Конспект организационной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Природа Тамбовского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Расширить представления детей о природе родного края, побуждая их восхищаться красотой родной природы, воспитывая патриотические чувства.
Задачи:
- Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Тамбовского края.
- Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной край.
- Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах коммуникативной деятельности.
- Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Тамбовщины.
- Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
– познавательные беседы на тему «Животные и растения родного края»
– рассматривание иллюстраций «Животные и птицы», «Родной край», «Природа Тамбова»
– чтение стихов и рассказов о Тамбовщине, беседы по их содержанию
– разучивание пословиц, загадок о природе и животных
– лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»
– аппликация «С какого дерева листок»
– слушание песен о родном крае
Материал: Проектор, экран, ноутбук, аудиозаписи со спокойной музыкой, магнитная доска, изображения деревьев, времен года, мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_zanyatiyu_na_konkurs.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка»
Конспект
организационной образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему «Природа Тамбовского края»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Воспитатель:
I квалификационной категории
Великанова А.И.
Р.п. Инжавино
Цель: Расширить представления детей о природе родного края, побуждая их восхищаться красотой родной природы, воспитывая патриотические чувства.
Задачи:
- Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Тамбовского края.
- Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной край.
- Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах коммуникативной деятельности.
- Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Тамбовщины.
- Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
– познавательные беседы на тему «Животные и растения родного края»
– рассматривание иллюстраций «Животные и птицы», «Родной край», «Природа Тамбова»
– чтение стихов и рассказов о Тамбовщине, беседы по их содержанию
– разучивание пословиц, загадок о природе и животных
– лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»
– аппликация «С какого дерева листок»
– слушание песен о родном крае
Материал: Проектор, экран, ноутбук, аудиозаписи со спокойной музыкой, магнитная доска, изображения деревьев, времен года, мяч.
Ход ООД.
Дети сидят на стульчиках перед экраном
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад каждый из вас мог наблюдать, как меняется природа вокруг нас. С наступлением зимы все вокруг затихает. Засыпает природа. Скажите, что такое природа?
Ответы детей.
Слайд № 1 (изображение природы Тамбовской области)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим не просто о природе, а о природе родного края. Природа дает нам все необходимое. И человек тоже является частью природы. Если человек ценит и видит красоту родного края, он становится добрее, внимательнее, отзывчивее. Еще замечательный писатель К.Паустовский сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». А Родина- это и есть природа, которая нас окружает, которую мы должны любить и ценить.
Слайд № 2 (изображение флоры и фауны)
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с особенностями природы Тамбовского края, разнообразием флоры и фауны в Тамбовской области, раскроем их значение в жизни человека. Посмотрите на экран, подумайте и скажите, что такое «флора», а что такое «фауна»?
Ответы детей.
Воспитатель: Флора- это растительный мир, а фауна- это животный мир.
Слайд № 3 (изображение полей, лесов, рек, прудов)
Воспитатель: Ребята, давай присядем на полянку.
Дети присаживаются на коврик вместе с воспитателем
Посмотрите на экран и скажите, какими красотами природы человек может любоваться?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Тамбовская область- уникальный во всех отношения край. Это сердце России. Природа Тамбовской области своеобразна, красива, и прекрасна.
Слайд №4 (изображение поселка Инжавино и реки Ворона)
Воспитатель: Бескрайние просторы, леса, живописные водоемы всегда привлекали путешественников в наши края. Природа щедро наградила Тамбовщину. Ее красота вдохновляет многих творческих людей. Многие писали и продолжают писать стихи о нашей малой Родине. Послушайте, пожалуйста, стихотворение тамбовского автора и скажите, какой город родной для автора?
Кольцом лугов, кольцом садов
С землёю обручён Тамбов,
Сбежав к реке на водопой.
Теснятся ветлы над водой.
А за рекой — леса, поля …
Мой край — мой дом — моя земля.
Я много найду для тебя добрых слов.
Как верю в тебя, как люблю свой Тамбов.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Ребята, природа имеет свойство меняться. А кто мне скажет, почему?
Ответы детей
Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к доске и посмотреть на изображения на ней.
Дети подходят вместе с воспитателем к доске, где на магнитах прилеплены картинки с изображением времен года.
Тамбовская область находится в умеренных широтах и поэтому имеет хорошо выраженные 4 времени года. Назовите их. Какие времена года ярко выражены в нашем родном крае?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте расставим их в той последовательности, в какой они сменяют друг друга.
Дети выполняют задание под комментарий воспитателя.
Слайд № 5 (изображение различных природных сообществ)
Воспитатель: Давайте вернемся на нашу полянку и посмотрим на экран. Тамбовская область расположена в зоне лесостепи. Лес расположен больше в северной части, а южной –степь. На территории нашей области расположены различные природные сообщества- леса, степи, болота, луга, овраги, родники, реки, озера. Посмотрите и скажите, какие природные сообщества из перечисленных вы видите на этих фотографиях?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а что такое водоемы? Какие водоемы вы знаете?
Ответы детей.
Слайд № 6 (изображение рек, прудов, озер, водохранилища)
Воспитатель: В тамбовской области протекает более тысячи рек, а число озер достигает трех тысяч.
Слайд № 7 (изображение полей)
Воспитатель: Водоемы питают землю. А в тамбовской области самые плодородные почвы- природа наградила Тамбовщину черноземом, который составляет основное богатство нашей области. На территории области развито сельское хозяйство. Посмотрите на экран и скажите мне, как человек использует этот ресурс- плодородные почвы?
