Информационно-творческий проект "Знакомство со средой обитания диких животных зимой"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Цели проекта. Расширение представления детей о многообразии животного мира. Закрепление знания о животных родного края. Расширение представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитание осознанного бережного отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формирование представления о том, что человек -это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Знакомство со средой обитания диких животных зимой" | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
Информационно- творческий проект
«Знакомство со средой обитания диких животных зимой».
(Ознакомление с окружающим миром, рисование, аппликация)
Вторая младшая группа.
Подготовили: Сушевская Ирина Григорьевна,
воспитатель, первая квалификационная категория.
Таркова Олеся Николаевна,
воспитатель, без квалификационной категории.
г. Тында 2023 год.
Введение
В народной педагогике сказка давно занимает достойное место. В далеком прошлом, когда письменность еще не была развита в достаточной степени и устное народное творчество было ведущим искусством слова, рассказывание детям былей и небылиц, сказок и былин входило в образ жизни народа, составляло основу взаимосвязи поколений и создавало преемственность. Сказка завораживает детей, потому что отвлекает их от повседневности, уводит в мир выдуманных событий, расширяет временное и жизненное пространство, создает простор для воображения и фантазии. Сказки имеют особую художественную форму: с одной стороны, они динамичны – в них происходит быстрая смена событий, а с другой – богаты на повторы, что создает плавность повествования.
В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней «невозможное возможно», в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано, для нее характерно течение в определенном русле и строгая смена закономерных явлений, событий. Природа – структура, в которой все взаимосвязано, все определяется причинно – следственными связями. Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущим является наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Хорошо подобранная по содержанию сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе. Это хорошо чувствовали маститые детские писатели, которые создавали замечательные сказки о природе.
В 1998 г., во время становления экологического образования, вышел сборник «Экологические сказки» (Минск: Асар), составленный кандидатом биологических наук Л.П. Молодовой. В своем обращении к детям она поясняет: экологические сказки – это сказки о планете Земля, которая для всех людей является родным домом. Экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, понятной и запоминающейся.
«Мы должны любить свой дом и беречь природу, которая удивляет и восхищает своими непревзойденными творениями и щедро дарит нам все необходимое для полнокровной жизни: чистоту вод и воздуха. Плодородие почв и богатства недр. Леса и луга, красоту пейзажей и звуков. Сказки повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Страшные несчастья и горькие беды. Обрушиваются на Землю, когда человек нарушает великие законы природы, не задумываясь о последствиях своих неразумных поступков».
Лесу и его обитателям посвящены сказки Н. Сладкова «Бюро услуг», В. Бианки «Теремок». Бюро услуг – это помощь лесных жителей друг другу, помощь, построенная на умениях каждого, т.е. на уникальной приспособленности животных к месту своего обитания. Теремок – процесс образования дупла в дереве и его последовательного обживания различными животными леса. Используя форму сказок, мы даем детям знания о непростых явлениях морфофункциональной приспособленности животных к среде обитания; в занимательных сюжетах показывается, зачем им тот или другой орган («Хвосты», «Чей нос лучше?»), какие приспособительные особенности поведения для них характерны («Приключения муравьишки», «Лесные домики»). Некоторые сказки написаны в лучших народных традициях, их можно инсценировать, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.
Народные сказки иные, чем авторские: они не преследуют специальной цели воспитания у детей любви к природе. Но, если они включают в себя какое – либо «природное» содержание, их можно использовать для экологического воспитания. Иначе говоря, незатейливые сюжеты и персонажи этих сказок позволяют решать многие экологические задачи.
С. НИКОЛАЕВА.
Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, Институт психолого – педагогических проблем детства РАО, Москва.
Актуальность
В широко распространенной до сих пор в экологическом воспитании дошкольников классификации живых организмов («вредные, опасные и полезные») отражается потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале им рассказывают об опасности ядовитых грибов, а затем – о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно. Очень часто взрослые говорят: «Эта змея ядовитая, ее нужно убить», «Тигр – зверь страшный, кровожадный». А педагогически правильно было бы объяснить, что оба животных находятся на грани вымирания, что в силу своей редкости не могут нанести существенного вреда. Справедливо указать, что в природе нет вредных и полезных животных, вредные и полезные существуют по отношению к человеку.
