Проект "Священный Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта – расширение представлений у дошкольников о растительном и животном мире Прибайкалья, о неразрывной связи человека с природой. Формирование бережного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Байкал | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тында Амурская обл.
разработка Сушевской И. Г. воспитатель
первой квалификационной категории
группы № 3 «Почемучки».
Проект
«Священный Байкал»
(подготовительная к школе группа)
Цель проекта – расширять представления дошкольников о растительном и животном мире Прибайкалья, о неразрывной связи человека с природой. Формировать бережное отношение к окружающему миру.
Занятия по ознакомлению с окружающим
«Байкал – колодец планеты»
Цель. Дать представление о местонахождении Байкала, его уникальности (размерах, глубине, чистоте), о чистильщиках воды (губках, рачках, моллюсках), о некоторых видах водорослей.
Материалы и оборудование. Глобус, карта России. Фотографии природы Байкала. Картинки с изображением водорослей, губок, рачков, моллюсков. Емкости с водой, стаканчики, губка, воронка, глина, разведенная водой. Ящик с камнями.
Воспитатель.
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдина, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А то это такое? Все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и н солнце, а озеро Байкал! (М. Сергеев)
Приглашаю вас в путешествие по этому озеру. Но прежде чем отправиться в путь, нужно узнать, где находится Байкал. Как мы можем определить местонахождение озера?
Дети. Байкал можно найти на глобусе или карте. (Воспитатель вместе с детьми находит и рассматривает на глобусе и карте озеро Байкал).
Воспитатель. Это голубое пятнышко, похожее на полумесяц, и есть озеро Байкал. Байкал находится на территории России, в Сибири. Это озеро со всех сторон окружено горами. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал называют колодцем планеты, голубой жемчужиной, памятником природы. Как вы думаете, почему?
Дети. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.
Воспитатель. В Байкал впадают 330 рек и речушек. Самые крупные из них – Селенга, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. А вытекает из озера всего одна река – Ангара. (Дети вместе с воспитателем находят на карте название рек).
Ребенок.
Край чудесный, край сибирский,
Как ты дорог мне, как мил.
Я твою святую воду,
Преклонив колени, пил.
Опускал в нее ладони,
Сердцем чувствовал тепло.
Край чудесный, край сибирский,
Я с тобою заодно. (М. Сергеев)
Воспитатель. Чистейшая и прозрачная вода Байкала даже летом остается достаточно прохладной. (Дети под руководством воспитателя проводят простейший органолептический анализ воды: имеет ли она цвет, запах, примеси. Затем сравнивают вкус кипяченой и не кипяченой воды).
Воспитатель. Какая вода вам больше понравилась? Какова на вкус кипяченая вода? Чем она отличается от не кипяченой воды?(Ответы детей). Байкальская вода богата кислородом и очень вкусна. Реки, падающие в Байкал, приносят бактерии, грязь, мусор, но вода в озере продолжает оставаться такой чистой и прозрачной, что отдельные камни видны на глубине сорока метров. Хотите узнать, почему это происходит? (Да). Прогуляемся по берегу озера и заглянем в его воду.
Проводится разминка. Дети выполняют дыхательные упражнения и поочередно проходят по дну ящика, выложенному камнями.
Воспитатель. В байкальской воде (от поверхности до дна) живут разнообразные животные и растения, многие из которых не встречаются больше нигде в мире. Животные санитары Байкала играют важную роль в жизни озера. Именно они, профильтровывая воду, делают ее чистой и прозрачной.
Это (здесь и далее показываются картинки) пресноводные губки – самые древние обитатели Байкала. Всю свою жизнь они проводят на одном месте, прикрепляются к камням и растут. Через множество пор губки втягивают воду. Бактерии и частицы водорослей приклеиваются к липким воротничкам, которые находятся внутри губки, а чистая профильтрованная вода выводится через специальные отверстия – устья. И губки насыщаются, и вода становится чистой. Проводится опыт. Дети вставляют в воронку губку и пропускают через нее воду, смешанную с глиной. Наблюдают, как, проходя через отверстия губки, вода очищается и становится прозрачной.
Воспитатель. А это моллюски – раковинные животные. Раковины надежно укрывают их мягкие нежные тела. Если раковины состоят из двух створок с плотно смыкающимися краями, моллюсков называют двустворчатыми. Моллюсков с цельной раковиной называют улитками. Через отверстия в раковине улитки высовывают часть тела и головку с глазами и щупальцами. Эти моллюски, как и губки, фильтруют воду, вылавливая из нее мельчайшие организмы, которые служат им пищей.
