Проект «Как звери к зиме готовятся» во второй младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Юлия Викторовна Ваганова

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных, человек получает еще в детстве, уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Нужно  постараться  воспитать  бережное  отношение  ко всему живому, обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой  природой, т.е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, не менее важно объяснять  зависимость  внешнего вида животного,  его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Как звери к зиме готовятся»

Паспорт проекта

Тема проекта

«Как звери к зиме готовятся»

Творческое название

«Как звери к зиме готовятся»

Автор

Соколова О.Г.

Тип  проекта:

Среднесрочный, творческо-исследовательский, групповой.

Участники проекта

воспитанники второй младшей  группы «Березка», воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников

Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Сроки реализации:

16 октября 2023г.   – 20 ноября 2023г.

Проблема:

Почему диким животным необходимо готовиться к зиме и менять свой образ жизни.

Актуальность

 

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных, человек получает еще в детстве, уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Нужно  постараться  воспитать  бережное  отношение  ко всему живому, обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой  природой, т.е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, не менее важно объяснять  зависимость  внешнего вида животного,  его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий.

Гипотеза

Со сменой времен года изменяется поведение и образ жизни диких животных.

Цель

Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Задачи

  • формировать представления детей о подготовке диких животных к зиме;
  • развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
  • привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
  • пополнить и обогатить знания детей по темам: «Осень», «Дикие животные», «Зима»;
  • вызвать интерес детей к явлениям природы;
  • формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
  • привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.

Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Этапы реализации

проекта

  • Подготовительный
  1. Знакомство с темой проекта
  2. Постановка проблемы, определение цели и задач проекта.
  3. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  4. Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр,  музыкальных произведений, музыкальных игр, видеоматериалов по теме проекта;
  5. Организация развивающей предметно-пространственной среды для работы;
  6. Подготовка детей и их родителей к совместной работе, создание положительного эмоционального настроя.
  • Основной 

         Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Восприятие художественной литературы
  3. Музыкально-художественная деятельность
  4. Восприятие произведений изобразительного искусства
  5. Познавательно-исследовательская деятельность
  6. Продуктивная деятельность
  7. Двигательная активность
  8. Игровая и познавательная деятельность
  9. Трудовая деятельность
  10.  Взаимодействие с родителями
  • Заключительный 

   Обобщение  и анализ результатов работы.

Новизна

В процессе ознакомления уделяется внимание просмотру видеоматериалов, таким образом,  дети знакомятся с жизнью животных в естественной среде обитания.    

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности детей, воспитателей,  родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, просмотр видеосюжетов, рассматривание иллюстраций, труд, развлечение.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

  • конспекты ННОД;
  • конспекты бесед;
  • выставки детских работ;
  • создание макета «Осенний лес»
  • изготовление альбома загадок «Кто живет в лесу»

Ожидаемый результат

1.  Для  педагога:

  •  освоение проектного метода;
  • создание системы работы по формированию представлений у воспитанников о жизни диких животных своей местности, приспособленностью их к жизни в холодный  период года;
  • пополнение развивающей среды;
  • организация выставки творческих работ;

2.     Для воспитанников:

  • формирование познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста;
  •  формирование представлений у  детей о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях их  внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме;
  • формирование у детей устойчивого интереса к живой природе;

3.     Для родителей:

  • появление интереса у родителей к  проблемам познавательного развития детей;
  • активное участие в образовательной деятельности детей.

Способ оценки достижения планируемых результатов

  • Наблюдения
  • Дидактические игры
  •   Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».

Содержание проекта

 Этапы реализации проекта:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

1.        Знакомство с темой проекта

2.        Постановка проблемы, определение цели и задач проекта.

3.        Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

4.        Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр,  музыкальных произведений, музыкальных игр, видеоматериалов по теме проекта;

5.        Организация развивающей предметно-пространственной среды для работы;

6.        Подготовка детей и их родителей к совместной работе, создание положительного эмоционального настроя.

II этап: творческий (основной)

Образовательные области программы

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Беседы на тему: «Кто живет в осеннем лесу»,  «Времена года», «Кто, где живет», «Как дикие животные готовятся к зиме»

Опыты: «Почему заяц зимой белый?», «Почему белка меняет шубку зимой?», «Какая шубка теплее?»

Просмотр видеосюжетов «Как звери готовятся к зиме»

Строительная игра  «Терем для животных»

Речевое развитие

Рассматривание альбомов «Дикие животные леса»,  «Звери и их детеныши», рассматривание сюжетных картинок по теме «Лес».

Словесные игры: «Один – много», «Назови ласково»

Пальчиковые игры: «Дикие животные», «Сидит белка на тележке»

Отгадывание загадок

Упражнение детей в составлении предложений о диких животных из нескольких слов.

ННОД по развитию речи «Животные осенью».

Чтение худ. литературы:  рассказы «Прячутся», «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня» из книги

В. Бианки «Лесная газета», русская народная сказка «Зимовье зверей», стихотворения «Заяц» И. Пивоваровой, «Рукавицы для лисицы» В. Степанова; заучивание стихотворений «Октябрь» С. Маршака, «Осень» А. Ерикеева;

Социально – коммуникативное развитие

Игра «Подскажи словечко». Дидактические игры «Кто где живет?», «Угадай по описанию», «Чей малыш?», «Чей домик?», «Поможем белке собрать запасы», «Угостим зверей», «Узнай по тени».

