Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической разновозрастной группе для детей 5-7 лет. Расширение знаний детей по теме «В мире животных»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: расширение знаний детей по теме «В мире животных»
Задачи:
- с помощью экспериментальной деятельности дать элементарные представления о жизни животных зимой;
- закреплять умение детей узнавать знакомые следы животных, узнавать животных по звуку;
- воспитывать коммуникативные навыки при коллективной работе;
Оборудование: Комплект лаборатории «Наураша» «Звук», аудиозаписи («Песенка про следы»), Карта для детей «Животный и растительный мир», следовые дорожки, картинки животных (олененок, заяц, волк, лошадь, медведь) и их следы, логокуб, текст стихотворения Л. Осиповой «Раз, два, три, поспеши…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_yunyy_sledopyt.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической разновозрастной группе для детей 5-7 лет.
Расширение знаний детей по теме
«В мире животных»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель: расширение знаний детей по теме «В мире животных»
Задачи:
- с помощью экспериментальной деятельности дать элементарные представления о жизни животных зимой;
- закреплять умение детей узнавать знакомые следы животных, узнавать животных по звуку;
- воспитывать коммуникативные навыки при коллективной работе;
Оборудование: Комплект лаборатории «Наураша» «Звук», аудиозаписи («Песенка про следы»), Карта для детей «Животный и растительный мир», следовые дорожки, картинки животных (олененок, заяц, волк, лошадь, медведь) и их следы, логокуб, текст стихотворения Л. Осиповой «Раз, два, три, поспеши…»
Предварительная работа: просмотр познавательных мультфильмов, презентаций, чтение художественных произведений о диких животных России, разучивание стихов, песен, загадок по теме, рисование, лепка, аппликация по теме, дидактические игры «Чьи следы?», работа с игровыми пособиями, подвижные игры «След в след», «Пройди по следу лисы», «По следам животных», картинки животных, белый, серый силуэт зайца.
Ход мероприятия
Организационный момент
(Дети под песню из м.ф. «Маша и Медведь» «Следы» входят в зал)
Воспитатель:
Раз, два, три, поспеши,
Место ты свое займи.
Не зевай, не скучай,
Лучше все запоминай.
Вместе мы с тобой сейчас
По России едем,
Что увидим - всем расскажем,
Как домой приедем! ( Л. Осипова)
Ребята, наша страна имеет богатую и разнообразную природу.
- Как вы думаете, почему? (выслушать ответы детей)
На севере нашей страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные снега, а на юге протянулись жаркие пустыни.
Давайте мы сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами.
А чтоб убедиться в этом мы отправимся в зимний лес. И как настоящие следопыты понаблюдаем за жизнью животных.
Ребята, кто такой следопыт? (Ответы детей).
Быть следопытом – опасная работа, т.к. можно встретиться с лесным зверем. Для этого нужно быть смелым, сильным, ловким.
Опыт № 1 «Почему заяц зимой белый?»
Цель: расширение представлений о диких животных, их приспособление к жизни в зимних условиях (маскировка).
Содержание:
«Летом – серый, зимой – белый». Эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите кусочком пластилина. Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно подозвать детей к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это.
«Почему заяц зимой белый?» (продолжение)
Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите вашу картинку детям (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего они скажут, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или дети все-таки узнали, кто это? Спросите их, почему так трудно догадаться, кто это? Далее положите серый силуэт зайчика на лист белой бумаги. Покажите детям тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!
Вывод. Спросить детей, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
Воспитатель:
-Посмотрите, на лесных тропинках следы. (По периметру разложены следовые дорожки).
-Пройдем по ним тихо, шуметь не будем, т.к. в лесу надо соблюдать тишину. (Дети друг за другом двигаются по следовым дорожкам).
Воспитатель: По лесным тропинкам шли, на полянку мы зашли. (На полянке разложены картинки со следами животных).(Звучит музыка, дети должны определить, кто под эту музыку из животных ходил и найти его след).( Музыка: медведь, лиса, волк, заяц, белка)
В зимнем русском лесу я могу найти лису.
Хоть хитрит она плутовка,
След ее найду я ловко.
Косолапый ходит, бродит,
Запомните его следы.
