Конспект организационной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Природа Тамбовского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Великанова Анастасия Ивановна

Цель: Расширить представления детей о природе родного края, побуждая их восхищаться красотой родной природы, воспитывая патриотические чувства.

Задачи:

  1. Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Тамбовского края.
  2. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной край.
  3. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах коммуникативной деятельности.
  4. Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Тамбовщины.
  5. Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

– познавательные беседы на тему «Животные и растения родного края»

– рассматривание иллюстраций «Животные и птицы», «Родной край», «Природа Тамбова»

– чтение стихов и рассказов о Тамбовщине, беседы по их содержанию

– разучивание пословиц, загадок о природе и животных

– лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»

– аппликация «С какого дерева листок»

– слушание песен о родном крае

 

Материал: Проектор, экран, ноутбук, аудиозаписи со спокойной музыкой, магнитная доска, изображения деревьев, времен года, мяч.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_zanyatiyu_na_konkurs.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка»

Конспект

организационной образовательной деятельности

в подготовительной группе

на тему «Природа Тамбовского края»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Воспитатель:

I квалификационной категории

Великанова А.И.

Р.п. Инжавино

Цель: Расширить представления детей о природе родного края, побуждая их восхищаться красотой родной природы, воспитывая патриотические чувства.

Задачи:

  1. Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Тамбовского края.
  2. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной край.
  3. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах коммуникативной деятельности.
  4. Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Тамбовщины.
  5. Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

– познавательные беседы на тему «Животные и растения родного края»

– рассматривание иллюстраций «Животные и птицы», «Родной край», «Природа Тамбова»

– чтение стихов и рассказов о Тамбовщине, беседы по их содержанию

– разучивание пословиц, загадок о природе и животных

– лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»

– аппликация «С какого дерева листок»

– слушание песен о родном крае

Материал: Проектор, экран, ноутбук, аудиозаписи со спокойной музыкой, магнитная доска, изображения деревьев, времен года, мяч.

Ход ООД.

Дети сидят на стульчиках перед экраном

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад каждый из вас мог наблюдать, как меняется природа вокруг нас. С наступлением зимы все вокруг затихает. Засыпает природа. Скажите, что такое природа?

Ответы детей.

Слайд № 1 (изображение природы Тамбовской области)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим не просто о природе, а о природе родного края. Природа дает нам все необходимое. И человек тоже является частью природы. Если человек ценит и видит красоту родного края, он становится добрее, внимательнее, отзывчивее. Еще замечательный писатель К.Паустовский сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». А Родина- это и есть природа, которая нас окружает, которую мы должны любить и ценить.

Слайд № 2 (изображение флоры и фауны)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с особенностями природы Тамбовского края, разнообразием флоры и фауны в Тамбовской области, раскроем их значение в жизни человека. Посмотрите на экран, подумайте и скажите, что такое «флора», а что такое «фауна»?

Ответы детей.

Воспитатель: Флора- это растительный мир, а фауна- это животный мир.

Слайд № 3 (изображение полей, лесов, рек, прудов)

Воспитатель: Ребята, давай присядем на полянку.

Дети присаживаются на коврик вместе с воспитателем

Посмотрите на экран и скажите, какими красотами природы человек может любоваться?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Тамбовская область- уникальный во всех отношения край. Это сердце России. Природа Тамбовской области своеобразна, красива, и прекрасна.

Слайд №4 (изображение поселка Инжавино и реки Ворона)

Воспитатель: Бескрайние просторы, леса, живописные водоемы всегда привлекали путешественников в наши края. Природа щедро наградила Тамбовщину. Ее красота вдохновляет многих творческих людей. Многие писали и продолжают писать стихи о нашей малой Родине. Послушайте, пожалуйста, стихотворение тамбовского автора и скажите, какой город родной для автора?

Кольцом лугов, кольцом садов
С землёю обручён Тамбов,
Сбежав к реке на водопой.
Теснятся ветлы над водой.
А за рекой — леса, поля …
Мой край — мой дом — моя земля.
Я много найду для тебя добрых слов.
Как верю в тебя, как люблю свой Тамбов.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Ребята, природа имеет свойство меняться. А кто мне скажет, почему?

Ответы детей

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к доске и посмотреть на изображения на ней.

Дети подходят вместе с воспитателем к доске, где на магнитах прилеплены картинки с изображением времен года.

Тамбовская область находится в умеренных широтах и поэтому имеет хорошо выраженные 4 времени года. Назовите их. Какие времена года ярко выражены в нашем родном крае?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте расставим их в той последовательности, в какой они сменяют друг друга.

Дети выполняют задание под комментарий воспитателя.

Слайд № 5 (изображение различных природных сообществ)

Воспитатель: Давайте вернемся на нашу полянку и посмотрим на экран. Тамбовская область расположена в зоне лесостепи. Лес расположен больше в северной части, а южной –степь. На территории нашей области расположены различные природные сообщества- леса, степи, болота, луга, овраги, родники, реки, озера. Посмотрите и скажите, какие природные сообщества из перечисленных вы видите на этих фотографиях?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что такое водоемы? Какие водоемы вы знаете?

Ответы детей.

Слайд № 6 (изображение рек, прудов, озер, водохранилища)

Воспитатель: В тамбовской области протекает более тысячи рек, а число озер достигает трех тысяч.

