Прект"Символика г.Тихвина"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект содержит в себе материалы о городе Тихвине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект о городе Тихвине37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Символика города Тихвина»

Составила воспитатель Парненкова Елена Николаевна

Здесь по северной стылой дороге
Только морось и мгла круглый год.
Вязнут елей промокшие ноги
В окоёмах безбрежных болот.
Гарнизон был поставлен на сгибе
Говорливой коварной реки -
И незваным врагам на погибель,
И суровым годам вопреки.
На гербе золотая корона
По червлёному полю щита.
И плывут бесконечные звоны,
Как по речке Вселенной лета.
Позабытый, казалось бы, всеми
В хороводе дымящих болот.
Здесь неспешной походкой время
Вдоль стены монастырской бредёт.
Как слезинка - печальный и тихий
У России на впалой щеке. 
Вечным стражем - мой маленький Тихвин 
С Чудотворной иконой в руке.
Автор: Татьяна Игнатьева

Срок проекта: краткосрочный.

Тип проекта: групповой.

Участники проекта: дети старшего возраста, родители и воспитатель.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании.

Актуальность проекта заключается в том, что знания детей о родном городе, стране, особенностях народных традиций недостаточны, отрывочны.

Беседы с детьми и родителями показали ограниченность знаний о родном городе, в то же время – стремление пополнить запас этих знаний, желание родителей заниматься патриотическим воспитанием детей.

 Любовь к родному городу, краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – любовь к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной стране, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, уважение к государственным символам страны и города, которые отражают особенности родного города (страны, объединяют жителей города (страны, служат опознавательным знаком города (страны). Кроме этого, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку, явлениям общественной жизни.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города. Дети не знакомы с символами города: гербом, флагом и гимном.

Цель:

Сформировать первоначальные представления о государственной символике города-героя Тихвина.

Задачи

Образовательная.

Формировать у детей элементарные представления о флаге, гербе, гимне города Тихвина.

Обогащать словарь детей: герб, флаг, гимн, Родина, малая Родина.

Развивающая.

Развивать познавательные процессы и мыслительные операции посредством развивающих игр и упражнений; развивать связную речь детей; мелкую моторику.

Воспитательная.

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому родного города.

Ожидаемый результат:

1. Освоение детьми доступных знаний о символике родного города.

2. Проявление чувства гордости, любви к городу Тихвину и к своей Родине.

3. Активное участие детей в различных видах деятельности (выставках, конкурсах, беседах).

Методы проекта:

• Наблюдение

• Совместные игры

• Познавательно-игровые занятия

• Беседы

• Экскурсии

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

Подбор методической и художественной литературы.

Разработка конспекта по ознакомлению детей с символами города.

Сбор фото-видео-аудио материалов о родном городе.

Подготовка презентации для детей «Прогулка по городу Тихвину».

 Разработка конспекта творческой игры: «Символика России и города Тихвина»

2. Основной этап

• Создание в группе уголка по краеведению.

• Сбор фото-видео-аудио материалов о родном городе.

• Оформление фотоальбомов «Вместе дружная семья», «Мой город».

• Экскурсии в Краеведческий музей, в музыкальную школу имени Римского _Корсакова, на территорию, Захаровского парка, в детскую библиотеку.

3. Заключительный этап

• Выставка работ совместно с родителями «Мой любимый Тихвин в будущем»,

• изготовление коллажа «Символика моего города и моей страны».

Основной этап:

• Просмотр презентации «Прогулка по городу Тихвину».

Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города учить ориентироваться в ближайших улицах к детскому саду.

Конспект творческой игры в старшей группе «Символика России»

Цель. Формировать у дошкольников уважение к государственным символам России.

Задачи.

-Закрепление знаний о символах государства.

-Способствовать развитию умений детей в различных видах деятельности.

- Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к России

Предварительная работа:

Заучивание стихов «Наша Родина» В. Степанов; игра –зарница «Символика России»

Дидактические игры: «О чем рассказывает флаг», «Узнай на фото».

Рассматривание современных российских монет, рассматривание печати, аппликация «российский флаг». Рассказ воспитателя об истории флага, об истории герба.

1 слайд

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о символах нашей Родины Скажите пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

2 слайд

Воспитатель: Правильно Наша страна – Россия, она огромная и прекрасная.

Если долго-долго-долго в самолете нам летать

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда и леса, и города.

Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края, тундру где звенит весна.

И поймет тогда, какая наша Родина большая

Необъятная страна.

Воспитатель: Много стран на свете и все они очень разные. И у каждой страны есть свои отличительные знаки, свои символы. Послушайте загадку об одном из символов и догадайтесь какой символ я загадала

 Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

Дети: герб.

