Проект " Солнышко на ножке"
проект по окружающему миру (младшая группа)
способствовать формированию знаний в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные, луговые, лекарственные травы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 633.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Солнышко на ножке» вторая младшая группа.
Автор: Лисеева Н.Н, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида п.Песочное.
Описание проекта
Программное содержание:
- расширить знания детей о цветах, которые находятся рядом с нами.
- развивать навык работы в группе
- способствовать формированию знаний в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные, луговые, лекарственные травы.
- воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира
Актуальность проекта:
Одной из важных задач – это научить детей любить и понимать природу, сформировать у ребят экологическую культуру: научить практическим умениям, направленным на охрану природы, проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру, постоянно углублять знания детей об окружающей природе. Чтобы полнее выполнить данные задачи, нужно с ранних лет знакомить детей с живой и неживой природой, со всевозможными взаимодействиями и взаимозависимостями в ней. Дети 3 – 4-х лет знают уже многое, но ведь не у всех развита любознательность. А ведь именно это качество поведет ребенка к дальнейшему углублению его знаний экологической культуры. На одной из прогулок дети заинтересовались цветком одуванчика, полюбовались им, дети обратили внимание на то, что он очень похож на солнышко цветом и формой. И я детям предложила: «Давайте поздороваемся с одуванчиками?». Они удивились и с удовольствием сказали: «Здравствуйте, одуванчики!» и улыбнулись этим красивым цветочкам. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта: развитие представления о том, что в природе важны все растения; приобщение детей к бережному отношению к полевым цветам, формировать у них доброе отношение к растительному миру.
Задачи проекта:
- дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие
- познакомить с внешним видом одуванчика и с изменениями цветка в течение суток
- рассказать о том, где чаще встречается это растение, как используется человеком
- сформировать познавательный интерес к миру растений
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе - развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь
Предполагаемый результат:
- научить видеть красоту природы
- развитие познавательной активности -воспитание бережного отношения к природе
- дети должны знать и называть части строения одуванчика.
- иметь простейшие представления о его характерные особенностях, способе размножения, этапах роста;
- знать о пользе или вреде, которую одуванчик приносят людям и животным;
- освоение разных технических приемов для изображения одуванчика.
Термин выполнения: в течение 1 недели (17-24.06.2024)
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: книги, музыкальные произведения, мультфильмы, листы бумаги любого формата, краски, пластилин.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, работы родителей.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап | ||
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; -провести экскурсию по территории детского сада, чтобы выяснить, где растет одуванчики -организовать наблюдение за одуванчиком в течение дня - выяснить, когда открываются и закрываются цветы одуванчика - подбор литературы по теме проекта. -подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр -беседы, консультация для родителей воспитанников -экскурсии с детьми с целью выявления интереса к растительному миру участка. |
-работа с родителя (по совместному участию в проекте); | – анализ результатов проекта. |
План работы
Подготовительный этап |
№ | Содержание работы | Участники | Ответственные |
1 | Целеполагание (выявление проблемы, цели и задачи проекта), определяется продукт проекта. | Воспитатель
| Воспитатель |
2 | Разработка проекта, подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед | Воспитатель, дети 2 младшей группы | Воспитатель |
3 | Выполнение проекта- организация совместной работы детей и педагога над проектом. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. | Воспитатель, дети 2 младшей группы | Воспитатель |
4 | Подведение итогов-выставка | Воспитатель, дети 2 младшей группы, родители | Воспитатель |
Содержание работы
№ | Виды деятельности | Название, цель |
1 | Беседы. | «Береги природу» -формирование у детей представление, что природа – это наш общий дом. «Природа родного края»-ознакомление детей с природой родного края. «Одуванчик»- умение различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности. «Кому нужен одуванчик? »-дать элементарные представления о целебных свойствах одуванчика. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы (приложение №1) |
2 | Наблюдения | «Солнышко на травке» Цель: пополнить знания детей о первых цветущих растениях, закрепить их названия. «Одуванчики разные – желтые и белые» Цель: умение сравнивать одуванчик в начале и в конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком. «Одуванчики и насекомые». Цель: поддерживать интерес к объекту наблюдения, путём целостного восприятия картины окружающего мира,продолжать формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе. (приложение №2) |
3 | Чтение художественной литературы. | чтение рассказов: Н. Павловой «Желтый, белый и лиловый», М.М. Пришвина «Золотой луг» ;Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»; Сказка про одуванчик, О.Высотская «Уронило солнышко…», Е.Серовой «Одуванчик», Собакина Т «Если я сорву цветок», (приложение№3) |
4 | Опыты, эксперименты | «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. «Что нужно растению для роста?» (Наблюдение за растением, растущим в тени и растением, растущим «под солнцем»). Опыт – наблюдение за цветком в разные части суток (утро, день, вечер): «Цветочки тоже спят». Сравнение одуванчика и солнышко-умение находить сходства и отличия, развивать воображение, мышление связную речь. (приложение№4) |
5 | Рисование Лепка (пластилинография) | «Одуванчики в траве» Цель: Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. «Одуванчик» Цель: Развитие мелкой моторики у детей младшей группы. (приложение№5) |
6 | Игры | «На окне в горшочках» «Пчелки и одуванчик» «Одуванчик» Физкультминутка «Одуванчик» Хороводная игра «Одуванчик» Пальчиковая гимнастика «Одуванчики», «Цветок» Дидактическое упражнение «Подбери слово», «Слушай внимательно» С/р игра «Магазин цветов» (приложение№6) |
7 | Просмотр развивающих мультфильмов | «Веселый одуванчик»- https://yandex.ru/video/preview/3639713857925706161 «Одуванчик –толстые щеки»- https://www.youtube.com/watch?v=4rlwplzQf3c |
Вывод: В ходе реализации проекта:
- У детей формируются элементарные представления о внешнем виде и строении одуванчика;
- Формируется умение отличать одуванчик от других растений;
- Формируется умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;
- Формируется познавательный интерес, навыки исследования;
- Развиваются творческие способности детей;
- Формируется бережное отношение к природе.
Приложения №1
Беседа «Береги природу!»
Цель: формирование у детей представление, что природа – это наш общий дом.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы.
Развивающие: развивать внимание, память, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т. д.
ХОД.
1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
- Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т. д.)
- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе?
- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)
- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3. Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос.
- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
- А в группе у нас есть природа?
Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.
- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
- В природе идёт дождь.
- В доме есть душ.
- В природе – ветер. В доме – вентилятор.
- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
- В природе дикие животные. У нас – домашние.
- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
4. Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок).
Итак, мы можем сделать вывод, что мы с природой едины и живем о одном общем доме – Земля.
Беседа «Природа родного края»
Цель: ознакомление детей с природой родного края.
Задачи:
- дать детям знания о лесах нашего края.
- показать роль природы в жизни человека;
- воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты.
- познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.
- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Ход беседы: Сегодня мы поговорим с вами о природе родного края. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас (ответы детей)
Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. «Белая берёза"
Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Если сверху с самолета посмотреть на нашу землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?
Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется … (березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины ит. д.) .
- Лес выделяет кислород, нужный для дыхания. Он защищает почву от размыва. Из древесины можно изготовить более 20 тысяч изделий и продуктов. В лесу растет много полезных лекарственных растений. Лес – это дом животных, птиц. Лес – это место отдыха для человека. Вот почему лес называют зеленым другом.
- Как вы понимаете словосочетание «охрана природы»?
- Это хозяйское использование ее богатств, бережное отношение к природе.
Для восстановления лесов ежегодно высаживаются деревья. Большую роль в охране природы играет современная техника. С космических аппаратов ведутся съемки земной поверхности, которые помогают предотвратить лесные пожары, стихийные бедствия, например: наводнения.
Ребята, в нашей крае очень много разных растений и животных. Какие животные обитают в нашем крае? Птицы? Насекомые? (Ответы детей) .
Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .
Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России (Показ) .
Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.
На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не оставлять не затушенных костров.
10. Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда природа в нашем крае будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.
Беседа «Одуванчик»
Цель: Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал: макет - цветок, картинки: одуванчик с грустным и веселым лицом, лейка, ваза, ножницы, солнышко, тучка, венок, букет, полянка.
– Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Ответы сопровождаются показом). Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться. А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у одуванчика? Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки жёлтого цвета. На что похож цветочек у одуванчика.
– Посмотрите на картинку, какое настроение у одуванчика? (Плохое, грустное)
– А почему Вы решили, что грустное? (Грустное лицо, плачет)
– А теперь рассмотрите эту картинку? Что изменилось? (Одуванчик веселый, улыбается)
- На столе лежат картинки. Около веселого одуванчика нужно положить картинки, которые помогают ему быть веселым, а около грустного, которые сделали одуванчика грустным.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него было всегда хорошее настроение.
Беседа «Кому нужен одуванчик? »
Цель: Дать элементарные представления о целебных свойствах одуванчика. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал: картинка с изображением цветка и любого насекомого, игрушка заяц, очки, халат, фонендоскоп.
– Скажите, дети, можно рвать цветы? Почему? (Если их сорвать, то они завянут)
- Правильно! Без цветов будет уныло и грустно.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. (Т. Собакина)
– А что изображено на этой картинке?
- На цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно. А пчелки собирают нектар, и получается вкусный и полезный мед.
Стук в дверь.
- Кто это к нам пришел? (зайка)
- Зайка почему ты грустный? (Заболел.)
- Тогда тебе надо к доктору Айболиту (воспитатель переодевается) .
Осматривает зайку.
- Да, зайка и правда заболел. У него болит живот. Надо прописать зайчику витамины.
- А где же мне взять витамины?
- В лесу и в поле есть полезные растения. Например, одуванчики, в них много витаминов.
- Спасибо доктор Айболит. Я побежал лечиться и всем своим друзьям зверятам расскажу, что одуванчик, это полезное лекарственное растение.
- Ребята, а вы запомнили, кому нужны одуванчики?
Приложение №2
Наблюдение на прогулке «Солнышко на травке»
Цель: пополнение знаний детей о первых цветущих растениях, закрепить их названия (одуванчик).
Задачи: продолжать учить рассматривать растение на примере одуванчика, выделяя его части: стебель, корень, лист, цветок воспитывать бережное отношение к растению.
Ход прогулки
Воспитатель задаёт детям вопросы:
Ребята, какое время года наступило? (ответ детей).
Как вы догадались? (ответ детей).
Как одеты люди весной? (ответы детей).
Тёплое весеннее солнышко растопило снег и лёд, превратило их в талую воду.
Весенние талые воды напоили растения -вот они и проснулись, зазеленели. Расцвели первые весенние цветы.
Воспитатель ведёт детей к одуванчикам. Ребята, отгадайте загадку. Что это за цветок?
Был он жёлтым, станет белым,
Только дунет ветерок-
К облакам взлетит он смело,
Он летающий цветок.
(Ответ детей).
Воспитатель: Сейчас цветок, какого цвета? (ответ детей).
Когда он будет белым? (ответ детей).
Солнышко пригрело землю, разбудило зелёную травку, а вместе с зелёной травкой показались на свет и жёлтые цветы- одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко- улыбаются. Солнышко жёлтое и одуванчики жёлтые.
Давайте посмотрим, какой у него стебель. (Дети рассматривают).
Какой он у одуванчика? (ответ детей).
А листья какие? (ответ детей).
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящий вопрос).
Цветок какой по форме и цвету? (ответ детей).
Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Одуванчик».
Уронило солнце
Лучик золотой
Вырос одуванчик-
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет
Он большого солнца
Маленький привет.