Слайд № 7 (изображение полей)

Воспитатель: Водоемы питают землю. А в тамбовской области самые плодородные почвы- природа наградила Тамбовщину черноземом, который составляет основное богатство нашей области. На территории области развито сельское хозяйство. Посмотрите на экран и скажите мне, как человек использует этот ресурс- плодородные почвы?

Ответы детей.

Слайд № 8 (изображение лесов)

Воспитатель: Благодаря плодородным почвам, растительный мир нашей области весьма разнообразен. Это леса, степи, луга, Есть болотная и водная растительность. А леса представлены 3 видами: хвойными, лиственными и смешанными.

Что такое хвойные леса, лиственные, смешанные?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и подойти к столам. На столах лежат картинки с изображением деревьев. Ваша задача: посадить деревья так, чтобы получились два леса- хвойный и лиственный.

Дети подходят к столам, первая команда к одному столу, вторая- ко второму. На столах лежат вырезанные из бумаги изображения хвойных и лиственных деревьев. Под музыку выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы команды! Справились. А теперь первая команда назовет деревья лиственные, а вторая- хвойные.

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам встать в круг и немного отдохнуть со мной вместе.

Физкультминутка.

Подул осенний ветерок,

Сорвал осенние листочки. (руки вверх, покачивания влево, вправо)

Листочки тихо покружились (кружатся)

И на землю опустились. (опускаются на землю)

Мы в осенний лес пойдем (шагают на месте)

И листочки соберем: (наклоны за каждым листиком)

Листик березы,

Листик рябины,

Листик тополя,

Листик осины,

Листик дуба мы соберем-

Маме осенний букет принесем!(руки верхи в разные стороны)

Слайд № 9 (изображение растений)

Воспитатель: Но ведь растительный мир- это не только деревья. Что еще мы можем отнести к растительному миру?

Ответы детей

Воспитатель: В нашей области насчитывается больше тысячи дикорастущих растений и около 300 видов культурных. А какие растения можете назвать вы, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: А как же растительный мир без животных?

Слайд № 10 ( изображение животных и птиц в среде их обитания)

Воспитатель: Животный мир тоже очень разнообразен. По всему краю насчитывается более 220 видов птиц, 60 видов млекопитающих, 8 видов рептилий, 10 видов амфибий, более 30 видов рыб. И все они живут вместе. В лесах живут белки, кабаны, лоси, медведи волки, ежи, дрозды, синицы, дятлы, иволги. Животный мир лугов и полей своеобразен. Большинство животных живет здесь в норах- заяц-русак, полевка, суслик, крот, чибисы, жаворонки, перепела.

Скажите, каких животных и птиц вы видите на экране?

Ответы детей

Слайд № 11 ( изображение жителей водоемов)

Воспитатель: А вот в водоемах тоже обитает много животных и птиц- это кряквы, цапли, утки-чирки, бобры, выхухоли, ондатры. Очень много насекомых, лягушек, рыб. Посмотрите на экран и назовите обитателей водоемов.

Ответы детей.

Игра с детьми «Обобщи» (воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, например «щука», ребенок бросает мяч воспитателю и подбирает обобщающее слово «рыба»)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, сколько назвали животных, рыб, растений, птиц, деревьев. А вы знаете, почему мы должны беречь все это?

Ответы детей

Слайд № 12 ( изображение территории заповедника)

Воспитатель: В последние десятилетия многие виды животных и растений нашего края переходят в категорию исчезающих и редких. Поэтому они занесены в красную книгу Тамбовской области, а также для сохранения отдельных видов растений и животных в 1994 году был создан государственный природный заповедник «Воронинский». А как вы думаете, что такое заповедник?

Ответы детей.

Слайд № 13 (изображение леса и животных, полей, рек)

Воспитатель: Ребята, мы многое сегодня обсудили, многое узнали. Какой вывод мы можем сделать для себя? Что мы должны делать, чтобы сохранить красоту нашей природы?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, зная природные особенности родного края мы сможем внимательным и бережным отношение не только сохранить окружающую нас природу, но и приумножить богатства родной земли.

За ваше внимание и заботу о природе мне хочется отблагодарить вас сладкими призами. Спасибо вам, Ребята.

Дидактическая игра «Что лишнее»

- У ребят имеется изображение герба, улья, пчёл в различных цветовых решениях. Ребятам нужно сложить герб и определить цвет каждой детали герба.

Воспитатель читает стихотворение С. Милосердова:

Три хлопотуньи – пчелки, улей – наш герб.
В нем лето, зной, трава.
Пропахли дни июня и пахнет медом синева,
К спине рубахи прилипали.
С лица не вытирая пот,
То люди добывали мед.
Взгляни, стал город выше ростом,
Как песня наши дни светлы.
Тамбовцам свойственны упорство
И трудолюбие пчелы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: " Край, где выпало счастье нам жить! "

Формирование интереса к национальной культуре родного края, основ национального сознани...

Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе на тему «Такие полезные камни» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: познавательно...

Конспект организационной образовательной деятельности в младшей группе на тему "Детям о космосе " Галиева Г.Р. Стерлибашевский район с.Стерлибашево Республика Башкортостан

Тема: Детям о космосе!Цели: формировать представление детей о космосе, профессии «космонавт», и о первом космонавте Ю. А. Гагарине;пополнять словарный запас воспитанников (космос, кос...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»

Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, познакомить детей с системой очистки воды при помощ...

Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Мультстудия Светлячок»

Задачи:формировать представления о мультипликации, учить создавать героев сказки, из пластилина, используя пооперационные карты, познакомить с особенностями работы с фотоаппаратом.воспитывать желание ...