В байкальской воде водятся и ракообразные животные. Они тоже являются фильтрами. Рачки – настоящие санитары Байкала. Они поедают останки рыб и других животных, очищая воду озера. Самый знаменитый рачок Байкала – эпишура. Он обитает только в этих водах. В его ротовом аппарате есть многочисленные щетинки, образующие ловчую сеть, в которую попадают бактерии и водоросли. (Дети находят картинки с изображением ракообразных и моллюсков).
Воспитатель. В трудном деле очистки воды губкам, рачкам и другим животным помогают водоросли, населяющие как толщу воды, так и дно озера. Они не только выделяют кислород, необходимый для дыхания водных животных, но и служат им пищей. В Байкале живет множество видов водорослей: диатомовые, синезеленые, золотистые, красные и многие другие. (Дети с помощью воспитателя находят картинки с изображением некоторых видов водорослей).
Воспитатель. Как вы думаете, что произойдет, если в Байкале исчезнут водоросли?
Дети. Если это случится, погибнут многие виды животных.
Воспитатель. А что произойдет, если исчезнут рачки, губки и моллюски?
Дети. Если они исчезнут, вода постепенно станет мутной и затянется илом.
Воспитатель. Ученые пытались выращивать губок и рачков в других водоемах, но они не прижились и погибли. Поэтому надо очень бережно относиться к этим уникальным обитателям Байкала, которые делают его воду такой чистой.
К сожалению, в озеро выходят водостоки населенных пунктов, а некоторые предприятия сбрасывают в воду промышленные отходы. Как вы думаете, это опасно? Почему?
Дети. Грязную воду пить нельзя, в ней не могут жить растения и животные.
Воспитатель правильно. На территории вокруг Байкала находится несколько заповедников. А для защиты окружающей среды вокруг озера создана санитарная зона. Не только специалисты, но все жители Прибайкалья должны бороться за чистоту и красоту этого края.
Подумайте, что можно сделать для того, чтобы это уникальное озеро не исчезло и вода в нем оставалась такой же чистой.
Растительный мир Байкала
Цель. Дать представление о разнообразии и уникальности растительного мира Байкала.
Материал. Картинки с изображением растений. Кедровый орех. Лист бумаги формата А4 и набор фломастеров – на каждого ребенка.
Воспитатель. Растительный мир Байкала в любое время года поражает своей красотой, разнообразием видов и их неповторимостью. Озеро окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают удивительные растения, которых нет больше нигде на планете.
На берегах Байкала в бухте песчаной встречаются странные деревья, стволы которых находятся на высоте двух – трех метров от поверхности земли. Эти деревья стоят на свои корнях как на ходулях. (Показывает картинку). Ходульные деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда – то, остановились отдохнуть и скоро снова двинуться в путь.
Весной, как только сходит снег, берега Байкала превращаются в цветущий сад. Огромное количество розовых цветов покрывают кустарники, на которых еще не видна зеленая листва. Это зацветает даурский рододендрон- багульник. Пройдет немного времени – и вся земля покроется волшебным покрывалом, цвет которого будет постоянно меняться. Цветет ромашка – оно белое, чабрец – розовато – сиреневое, саранка – оранжево – красное. И так все лето: одни цветы сменяются другими. (Воспитатель показывает картинки, дети называют растения, рассказывают о них).
Первый ребенок. Чабрец растет на каменистых склонах и степных лугах Прибайкалья. Это лекарственное растение. Его веточки с мелкими цветами и листьями приятно пахнут. Чабрец используют как приправу к разным блюдам, заваривают как чай.
Второй ребенок. Это черемша. Из ее листьев делают салаты со сметаной и начинку для пирогов. По вкусу она похожа на чеснок.
Воспитатель. Богаты окрестности Байкала и ягодами – брусникой, малиной, черникой, голубикой, клюквой. (Проводится разминка. Дети выполняют движения по показу воспитателя).
По болоту я хожу, во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь, клюквою питаюсь.
Я схожу на ручеек, заварю себе чаек.
Буду пить – попивать, красно лето вспоминать.
Воспитатель. А это что такое? (Показывает кедровый орех).
Дети. Это кедровый орех. Эти орехи собирают в таежных кедровниках.
Воспитатель. Сибирский кедр славится не только орехами. Дома, построенные кедровых бревен считаются полезными для здоровья проживающих в них людей. Прочная древесина кедра обладает приятным запахом, сохраняющимся десятки лет. Что еще вы знаете об этом дереве?