Одуванчик - лекарственное растение. В медицине используют его листья и корни
для лечения кашля и улучшения аппетита. На зелёной травке одуванчики очень красивы, но не стоит их рвать. Они поникнут, букет завянет, венок из одуванчиков потеряет свою красоту. Давайте возьмём мелки и нарисуем одуванчики на асфальте. Дети рисуют цветы.
Одуванчики на траве и асфальте останутся и долго будут радовать всех.
Наблюдение на прогулке «Одуванчики разные – желтые и белые»
Цель: умение сравнивать одуванчик в начале и в конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком,
Задачи: развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора и применения.
Ход наблюдения
Ребята, а вызнаете, почему одуванчиков так много? (ответ детей).
Воспитатель рассказывает детям об одуванчике:
Одуванчики неприхотливы. В золотисто - жёлтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке - парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадётся на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удаётся.
Ребята, отгадайте загадку. О каком цветке в ней говорится?
Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом.
Был он жёлтым, стал он белым,
Только дунет ветерок,
К облакам взлетит он смело-
Он летающий цветок. (Ответ детей)
Правильно дети, это одуванчик.
Воспитатель проводит с детьми беседу, задаёт вопросы.
Какие изменения происходят с одуванчиком, когда он цветёт? (ответ детей).
Почему одуванчик считается лекарственным растением? (ответ детей).
Какие вы знаете правила заготовки лекарственных растений? (ответ детей).
Ребята, мы сегодня с вами узнали очень много нового и полезного об одуванчике. Давайте с вами пройдём в группу и нарисуем этот красивый цветок.
Приложение №3
Рассказ М. Пришвина «Золотой луг».
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава.
Бывало, идем куда- нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
«Сережа!»- позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг –золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестк и, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
После прочтения рассказа предлагается детям самим фукнуть, издавая звук
«фу». Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик».
Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию рассказа:
1.Ребята, как называется рассказ? (ответ детей).
2.Кто главный герой рассказа? (ответ детей).
3.Какая забава с одуванчиком была у братьев? (ответ детей).
4.Где жили братья? (ответ детей).
5.Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером? (ответ детей).
Сказка про Одуванчик.
Жил-был маленький Одуванчик. Он был жёлтеньким и пушистым. Все его любили, но никто не хотел с ним дружить. А всё потому, что он был слишком чувствительным. Стоило кому-нибудь подойти к нему слишком близко, как Одуванчик сразу же обижался и сдувался. И все его лепесточки разлетались в разные стороны.
Однажды Одуванчик гулял по полю и увидел Колокольчик. Тот весело качался на тонком стебельке и звонко смеялся. Одуванчику очень захотелось с ним подружиться, но он боялся, что Колокольчик тоже его обидит. Однако любопытство взяло верх, и Одуванчик подошёл к новому другу. Они стали болтать обо всём на свете, а потом решили посоревноваться, кто выше прыгнет. Но стоило Одуванчику подпрыгнуть, как он тут же обиделся и сдулся. Его лепестки разлетелись в разные стороны, и ветер унёс их далеко-далеко.
Колокольчик испугался, что его друг больше никогда не вернётся, и заплакал. Слезинки скатились по его стебельку прямо на землю. Вдруг случилось чудо! Из них выросли новые Одуванчики. Они были такие же жёлтенькие и пушистые, как их друг. Теперь они могли играть вместе с Колокольчиком сколько душе угодно.