3 слайд

Воспитатель: Что это такое?

Дети: герб России.

Воспитатель: Россия, огромная страна в ней много городов деревень поселков Ребята, скажите, а как называется наш город?

Дети: Тихвин

4 слайд

Воспитатель: У нашего города Тихвина тоже есть свой герб

5 слайд

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно и скажите какие цвета на нем присутствуют что на нем изображено?

Дети перечисляют что видят

Воспитатель: Вы перечислили все правильно. Герб разделен белой полосой на части. Сверху на синем фоне –золотое солнце, внизу на красном –королевская корона.

Ребята предлагаю вам поиграть «Собери герб» (дети делятся на 3 команды по 6 человек и наперегонки собирают герб России затем герб Тихвина)

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием. Попробуйте отгадать еще одну загадку про символ страны 

У него названий много:
Триколор , трехцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги 
Бело-сине-красный

 Воспитатель: Для того чтобы узнать правильно ли вы разгадали загадку предлагаю вам, вот эти цветы рассадить на полянках (ромашки на белом фоне васильки на голубом и маки на красном) Для этого нам понадобится клей кисти, За каждым столом будем делать полянку одного цвета

6 слайд

Три цвета на флаге России: белый, синий, красный

Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,

Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

Синяя полоска – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом России

Добыта честь и победа.

НОД: « Ознакомление детей с символикой города Тихвина»
Формирование целостной картины мира расширение кругозора (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с гербом Тихвина, его значение, познакомить с гимном города, развивать логическое мышление, воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.

Материалы: Герб Тихвина, флаг, гимн, карта Ленинградской области и карта Росси, символика Росси.

Предварительная работа: беседа о России – нашей великой Родине, беседа о флаге, гербе России.

Ход беседы

Воспитатель: Вы уже знаете, что на земле существует много стран, больших и маленьких. А какие страны вы знаете? Как называется наша страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы живем в самой большой стране мира. На территории нашей станы много республик, областей и краев. Ребята кто мне может сказать, как называется наша, область?

Дети: Ленинградская область.

Воспитатель: Правильно, мы живем в Ленинградской области. Наша область одна из самых больших областей нашей страны. Люди, живущие на территории нашей области очень трудолюбивые и гостеприимные, природный и животный мир разнообразен. На территории Ленинградской области находится много городов, деревень, поселков. Конечно вы все знаете как называется город в котором мы живем. Правильно -  Тихвин. Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением о Тихвине Г. Смеловой «Тихвин былинный» 
Тихвин славный, город древний,
А  вокруг него деревни.
Люд всегда здесь жил умелый,
Да в бою к тому же смелый.
Здесь врагов Руси бивали,
Кто шел с миром – торговали.
С давних пор по разным весям,
Шла молва, что среди леса
Чудо дивное – икона,
Вдруг явилась с небосклона,
Да осталась на столетья.
От болезней, бед спасала,
Слабых силой одаряла,
Воинов на бой вела.
Многие  славные дела,
Совершить она сумела.
Вскоре слава к ней слетела,
Вкруг сложился монастырь.

Воспитатель: Скажите, услышали ли в этом стихотворении слова, выражения, связанные с Тихвином?

Дети: название города, берег реки, икона, монастырь, торговля, деревни вокруг города и другие ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, все это связанно с нашим городом. Ребята вы уже знаете, что у каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Есть и у нашей огромной страны такие отличительные знаки. Прежде всего, это флаг России.

Воспитатель: Давайте с вами повторим, что означают цвета флага России.

Дети: Показывают и рассказывают, читают отрывок из стихотворения

Белый цвет – березки,

Синий - неба цвет,

Красная полоска - солнечный рассвет.

Дети: Белая полоса: березы, бескрайние снега, ромашки в поле. Синяя полоса – это небо, море, реки. Красная полоса -это цвет  восхода солнца.

Воспитатель: Дети мы уже с вами знаем про герб России, и поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее соберет герб России» Для этого нам нужно разделиться на две команды. Все участники по очереди будут подбегать к столу, на котором разложены фрагменты герба, брать один из фрагментов, возвращаться к своей команде. Как только все фрагменты образуют герб, игра будет закончена (Дети выполняют условия игры) Молодцы ребята, все успешно справились с заданием игры!

Воспитатель: Есть свои отличительные символы и у нашего города, и прежде всего это-  герб Тихвина. Давайте внимательно рассмотрим герб города. Определим какой формы герб.