Дети. Кедр очень высокий. Он живет до 500 лет. Сибиряки называют кедр хлебным деревом. Из кедровых орехов получают кедровое масло.
Воспитатель. Правильно. Люди научились использовать даже скорлупки кедровых орехов. Народные целители готовят на их основе отвары и примочки. Строители делают из них отделочный материал - кедропласт. А из шелухи шишек, скорлупы орехов и смолы кедра художники создают замечательные картины.
Большинство растений нашего края съедобны и полезны для здоровья. Только успевай собирать да заготавливать на зиму грибы и орехи, годы и травы.
Проводятся дидактически игры: «Растения края».
Воспитатель называет обобщающее слово («кустарники», «травы», «ягодники», «деревья»), а дети – соответствующие растения и находят картинки с их изображением.
«Что для чего».
Воспитатель называет, а дети поочередно объясняют, для чего нужна та или иная часть (корень, стебель, лист, цветок, плод).
Воспитатель. А теперь нарисуйте растение, которое вам понравилось больше всего. Ваши рисунки мы разметим в уголке природы. (Дети садятся за столы и выполняют задание).
Животный мир Байкала
Цель. Дать представление о некоторых видах животных, обитающих в Байкале и Прибайкалье.
Материал. Картинки с изображением животных Байкала.
Воспитатель. Животный мир Байкала необычайно богат. В озере и его окрестностях обитают почти все виды пресноводных животных. Сегодня мы встретимся с некоторыми из них. Давайте построим лодку и на ней поплывем по просторам священного моря. (Дети ставят стулья в форме лодки, садятся на них). Проплывая по глади озера, часто можно встретить рыбаков. Богаты байкальские воды рыбой. Самая древняя и крупная из них – осетр. (Здесь и далее раскладываются вокруг лодки картинки с изображением животных). В возрасте 15 -16 лет осетры вырастают до метра и весят до 10 – 12 килограммов. Различные народы, населяющие Прибайкалье, называют эту рыбу по – разному: монголы и бурты – «хелма», звенки – «тина», якуты –«хатыс». А знаменитый русский писатель Виктор Афанаьев назвал осетра царь – рыбой. Байкальский осетр занесен в Красную книгу России как редко встречающийся вид. Лов этой рыбы запрещен.
Основная промысловая рыба на Байкале – омуль. Он – долгожитель среди рыб, живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: ели тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит. Не уверена, что это правда, но сибиряки знают: нет рыбы вкуснее. Ее и жарят, и солят, и коптят, и консервируют. А коренные сибиряки даже едят мясо омуля сырым.
Что за рыбка – невеличка
Меньше вашей рукавички?
Жаль, на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Это голомянка. Самая многочисленная рыба Байкала обитает на глубине от 100 до 300 метров. Она почти прозрачная, точно делана из розового стекла. Голомянка наполовину состоит из жира. В прежние времена местные жители собирали этих рыб, штормом выброшенных на берег, чтобы вытопить их них чрезвычайно полезный жир. Голомянка не откладывает икру, а рождают живых мальков. Название этой рыбки происходит от слова «голомень», что означает «открытое море». Послушайте стихотворение об этой рыбке.
Я к Байкалу иду спозаранку,
Говорю я ему с улыбкой:
- Одари меня, море рыбкой,
Дай ты не поймать голомянку.
Эта рыбка на вид невзрачна,
Но зато она так прозрачна.
Я к глазам поднесу поближе –
Сквозь нее чудеса увижу.
Я мгновенно окину оком
Все, что близко и что далеко…
Угасает моя улыбка:
- Где ты, где, голомянка – рыбка?
По каким глубинным потокам
Бродишь тихо и одиноко?
И по странной какой причуде
Выбираешь путь, беглянка?
Ты не дай разувериться в чуде,
Ты ко мне приплыви, голомянка. (М. Сергеев).
Воспитатель. А это рыбы – хищники: даватчан и хариус. Они тоже занесены в Красную книгу. Даватчан вооружен крепкими острыми зубами, торчащими наружу. Эвенки почитают эту рыбу, как божество, побеспокоив которое можно нажить немало неприятностей.
Хариус узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они и помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.
Желтокрылку – небольшую рыбку, похожую на веретено, - рыбаки ловят сетями. Она прозрачна так потому, что у ее самцов в период нереста плавники окрашиваются в желтый цвет.
Самая маленькая рыба Байкала – широколобка Гурвича. Взрослые рыбы этого вида весят всего два – три грамма.
Давайте утроим рыбалку. Прежде ем вытащить рыбу их воды, вспомните. Можно ли ее ловить. (Дети встают, обходят лодку и собирают картинки, на которых изображены промысловые рыбы Байкала).