Как появилось выражение «вредные и полезные природе объекты»? Полезными мы считаем животных, которых можем использовать в наших чисто утилитарных целях. Тех же, кто создает нам какие – либо неудобства, мы наградил ярлыком «вредные». Все «вредные» животные, растения так или иначе конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы. К моменту поступления в школу у детей уже сформированы представления о волке и других хищниках как о «плохих, злых» животных, а о зайцах и других травоядных – «хороших добрых». Отсюда дети делаю выводы: плохой волк не нужен, его можно убивать, а потому и нет смысла охранять. Мы должны четко разделять две среды: в одной из них – искусственной, созданной человеком – законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных и нежелательных для нас животных, которых мы называем «вредными» (тараканов, крыс, мышей), должна регулироваться самими людьми. Но в другой среде – в естественных экосистемах – все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Поэтому в естественных условиях делить их на вредных и полезных бессмысленно. Необходимость бережного отношения к природным объектам, их охраны объясняется только с точки зрения использования их человеком.
Наша цель – показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. Идея необходимости улучшать природу, приумножать ее богатства отражает подход с позиции «человек – хозяин природы». Трудно осознать и признать тот факт, что дикая природа живет по своим собственным законам. Иногда его стремление «помочь» оборачивается непредсказуемыми последствиями, так как помощь эта не учитывает природные закономерности.
Уход за живыми организмами, забота о них оказывает огромное эмоциональное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в дикой природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо продуманной. Мы должны четко различать действия людей в окружающей среде и в природных условиях. Ребенок уже с детства должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: в городе, парке, в живом уголке. На участке детского сада. Именно к такой ситуации подходит известное выражение А. Сент – Экзюпери; «Мы в ответе за тех, кого приручили». В естественных же условиях любая деятельность, в том числе и «помощь», должна строиться с учетом законов самой природы. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего необходимо показать ее уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления). Мы должны охранять природ не потому, что она нам что – то дает, а потому, что она самоценна.
Н. РЫЖОВА,
доктор педагогических наук, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Цели проекта. Расширение представления детей о многообразии животного мира. Закрепление знания о животных родного края. Расширение представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитание осознанного бережного отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формирование представления о том, что человек -это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Закрепление умения изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками, развивать представление о выразительных возможностях используемого материала. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить детей рассказывать о своих рисунках.
Закрепление знания о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, в применении правильных приемов наклеивания. Учить свободно располагать изображения на листе бумаге. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета.
Предварительная работа. Чтение художественных произведений о животных. Заучивание стихотворений о природе, животных. Рассматривание иллюстраций с изображением различных животных, их среды обитания. Беседы о том, что необходимо для жизни животных, чем они питаются, где живут, как человек может им помогать.
Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображением различных животных. Книги с произведениями о животных. Гуашь разного цвета, кисти для рисования, клей – карандаш, заготовки из цветной бумаги (овощи для зайчат), игрушка зайчик для сюрпризного момента.
Используемая литература.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Журналы «Дошкольное воспитание».