Сказка « Желтый, белый, лиловый» Нина Павлова
Был такой хороший весенний день, что даже навозному жуку захотелось приподнять свои пыльные крылья и полетать, посмотреть, есть ли что-нибудь на свете лучше родной широкой, залитой солнцем дороги. И, увидев попрыгунью-кобылку, он спросил, где она живёт.— На весёлом жёлтом лугу, — сказала кобылка. — Там цветут свербига, одуванчики и лютики. Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку другой кобылки. Знаешь, как это бывает, когда глядишь в воду.— Я прилечу к тебе и посмотрю, — сказал навозный жук. И он стал собираться. Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался очень долго. А когда полетел, то не нашёл жёлтого луга. И при встрече пожаловался кобылке.— Ах, — сказала кобылка, — да ведь луг-то теперь не жёлтый, а белый! Там цветут купырь, ромашка, дрёма и подмаренник. Какие мелкие цветочки у подмаренника! Заберёшься между ними — и точно облако вокруг тебя. А как пахнет!— Я прилечу к тебе и понюхаю, — сказал навозный жук.И он стал собираться. Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался очень долго. А когда полетел, то не нашел белого луга. И при встрече пожаловался кобылке.— Ах, — сказала кобылка, — да ведь луг-то теперь не белый, а лиловый! Там цветут колокольчики и короставник, полевая герань и мышиный горошек. Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки. И на нём так славно качаться!— Качайся на здоровье! — сказал навозный жук. — А я больше туда не полечу. Уж не расцветут ли там завтра чёрные цветы? Нет, я предпочитаю свою родную дорогу. Навоз — всегда навоз, и пыль — всегда пыль. А серый цвет для глаза всего приятнее.
Стихи | |
В. Данько: | Е. Серова |
О. Высотская | З. Александрова |
Т. Собакина |
Приложение № 4
Опыт «Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход опыта: Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы и др).Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
Опыт: «Что нужно растению для роста?»
(Наблюдение за растением, растущим в тени и растением, растущим «под солнцем»).
Цель: формировать представления о связи растения с различными экологическими факторами, влияющими на рост и развитие растения (тепло).
Опыт: «Какой из одуванчиков зацветёт быстрее?»
(Наблюдение за растением, получающим дополнительную влагу (полив детьми) и растением, получающим влагу естественным путём).
Цель: продолжать формировать представления о связи растения с различными экологическими факторами, влияющими на рост и развитие растения (влага).
Приложение№5
Конспект занятия по рисованию «Одуванчики в траве»
Цель: учить рисовать цветы – одуванчики в траве.
Задачи:вызвать у детей желание передавать в рисунке красоту цветущего
луга, форму цветов; отрабатывать приемы рисования красками; закреплять умение аккуратно промывать кисть, осушать ее о тряпочку; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, учить радоваться своим рисункам;
·Материалы и оборудование: альбомные листы, краски гуашь желтая, зеленая;
кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка); репродукция картины И. И.
Левитана «Одуванчики». Связь с другими занятиями и видами деятельности: разучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», рассматривание иллюстраций в детских книгах по теме; на прогулке - рассматривание первых появившихся цветов; дидактическая игра «Найди такой же цветок».
Ход занятия.
1. Вводная часть.
- Ребята, как вы думаете, какое время года наступило? (звучат ответы ребят). Правильно,
весна, давайте вместе назовем её признаки. Весной ярко светит солнце, тает снег,
бегут ручьи, прилетают птицы, на деревьях набухают почки и распускаются
листочки, появляются первые цветы. Какие первые весенние цветы вы знаете?
Правильно, подснежники, одуванчики!
- Ребята, вы помните, вчера на прогулке мы с вами любовались цветами –
одуванчиками? Послушайте стихотворение О. Высотской «Одуванчик»:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
- Чем же этот цветок похож на солнце? (звучат ответы) Правильно, круглый и
желтый. А теперь, ребята, посмотрите на репродукцию картины Левитана И.И.
«Одуванчики». Рассмотрите внимательно ее. Что есть у цветка? (цветок, стебель,
листья). Посмотрите на цветки одуванчика. Какого они цвета, какой формы?
(звучат ответы ребят)
2. Основная часть.
- А теперь, ребята, давайте поиграем. Проводится физкультминутка.
- Представьте, себе, что вы – одуванчики и растёте на полянке. (Дети приседают на
корточки). Одуванчики начинают расти. Растут, растут – выросли! Подул ветер,
одуванчики покачиваются. Наступил вечер, одуванчики закрываются. Наступило утро
– одуванчики проснулись, головками кивают. (Дети выполняют упражнения согласно
фразам воспитателя).
