Методическая разработка. НОД по экологическому воспитанию "Береги природу Крыма - озеро Донузлав". Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Портянова Наталья Михайловна

Методическая разработка.  Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: Береги природу Крыма - озеро Донузлав.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_beregi_prirodu_kryma-ozero_donuzlav.docx975.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

НОД по экологическому воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

«Береги природу Крыма - озеро Донузлав».

Подготовила: старший воспитатель

МБДОУ «МДС №6 «Звездочка»

Портянова Наталья Михайловна

Описание материала: Предлагаем Вам Конспект НОД экологическое - познавательное для детей подготовительной группы на тему: «Озеро Донузлав - береги природу Крыма». Данный материал служит формированию основ экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде. Этот материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.
Цель: Формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
-образовательные:
- ознакомить детей с историей, географическим расположением, флорой и фауной озера Донузлав;
-учить бережно, относиться к воде;
-вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе
-учить детей при помощи художественного творчества (плакат) доносить проблему охраны природы водоемов, способствовать всестороннему развитию ребёнка.
-развивающие:
- развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей, работа в группе.
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать;
-воспитательные:

- воспитывать чувство любви и гордости за нашу Родину, наш Крым;
- воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Словарная работа: активизация словаря: озеро, Донузлав, флора, фауна.
Интеграция образовательных областей: музыка, развитие речи, художественная литература, физическое развитие (здоровье).
Методы и приёмы: рассказ о озере Донузлав, охране воды в природе; показ карты и фотографий; игра.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе: дождь, лужи, роса, туман. Опыты: «Живая вода»; «Испарение»; «Вода при замерзании расширяется». Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «Почему Чёрное море бурливое», «Русалка и фонтан Арзы»).

Материал к занятию: аудио материал, карта Крыма, фотографии с изображением Донузлава; круги красного и зеленого цвета для игры.

Ход занятия:

В: Ребята, у нас сегодня будет очень интересное и увлекательное занятие. Вы готовы? Тогда давайте начинать.

(Дети садятся на стульчики) Звучит спокойная музыка.
В: Ребята, а вы любите путешествовать?
Д: Да!
В: Я тоже очень люблю путешествовать. И сегодня я хочу показать вам фотографии, которые я сделала, путешествуя по западной части Крыма, где мы с вами проживаем. Хотите посмотреть?

Д: Да!

В: А теперь внимательно слушайте, смотрите и запоминайте! (на доске карта Крыма, фото озера Донузлав)

В: Посмотрите на доску. Что мы видим?

Д: карта Крыма.

В: Правильно. На карте Крыма насчитывается около 300 озер и лиманов. Почти все они соленые и мелководные. Одним из самых интересных является озеро с загадочным названием Донузлав. Водоем отделяет Тарханкутский полуостров от остальной части Крыма и находится в 30-ти километрах от Евпатории рядом с нашим поселком Мирный. Можно сказать озеро - рекордсмен среди крымских водоемов, Донузлав имеет самую большую глубину – 28 метров и самую большую протяженность – 27 километров. Еще одна уникальная особенность озера – в своем бассейне оно имеет и соленую, и пресную воду. Удивительна и неповторима окружающая водоем флора и фауна.

В: дети а что называют флорой? И что такое фауна?

Д: Флора это мир растений. А фауна это мир животных.

Фауна озера Донузлав богата крабами, креветками, мидиями, рапанами. Также здесь до сих пор сохранена популяция черноморской устрицы (показ фото).

В морской воде устья озера водится осетр, камбала, кефаль, барабулька и прочие представители подводного мира. Типичные представители пресной воды такого водоема, как озеро Донузлав в Крыму, – лещ, красноперка, толстолобик, карп, судак. В общей сложности ученые насчитывают около 52 видов рыб. Также здесь обитают редкие представители "рыбного царства", занесенные в Красную книгу.

Сегодня окрестности Донузлава не могут похвастаться буйной растительностью, однако озеро не потеряло своего очарования. Его воды спокойны даже в сезон штормов. Вокруг – степи, полные всяческой живности. Тут можно встретить сусликов, зайцев, лис, разнообразных пернатых. В окрестностях озера растет более 600 видов растений. Весной и в начале лета степи превращаются в красочный разноцветный ковер, радуя глаз всеми оттенками радуги. Поля украшают пунцовые маки, сверкают синими соцветиями гиацинты. Кто не успел с фотоаппаратом, тот опоздал! Уже в середине лета солнце выжигает все краски цветов. Но и это время года имеет свои прелести. В степях Донузлава широко представлены злаки, крестоцветные, бобовые и другие растения. В самое знойное время здесь выживают сухолюбивые виды: ковыли, тырса, типчак, житняк, тонконог, мятлик и другие виды флоры. Широко распространено южное разнотравье, это многолетние травы: вьюнок, шалфей, тысячелистник, многолетние виды льна… В балках разбросаны кусты шалфея, лабазника и подмаренника. На солонцеватых участках и щебенистых склонах растут ароматные чабрец и тимьян. Разнообразие ландшафту придают небольшие заросли кустарников, таких как шиповник, терн, боярышник, крушина и дереза. На береговых обрывах озера и в некоторых балках встречаются заросли кустарников ежевики, бузины, груши и жасмина. В общем, степи и берега Донузлава, это настоящий рай для травников и народных целителей!

В: А еще наше озеро это отличное место для отдыха и лечения, поскольку является неисчерпаемым источником лечебной глины и грязи!

В: давайте немножко отдохнем.