Этапы проекта | Сроки реализации | Виды деятельности | Ответственные |
Подготовительный | 28. 11.22 – 02.12.22. | 1.Составление плана проекта. 2.Подготовка конспектов к подпроекту и занятиям. 3.Подбор литературы. 4.Подготовка материала и оборудования. 5.Привлечение родителей к выполнению проекта (помощь в оформлении группы, приобретение материалов). | Таркова О.Н. воспитатель, Сушевская И.Г. воспитатель. |
Основной | 12.12.22 – 28.02.23. | 1.Подпроект «Праздник у ребят и у лесных зверят». 2.Интегрированное занятие «Животные зимой». 3.Рисование «Заяц на снегу». 4.Аппликация «Угощение для зайчат». 5.Чтение художественных произведений о животных. 6.Заучивание стихотворений о природе, животных. 7.Рассматривание иллюстраций с изображением различных животных, их среды обитания. 8.Беседы о том, что необходимо для жизни животных, чем они питаются, где живут, как человек может им помогать. 9.Дидактические игры «Кто где живет?», «Чей след?», «Угадай чей хвостик». | Таркова О.Н. воспитатель, Сушевская И.Г. воспитатель. |
Заключительный | 28.02.2023 | Кукольный театр по русской народной сказке «Рукавичка». | Таркова О.Н. воспитатель, Сушевская И.Г. воспитатель. |
Приложение № 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 «ТЫНДЕНОК»
ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Подпроект «Праздник у ребят и у лесных зверят»
(творческий, информационный)
по подготовке к празднованию Нового года и украшению группы к Новому году
для младшей группы (3 -4 лет)
Выполнила: Таркова Олеся Николаевна
воспитатель без квалификационной категории
Тында 2022 год
Введение
«Природа более всего чудесна в малом». Так говорил 250 лет назад великий известный натуралист Карл Линней. Его слова приходят на память каждый раз, когда вглядываешься в замысловатый узор на крыльях бабочки, удивляешься изяществу цветка, радуешься таким, казалось бы, будничным явлениям, как восход солнца, полёт птиц, журчание ручья.
В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определённое противоречие. Оно проявляется в выборе объектов и методик. Г.А. Ягодин отмечал: «Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: кто мы? Дети природы или её властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?» в системе непрерывного экологического образования именно дошкольное звено в наибольшей степени всё ещё сохраняет традиционные подходы.
Стереотип «человек-царь, хозяин природы» наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50-80-х годов, и только во второй половине 90-х годов он начал постепенно исчезать из неё. В соответствии с этим подходом человек представляется мерой вещей, а объекты окружающей природы оцениваются с точки зрения опасности или полезности для людей; предполагается, что человек может изменить природу для создания наиболее комфортных для своей жизни условий.
Актуальность проекта:
Дети любят сказки, а в любой сказке главными героями являются животные. Они умеют разговаривать, носят одежду (рубахи, штаны, лапти), едят ту пищу (каша, репа), которую готовят, как люди. В жизни все по-другому. Звери живут в лесу. По-разному приспосабливаются к жизни, особенно в зимний период. Маленькие дети в силу возраста плохо знают, а некоторые и совсем не знают о жизни диких животных. В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в разделе «Ознакомление с миром природы» говорится о необходимости учить детей узнавать в натуре, на картинках, в игрушках некоторых диких животных. Таким образом, в ходе бесед, проведения дидактических игр было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Чуткость и любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства. Важность и необходимость ознакомления детей с жизнью диких животных и недостаточный уровень знаний привели к выбору темы проекта.
Данный проект предназначен для детей младшего возраста. Он содержит практический материал по формированию у детей представлений о жизни диких животных в зимний период. Проект включает в себя познавательные и творческие занятия, беседы, игры, развлечения.
Цели проекта: развитие у детей устойчивого познавательного интереса к жизни диких животных.
- формирование представления о том, что человек, это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
Задачи проекта:
- расширять и уточнять представления детей о природе зимой (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), о диких животных (где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме, познакомить со следами диких зверей). Помощь людей животным в зимний период.
- вызывать интерес у детей к явлениям живой и неживой природы.
- обогащать активный словарь детей (дупло, берлога, нора, колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный, прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать, мышковать и др.); развивать связную речь через составление описательных и творческих рассказов о диких животных; продолжать развивать творческие способности детей.
- развивать навыки общения детей друг с другом и со взрослыми. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
В процессе бесед, рассматривания иллюстраций, чтении стихов и сказок расширить знания и представления детей о жизни диких животных зимой, об их многообразии, бережном отношении к окружающему миру и животным. Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника. Отлично проведенный утренник. Родители активно вовлечены в совместную с детьми творческую деятельность; укреплены семейные связи.
Участники проекта:
Дети младшей группы №4 «Цветики – цветочки»
Воспитатель, младший воспитатель, родители.