Осторожны будьте вы.
У реки еще следы.
Ох, огромные они.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Правильно определяли следы животных. Настоящие следопыты.
Опыт № 2 «Всем на свете нужен теплый дом, даже животным»
Цель: проверить, что помогает животным не замерзнуть зимой.
Содержание. А что еще помогает животным не замерзнуть зимой? Куда они могут спрятаться от холода? Что делают животные со своим жилищем перед зимой? А так ли это необходимо? Как доказать это?
У нас есть лед и две перчатки: одна холодная, другая - теплая.
(если дети не справятся – объяснить: представьте перчатки это – жилище.
Одно жилище (показать перчатку тонкую) какое? (Холодное). А другое (показать перчатку теплую?) (Теплое).
У всех ли животных есть жилище зимой? Что их спасает? А как они могут спастись в сильные морозы? (В норку, дупло, берлогу… Утепляют…) Надо надеть перчатки и потрогать лед. (Дети выполняют опыт и с помощью взрослого делают выводы)
Вывод. В легкой перчатке руке холодно, а в теплой лед не почувствуешь.
Жилища нет у зайца, лося, волка. Что их спасает зимой? (Теплая шубка и умение прятаться в снегу).
Опыт № 3 «Чей хвост?», «Чьи припасы?»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о диких животных средней полосы.
Воспитатель:
- Предлагаю вам выбрать понравившееся животное, найти ему хвост и прикрепи на сторону логокуба. Назови своего животного и его хвост.
(У лисы хвост - лисий…)
Опыт № 4 «Угадай по звуку животное»
Цель: определить животное по услышанному звуку.
Игровые измерения: С помощью датчика и сравнить звуки (одни высокие, другие низкие) животных и человеческую речь.
Вот видите, ребята как много бывает звуков и все они разные. И как интересно прошло наше исследование.
Воспитатель: Изучили мы следы.
Очень сложные они.
Но теперь мы знаем точно:
Где лиса, и где медведь,
Где кабан бродил и волк.
Следопытами мы стали.
Интересно было с нами?
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ребенок проявляет любознательность и интерес к исследовательской деятельности и к информации, которую получает в процессе общения, к различным видам деятельности;
- умеет делиться разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации;
- умеет поддержать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарища; способен рассуждать и давать адекватные причинно – следственные объяснения;
- имеет представление об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости;
- владеет обобщенными умениями самостоятельно рассматривать различные объекты и явления окружающего мира, производить с ними простые преобразования, получать представления, как об их внешних свойствах, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.
Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.
Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.
В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.
Развивать познавательный интерес и исследовательскую активность у детей дошкольного возраста позволяет экспериментальная деятельность.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Нужно предоставить детям возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира.
Роль педагога в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Очень важно продумать предметную организацию среды, так как многих детей экспериментирование начинает привлекать тогда, когда они видят необычный предмет, инструмент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми младшего возраста на расширение знаний детей по теме «Семья» с использованием технологии «Интелсет»
Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми младшего возраста на расширение знаний детей по теме «Семья» с использованием технологии «Интелсет»Тема: «В гости к кукле Ляле»Цел...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....
Примерный план (на один день) логопедизации воспитательного процесса в старшей логопедической (комбинированной группе) для детей с ТНР в рамках одного дня по теме «Дикие животные»
Примерный план логопедизации воспитательного процесса в старшей логопедической (комбинированной группе) для детей с ТНР в рамках одного дня по теме «Дикие животные»подготовлен воспит...
Непосредственной образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 2 до 5 лет Тема: «Мама, папа, я – дружная семья»
Цель: воспитание у ребёнка любви, привязанности к своей семье, дому, детскому саду.Задачи:Образовательные: дать знания о членах семьи. Учить рассказывать о маме, папе, братьях, сестра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: «Путешествие по России»
Тема: «Путешествие по России» Цель: Воспитание у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине....
Проект непосредственной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: «В мире волшебных звуков». Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 189 «Солнышко»...
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей разновозрастной группе "Ромашки"
В старшей разновозрастной группе «Ромашки» мной была проведена опытно-экспериментальная деятельность на тему: «Волшебная вода», целью и задачами которой были: &bull...