Проект игровой деятельности «Раз морозною зимой»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Питаева Наталья Анатольевна

Проект предназначен для воспитателей младших и средних групп, материал можно использовать как в образовательной деятельности, так и при планировании досуга дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_moroznoyu_zimoy.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

Проект

игровой деятельности

«Раз морозною зимой»

                    Выполнила:Питаева Н.А.

2024

Название проекта: «Раз морозною зимой»

Тип проекта:  Игровой, творческий

Продолжительность:  3 недели (15.01.по  31.01.24)

Участники: воспитанники, педагоги, родители

Актуальность: зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т. д.) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. 

Цель: обогащение у детей знаний о зиме и зимних забавах.

Задачи:

1.образовательные: формирование  у детей  представлений  о признаках  зимы, формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями; 

2.развивающие: развитие коммуникативных способностей дошкольников и навыков взаимодействия.

3.воспитывающие: воспитывать у детей стремление познавать мир, создание дружеской атмосферы в группе

Планируемые результаты:

у воспитанников будут сформированны умения выделять характерные изменения в природе зимой, дети будут замечать красоту родного края зимой, расширится словарный запас малышей,  благодаря  высокому  эмоциональному подъёму от подвижных игр укрепятся их речевые навыки и общее развитие, дети начнут приобретать навыки дружбы.

Планирвание деятельности:

1 этап: подготовительный

- Подбор материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для игр. 

- Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей. 

2 этап: основной

1. Беседы и рассматривание сюжетных картин на тему «Зима» («Зимние праздники», «Природа зимой», «Животные зимой», «Труд людей зимой», «Помощь взрослым», «Зимние забавы»)

2. Чтение сказок «Снегурочка», «Рукавичка», Л. Воронкова «Снег идет»

3. Исследовательская деятельность: Почему снежинка тает на ладони? Почему тает снеговик? Что случилось с водой на морозе? Какой снег?

4. Образовательная деятельность: «Наш весёлый снеговик» (лепка), «Зайка беленький сидит»(аппликация)

5. Дидактические игры «Найди пару», «Сложи картинку», «Что лишнее?»

6. Подвижные игры: «Два Мороза», «Берегись,заморожу!»,

     «По ровненькой дорожке», «Достань снежинку»,  «Снежинки и ветер»,

      «Зайка беленький сидит», «Мы – снежинки», «Зайка»

7. Пальчиковые игры: «Зима», «Зимние забавы»

8. Дыхательная игра «Сдуй снежинку»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=511907208fa25101eb37f1c582db54e59bdacaeb17471420-12445046-images-thumbs&n=13

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

Конспект ОД

Художественно – эстетическая образовательная область (лепка)

Тема: «Наш весёлый снеговик»

Выполнила:

 Питаева Наталья Анатольевна

2024

Цель: учить создавать образ снеговика, развивать мелкую моторику рук.

Задачи:

образовательные:  учить скатывать пластилин в готовые формы в определённой последовательности, учитывая их величину и располагая в высоту от большого до маленького.

развивающие: развитие связной речи, развитие навыков лепки.

воспитывающие[a]: воспитывать самостоятельность во время лепки, аккуратность при работе с пластилином, воспитание эмпатии и желания помогать.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Снегурочка», просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик», рассматривание картинки «Зимние забавы», лепка снеговиков из снега на участке детского сада, рисование снеговиков, беседа о зиме, наблюдение за снегом, опыт со снегом.

Материалы и оборудование: бумажная снежинка, магнитная доска, картинка с изображением снеговика, пластилин, стеки, доски для лепки, влажные салфетки.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Ход.

Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года (зима). Чем радует нас зима? Какой снег?  (Ответы детей).

Воспитатель: «Что все люди  любят делать зимой?» (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть и проводит пальчиковые игры «Зима», «Зимние забавы», «Бабу снежную слепили».

Воспитатель: «Ребята, сегодня утром я нашла на нашем окне вот эту снежинку, интересно кто нам её прислал и почему? На снежинке загадка. Прочитаем?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Появился во дворе я  в холодном декабре,

Неуклюжий и смешной. У катка стою с метлой.

К ветру зимнему привык. Ваш приятель…» (Ответы детей)

Воспитатель: «Конечно, ребята, снеговик! Посмотрите, он и фото своё прислал».  Воспитатель показывает детям картинку снеговика и предлагает рассмотреть его.