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность: 1 месяц (декабрь 2022 года)
Этапы проекта | Сроки | Виды деятельности | Ответственный |
1.Подготовительный | 1-9 декабря | -определение темы проекта -первичный мониторинг детей о жизни диких животных зимой -формулировка цели и задач проекта -составление плана, мероприятий, подготовка к проведению мероприятий -подготовка к утреннику | Воспитатель Таркова О.Н. |
2.Оновной (формы организации работы с детьми) | 9-23 декабря | 1.Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи) 1.1Аппликация «Ёлочка» «Шары на ёлку» «Новогодняя открытка» 1.2Рисование «Деревья зимой» «Шарики для ёлки» «Рукавички» «Новогодняя ёлка» 1.3Лепка «Угощение для Деда Мороза», «Огоньки на ёлочке» 1.4Пластилинография «Зимний пейзаж» 2.Дидактические игры 2.1 «Чей хвост?» 2.2 «Кто где живёт?» 2.3 «Какое время года?» 2.4 «Кто что ест» 2.5 «Назови детёнышей» 2.6 «Узнай по тени» 3.Рассматривание иллюстраций: 3.1 «Новогодняя ёлка» 3.2 «Звери в лесу» 3.3 «Зимний лес» 3.4 «Медведь в берлоге» 3.5 «Снеговик» 4.Беседы: 4.1 «Дикие животные зимой» 4.2 «Как готовятся зимовать животные в лесу». 4.3 «Зимние забавы». 4.4 Интервью детей: «Какой подарок хотели бы получить от Деда Мороза?» 4.5 Загадки, потешки. 5. Подвижные игры: 5.1 «Медведь и зайцы» 5.2 «Снег кружится» 5.3 «У медведя во бору» 6.Чтение сказок 6.1 «Три медведя» 6.2 «Зимовьё зверей» 6.3 «Снегурушка и лиса» 6.4 «Рукавичка» 6.5 «Заюшкина избушка» 7.Пальчиковая гимнастика и физминутки | воспитатель Таркова О.Н. |
3.заключительный | 23-30 декабря | -выставка детских работ -выставка новогодних поделок, сделанных детьми совместно с воспитателем -сюрпризный момент (появление следов Деда Мороза, который оставил для детей под ёлочкой в группе письмо и приятное поручение, сделать на каникулах аппликации совместно с родителями, книжечки Дедушка заботливо оставил в красивом мешке под ёлкой). -проведение утренника | воспитатель Таркова О.Н. мл.воспитатель Абакумова И.Н. |
Результаты реализации проекта:
- Разработан и апробирован план НОД
- Созданы необходимые условия для организации деятельности по теме проекта (подобраны настольные дидактические игры, наглядный материал).
- Уровень усвоения знаний о диких животных повысился. Многие дети стали использовать обобщающее понятие – дикие животные.
- У детей сформированы знания о жизнедеятельности диких животных в зимний период.
- Значительно обогатился словарный запас (дикие животные, лиса-лис-лисёнок, волк-волчица-волчонок и т.д., нора, берлога, дупло и т.д.)
- Список используемой литературы:
Лепка и рисование с детьми 2-3 лет Колдина Д.Н.
Изобразительная деятельность в детском саду Лыкова И.А.
Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада Комарова Т.С.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В,
Приложение №2.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Животные зимой».
(Младшая группа ).
Подготовили: Сушевская Ирина Григорьевна,
воспитатель, первая квалификационная категория.
Таркова Олеся Николаевна,
воспитатель, без квалификационной категории.
г. Тында
2022 год
«Природа более всего чудесна в малом». Так говорил двести пятьдесят лет назад великий шведский натуралист Карл Линней. Его слова приходят на память каждый раз, когда вглядываешься в замысловатый узор на крыльях бабочки, удивляешься изяществу цветка, радуешься таким, казалось бы, будничным явлениям, как восход солнца, полет птиц, журчание ручья…
В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определенное противоречие. Оно проявляется в выборе объектов и методик. Г.Я. Ягодин отмечал: «Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: кто мы? Дети природы или ее властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или созидать?». В системе непрерывного экологического образования именно дошкольное звено в наибольшей степени все еще сохранят традиционные подходы.
