Опытно-экспериментальная деятельность в старшей разновозрастной группе "Ромашки"
опыты и эксперименты (старшая группа)
В старшей разновозрастной группе «Ромашки» мной была проведена опытно-экспериментальная деятельность на тему: «Волшебная вода», целью и задачами которой были:
• закрепление знаний детей о воде, её свойствах.
•развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостью.
• развитие навыков проведения опытов;
• воспитание бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5–7 лет (воспитанники старшей и подготовительной групп)
Продолжительность одного занятия:
в старшей группе – 25 минут,
в подготовительной к школе группе – 30 минут.
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
- Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
- Чтение познавательной и художественной литературы;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Наблюдение во время прогулок;
- Игровая деятельность;
- Подвижные игры;
- Разгадывание загадок на тему.
Были проведены следующие опыты:
Опыт №1 «Дырявый пакет»
Если в сосуде с водой появилась дырка, то такой сосуд логично назвать дырявым. И заделать такую дырку обычно не так-то просто. Тем более, если речь идет о полиэтиленовом пакете. Но что будет, если пакет чем-то проткнуть, и это «что-то» из дырки не вынимать?
Понадобится: Полиэтиленовый пакет, Остро наточенные карандаши, Вода
Описание опыта:
1. Наполним полиэтиленовый пакет водой из-под крана. Для удобства завяжем его.
2. Наполненный водой пакет аккуратно проткнем карандашами насквозь. Делать это лучше над тазиком.
Итог: Пакет удерживает воду, хотя его проткнули не один и не два раза.
Объяснение опыта: Пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как бы обволакивает карандаши, не давая воде проникнуть через отверстия.
Опыт №2. «Бумажная крышка»
Крышка позволяет нам перевернуть банку с водой и ничего не пролить. Если подойти к задаче научно, то можно сделать крышку из бумаги без всяких хитрых приспособлений!
Понадобится: Стакан, Бумага, Ножницы, Вода
Описание опыта:
1. Вырезаем из бумаги прямоугольник размером чуть больше границ стакана.
2. Наливаем в стакан воду до самых краев.
3. Закрываем стакан вырезанным бумажным прямоугольником.
4. Придерживая бумажку, переворачиваем стакан вверх дном.
Итог: Постепенно убираем руку, придерживающую бумажку. Вода не выливается!
Объяснение опыта: Превращение куска бумаги в надежно удерживающую крышку опять связано с поверхностным натяжением и атмосферным давлением. все, как в опыте «Непроницаемая ткань»: вода образовала тонкую удерживающую пленку, а давление воздуха на бумагу снаружи сильнее, чем давление воды на бумагу изнутри стакана.
Опыт №3. «Надуватель для шарика»
Многие наверняка хотят стать химиками, смешивать разные химические реактивы и получать новые вещества. Этим можно заняться прямо сейчас, ведь у нас на кухне полным-полно разных компонентов для химических реакций. Давайте посмотрим, что будет, если в обыкновенный столовый уксус насыпать пищевую соду!
Понадобятся: Воздушный шарик Пластиковая бутылка Сода Уксус Чайная и столовая ложки Воронка
Описание опыта:
1. Насыпаем в шарик 2 чайные ложки соды.
2. В пластиковую бутылку аккуратно наливает уксус (примерно 3-4 столовые ложки, удобнее всего это делать с помощью воронки).
3. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.
Итог: Шарик начинает постепенно надуваться.
Объяснение опыта: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
Опыт №4. «Рисуем на молоке»
Уверены, что на уроке рисования вам никогда не удавалось рисовать на … молоке. Да-да, молоко тоже можно использовать в качестве холста!
Потребуется: молоко, жидкое мыло, тарелка, краски, стаканчик, ватная палочка.
Описание опыта:
1. Наливаем в тарелку немного молока.
2. Добавляем несколько капель краски разных цветов.
3. Смочив ватную палочку в жидком мыле, окунаем ее в цветное молоко и держим несколько секунд. Повторяем несколько раз.
Итог: Молоко превратилось в холст художника.
Объяснение опыта: Молоко состоит как из воды, так и из жира. Именно слой жира на поверхности не дает краскам раствориться в молоке, он служит невидимым холстом, отделяя краски от воды. Мыло же расталкивает жир в разные стороны, занимая свое место на поверхности. Так как мыло «толкается» во все стороны сразу, получается белый круг с цветным ободком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)
Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...