Проект «Помним! Гордимся!», посвященный Дню Героев Отечества в России и Дню освобождения города Тихвина от немецко-фашистских захватчиков
проект (подготовительная группа)

Родичева Татьяна Владимировна

Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети 5-7 лет с ТНР, воспитатели, специалисты, логопед, психолог, родители (законные представители), представители социума.

Проблема. Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Настоящее и будущее нашего общества и государства, как никогда раньше, определяется духовно-нравственным здоровьем нашего многонационального общества, бережного сохранения и развития его культурного наследия, исторических и культурных традиций общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательного восприятия большинством граждан (особенно молодыми) принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. У некоторых детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня, к сожалению, материальные ценности преобладают над духовными. А «патриотизм – это не значит только любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» (А.Н. Толстой).Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Актуальность. Патриотизм— это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос воспитания патриотов России, граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества, обладающих высокой нравственностьюи проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам и культуре других народов. Гражданско-патриотические чувства не может возникнуть сами по себе.Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. Им доступно чувство любви к своей семье, детскому саду, к своему городу, к родной природе, к своей родной стране. Чем крепче корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, тем глубже и крепче чувство Родины. Именно в дошкольном возрасте дети особенно обучаемы и восприимчивы, а навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера в этот период оказываются особенно прочными, и являются фундаментом дальнейшего развития личности. В дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире и проявления начал патриотизма и гражданственности. ФГОС ДО определяет одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства».

                   В ФГОС также уделяется большое значение социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, поскольку именно в общении происходит становление человеческой личности, формирование её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (с ТНР) данная проблема наиболее актуальна. Нарушение речи имеет существенное влияние на психику ребенка. Речевой дефект является одной из значимых причин, в результате которой могут закладываться определенные негативные личностные качества, такие как пассивность, замкнутость, неуверенность, обидчивость, это негативно сказывается на развитии познавательной сферы, социально-коммуникативных и личностных навыков. Проблемы дошкольников с ТНР вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием, личной пассивностью взрослых в вопросах патриотизма и гражданственности. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, иногда разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры. К сожалению, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, а с «помощью телевидения» формируются новые героические образы. В процессе воспитания детей с ТНР необходимо создавать условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Гражданско-патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с ТНР, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей!

                  Апробируя различные педагогические технологии, методики, приемы работы, мы убедились на практике, что неиссякаемым источником патриотического воспитания в социализации детей с нарушениями речи может служить региональный компонент. Именно он дает возможность наглядно, доступно, на близком, понятном и зачастую знакомом материале создать условия для формирования основ социальной активности подрастающего гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

                   День Героев Отечества в России – это памятная дата, которая отмечается 9 декабря. В этот день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.В этот же день тихвинцы вспоминают и чествуют героев, освобождавших в годы Великой Отечественной войны наш родной город от немецко-фашистских захватчиков.

Цель проекта: Создание условий для развития у дошкольников с ТНР основ нравственно-патриотических и гражданских чувств, уважения, гордости за подвиг наших предков на основе обогащения их представлений о Великой Отечественной войне, о роли Тихвинской операции и качествах характера людей, которых мы называем Героями.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес к знакомству с некоторыми сведениями из военной истории нашей Родины, армии, народа, города Тихвина.

2. Способствовать повышению уровня познавательного интереса детей и формированию основ их гражданско-патриотических чувств

3. Создать условия совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности, потребности быть сопричастным к культурно-историческому наследию и служению Родине.

4. Расширять и систематизировать представления детей о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне, о подвигах героев и роли битвы за Тихвин.

5. Обогащать словарный запас детей, развивать грамматически правильную и связную речь.

6. Познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет.

7. Предоставить условия для демонстрации своих знаний и художественно-речевых умений по теме

8.Воспитывать уважительное отношение к защитникам Родины, ветеранам, любовь к Родине.

Предполагаемый результат:

= дети будут интересоваться фактами истории родной страны

= у детей сложатся элементарные представления о подвигах советского народа, героях Великой Отечественной войны,

о битве за Тихвин, местах боевой славы города; о чертах характера людей – патриотов, защитников, Героев

= расширится их словарь, будет развиваться способность грамотно составлять словосочетания и предложения, появится опыт составления рассказов по теме

= дети будут развивать навыки совместной работы, поиска и сбора информации, ее анализа и систематизации, выступления с презентациями

= дети научатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

= дети будут испытывать чувство гордости, уважения и заботы к Защитникам Отечества; будут осознавать, что герой – это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. Героями не рождаются, ими становятся, а значит у каждого есть возможность в будущем стать Героем России!

Работа с родителями:

- Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды (атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, детская художественная литература и раскраски по тематике проекта)

- Помощь детям в заучивании и выразительном исполнении стихотворений

-Подбор материала и рекомендации в вопросах помощи своему ребенку при подготовке рассказов на темы «Герои ВО войны», «Тихвин-город воинской славы»

-Оформление рекомендаций для родителей «Как рассказать нашим детямо войне», «Как знакомить детей с родным городом?»