Стереотип «человек – царь, хозяин природы» наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50 – 80-х годов, и только во второй половине 90-х годов он начал постепенно исчезать из нее. В соответствии с этим подходом человек представляется мерой вещей, а объекты окружающей природы оцениваются с точки зрения опасности или полезности для людей; предполагается, что человек может изменять природу для созидания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.
Задачи.
Образовательные:
- обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе;
- расширять представления детей о жизни диких животных в лесу зимой;
- формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни, устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона.
Развивающие:
- развивать активную речь детей;
- развивать зрительное внимание, память;
- совершенствовать словарно – логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование: картина с изображением диких животных зимой, макет берлоги со спящим медведем, листы картона с наклеенным медведем, кисти для рисования и для клея, белая гуашь, клей, салфетки, вырезанные елочки.
Методы и приемы:
Наглядные: моделирование игровой ситуации «Путешествие в лес» с целью постановки проблем и создания мотивации, поиска ответов на вопросы.
Словесные: вопросы, речевые упражнения (физкультминутка, рассказ, художественное слово (загадки, беседа).
Практические: дидактическая игра «Кто где живет?».
Словарь: дикие животные, звери, мышкует, шерстка, мех.
Предварительная работа:
- чтение рассказа Е. Чарушина «Заяц», сказки А. Черныш «Заяц – хвастун».
- беседа «Дикие животные зимой».
- отгадывание загадок о животных.
- рассматривание картин с изображением животных.
Используемая литература:
-Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2001 год,
- «Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенникова,
- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова.
Ход занятия.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто где живет?»
У зайчат дом ….. под кустом.
У лисят дом….. нора.
У медвежат дом…. Берлога.
У бельчат дом…. Дупло.
- Молодцы! Вы правильно назвали жилище диких животных. А какое время года наступило? (ответы детей).
- Скажите, какие изменения с приходом зимы происходят? (ответы детей).
- А кто же беспокоится о животных в лесу? (ответы детей).
- Предлагаю отправиться в зимний лес. Представьте, что мы с вами в лесу. Сейчас мы с вами узнаем о жизни животных в лесу в зимнее время.
Отгадайте, кто это: «Летом – серый, а зимой – белый?» (заяц).
- А почему зайчик меняет шубку? (ответы детей).
- Что помогает зайцу заметить опасность? (Его большие чуткие уши). Короткий хвостик не мешает ему быстро бегать. Задние ноги длинны и сильны, ими заяц отталкивается от земли и делает большие прыжки. Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы.
- Чем заяц питается зимой? (корой деревьев, замерзшей ягодой). А где заяц живет? Норки у него нет, пит в нежной ямке.
- А кто это, отгадайте: «Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кутом?» (Лиса).
- Лисица – животное очень острожное и хитрое, живет лисица в глубокой норе.
- Меняет ли окраску лиса? (нет, но мех лисы становится гуще и теплее, как и у всех зверей.
«Знает лисонька – лиса, в шубке вся ее краса,
Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей».
- Как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши – полевки. Лисица мышкует – это значит. Охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь, мыши, у лисицы зубы острые.
- А кто же это:
«Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге,
Страшно может он реветь, кто скажите он?» (медведь).
- Припасов медведь на зиму не делает, потому что он всю зиму спит в берлоге. Осенью и летом медведь ест досыта, чтобы накопить жир. А зимой одна забота – крепко спать и весны ждать.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять мы пришли во двор гулять,
Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,
Птички прилетали, крошки все склевали.
С горки мы потом катались и в снегу все извалялись,
А потом домой пришли, суп поели и спать легли.
- Ребята, вот беда! Наш медвежонок уснул без домика. Давайте поможем нашему медвежонку, ему надо нарисовать домик – берлогу. Сначала приклеим елочки, как будто это лес, а затем нарисуем снежный бугорок над медвежонком – это будет его домик. Тогда ему будет тепло спать всю зиму.
- Чтобы получилась красивая картинка надо аккуратно приклеить елочки. Берем большую елочку, наносим на нее клей и аккуратно наклеиваем ее, прижимая салфеткой. Точно так же приклеиваем маленькую елочку. Получился лес. Молодцы! Красивый получился у вас лес.