Воспитатель: «Из каких геометрических тел состоит снеговик? Какие фигуры по величине? А что у снеговика на голове?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Ребята, как думаете, какое настроение у нашего снеговика? Как вы догадались, что он невесёлый?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Хотите помочь снеговику? Как мы поможем снеговику?»(Ответы детей)

Воспитатель: «Молодцы, ребята, мы можем слепить ему друзей. Но для начала поиграем».

Физкультминутка:

«Раз-рука, два-рука-

Лепим мы снеговика!

Три-четыре, три-четыре,

Нарисуем рот пошире!

Пять-найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

Шесть-наденем шляпу косо.

Пусть смеётся он у нас».

Воспитатель приглашает к столам ребят, объясняет и показывает что делать, с чего начинать. Дети приступают к работе, воспитатель наблюдает, если есть необходимость подсказывает.

Воспитатель: «Вот какие весёлые снеговики у нас получились! Вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы! Был Снеговик один, а стало много».

Рефлексия:

Воспитатель: «Что мы сегодня делали? Кому мы с вами хотели помочь? Как вы думаете, мы порадовали Снеговика? Почему?» (Ответы детей)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

Конспект ОД

Художественно – эстетическая образовательная область (аппликация)

Тема: «Зайка беленький сидит»

Выполнила:

 Питаева Наталья Анатольевна

                                                                  2024

Цель: продолжить формировать умение детей работать  с  клеем.

Задачи:

образовательные: продолжать учить детей называть признаки зимнего времени года, закрепить знания детей о диких животных, познакомить с нетрадиционной техникой аппликации из ваты;

развивающие: развивать чувство формы, глазомер и мелкую моторику рук;

воспитывающие: воспитывать любовь к творчеству.

Материалы и оборудование:

Игрушка заяц, силуэт зайца из картона, вата, клей, кисть, салфетки на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: чтение Сутеев В. Г. «Мешок яблок», рассмотреть картинки и игрушки зайца, подвижная игра «Зайка беленький сидит»,музыкальная игра «Заинька попляши».

Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель: Ребята, угадайте загадку:  зверёк бегает быстро, прыгает ловко, скачет то в белом, то в сером пальтишке. Это ушастый, пугливый…. (Дети: Зайчишка).

Воспитатель: «Молодцы, правильно отгадали. А вот и зайчик пришёл к нам в гости».

Воспитатель:  «Ребята, поздоровайтесь с зайчиком». (Дети здороваются)

Воспитатель.: «Как ты поживаешь, зайчик? (Подносит зайчика к уху). Зайчик мне сказал, что ему очень скучно, не с кем поиграть. Вот он и пришёл к нам в гости, чтобы мы его развеселили, поиграли с ним. Давайте расскажем про зайку стихи. Расскажи, Даша».

«Нет у зайчика избушки,
Кто ему построит дом?
Он сидит, прижавши ушки,
Под ореховым кустом».

Воспитатель.: «А теперь Рома, расскажи».

 «Ветер воет ледяной,
Тучи ходят стороной,
А ноябрьский мороз,
Щиплет теплый зайкин нос!»
Воспитатель: « Зайчик мне сказал, что ему понравились стихи. Он хочет, чтобы вы его погладили». (Дети гладят зайчика)
Воспитатель: «Какая у зайчика шерсть? Какие уши? Для чего зайчику такие длинные уши? Как вы думаете? (Ответы детей) Как зайчик держит ушки на макушке? (Дети показывают) А хвостик у зайки, какой? (ответы детей) Давайте покажем, как дрожит хвостик у зайчика? 

Артикуляционная гимнастика: упражнение «Зайкин хвостик», движение языка влево и вправо

Воспитатель: А что помогает зайчику быстро бегать и далеко прыгать? От кого зайчик убегает? (Ответы детей) Давайте пальчиками покажем, как лиса крадется. Как зайчик убегает от лисы. (Дети показывают)
Воспитатель: «А какие зубы у зайца? Для чего зайцу такие острые зубы?Что зайцы едят? А зимой в лесу что зайки едят?» (ответы детей)

Воспитатель: «Позовите нашего зайца ласково, ему будет приятно. (ответы детей, воспитатель может помочь)

 Воспитатель: «Давайте с нашим зайкой поиграем».

