Проект по экспериментальной деятельности "Хотим всё знать "Почемучки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Гонтарь Юлия Игоревна

Проекты презентации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 2065 образовательная площадка Д5

Педагогический проект по экспериментальной деятельности

«Нам интересно все знать»

Picture background

Составила : Гонтарь Юлия Игоревна,

                                                  Воспитатель ГБОУ

                                               школа №2065 Д5

г. Москва

2023 г.

Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта: дети средней группы родители, педагоги.

Срок реализации проекта: 1 год.

C:\Users\user\Desktop\iz4HMtZLW-s.jpgC:\Users\user\Desktop\iz4HMtZLW-s.jpgC:\Users\user\Desktop\iz4HMtZLW-s.jpgC:\Users\user\Desktop\iz4HMtZLW-s.jpg

        Для современного этапа развития системы образования

характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания

детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в

процессе воспитания и всестороннего развития детей, является

экспериментирование.

           Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением

открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать

стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для

исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

          Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей,

приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как :

  • самостоятельность,
  • целеустремленность,
  • ответственность,
  • инициативность,
  •  настойчивость.

           Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности,

обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает

речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское

экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

C:\Users\user\Desktop\85e69ea477d0fc8aaacc8ea842b3b44c_big.pngC:\Users\user\Desktop\85e69ea477d0fc8aaacc8ea842b3b44c_big.png        C:\Users\user\Desktop\85e69ea477d0fc8aaacc8ea842b3b44c_big.pngC:\Users\user\Desktop\85e69ea477d0fc8aaacc8ea842b3b44c_big.png

  • Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
  • Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.
  •  Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.
  • Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение»
  •  Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
  •  Знакомить с разными способами исследования предметов, учить

           формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

  • Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих

           предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

  • Воспитывать интерес к организации игр с элементами

           экспериментирования и использования результатов проведенных       опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

  • Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.
  • Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Предполагаемый результат:

Дети знают назначение органов чувств.

Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита,

предметов.

Дети классифицируют камни по указанным признакам.

Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется

тень, солнечные зайчики.

Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение

Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения

У детей пополнился словарный запас.

У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена

необходимыми материалами и оборудованием.

Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают

посильную помощь в реализации проекта.

Подготовка к реализации проекта:

  • Подобрать методическую литературу по теме.
  • Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
  • Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
  • Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
  • Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов.
  • Составить перспективный план проведения экспериментов.

Работа с родителями

  • Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
  • Консультация для родителей «Волшебная водичка».
  •  Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и

          ледовые игрушки своими руками».

  • Буклеты для родителей «Водные процедуры».
  • Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних  условиях».
  •  Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».
  • Оказание помощи в создании детской лаборатории.
  • Подбор материалов, предметов для коллекций.
  • Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в

          экспериментальной деятельности».

  • Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Оснащение детской лаборатории

Основное оборудование и материалы

  • Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы  (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.
  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного  объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
  •  Природные материалы : камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов  шоколадных конфет.
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные  красители.
  •  Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.
  •  Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки,  плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.
  • Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная  мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

Месяц

Темы игр - экспериментирований

Задача игры - экспериментирования

Октябрь

1.Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

2.Почему все звучит?

3.Прозрачная вода.

4. Вода принимает форму.

1.Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении.

2.Подвести детей к пониманию причин возникновения звука:

   колебание предмета.

3.Выявить свойства воды   (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

4. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она

     налита.

Ноябрь

1. Какие предметы могут плавать?

  2. Делаем мыльные пузыри.

  3. Подушка из пены.

  4. Воздух повсюду.

1. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.

2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться,

     образует плёночку.

3. Развить у детей представление о плавучести предметов в

     мыльной пене     (плавучесть зависит не от размера предмета, а

     от его тяжести).

4. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить

 его свойство –   невидимость.

Декабрь

1. Воздух работает.

2. Каждому камешку свой домик.

3. Свет повсюду.

1. Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары).

2. Классифицировать камни по форме, размеру, цвету,

     особенностям поверхности; показать детям возможность

     использования камней в игровых целях.

3. Показать значение света, объяснить, что источники света

     могут быть природные и искусственные.

Январь

1. Свет и тень.

2. Замерзшая вода, тающий лед.

3. Разноцветные шарики.

1. Познакомить с образованием тени от предметов, установить

     сходство тени и   объекта, создать с помощью теней образы.

2. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит

     из воды.

3. Получить путем смешивания основных цветов новые

     оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, Голубой .

Февраль

1. Таинственные картинки.

2. Все увидим, все узнаем.

3.Водяная мельница.

1. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет,

     если посмотреть на них через цветные стекла.

2. Познакомить с прибором- помощником – лупой и ее

      назначением.

3. Дать представление о том, что вода может приводить в

     движение другие   предметы.

Март

1. Звенящая вода.

2. «Угадай - ка!»

3. Ловись, рыбка, и мала, и велика.

4. Фокусы с магнитами.

1. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на

     издаваемый звук.

2. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит

     от материала.

3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые  предметы.

4. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами.

Апрель

1.Что растворяется в воде?

2. Солнечные зайчики.

3. Что отражается в зеркале?

1. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде

     различных веществ.

2. Понять причину возникновения солнечных зайчиков,

     научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет

      зеркалом).

3. Познакомить детей с понятием «отражение», найти

    предметы, способные   отражать.

Май

1. Волшебное сито.

2. Цветной песок.

3. Игры с песком.

1. Познакомить детей со способом отделения камешков от

     песка, мелкой крупы от   крупной с помощью сита; развивать

    самостоятельность.

2. Познакомить детей со способом изготовления цветного

     песка (перемешав его с цветным мелом); научить

     пользоваться теркой.

3. Закрепить представления детей о свойствах песка,

     развивать любознательность, наблюдательность,

     активизировать речь детей, развивать конструктивные умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "ЛЮБОЗНАЙКА"

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "ЛЮБОЗНАЙКА"...

Проект по экспериментальной деятельности дошкольника

Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и ...

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЫШКО» «СЕКРЕТЫ ВОДИЧКИ»

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица  Вид проекта: практический, исследовательско -познавательный. Время реализации: крат...

Тема проекта: «Организация экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Тема проекта:   «Организация экспериментальной деятельности...

Долгосрочный проект по экспериментальной деятельности в уголке природы «Огород – круглый год»

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Развивать у детей умение наблюдать за ростом растений. Вовлечь дошкольников в совместную исследо...