- Сейчас будем рисовать домик – берлогу для медвежонка. Набираем на кисточку белую гуашь и рисуем над медвежонком небольшую дугу, над ней еще раз проводим кистью с гуашью, чтобы получился большой сугроб. Чем выше сугроб, тем теплее будет берлога. От теплого дыхания в сугробе образовывается небольшое отверстие, через которое воздух попадает в берлогу, чтобы медведю было чем дышать. После того, как нарисовали сугроб, можно нарисовать падающий снег. Снежинки бывают разного размера – крупные и мелкие.
- Молодцы! Очень красивые картинки у вас получились! Вы все очень старались.
Рефлексия.
- скажите, легко ли животным приходится зимой?
- как называются дома у каждого животного?
Приложение № 3
Беседа Тема: «Дикие животные зимой».
Цель: знакомство детей с некоторыми особенностями жизни лесных зверей в зимний период времени.
Задачи: рассказать детям младшего дошкольного возраста о местах зимовок, о питании, об особенностях поведения животных зимой; уточнять и расширять представления детей о зайце, белке, медведе, волке, лисе, еже; обогащать и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
Ход беседы.
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня прилетела вот такая снежинка. Давайте скорей прочитаем, что на ней написано. «Здравствуйте, дорогие мои друзья! Приглашаю вас в гости в зимний лес. Я покажу вам много своих творений. Ваша...»
Ой, ребята, я не успела прочитать до конца, снежинка растаяла.
Что же нам делать? Как узнать, кто же пригласил нас в гости? Правильно, мы отправимся в зимний лес и по дороге всё узнаем.
Садитесь скорее в наши волшебные сани.
Сани, санки, дорогие,
Вы такие удалые!
В лес скорее нас везите,
Чудеса нам покажите!
Вот, мы и приехали. Смотрите, ребятки, на этом большом сугробе такая же снежинка, как и наше письмо. Да это же подсказка! Как вы думаете, что это за сугроб? Вы думаете, что там кто-то живёт? Отгадаем загадку на снежинке и узнаем, кто в сугробе живёт.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же там живет?
(Медведь)
Конечно, это Мишка. И не сугроб это вовсе, а берлога! Как вы думаете, кто же такую берлогу тёплую помог Мише сделать? Может быть, снежок, а может, Дед Мороз.? Давайте не будем медведя будить, пусть он сладко спит до весны. А вы знаете, ребята, что ёжики тоже спят зимой под корнями деревьев. Сверху засыплет их снежок, и очень им тепло в своей снеговой норке.
А это что за зверёк промелькнул под ёлкой?
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся.
Кто это ребята? (зайчик)
Как вы думаете, чем питаются зайчики зимой? Морковь, капуста и сочная травка зимой не растёт. А ответ очень прост - самое вкусное и сладкое лакомство для зайчика зимой - кора осинки.
А я ещё кого - то вижу на веточке.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле
(Белка)
Конечно, это Белочка.
В конце осени белка меняет шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем?
Да, она тёплая, но ещё в такой шубке белочку не видно на дереве. А чтобы не проголодаться белочка делает запасы. Что она собирает на зиму? (Ответы детей)
А давайте мы поможем белочке и соберем для нее шишки в корзинку?
Подвижная игра «Собери шишки»
На ковре рассыпаны шишки, дети под музыку собирают их в корзинку. Повторяется 2 раза.
Смотрите, здесь тоже снежинка лежит. Как много загадок мы встречаем на пути!
Эту хитрую плутовку
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая… (Лиса)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк, да щёлк,
Очень страшный серый.
(Волк).
Волкам зимой холодно и голодно, бродят, бродят бедные волки целыми днями в поисках еды. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю и воют, чтобы не потерять друг друга.
Лисы и волки зимой не спят, стараются прокормить себя и своих малышей. Тяжело им зимой приходится.
Куда же нам идти дальше?