 Физкультминутка:

«Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
(присесть на корточки, руками изобразить уши зайца над головой и шевелить ладошками вперед и назад)
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
(встать и похлопать в ладоши)
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
(прыжки на двух ногах на носочках, руки, изображая лапки зайчика, согнуты перед грудью и ладошки смотрят вниз)
Вот так, вот так надо зайке поскакать».

Воспитатель: «Ребята, скоро нашему зайке отправляться домой. Как же он там будет один? Ведь ему снова будет скучно. Как помочь зайке?» (ответы детей)

Воспитатель: «Правильно. Давайте сделаем нашему зайке друзей. Но сначало поиграем  ещё в одну игру».

Пальчиковая гимнастика «Елочка» 

 Перед нами елочка:
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – «верхушка» елочки)
Шишечки, иголочки,
(сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев вверх», фонарики» - вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательных и средних пальчиков, потом – сложенные вместе ладони)
Звезды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе)

Воспитатель приглашает детей за столы, где лежат цветные шаблоны зайцев. Зайцы на шаблонах серые. Воспитатель обращает внимание детей на цвет зайцев и напоминает им загадку «Летом серый, зимой белый».

Воспитатель: «Ребята, почему зайцам зимой нужна белая шубка?» (ответы детей) Мы сможем поменять цвет шубки нашим  зайчатам?(ответы детей)

Воспитатель показывает и объясняет как наклеивать комочки ваты на шаблоны. Дети выполняют.Воспитатель наблюдаетза работой детей, по необходмости подсказывает.

Все вместе рассматривают получившиеся аппликации, дарят их зайцу, заяц уходит.

Рефлексия.

«Ребята кто к нам приходил сегодня? Как мы ему помогли? Для чего мы зайке помогали?»

По окончании занятия можно предложить детям музыкальную игру «На полянке зайки танцевали»



Игра: «Снежки».

Цель: Развитие общей и мелкой моторики.

Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».

 Игра: «Дед Мороз».

Цель: привить умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Я — Мороз Красный Нос, (дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики)

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Заморожу! Заморожу! Воспитатель пытается поймать ребят.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек.).

Игра: «Два Мороза».

Цель: научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

"Мы — два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я — Мороз Красный Нос,

Я — Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?"

Дети:

"Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!"

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.

 

Игра: «Зимние забавы».

Цель: развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.

Ход игры:

Мы бежим с тобой на лыжах, (дети изображают ходьбу на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках, (дети изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах! (Падают)

А потом снежки лепили, (стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)

А потом снежки катали, (катят воображаемый комок)

А потом без сил упали. (Падают)

И домой мы побежали. (бегут по кругу)

Игра: «Не заморозь руки».

Цель: развить ловкость, волю.

Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.

Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.

Игра: «Снежинки и ветер»

Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.

Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки.» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки.» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

Игра: «Снежная карусель»

Цель: развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов — бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

 

Игра: «Зима пришла»

Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.

Ход игры: дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.

 Игра: «Берегись, заморожу»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.

 Игра: «Найди Снегурочку»

Цель: развитие внимания, памяти.

Материал: кукла «Снегурочка»

Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.

Игра: «Мороз-красный нос»

Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит;

Я Мороз-Красный нос!

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"раз морозною зимой..."

конспект  занятия.  Закрепить  знания  детей  о диких  животных.  Решить  проблему: почему  медведь  зимой  проснулся?...

"Раз морозною зимой" - конспект физкультурно-оздоровительного досуга

Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя...

Сценарий Новогоднего праздника "Раз морозною зимой"

Новогодняя сказка для детей разного возраста...

Раз морозною зимой...

Занятие - презентация по изучению  времен года с использованием дидактического пособия "Чудо-дерево". Для средней группы ДОУ...

«Раз морозною зимой…» (интегрированное музыкальное занятие по здоровьесбережению для детей подготовительной группы)

Цели: обогащение представления детей об особенностях зимнего времени года средствами музыкально – художественной и продуктивной деятельности; профилактика переохлаждения и детского травматизма з...

Проект по нравственно – экологическому воспитанию детей средней группы «Мы морозною зимой, птиц согреем добротой»

ПроблемаДалеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. ...