- Вот такие весёлые одуванчики растут на нашей полянке.
Ой, а кто это летит к нам в гости. Правильно, бабочка! (сюрпризный момент)
- Здравствуй, бабочка! Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели.
Бабочке так хотелось попробовать нектара с цветочков, вот она к нам и прилетела в
гости. Давайте нарисуем для нее цветочки – одуванчики!
- Как вы думаете, как можно нарисовать цветки одуванчика? Вызвать ребенка для
показа к доске. А как можно нарисовать стебель одуванчика? Вызвать для показа к
доске другого ребенка.
- Давайте нарисуем цветки по всему листу бумаги. Одуванчики можно рисовать по-разному: сначала можно изобразить ножку с листьями, потом цветок, а можно начать
рисование с цветка, который также можно изобразить разными способами.
- Каким цветом будем рисовать цветок у одуванчика? (желтым). Какой формы
(круглой). Каким цветом будем рисовать стебель, листья, травку? (зеленым).
Приступим к работе!
3. Заключительная часть.
Готовые рисунки выставляются на доске. Воспитатель предлагает полюбоваться ими
вместе, отмечает, как красиво выглядят одуванчики в зеленой траве.
- Ребята, какие вы молодцы, как вы хорошо постарались и нарисовали
замечательные одуванчики. Теперь бабочка сядет на наши одуванчики, и будет
собирать сладкий нектар!
А теперь, послушайте стихотворение Е. Серовой «Одуванчик»:
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое,
Воздушное,
Ветерку послушное.
- О чём это стихотворение? (звучат ответы ребят) Правильно, про одуванчики, и про
то, какие они красивые, как они меняют свой наряд со временем. Молодцы! Давайте
все вместе повторим это стихотворение!
Используемая литература. 1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с
Конспект занятия по лепке на тему: «Одуванчик».
.
Цель. Овладение детьми приемами скатывания, сплющивания, раскатывания.
Задачи.
Образовательные: Формировать умение создавать красивую композицию; Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.
Развивающие: Развивать у детей эстетическое восприятие природы, умение передавать посредством пластилинографии изображение цветов. Развивать творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать у детей трудолюбие, умение доводить начатое до конца; воспитывать любовь к природе.
Материалы: Пластилин зеленого и желтого цвета, доска для лепки, изображение одуванчика, красивый цветок заранее вылепленный, иллюстрация одуванчика.
Ход НОД
1.Вводная часть.
Чтение стихотворения.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель:
- Детки, какое время года у нас на улице? (Дети отвечают)
- Ребята, наступила весна, солнышко стало светить ярче, снег растаял, и на полянках появились цветы - одуванчики.
- Посмотрите, какой он красивый, солнечный, яркий.
- Какого цвета одуванчик? А какого цвета листья, стебель? (Дети отвечают)
- Ребята, а вы видели одуванчик, трогали его ручкой? (Дети отвечают)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами будем лепить одуванчик, но не обычным способом. Мы его будем закрашивать, но не карандашами, а пластилином.
- Посмотрите внимательно, как я его раскрасила.
- Берем зеленый пластилин, делаем шарик, придавливаем и расплющиваем его на листочке.
- А теперь нам нужно раскрасить лепестки у цветка. Лепесточки как лучики, берем пластилин желтого цвета и размазываем его по лепестка
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель:
-Какие замечательные у нас получились цветы.
-Теперь сложим одуванчики вместе - получился золотой лужок. Пусть одуванчики цветут и радуют всех.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята, какой цветок мы сегодня с вами делали? (Дети отвечают)
- А как мы его с вами делали? (Дети отвечают)
- Посмотрите, какие красивые одуванчики у нас получились!
