Альбом "Русские народные промыслы"
материал по окружающему миру (старшая группа)
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_rossii.docx | 150.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские народные промыслы
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Содержание:
- Гжельская роспись
- Жостовская роспись
- Хохлома
- Городецкая роспись
- Матрешка
- Дымковская игрушка
- Мезенская роспись
- Вологодское кружево
- Елецкое кружево
- Оренбургский пуховый платок
- Павловопосадские платки
Гжельская роспись
С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.
Керамическая посуда из Гжели
Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
Хохлома
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Хохломская роспись
Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Городецкая роспись
Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.
Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.
Матрешка
В русской песенке – потешке поется:
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И еще Матрешечка.
Мало кто знает, что, казалось бы, типично русская игрушка – матрешка – на самом деле родом из Японии и в России появилась лишь в конце XIX века. «Отцом» нашей матрешки стал художник Сергей Малютин, который взял за основу привезенную из Страны восходящего солнца фигурку святого с «сюрпризом»: внутри нее оказывалась еще одна. Но русский вариант разъемной игрушки, помимо того, что насчитывал до пятидесяти мал мала меньше спрятанных друг в друга деревянных красавиц в нарядных сарафанах и пестрых платочках, вобрал в себя традиции росписи на Пасху деревянных яиц.
Технология изготовления матрешек везде разная. Она отличается и приемами , и росписью в зависимости от места промысла. Но обычно эту игрушку делают из лиственных пород дерева – в основном березы и липы.
Дымковская игрушка
Глиняная фигурка из Дымково – самый популярный русский сувенир. Она отражает быт и творчество наших предков. Почти все дымковские игрушки – свистульки.
Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.
Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл.
Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.
ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса.
ФИГУРКИ И СЮЖЕТЫ
Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.
ЦВЕТА И ОРНАМЕНТЫ
Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.
Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище.
Вологодское кружево
Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских
кружев — лен.
Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.
Елецкое кружево
Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).
Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
Павловопосадские платки
В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.
В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...