В далекие времена было не всегда спокойно на Руси. Нашу древнюю страну защищали солдаты. Воины были вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? А что являлось защитой воина?

Дети: Доспехи, щиты, мечи, палица.

Дид. упр. «На что похож по форме герб?» (Сделать выбор из следующих предметов: щит, меч, копьё, шлем).

Воспитатель: ребята, вы правильно выбрали форму герба, герб Тихвина –это щит. А теперь я расскажу вам историю герба. Давным - давно, когда нашим царством государством правила королева Екатерина, между высоких берегов протекала глубокая полноводная река… Так бы она и текла не кем не известная если бы не случилось чудо! На берегу реки появилась икона и место это стало славиться своей святостью А на гербе появилось солнце знак святости на голубом фоне цвете чистоты и искренности. Прошло не много времени и вокруг святого места стали селиться люди, так стал расти наш город. Прошло еще время, Тихвин превратился в большой торговый центр. Купцы из разных городов на своих кораблях привозили всевозможные изделия для продажи на ярмарку в Тихвин. Однажды враги напали на город чтоб его разорить и завоевать Русь, но тихвинские войны смогли защитить свой город и страну. В знак благодарности королева пожаловала нашему гербу королевскую корону. Корона находится на красном фоне что обозначает мужество, смелость тихвинских людей. Прошло много лет, уже давно нет королевских солдат, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного.

Воспитатель: Вы уже знакомы с гимном нашей страны (прослушивание гимна России)

Ребята, скажите, вы знаете что мы сейчас слушали?

Дети: гимн России.

Воспитатель: правильно, а сейчас прослушайте, пожалуйста еще одно музыкальное произведение. (Прослушивание гимна города Тихвина)

Ребята мы с вами познакомились еще с одним отличительным символом Тихвина, это гимн. Написал это музыкальное произведение - Николай Андреевич Римский-Корсаков «Увертюра на русские темы».                                                                                               Каждая строка гимна проникнута бесконечной любовью к земле Тихвинской и гордостью за ее славу старую.

Совместная и самостоятельная деятельность:

Рассматривание изображений символов Тихвина (герб, флаг города)

Рисование «Достопримечательности города Тихвина»;

 Выставки фотоизображений «Городские достопримечательности».

Прослушивание музыкального произведения "Тихвин -это мой город"

 Разучивание стихов о родном городе.

 Экскурсии к местам ближайшего окружения

Д/и. «Собери герб из фрагментов» Д/и. «Построй улицу города»: Лото «Наш город», «Выложи герб из фрагментов», «Где находится памятник?», «Путешествие по городу».

Игровая деятельность

• Сюжетно-ролевые игры: «Построим улицу города», «Экскурсия па автобусе по городу».

Создание уголка «Мой город родной»:

Карта Ленинградской области

 Фотоальбом «Достопримечательности нашего города».

книжки – малышки «Животные нашего леса»

 Фотографии «Мой дом и улица, на которой я живу»

Книги о Тихвине, его достопримечательностях

Произведения мастеров «Тихвин - Ганзейский город»

Чтение художественной литературы:

В. Степанов «Что мы родиной зовем».

Н. Забила «Путями-дорогами».

В. Степанов «Наш дом».

В. Болдинов «Тихвин былинный»

Работа с родителями:

• Консультация «Знакомим детей с символикой Тихвина».

• Изготовление макетов зданий» город Тихвин в будущем»

• Совместная деятельность по изготовлению альбомов по теме.

Планируемый результат реализации проекта:

Воспитательная ценность:

У детей появилось чувство гордости за свой город, за его неповторимую красоту.

Познавательная ценность:

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.

Умственная ценность:

Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного городе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства»

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства» Программное...

Конспект НОД беседа о символики России. Тема "Символика города Саратова"

Знакомство детей с символами родного  города Саратова-гербом,флагом.гимном....

Конспект НОД по ознакомлению с гражданской символикой (возрастная группа 6-7 лет) на тему «Символика России»

Конспект НОД по ознакомлению с гражданской символикой на тему «Символика России»...

Проект «Помним! Гордимся!», посвященный Дню Героев Отечества в России и Дню освобождения города Тихвина от немецко-фашистских захватчиков

Тип проекта: краткосрочный.Вид проекта: познавательно - творческий.Участники проекта: дети 5-7 лет с ТНР, воспитатели, специалисты, логопед, психолог, родители (законные представители), представи...

"Дом - музей Н,А.Римского-Корсакова в Тихвине".

Презентация знакомит с жизнью и творчеством композитора....

Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе.

Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовитель...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой город Тихвин – моя малая Родина»

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание...