге,
Я читал следы.
Посмотри внимательно –
Всё поймёшь и ты!
Определите по следам, этих животных. Дети определяют по следам животных, названия которых появляются на слайде. Молодцы, правильно. Давайте с вами еще поиграем.
Д/И «Отгадай по описанию».
(педагог читает описание зверей, дети отгадывают, о каком животном идет речь) (слайды фотографий белка, лиса, медведь, лось, заяц)
- Молодцы, всех животных отгадали и назвали правильно.
А теперь отгадайте хантыйские загадки о животных: иллюстрации животных появляются после отгадывания загадок).
- На вершине дерева стоит красивая кукла с косами. (Белка)
- В воде плавает, но сухая. (Утка)
- Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубу. (Лиса)
А сейчас мы с вами отправимся в лес за ягодами. А для того что бы узнать за какими для этого нужно решить кроссворд.
Задания к кроссворду по теме «Про ягоды» (вопросы по горизонтали):
- Эти ягоды созревают в лесу первыми.
- Кустарник с синими плодами, любящий болотистую почву.
- Оранжевые плоды этого растения «облепляют» ветви.
- Плоды этого кустарника бывают белыми, чёрными и красными.
- Так на Руси называли землянику зелёную за шаровидную форму плода.
Итог:
Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?
Что вам понравилось?
Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы. На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/09/11/009.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/09/11/0ff0c5c28025c6708cea16dba28425b8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/09/11/012.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Занятие направленное на формирование наыков общения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-61856-1641661263.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Югре" для детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион Конспект занятия по развитию речи«Путешествие по Ю...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005257-1517489541.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие поможет актуализировать знания детей о транспорте, его видах, об известных сказках...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-818258-1668604220.jpg)
Конспект занятия по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии "История пуговиц"
Цель: развитие воображения и творческих способностей детей с использованием разных видов арт – терапии. Задачи:1.Создать положительный настрой и подготовить ребят к участию в работе.2.Разви...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-620676-1582576474.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-607550-1590238198.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе для детей старшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки»
Цель: формирование звуко-слоговой структуры слова.Задачи: коррекционно-образовательные: формировать умение называть и определять слова на заданный звук, определять место звука в слове; совершенс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-1346890-1631643657.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие поможет актуализировать знания детей о транспорте, его видах, об известных сказках...