Приложение№6
Подвижные игры | |
«На окне в горшочках» На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки. |
Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают. Тянуться на носочках, руки вверх, широко в стороны. Ладони развернуты вверх
|
«Пчелки и одуванчики» Пчёлки в ульях сидят, На цветы они глядят, Пчёлки, с ульев вылетайте! Мёд скорее собирайте!
| Дети – пчелки летают между одуванчиков и собирают нектар. Игру проводится 2-3 раза по желанию детей.
|
«Одуванчик». Одуванчик, одуванчик, Скинул жёлтый сарафанчик, Превратился в шар воздушный, Шар воздушный – непослушный! Мы его сорвать хотели, А пушинки полетели!
| Дети идут по кругу, в середине которого стоит «ловишка», и произносят слова:
С окончанием слов «ловишка» дует на одуванчик – и «пушинки разлетаются», начинается бег с ловлей и увёртыванием. Ребёнок, которого запятнали, выбывает из игры.
|
Физкультминутка «Одуванчик» Одуванчик, одуванчик! Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш».) Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом И сольются с небосводом.
|
(Приседают, потом медленно поднимаются.)
(Разбегаются в разные стороны.)
(Берутся за руки и идут по кругу.)
|
Хороводная игра «Одуванчик»
Дети становятся, взявшись за руки, в круг. На припев они идут по кругу вокруг ребенка в шапочке «Одуванчик». Припев. Одуванчик, одуванчик, До чего же ты хорош!
Одуванчик, одуванчик,
Ты на солнышко похож!
Останавливаются, поворачиваются в круг. Изображают плетение венков. 1. Одуванчиков нарвем И венки себе сплетем. Мы в веночках желтеньких Будем, словно солнышки!
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Припев.
Останавливаются и мелкими шагами идут в круг. 2. Где же, одуванчики, Желтые цветочки? Вместо одуванчиков – Белые пушочки!
Дуют на ребенка в шапочке «Одуванчик» и разбегаются в стороны, как пушинки одуванчика.
Ф – ф – фу – у – у!
На слова воспитателя: «Ветерок утих», дети снова становятся в круг.
Пальчиковая гимнастика | |
«Цветок» Одуванчик вырос на поляне, (Соединить руки, изображая «бутон».) Утром весенним раскрыл лепестки. (Раскрыть руки, разжать пальцы.) Всем лепесткам красоту и питание (В ритме словам раздвигать и соединять пальцы.) Дружно дают под землей корешки! (Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками».) Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки. (Плотно сжать переплетенные пальцы.) Тихо засыпают, головки опускают. (Положить руки на колени.)
| «ОДУВАНЧИКИ» Наши жёлтые цветки (сидят на корточках, руки сцеплены в замок) Распускают лепестки. (встают, разводят руки поднимают вверх, пальцы) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (покачиваются из стороны в сторону) Наши жёлтые цветки закрывают лепестки. (соединяют пальцы рук в «бутон») Головой качают, («бутоном» покачивают вправо-влево) Тихо засыпают. (садятся на корточки, ладошки под голову) Утром ранним все цветки Вновь распустят лепестки. (поднимаются, раскрывают «бутон»)
|
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!
Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»
Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик».
Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, одуванчик.
Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.
Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине, Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Приобретение новых знаний и представлений о периодичности роста и развития растения, знакомство со строением цветка.
- Формирование простейших знаний о лечебных свойствах цветка, возможности употребления его в пищу.
- Развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков; поддержание интереса к процессам наблюдения объектов природы.
- Развитие умения правильно пользоваться простейшими орудиями труда в процессе ухода за растением и опытно - исследовательской деятельности (полив из лейки).
- Формирование простейших, элементарных представлений о взаимосвязях в природе (экологические факторы роста и развития растения; растения и насекомые; суточная периодичность цветения)
- Формирование бережного отношения к растительному миру
- Развитию творческих способностей в художественно – эстетической деятельности
- Развитие игровой деятельности
- Привлечь родителей с детьми к наблюдениям за предложенным объектом природы, организовать совместную творческую деятельность детей и родителей по составлению цветочных композиций.
Консультация для родителей:
«Познавательное развитие детей»
Ребёнок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвётся, лёд тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: то они нечаянно режут салфетки, так как хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат игрушки с целью узнать, почему они двигаются. Ребёнок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.