Воспитатель. Посмотрите, что за птица пролетела над нашей лодкой. (Показывает картинку).
Дети. Это чайка.
Воспитатель. Чайки гнездятся на скалистых берегах Байкала и его островов. Давайте пристанем к берегу и узнаем, какие еще птицы облюбовали эти места. Особенно много здесь разных видов уток. Иногда можно увидеть гусей, лебедей – кликунов, бакланов, серых цапель и гагар. (Показывает картинки). а это хищная птица
Зоркий глаз парит высоко,
Но не ястреб и не сокол.
Это орел. В Прибайкалье обитает семь видов орлов. Одним из самых красивых и величественных пернатых хищников считается белоголовый орел. Размах его крыльев достигает двух метров, а живет он до ста лет. Орел для бурят – птица особенная. Священный белоголовый орел – герой многих древних байкальских легенд. По преданию сын грозного духа острова Ольхон в образе белоголового орла первым получил шаманский дар.
Хорошо, что мы не ушли далеко от воды. Посмотрите, что за любопытная мордочка смотрит на нас из – за камня?
В снежном логове родятся,
Простудиться не боятся.
Подрастут, начнут нырять,
Шубки белые менять.
Догадайтесь, сами,
Что за зверь с усами? (Нерпа).
На каменистых берегах острова Тонкого и Ушканьих островов находятся лежбища нерпы, единственного в мире пресноводного тюленя. Это удивительное млекопитающее семейства ластоногих способно жить как в воде, так и на суше. Как вы думаете, почему байкальскую нерпу относят к семейству ластоногих?
Дети. Лапы нерпы похожи на ласты. Они помогают зверю быстро плавать и нырять.
Воспитатель. Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей они кормят молоком. Вспомните, как называются такие животные? (Млекопитающие). Прибайкальская тайга богата зверем. Разгадайте загадки, найдите картинки – отгадки и покажите их.
Он тайги хозяин строгий,
Кабинет его в берлоге. (Медведь).
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (бурундук).
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
И на всех готов напасть. (Волк).
Живет не в тундре тот олень,
Не видит он полярный день.
Он в Забайкалье обитает.
Как звать его, кто отгадает? (Изюбрь).
Есть в тайге большая кошка,
Уши в кисточках – сережках.
Ты не скажешь кошке «брысь»,
Потому что это…(рысь).
Этот зверь довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и все. Ни лап, ни шеи, это просто…(змеи).
Дети выполняют задание. Затем проводятся дидактические игры.
«Что для чего». Дети распределяются на две подгруппы. Члены первой показывают картинку с изображением животного и задают вопрос, члены второй подгруппы на него отвечают. Затем участники меняются ролями. Выигрывает подгруппа, которая дала больше правильных ответов.
Дети. Для чего изюбрю рога и сильные ноги? (Рога помогают этому оленю защищаться от хищников, а сильные ноги – преодолевать расстояния в поисках пищи). Для чего зайцу длинные уши и быстрые лапы? (На зайцев охотятся филины, волки, лисы, рыси. Длинные уши помогают услышать приближение хищника, а быстрые лапы – убежать). Зачем рыбам жабры? (С их помощью рыбы дышат в воде).
«Узнай по описанию». Воспитатель описывает животных. Дети поочередно находят картинки с их изображением и называют зверей, птиц и рыб.
Воспитатель. Это самые мелкие олени. Внешне они похожи на кенгуру: их задние ноги значительно длиннее передних. Рогов у них нет, но у самцов растут длинные изогнутые клыки. Эти животное занесено в Красную книгу. (Каборга).
«Байкал – сердце Сибири»
Игра – викторина
Цель. Углублять, систематизировать, обобщать полученные знания. Развивать познавательный интерес. Формировать чувство гордости, бережное отношение к флоре и фауне Байкала.
Предварительная работа. Формирование команд. Выбор капитанов, названий и девизов команд. Выполнение домашнего задания. Разучивание стихов, песен и танцев по теме. Подготовка инсценировок по легендам Байкала и к конкурсу «Жалобная книга Байкала».
Под веселую музыку команды входят в зал.
Ведущий. Приветствую участников нашей игры – викторины и их друзей – болельщиков. Прошу членов жюри (представляет) и команды занять свои места. (В зал входит фея Гармония).