Гимнастика – «Морской мир»

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

История Донузлава

Озеро Донузлав растянулось с юго-запада на северо-восток Крымского полуострова. Его береговая линия, сложенная известняками, сильно изрезана и образует многочисленные бухты и заливы. В 1962 году Донузлав соединили с Черным морем входным каналом, практически превратив его в залив. Ученые дискутируют и о происхождении названия озера. В незапамятные времена, когда климат в Крыму был еще более теплым и влажным, вдоль побережья Донузлава произрастала пышная растительность. В этой местности обитала разнообразная живность, в том числе дикие кабаны. «Домузлавом» или «донгузлавом» когда-то называли «пристанище кабанов». Отсюда и название озера.

В 6-5 веках до нашей эры на Крымском побережье был основан ряд греческих городов-колоний. Самый крупный – Пантикапей, нынешняя Керчь, на западном берегу – Керкинитида – на месте современной Евпатории, а в конце 4 века до нашей эры – Калос-Лимен, что в переводе означает «Прекрасная Гавань», остатки руин которой сохранились в поселке Черноморском. Между Керкинитидой и Калос-Лименом возник ряд греческих укрепленных поселений. К ним относятся открытые в 1933 году городища возле сел Поповка, Громово (Беляус), Оленевка (Караджа), Межводное и ряда других. Поселения у Поповки и Беляус прикрывали дорогу, проходившую по пересыпи, и охраняли вход в Донузлав.

В. А сейчас мы с вами поиграем в игру где водяной будет охранять вход в Озеро Донузлав.

Подвижная игра: «Водяной»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг - «озеро» в котором живет Водяной. Все игроки - дети, а один - Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, водяной поиграй со мной!»

Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей.

Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга - «озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.

В: вот какие молодцы. Присаживайтесь продолжим наше занятие.

В античную эпоху Донузлавский регион был самым населенным. И это неудивительно. Удобный залив с многочисленными лиманами и бухтами, укрывающими корабли от бурь и ветров, плодородные черноземы, источники чистой родниковой воды и благоприятные климатические условия, определили выбор греков. Еще одним плюсом было большое изобилие рыбы, обитавшей в Донузлав. При археологических раскопках были найдены различные рыболовные снасти, медные крючки, глиняные грузила для сетей, а также остатки скелетов и чешуя трех видов кефали, морского карася, камбалы-калкана, ската-лисицы, осетра и панцири крабов. Очевидно, рыболовство носило промышленный характер, наряду с животноводством и земледелием. В античное время северо-западный Крым обеспечивал Херсонес и прилегающие к нему области хлебом и морепродуктами. В позднее средневековье через Донузлавский регион проходили маршруты морских и сухопутных походов запорожских и донских казаков. А в 18-19 веках здесь расположились казацкие русские села.

В советские времена Донузлав и окрестности стали местом базирования полка гидросамолетов противолодочной авиации, десантных кораблей на воздушной подушке, сторожевых катеров, морской пехоты, бригады тральщиков, дивизион вспомогательных и аварийно-спасательных судов. Конечно, без ущерба для природы не обошлось. С тех пор рыбы и мидий здесь поубавилось. На Донузлаве были построены два военных городка: поселки Мирный и Новоозерное.

В: Ребята давайте поиграем в игру

«Экологический светофор». Воспитатель читает предложения и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, что человек поступает хорошо по отношению к природе - показывает зеленый круг, а в каких - нет красный круг).

- После отдыха на пляже разбросаны стеклянный битый мусор.

- Дети несут ежика с поля домой.

- Человек сажает возле своего дома цветы и деревья.

- Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

- Человек вернулся с полей с букетом полевых цветов.

- После отдыха на пляже человек собрал весь мусор.

- Человек ездит на работу на велосипеде.

- Человек моет в озере свою машину.

- Человек кормит лебедей на озере.

- С кораблей горючее попадает в водоемы.

- Человек вылавливает мидии и криветку из озера.

- Человек выбрасывает батарейки в специальное место.

В: Какие вы молодцы! Вот и подошло к концу наше путешествие. Что интересного вы запомнили? Ой ребята посмотрите водяной оставил для вас подарок в сундуке. Угощайтесь.

Озеро ДОНУЗЛАВ

Озеро Донузлав иллюстрация 6

РАПАН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-игрового мероприятия «Права маленького гражданина» для детей подготовительной группы

Целью данной разработки является создание условий, способствующих первоначальному правовому воспитанию детей дошкольного возраста....

методическая разработка: Музыкально-поэтическая композиция "Конституция Российской Федерации" для детей подготовительной группы.

Этот сценарий разработан всвязи с двадцатилетием принятия Конституции Российской Федерации. Это досуг для детей подготовительной группы, который проводится в конце учебного года. Репертуар (песни, тан...

Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

Методическая разработка : "Конспект занятия посвященного Дню Победы" ( для старшей и подготовительной группы)

Конспект предназначен в помощь начинающим воспитателям, музыкальным руководителям.В нем предлагаются стихи, танцы, песни, игры, которые можно использовать при планировании мероприятий, посвященных Дню...

Методическая разработка музыкального праздника "Город Петра" в дошкольном образовательном учреждении, подготовительная группа

Методическая разработка создана на основе выполнения целей и задач познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Праздник "Город Петра" был проведён по данной мето...

Методическая разработка интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по космическим планетам" подготовительная группа

Итоговая ннод по теме "Космос" в подготовительной к школе группе. Закрепление знаний о планетах солнечной системы.Закрепление знаний по ОО "Познание"( ФЭМП)....