Любознательность – недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательному ребёнку хочется познавать, а что именно – не столь важно.
Для чего же нужно растить детей любознательными? Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определенную сторону жизни, определенное явление или предмет. В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. А ведь все это является залогом успешного обучения в школе. Ведь определенную категорию успевающих составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети. Для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Как же развивать любознательность и познавательный интерес?
Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).
Чтобы любознательность была созидательной, её надо культивировать. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребёнок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью.
Слушайте его вопросы и отвечайте на них. Малышам нужно узнать очень многое, поэтому неудивительно, что когда они начинают говорить, их вопросы так и сыплются. Конечно, очень хочется после пятидесятого вопроса «Что это?» промолчать или вовсе одернуть ребёнка, но постарайтесь не делать этого. Все вопросы малыша заслуживают ответа. Если он не получает ответа на свой вопрос или ответ не удовлетворяет, например, когда ему говорят «потому» или «ты слишком мал, чтобы понять его», он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребёнка, просто и коротко.
Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте её. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, детям надо с ним экспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта.
Любознательному малышу интересно: что произойдет, если сорвать лист комнатного цветка? Что будет, если швырнуть песок в лицо товарищу по игре или кинуть игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент становится разрушительным или опасным, необходимо остановить его, но малышу нужно дать понять, что вас не устраивает результат, а не сам процесс. Попробуйте направить исследовательскую мысль ребёнка на другой объект. Если вы не хотите, спасая дом, подать в малыше учёного, придумайте эксперименты, которые можно выполнять под вашим контролем: сдуть пух с одуванчика, просеять песок через сито, смешать пищевой краситель с водой.
Поощряйте импровизации ребёнка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребёнок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем захочется.
Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребёнок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.
Включайте обучение в повседневную жизнь. Это достигается самыми небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребёнка с числами «Тебе дать одно печенье или два?», с цветами «Ты наденешь красный свитер или синий?, С буквами «Вон видна буква «М» с неё начинаются «мама» и «молоко». Ваша цель не в том, чтобы научить малыша считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения.
Обучение должно быть забавой. Если ребёнок почувствует, что его заставляют учиться, ругают или высмеивают за неудачи, если перед ним ставят трудные не по возрасту задачи, то он будет страшиться учебы, а не любить её. Покажите пример. Пусть малыш поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться – как для вас, так и для ребенка – заразительно.
Как отвечать на детские вопросы:
1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»
6. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Рекомендации родителям:
1. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.
2. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.
3. Выслушивайте рассуждения ребёнка, не перебивая.
4. Не говорите ответа, если ребёнок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.
5. Читайте с ребёнком познавательные книги.
6. Исследуйте различные предметы, например, когда идете по дороге в детский сад.
Успехов Вам в воспитании ваших детей!
Используемая литература
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010 г.
2.Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст]: программа и методические рекомендации. / В.В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез. - 2006.
3.Дыбина, О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада [Текст]/О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010.
4.О.А. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2005
5.Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада [Текст]: конспекты занятий. / Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез. - 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско – родительский образовательный проект « Солнышко на ножке»
Ознакомление детей с миром природы...
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Солнышко на ножке».Задачи проекта:- формировать у...
Экологический проект "Солнышко на ножке"
Педагогический проект «Солнышко на ножке» Выполнили и разработала: Татаренко Е.П Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 3-4 лет. Продолж...
Творческо-познавательный проект "Солнышко на ножке"
Проект по исследованию объектов живой и неживой природы в средней группе по теме "Солнышко на ножке". Это проект по теме "Одуванчик"...
экологический проект «СОЛНЫШКО НА НОЖКЕ»
проект младшая группа...
Детско-взрослый образовательный проект "Солнышко на ножке"
Экологическое образование официально призвано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.Экология в настоящее время является основой формировани...
экологический проект «СОЛНЫШКО НА НОЖКЕ»
экологический проект«СОЛНЫШКО НА НОЖКЕ»...