Дети находят третью снежинку с загадкой:
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я?... (Зима)
Оказывается, это Зимушка - зима приглашала нас к себе в гости. Это она лесных зверей спать уложила, всё снегом белым укутала. Спасибо тебе, Зима, за интересное путешествие! Мы хорошо отдохнули! А теперь поедем домой на саночках.
Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет.
Приложение № 4
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники жесткой кистью) во 2 младшей группе «Заяц на снегу».
Подготовила: Таркова О.Н.
Задачи:
1. Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура, наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца. Закреплять технические навыки рисования (правильно держать кисть).
2. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста.
3. Воспитание в детях интереса к собственному творчеству, желания трудиться, доброжелательности, самостоятельности, любви к природе.
Демонстративный материал: Предметная картинка с изображением зайца.
Раздаточный материал: Альбомный лист с контурным изображением зайца на голубом фоне, белая гуашь, жесткая кисточка, баночка с водой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зайчиков; чтение сказок.
Интеграция.
“Познание”, “Труд”, “Чтение художественной литературы”, “Физическая культура”, “Коммуникация”.
Ход занятия.
Воспитатель зовёт детей подойти к коробке, накрытой платком.
Воспитатель: послушайте загадку и отгадайте, кто это?
Летом серый,
Зимой белый.
(Это зайчик.)
Воспитатель: Правильно ребята, это зайчик. Здравствуй, зайчик. А как мы ещё можем с ним ласково поздороваться?
(Здравствуй, зайчонок, зайка, заинька, зайчишка - попрыгайка,)
Воспитатель: Ребята, где живет заяц?
Дети: в лесу.
Воспитатель: Значит он, какое животное?
Дети: Лесное, дикое.
Воспитатель: Погладьте зайчика. (Дети гладят его.)
Воспитатель: Какая шубка у зайчика?
Дети: Мягкая, пушистая, гладкая.
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Почему?
Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.
Воспитатель: Какие у него уши?
Дети: Длинные.
Воспитатель: а хвост, какой? Длинный или короткий?
Дети: Короткий.
Воспитатель: а что зайка кушает?
Дети: Морковку, капусту.
Воспитатель: а ведь в лесу нет морковки зимой.
Дети: Грызут кору деревьев и кушают веточки.
А сейчас мы с вами тоже на минутку превратимся в зайчишек и поиграем на лесной полянке.
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так, надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять, зайке нужно поскакать,
Вот так, вот так, зайке нужно поскакать.
Движения по тексту стихотворения.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Но я боюсь, что зайцу скучно и одиноко будет в нашей группе.
Может быть, нарисуем для него маленьких зайчат? Вот таких.
Дети рассматривают образец зайчонка, уточняют: какого цвета зайчонок, где у него глаза, лапки, хвост.
Показ воспитателя объяснение.
Берем жесткую кисточку набираем немного белой гуаши и, держа кисть вертикально, делаем сверху тычки контура, а потом внутри.
Вокруг зайчика нарисуем сугроб методом тычка.
(Перед детьми лежат листы бумаги с контурами зайчиков на голубом фоне)
Самостоятельная работа детей под наблюдением воспитателя.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась занятие?
Кто к нам пришел на занятие?
Где он живет?
Кого мы с вами рисовали?
Посмотрите, развеселился наш зайчик.
Воспитатель: Спасибо вам ребята, какие красивые, белые и пушистые зайчики у вас получились!
Приложение № 5
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тында Амурской области
Конспект занятия по аппликации
«Угощение для зайчика».
Вторая группа раннего возраста.
Подготовили: Сушевская Ирина Григорьевна,
воспитатель первая квалификационная категория.
Таркава Олеся Николаевна,
воспитатель без квалификационной категории.
г. Тында 2023
Цель. Познакомить детей с новой потешкой об овощах; закрепить обобщающее понятие «овощи» и названия овощей (репка, свекла, морковь, помидор, огурец, капуста); продолжать учить аккуратно наклеивать готовые детали; закрепить представление об основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый); развивать речь, образное мышление, мелкую моторику.
Материал. Картинка – заготовка с аппликацией – корзиной, вырезанные из цветной бумаги овощи, игрушка заяц, клеевые кисти, салфетки.
