Опытно-экспериментальная деятельность в старшей разновозрастной группе "Ромашки"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кульшуманова Адиля Батаргалеевна

В старшей разновозрастной группе «Ромашки» мной была проведена опытно-экспериментальная деятельность на тему: «Волшебная вода», целью и задачами которой  были:

 

• закрепление знаний детей о воде, её свойствах.

 

•развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостью.

 

• развитие навыков проведения опытов;

• воспитание бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5–7 лет (воспитанники старшей и подготовительной групп)

Продолжительность одного занятия:

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

 

Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

  • Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

При реализации проекта были использованы следующие формы работы:

  • Чтение познавательной и художественной литературы;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Наблюдение во время прогулок;
  • Игровая деятельность;
  • Подвижные игры;
  •  Разгадывание загадок на тему.

Были проведены следующие опыты:

Опыт №1 «Дырявый пакет»

Если в сосуде с водой появилась дырка, то такой сосуд логично назвать дырявым. И заделать такую дырку обычно не так-то просто. Тем более, если речь идет о полиэтиленовом пакете. Но что будет, если пакет чем-то проткнуть, и это «что-то» из дырки не вынимать?

Понадобится: Полиэтиленовый пакет, Остро наточенные карандаши, Вода

Описание опыта:

1. Наполним полиэтиленовый пакет водой из-под крана. Для удобства завяжем его.

2. Наполненный водой пакет аккуратно проткнем карандашами насквозь. Делать это лучше над тазиком.

Итог: Пакет удерживает воду, хотя его проткнули не один и не два раза.

Объяснение опыта: Пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как бы обволакивает карандаши, не давая воде проникнуть через отверстия.

Опыт №2. «Бумажная крышка»

Крышка позволяет нам перевернуть банку с водой и ничего не пролить. Если подойти к задаче научно, то можно сделать крышку из бумаги без всяких хитрых приспособлений!

Понадобится: Стакан, Бумага, Ножницы, Вода

Описание опыта:

1. Вырезаем из бумаги прямоугольник размером чуть больше границ стакана.

2. Наливаем в стакан воду до самых краев.

3. Закрываем стакан вырезанным бумажным прямоугольником.

4. Придерживая бумажку, переворачиваем стакан вверх дном.

Итог: Постепенно убираем руку, придерживающую бумажку. Вода не выливается!

Объяснение опыта: Превращение куска бумаги в надежно удерживающую крышку опять связано с поверхностным натяжением и атмосферным давлением. все, как в опыте «Непроницаемая ткань»: вода образовала тонкую удерживающую пленку, а давление воздуха на бумагу снаружи сильнее, чем давление воды на бумагу изнутри стакана.

Опыт №3. «Надуватель для шарика»

Многие наверняка хотят стать химиками, смешивать разные химические реактивы и получать новые вещества. Этим можно заняться прямо сейчас, ведь у нас на кухне полным-полно разных компонентов для химических реакций. Давайте посмотрим, что будет, если в обыкновенный столовый уксус насыпать пищевую соду!

Понадобятся: Воздушный шарик Пластиковая бутылка Сода Уксус Чайная и столовая ложки Воронка

Описание опыта:

1. Насыпаем в шарик 2 чайные ложки соды.

2. В пластиковую бутылку аккуратно наливает уксус (примерно 3-4 столовые ложки, удобнее всего это делать с помощью воронки).

3. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.

Итог: Шарик начинает постепенно надуваться.

Объяснение опыта: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.

Опыт №4. «Рисуем на молоке»

Уверены, что на уроке рисования вам никогда не удавалось рисовать на … молоке. Да-да, молоко тоже можно использовать в качестве холста!

Потребуется: молоко, жидкое мыло, тарелка, краски, стаканчик, ватная палочка.

Описание опыта:

1. Наливаем в тарелку немного молока.

2. Добавляем несколько капель краски разных цветов.

3. Смочив ватную палочку в жидком мыле, окунаем ее в цветное молоко и держим несколько секунд. Повторяем несколько раз.

Итог: Молоко превратилось в холст художника.

Объяснение опыта: Молоко состоит как из воды, так и из жира. Именно слой жира на поверхности не дает краскам раствориться в молоке, он служит невидимым холстом, отделяя краски от воды. Мыло же расталкивает жир в разные стороны, занимая свое место на поверхности. Так как мыло «толкается» во все стороны сразу, получается белый круг с цветным ободком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...