Работа по составлению разрезных картинок из 2-4 частей по теме «Дикие животные» и «Времена года»

Художественно – эстетическое развитие

Коллективная аппликация «Кто живет в осеннем лесу».

Конструирование из природного материала «Ежик».

Рисование «Чьи следы?», «Зайчик серый стал вдруг белым».

Создание макета «Осенний лес»

Прослушивание музыкальных произведений «Медведь», «Лисичка поранила лапу»;

разучивание  песенки «Лиса по лесу ходила»,

музыкальные игры «Зайка», «С барабаном ходит ёжик».

Физическое развитие

(здоровье)

Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Зайцы и волк»

Физкультминутки: "Зайцы утром рано встали...",

"Медвежата", "Ну - ка, зайка, поскачи, поскачи..."

"Звери делают зарядку...",  "Как у наших у зверят..."

"Белки прыгают по веткам..." и др.

Взаимодействие с семьей

Приобретение раскрасок по теме «Дикие животные»

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»

Создание мини-библиотеки по теме проекта.

Совместное создание альбома загадок о диких животных.

III этап: заключительный

  1. Обобщение  и анализ результатов работы;
  2. Выявление полученных  знаний  детей в ходе проектной деятельности;
  3. Подведение итогов работы над проектом;

 

Приложение

Художественные произведения

Рукавицы для лисицы

Владимир Степанов

По завалам, по оврагам

Шёл медведь хозяйским шагом:

- Отвечайте, звери, мне -

Вы готовы ли к зиме?

- Да, - ответили лисицы, -

Мы связали рукавицы.

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

- А у нас есть валенки, -

Отвечали Заиньки.

- Что нам вьюга да метель?..

Хочешь, Мишенька, примерь.

Смотрит Белка из дупла:

- Я орешков припасла.

Высоко моё дупло,

В нём и сухо, и тепло.

Ну, а я, - ответил Крот, -

Под землёй устроил ход.

Там с красавицей-женой

Будем чай мы пить зимой.

Kрикнул Бобр Медведю с речки:

- Я дрова колю для печки.

Дай мне, Миша, только срок -

Из трубы пойдёт дымок.

Вылез Ёжик из листвы:

- Про меня забыли вы.

Здесь, в кустах, моя избушка,

А в избе - грибов кадушка.

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

И. Пивоварова

Заяц.

Заяц лёг на бугорок,

Подремать решил часок.

А пока он сладко спал,

Первый снег на землю пал.

Вот проснулся заяц серый,

Удивился:

- В чём же дело?

Был я сер, а стал я бел,

Кто меня переодел?

Рассказы из книги В. Бианки «Лесная газета»

Готовятся к зиме.

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кто мог, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей — спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.

Прячутся.

Холодно становится, холодно! В пруду вода мёрзнет.

Хвостатый тритон ушёл из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.

Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.

Голодно становится, голодно!

Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.

Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.

Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.

Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах

Мороз не велик, а зевать не велит — как грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?

Белкина сушильня.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала грибы — маслята и подберёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

Загадки о животных

Кто в берлогу спать ложится – волк, медведь или лисица? (Медведь)

Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки? (Еж)

Кто пчелиный любит мед,  лапу кто зимой сосет? (Медведь)

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. (Лиса)

Это что за шалунишка рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает? (Белка)

Есть у нас такой обычай – ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки. Кто мы - лисы или волки? (Волки)

Доскажи словечко

Пусть она, как есть, плутовка, от макушки до хвоста.

Шубка, рыжая головка, как зовут ее?....(лиса).

В стае я живу, в лесу. Всем зверятам страх несу.

Грозно вдруг зубами щелк! Я свирепый, серый ….(волк).

Он в лесу ночами рыщет, пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк, кто в лесу зубастый?....

У зайца задние лапы длинные, а передние ...

Еж спит днем, а охотится....

Белка зимой серая, а летом....

Белка живет в дупле, а еж...

Физкультминутки

Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)

Вот глодная лиса

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)

Медвежата

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Дружно дерево качали

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали

(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали

(прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали

Пальчиковая гимнастика

«Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А это спешит,ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем.)

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (стучать кулачками друг о друга)

 Продает она орешки

          Лисичке-сестричке, (загибают пальчики  начиная с большого)

Воробью, синичке,

 Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Кому в платок, (стучать кулачками друг о друга)

Кому в зубок, Кому в лапочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся"

    Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен...

Паспорт проекта "Как звери к зиме готовятся"

Проект для работы с детьми 3-4 лет в осенний период. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с характерными признаками осени, дать первые элементарные представления об окружающем мире....

Проект "Как звери к зиме готовятся"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных....

Проект "Как звери к зиме готовятся"

Краткосрочный исследовательско-творческий проект по окружающему миру для 2 младшей группы...

Проект "Как звери к зиме готовятся"

Проект «Как звери готовятся к зиме».Автор: Шлогова Е.В.Тип проекта -  исследовательско – творческий.Длительность -  краткосрочный.(16. 10 – 31.10)Участники ...

Исследовательский проект "Как звери к зиме готовятся"

Предлагаемый проект проводится в рамках образовательной области "Окружающий мир"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Как звери к зиме готовятся»

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый з...