Ответы детей.
Слайд № 8 (изображение лесов)
Воспитатель: Благодаря плодородным почвам, растительный мир нашей области весьма разнообразен. Это леса, степи, луга, Есть болотная и водная растительность. А леса представлены 3 видами: хвойными, лиственными и смешанными.
Что такое хвойные леса, лиственные, смешанные?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и подойти к столам. На столах лежат картинки с изображением деревьев. Ваша задача: посадить деревья так, чтобы получились два леса- хвойный и лиственный.
Дети подходят к столам, первая команда к одному столу, вторая- ко второму. На столах лежат вырезанные из бумаги изображения хвойных и лиственных деревьев. Под музыку выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы команды! Справились. А теперь первая команда назовет деревья лиственные, а вторая- хвойные.
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам встать в круг и немного отдохнуть со мной вместе.
Физкультминутка.
Подул осенний ветерок,
Сорвал осенние листочки. (руки вверх, покачивания влево, вправо)
Листочки тихо покружились (кружатся)
И на землю опустились. (опускаются на землю)
Мы в осенний лес пойдем (шагают на месте)
И листочки соберем: (наклоны за каждым листиком)
Листик березы,
Листик рябины,
Листик тополя,
Листик осины,
Листик дуба мы соберем-
Маме осенний букет принесем!(руки верхи в разные стороны)
Слайд № 9 (изображение растений)
Воспитатель: Но ведь растительный мир- это не только деревья. Что еще мы можем отнести к растительному миру?
Ответы детей
Воспитатель: В нашей области насчитывается больше тысячи дикорастущих растений и около 300 видов культурных. А какие растения можете назвать вы, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: А как же растительный мир без животных?
Слайд № 10 ( изображение животных и птиц в среде их обитания)
Воспитатель: Животный мир тоже очень разнообразен. По всему краю насчитывается более 220 видов птиц, 60 видов млекопитающих, 8 видов рептилий, 10 видов амфибий, более 30 видов рыб. И все они живут вместе. В лесах живут белки, кабаны, лоси, медведи волки, ежи, дрозды, синицы, дятлы, иволги. Животный мир лугов и полей своеобразен. Большинство животных живет здесь в норах- заяц-русак, полевка, суслик, крот, чибисы, жаворонки, перепела.
Скажите, каких животных и птиц вы видите на экране?
Ответы детей
Слайд № 11 ( изображение жителей водоемов)
Воспитатель: А вот в водоемах тоже обитает много животных и птиц- это кряквы, цапли, утки-чирки, бобры, выхухоли, ондатры. Очень много насекомых, лягушек, рыб. Посмотрите на экран и назовите обитателей водоемов.
Ответы детей.
Игра с детьми «Обобщи» (воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, например «щука», ребенок бросает мяч воспитателю и подбирает обобщающее слово «рыба»)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, сколько назвали животных, рыб, растений, птиц, деревьев. А вы знаете, почему мы должны беречь все это?
Ответы детей
Слайд № 12 ( изображение территории заповедника)
Воспитатель: В последние десятилетия многие виды животных и растений нашего края переходят в категорию исчезающих и редких. Поэтому они занесены в красную книгу Тамбовской области, а также для сохранения отдельных видов растений и животных в 1994 году был создан государственный природный заповедник «Воронинский». А как вы думаете, что такое заповедник?
Ответы детей.
Слайд № 13 (изображение леса и животных, полей, рек)
Воспитатель: Ребята, мы многое сегодня обсудили, многое узнали. Какой вывод мы можем сделать для себя? Что мы должны делать, чтобы сохранить красоту нашей природы?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, зная природные особенности родного края мы сможем внимательным и бережным отношение не только сохранить окружающую нас природу, но и приумножить богатства родной земли.
За ваше внимание и заботу о природе мне хочется отблагодарить вас сладкими призами. Спасибо вам, Ребята.
Дидактическая игра «Что лишнее»
- У ребят имеется изображение герба, улья, пчёл в различных цветовых решениях. Ребятам нужно сложить герб и определить цвет каждой детали герба.
Воспитатель читает стихотворение С. Милосердова:
Три хлопотуньи – пчелки, улей – наш герб.
В нем лето, зной, трава.
Пропахли дни июня и пахнет медом синева,
К спине рубахи прилипали.
С лица не вытирая пот,
То люди добывали мед.
Взгляни, стал город выше ростом,
Как песня наши дни светлы.
Тамбовцам свойственны упорство
И трудолюбие пчелы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Ознакомление детей с природой через труд».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: " Край, где выпало счастье нам жить! "
Формирование интереса к национальной культуре родного края, основ национального сознани...
Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе на тему «Такие полезные камни» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: познавательно...
Конспект организационной образовательной деятельности в младшей группе на тему "Детям о космосе " Галиева Г.Р. Стерлибашевский район с.Стерлибашево Республика Башкортостан
Тема: Детям о космосе!Цели: формировать представление детей о космосе, профессии «космонавт», и о первом космонавте Ю. А. Гагарине;пополнять словарный запас воспитанников (космос, кос...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»
Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, познакомить детей с системой очистки воды при помощ...
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Мультстудия Светлячок»
Задачи:формировать представления о мультипликации, учить создавать героев сказки, из пластилина, используя пооперационные карты, познакомить с особенностями работы с фотоаппаратом.воспитывать желание ...