Фея Гармония. Здравствуйте! Разрешите представиться – фея Гармония. Я помогаю людям жить в согласии с природой. На планете Земля все живые существа зависят друг от друга и от всего, что происходит вокруг. Все между собой связано, как звенья в цепи: вынул одно звено – и цепь распалась. Надеюсь, что здесь собрались дети и взрослые, которые не только изучают природу нашей страны, но и стремятся сделать ее еще красивее.
Ведущий. Здравствуй, Гармония! Мы рады, что ты заинтересовалась знаниями участников нашей викторины. Оставайся с нами, может быть, понадобится твоя помощь.
Фея Гармония. Я пришла не с пустыми руками. (Указывает на коробку). Здесь не только то, что может понадобиться вам для проведения конкурсов, но и призы для победителей.
Ведущий. Спасибо! Присаживайся и будь участником нашей встречи, посвященной озеру Байкал и его окрестностям.
Ребенок.
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он величав и вечен
В гранитной раме вырезной.
И весь до донышка – просвечен,
И весь до капельки – родной. (М. Сергеев).
Ведущий. Команды, поприветствуйте друг друга.
Команда «Экологи». Наш девиз: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Команда «Следопыты». Наш девиз: «Вперед – навстречу знаниям!»
Ведущий. Желаем вам успехов!
Фея Гармония. За каждое правильно выполненное задание вы получите цветок.
Разминка. Члены команд поочередно называют сначала животных, а затем растения Прибайкалья. Выигрывает команда, ответ которой тал последним. Здесь и далее фея Гармония вручает капитану команды победителя искусственный цветок.
Конкурс «Эрудиты».
Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего. Если команда затрудняется с ответом, на вопрос отвечают соперники.
Как называется наша страна? (Россия).
Как называется край, где находится озеро Байкал? (Сибирь).
Как называется самое известное озеро? (Байкал).
Покажите на карте это озеро.
Какая река вытекает из Байкала? (Ангара).
Назовите самый крупный приток озера Байкал. (Река Селенга).
В каком месяце замерзает Байкал? (В декабре, иногда в январе).
В чем уникальность воды Байкала? (В озере питьевая вода).
Возраст озера Байкал? (25 млн. лет).
Максимальная глубина Байкала? (1637 м.).
Почему Байкал называют «колодец планеты»? (Это самое глубокое пресноводное озеро на Земле).
Дуют с юга и с востока, дуют мягко и жестоко.
Рыбаки с одними в ссоре, не выходят даже в море.
А с другими дружбу водят, стаи рыбные находят.
Дали всем им имена. Кто же самый злой? (Сарма).
Ну – ка память напрягите, остальные назовите. (Баргузин, култук, верховик, шелонник, горный).
Слева плещет море Малое, справа раскинулся Байкал.
Посредине остров каменный. Как бы та его назвал? (Ольхон).
Конкурс «Что это?». Ведущий называет группы слов, а команды (поочередно) – обобщающие слова.
Ведущий. Россия, Китай, Монголия, Япония. (Страны).
Усть – Илимск, Иркутск, Братск, Ангарск. (Города).
Селенга, Ангара, Енисей, Илим. (Реки).
Буряты, монголы, русские, тунгусы, якуты. (Народы).
Баргузин, верховик, шелонник, култук, горный, сарма. (Ветры).
Ольхон, Бокучан, Замогой, Тойнак, Хунук, Ярки. (Острова).
Музыкальный конкурс. Команды по очереди исполняют песню или танец, посвященный озеру.
Литературный конкурс. Команды по очереди читают стихи, посвященные Байкалу.
Конкурс капитанов. Капитаны называют слова, ориентируясь на первые буквы слова «Байкал». Фея Гармония записывает их ответы.
Б – ветер на Байкале. (Баргузин).
А – река, вытекающая из Байкала. (Ангара).
Й – река, впадающая в Байкал. (Иркут).
К – ветер на Байкале. (Култук).
А – пик горной системы Байкала. (Авиатор).
Л – хвойное дерево. (Лиственница).
Выигрывает тот, кто быстрее даст правильный ответ.
Домашнее задание. Команды показывают инсценировки по мотивам легенд Байкала.
Конкурс «Жалобная книга Байкала».
Команда «Экологи» инсценирует обращение озера Байкал к людям.
Команда «Следопыты» показывает инсценировку на тему «Как можно помочь озеру Байкал».
Фея Гармония. Как я рада, что мне удалось побывать на вашей игре – викторине! Я убедилась в том, что не перевелись на нашей планете люди, которые не только стремятся познать тайны природы, но и стараются ее беречь и охранять.
Жюри подводят итоги конкурсов. Ведущий и фея Гармония награждают всех участников дипломами и призами – книгами о Байкале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
Занятие составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"
Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...