Предварительная работа. Чтение отрывка из сказки В. Сутеева «Мешок яблок», рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель. Что разбросано на полу? (Морковь, помидоры, репа, свекла, огурцы, капуста). Как их можно назвать одним словом? (ответы детей). Как вы думаете, мы можем заниматься в таком беспорядке? (ответы детей). Давайте подберем овощи с пола. Как вы думаете, что здесь произошло? (дети фантазируют). Послушайте сказку, которую я вам сейчас расскажу.
«Жил – был серенький зайчик. Была у него жена – заюшка и много маленьких зайчат. Да вы его знаете! Это он пошел домой с мешком яблок, но все яблоки по дороге раздал лесным зверушкам. А они его отблагодарили – гостинцы принесли зайчатам. Долго зайцы жили не тужили, лесных зверей добрым словом вспоминали, потом закончились гостинцы: зайчата снова есть просят. Пришлось зайцу к другу идти. Друг дал ему целую корзину овощей. Он их зайчатам понес, а дорога шла через лес. Волк как выскочит! Зайчик бросил корзинку да наутек! Еле ноги унес! Овощи рассыпались по дорожке, и мы их подобрали!». Давайте сложим в корзинку овощи и зайчика подождем, вдруг он за корзинкой вернется? У него зайчата дома голодные.
Воспитатель проговаривает потешку.
Мы в корзинку сложим ловко свеклу, репку и морковку,
Помидоры, огурцы. Вот какие молодцы!
Овощи укладываются в корзинку в названном порядке.
Воспитатель. Все собрали? Ничего не оставили? (ответы детей). Теперь мы с вами знаем новую потешку. Давайте позовем зайчика! Зайчик, иди к нам! (Дети зовут зайчика). Может он нас боится, думает, что мы охотники? Если мы превратимся в зайчиков, он перестанет нас бояться!
Игра «Зайчики»
Дети начинают прыгать, прижимая руки к груди, затем воспитатель предлагает им «спрятаться» (присесть и прикрыть лицо ладонями). Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель. замечательные зайчики из нас получились! От настоящих не отличишь! (В это время из – под стола вылезает игрушечный зайчик, которого озвучивает воспитатель. заяц напуган, дрожит).
Заяц. Вы здесь волка не видели? (Дети успокаиваю зайца, говорят, что волк убежал далеко – далеко). А мою корзинку вы не находили? (Дети возвращают зайцу корзинку). Спасибо!
Воспитатель. Видите, какой зайчик грустный! Даже корзинке, которая нашлась, он не обрадовался. Наверное, очень испугался волка! Давайте развеселим зайчика! Научим его играть. (Проводится пальчиковая игра по словам потешки).
Воспитатель. Дети, сейчас мы покажем зайчику картинку (показывает картинку – заготовку с корзинкой).
Заяц. А почему корзинка пустая? Наверное, вы не знаете, как называются овощи и какого они цвета?
Воспитатель. Нет, зайчик, дети знают, какого цвета овощи! (Указывает на овощ и спрашивает, какого цвета тот или иной овощ). Сейчас мы наклеим овощи в корзинку, сделаем нашу картинку яркой и красивой. (Воспитатель предлагает детям проговаривать все, что они делают). Вот мы и закончили свою работу. Зайчик, а ты хочешь научиться делать такие красивые картинки? (Зайчик отвечает). Мы тебя непременно научим! А сейчас послушай еще раз потешку об овощах. (Дети проговаривают потешку).
Заяц. Большое вам спасибо за все, чему вы меня научили! И за овощи спасибо! Побегу к зайчатам! Они меня заждались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среда обитания диких животных
Способствовать формированию у детей умений выделять характерные признаки диких животных; установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ...
ФЕВРАЛЬ. Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе. Тема: Жизнь диких животных зимой. Покормим птиц зимой. Защитники отечества. СПОРТ.
Планирование на каждый день....
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Конспект ООД игра "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."
Конспект организованной образовательной деятельности представлен в форме игры "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."...
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида.«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида....
Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет
Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...