-Совместный выход в комнату боевой славы военно-патриотического клуба «Десант»

-Посещение памятных мест, связанных с освобождением Тихвина от немецко-фашистских захватчиков

Этапы реализации проекта

I - подготовительный этап.

Цель: Подбор и накопление материала по тематике проекта, создание условий для реализации проекта.

-Составление плана проекта.

-Выбор сюжетных иллюстраций, фотографий, видео и слайдов о Великой Отечественной войне

-Подбор записей музыкальных произведений, игр, стихов для заучивания и исполнения детьми, литературы для слушания

II - Основной этап.

Цель: внедрение накопленного материала по тематике проекта в образовательный процесс.

Образовательная область «Познавательное развитие».

-Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Герои», «Награды войны», «Тихвин в годы войны», «По местам боевой славы Тихвина»

-просмотр энциклопедических и видеоматериала о ВОВ

-НОД: = «Героями не рождаются, героями становятся»

            = «Что за страшное слово «война»

            = «Мы помним! Герои битвы за Тихвин!»

= Проведение бесед с демонстрацией слайдов на тему: «Кто такой герой? Что такое героизм?», «Дети войны», «Тихвин в декабре 1941года»

 

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

= Сюжетно-ролевые игры «Защитники Тихвина», «Госпиталь»

 =Дидактические игры «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Кто служит в армии?», «Каким должен быть воин?», «Чья форма?», «Четвертый лишний», «Военный транспорт», «Рода войск», «Кому что нужно?».

=Настольно-печатные игры: «Военные профессии», «Наша Родина».

= Посещение памятника «Звезда» и стелы, возложение цветов в память о погибших воинах

=Посещение комнаты боевой славы военно-патриотического клуба «Десант»

 

 Образовательная область «Речевое развитие».

= Рассматривание детских книг и энциклопедий по данной тематике

=Чтение художественной литературы о ВОВ (С. Алексеев «Победа будет за нами», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К.Паустовский «Стальное колечко», И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни»).

=Составление рассказов «Тихвин- город воинской славы», «Герой войны».

=Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной».

=Выступление с выразительным исполнением стихов, посвященных 81-ой годовщине освобождения Тихвина от немецко-фашистских захватчиков на Русском радио Тихвин

 

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

=Рисование в нетрадиционной технике «Салют в честь Победы».

= Пластилинография «Подарок ветерану».

= Работа с раскрасками по теме.

= Прослушивание песен военных лет и песен о войне (Л. Олифирова

«С дедом на парад», Е. Петерсбурский «Синий платочек», Д. Тухманов «День Победы», А.Новиков «Смуглянка», М.Блантер «Катюша», А.Александров «Священная война»).

 

Образовательная область «Физическое развитие».

=Подвижные игры «Встречные перебежки», «Перебежки парами», «Стенка - мишень», «Разведчики», «Шагаем на параде», «Самолеты -бомбардировщики».

=Эстафеты «Доставь пакет с секретным донесением», «Переправа», «Помоги раненому», «Меткий стрелок», «Полоса препятствий», «Собери патроны».

 

III - Заключительный этап.

Цель: подведение итогов

=Квест–игра «Юные патриоты»

Заключение.

Патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов и родителей, систематической и планомерной работы. В процессе совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности формируется потребность быть сопричастным к культурно-историческому наследию и служению Родине. Реализация проекта позволила не просто повысить интерес детей к событиям ВОВ, людям, защищавшим Родину много лет назад, к родному городу, но и способствовала формированию основ гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«70-летие освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков»

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста, посвященный освобождению города Воронежа от немецких захватчиков, который отмечается 25 января. В сценарий включены песни военных лет, стихи...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-ой годовщине освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.

Наши дети хотят много знать, но иногда не получают от нас, взрослых,  нужной  информации.Прочь равнодушие!   Дети должны знать  нашу историю!  Нельзя пускать  на сам...

Проект «Сохраним память» Ко Дню Освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.

laquo;Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших ...

Проект "Освобождение города Курска от немецко-фашистских захватчиков"

Информационно-познавательный материал для старших дошкольников...

Мероприятия, посвященные Дню освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

25 января в нашем дошкольном образовательном учреждении с воспитанниками старших и подготовительных групп прошли мероприятия, посвященные Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. М...

Презентация посвященная "80-летию Освобождения города Воронежа от немецко -фашистских захватчиков"

Презентация посвященная "80-летию Освобождения города Воронежа от немецко -фашистских захватчиков"...

Открытый районный конкурс "Воронеж непокоренный", посвященный 80-ой годовщине освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27389241","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27389249","attributes":{"alt":"","class"...