Экологическое воспитание посредством ознакомления с окружающим миром родного края
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром родного края.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес,
степи, горы, а человеку нужна Родина,
и охранять природу - значит охранять родину»..
М.М. Пришвин.
Духовность и нравственность, образованность и цивилизованность, широкий кругозор, бережное отношение ко всему живому и окружающему, т.е. культура и сознание,- прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество. Поэтому культурно- экологическое воспитание и образование, позитивный настрой на жизнь, ориентация на истинные ценности, созидание и творчество должны начинаться с раннего детства и охватывать все этапы семейного, дошкольного, школьного и послешкольного образования, сопровождать человека в процессе трудовой деятельности и всей жизни.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней.
Системное знакомство ребёнка с миром природы родного края позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь обобщения.
Цель: Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста. формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма.
Для её достижения были определены следующие задачи:
Задачи:
• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
• обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• вовлекать детей в элементарную природоохранную и исследовательскую деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.
Свою работу начала с построения предметно-развивающей
среды: создан экологический уголок, где находятся цветы, книги об охране природы, природный материал, картины, иллюстрации художников, посвящённые природе, экологические игры: «Угадай по описанию»», «Птичий двор», «Про растения», и многие другие.
Подобраны экологические плакаты: «Грибы», «На лугу», «Цветы», «Деревья», «Берегите природу»; создана библиотека книг о природе, в которой представлены рассказы известных писателей о природе. Подобраны произведения способствующие духовно- нравственному воспитанию дошкольников: объединённые гуманной мыслью о необходимости добра и дружбы, воспитывающие светлое отношение к животному миру.
В группе имеется уголок природы, где находятся комнатные растения. Сезонно функционирует огород на окне, позволяющий детям осуществлять исследовательскую деятельность. В группе создан экспериментальный уголок «Хочу всё знать», где имеются лупы, дидактические игры, магниты, микроскоп, трубочки, стаканчики, весы и другой материал для работы.
На территории детского учреждения создана экологическая тропа, оформлен экологический паспорт.
В своей работе я использую следующие формы и методы работы с детьми:
НОД, беседы, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, индивидуальную работу, экологические игры, художественную литературу, конкурсы, викторины, экспериментальную деятельность, акции, проекты, использование ИКТ.
При планировании мероприятий с детьми наряду с обучающими задачами,
также ставлю задачу духовно-нравственного направления.
На занятиях по познавательному развитию расширяю представления детей о мире природы, учу отношениям заботы о растительном и животном мире нашего края. Воспитываю бережное отношение к ней.
Соблюдая правила поведения в природе во время экскурсий, наблюдений , ребенок усваивает нравственные нормы. Во время наблюдений, например, за насекомыми, обращаю внимание детей на бережное отношение к ним, на то, что даже вредное насекомое нужно природе.
Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят
ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему
социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.
Например, в игре «Как себя вести в лесу», ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы.
В течении всего учебного года проводятся экологические акции: «Покормите
птиц зимой!», «Домик для скворца» и др. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности.
Труд в природе формирует бережное, заботливое к ней отношение.
Способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям.
Осенью дети привлекались к сбору семян цветущих растений, помогали пересаживать комнатные растений из грунта в уголок природы . Зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев, кустарников, чистке участка, кормлению птиц. Весной – к уборке территории и выращиванию рассады, созданию огорода на подоконнике. В процессе опытно- исследовательской деятельности с растениями воспитываю желание ухаживать за ними, что способствует воспитанию доброты и любви к природе.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Превращение воды в лёд" и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
Знания, полученные детьми, закрепляю на праздниках, развлечениях: «Лес - наше богатство», КВН «Знатоки природы нашего края», «Как прекрасен этот мир».
Мои воспитанники стали участниками муниципального творческого конкурса «Зимующие птицы», всероссийского конкурса поделок из природного материала «Осенние фантазии».
Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и
социализации дошкольников, поставила перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками. Провела анкетирование родителей, стала вовлекать их в воспитательно-образовательный процесс, приглашая посмотреть экологические занятия, развлечения. В помощь родителям создана рубрика «Добро пожаловать в экологию», где проводятся консультации, беседы , ответы на интересующие вопросы.
Периодически организовала выставку поделок «Как прекрасен этот мир», консультации «Любовь к животным как форма воспитания», «Воспитание доброты к природе». Показала занятия по экологии «Где живёт вода», «Звуки природы» . Родители приняли активное участие в фото-конкурсе «Природа родного края», конкурсах «Птичья столовая», «Домик для скворца».
С коллегами приняли участие во Всероссийском фестивале «Праздник Эколят –молодых защитников природы" где дети показали свои знания о любви к родному краю, заботе о окружающем мире., а родители помогли изготовить кукол-эколят.
Систематически занимаясь экологическим воспитанием, сумела достичь таких результатов: Повысился уровень экологического сознания у детей.
Снизился уровень агрессивности, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за растениями. Большинство детей стали более ответственными, стараются не срывать цветов, не ломать веток, бережно относиться к насекомым, птицам, животным.
Всё это ещё раз подтверждает, как велико влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие дошкольников.
«Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!» Смирнова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_festival4_1.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи , горы , а человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину».. М.М. Пришвин.
Цель: Создание условий для развития экологической культуры. Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста. формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма. Задачи: • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; • обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы; • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; • вовлекать детей в элементарную природоохранную и исследовательскую деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.
Экологический уголок Литература
Рассматривание плакатов Рассматривание и ллюстраций, книг Экологические игры
Любовь к природе через театр Чтение литературы, рассматривание иллюстраций
Огород на окне
Экспериментальная деятельность
занимаемся играя
Наблюдение за опавшими листьями Экскурсия на луг Экскурсия по городу
Берегите птиц! Поход в библиотеку
Учимся любить родной край
Экскурсии в музей
Уход за комнатными растениями
Труд в природе
опыты
Наши работы Выставка рисунков о Байкале КВН « Знатоки нашего края»
Муниципальный конкурс «Птицы нашего края»
Работа с родителями Изготовление кормушек Изготовление кормушек Участие в праздниках Благодарность за участие в жизни сада
Наши игры
Изучаем наблюдаем
Любовь к природе через игры, поделки, рисунки.
«Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души !» А.В.Смирнова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта."Формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром родного края."
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы ,привлечение к посильной помощи в охране природы ,экологическое воспитание всего населения,а особ...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Родной край - озеро Городно"
Представлен конспект занятия по ознокамлению с окружающим миром. Занятие в рамках краеведения. Возраст детей - старшая группа...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Без приближения детей к проироде и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, ...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нр...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
Без прибжения детей к природе и широкого использования её в воспитатель-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравс...
КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...