Проект "Люблю березку рускую"
проект по окружающему миру

Панасова Лидия Юрьевна

Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего детского сада и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природа. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично.

В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_beryoze.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №44 «Красная Шапочка»

Педагогический проект в средней группе

ТЕМА: «Люблю берёзку русскую!»

на 2021-2022 учебный год

 Авторы проекта: Панасова Л.Ю.    

               

Смоленск

2021 г.

                                                                      Белая берёза косы распустила,

                                                                      Белая берёза ветки опустила.

                                                                Желтые листочки косы украшают,

                                                                   И на землю тихо, тихо опадают.

                                                                                                                            А. Кулагина

Актуальность

Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего детского сада и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природа. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично.

В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

Пояснительная записка

Мы в своей работе с детьми остановились на выборе мини – проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.

В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.

Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, ни и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение сказок, рассказов о берёзе и о природе.

Мы решили разработать проект «Люблю березку русскую» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.

Проблема:

1.Недостаточные знания детей о берёзе, как символе России.

2.Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

3.Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.

Цель проекта: приобщение детей к русской культуре, посредством экологического воспитания на основе знакомства с берёзой.

Задачи:

Образовательные:

- обобщать и систематизировать представления детей о берёзе, как уникальном дереве – символе России с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства, формировать эстетический образ берёзы.

Развивающие:

- активизировать речевую активность детей;

- обогащать словарный запас;

- развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление;

- развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней;

- вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею.

Гипотеза: Если детям дать знания о природе (березе), показать её красоту, рассказать о её целебных свойствах, то у детей сформируется бережное отношение к природе.

Ожидаемый результат:

у детей:  сформированы  представления:

- о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;

- о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;

- о пользе деревьев и берёзы в частности;

-  о бережном отношении к природе.

 у родителей:

-повысилась заинтересованность в помощи детям, ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники: воспитатели,  родители детей средней  группы, музыкальный руководитель, воспитанники.

Длительность: долгосрочный - 1 год.

Формы и методы работы: тематические занятия, экскурсии, наблюдения,  музыкальные и физкультурные досуги, самостоятельная двигательная активность детей, беседы, рассказы, заучивание стихов, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия, работа с родителями.

Этапы проекта:

I. Подготовительный:

*  Определение объекта изучения.

*Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

*Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта. *Изготовление наглядного и дидактического материала.

*Подвести родителей к пониманию важности проблемы и вызвать положительный отклик на существующую проблему, получить помощь.

* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.

* Продумывание организации продуктивной деятельности.

*Подбор консультаций для родителей.

II. Рефлексивно-диагностический:

*Анализ профессиональных возможностей воспитателей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта.

*Выявление уровня знаний детей по теме проекта.

*Формирование банка данных об уровне родительской компетенции в вопросах обозначенной темы.

III. Практический:

 * Прогулки на участке детского сада, наблюдения, НОД (непрерывная образовательная деятельность)

* Беседы о деревьях вообще и о березе более подробно на занятиях и в повседневной жизни.

*  Рассматривание иллюстративного материала по теме, репродукций картин русских художников.

* Продуктивная деятельность (аппликации, рисование, пластилинография).

 * Знакомство с художественной литературой (загадки, пословицы, поговорки, приметы о березе, заучивание стихотворений).

* Совместная деятельность с родителями.

* Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.

IV. Заключительный:

 *Анализ достижения целей и полученных результатов.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Социализация

Дидактические игры:

«Что растет в лесу?»  Цель: закрепить знания о лесных  растениях;

«Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

«Детки на ветке» Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

«Четыре картинки» Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Подвижные игры:

 «Листочки» Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; развивать ориентацию в пространстве.

«К названному дереву беги» Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

«Найди листок, как на дереве» Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

 «Кто быстрее добежит до березки» Цель: развивать физические качества.

Психогимнастика: «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».

Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

Сюжетно – ролевые игры: «Как мы ездили в лес?», «Экскурсия в парк».

Познание

НОД: «Деревья – нашего участка».

Цель: закрепить знания детей о деревьях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; воспитывать бережное отношение к «зеленому другу»; выбрать объект для наблюдения, дать ей имя; учить беречь природу.

Прогулка вокруг детского сада: «Осень золото роняет».

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени; уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.

НОД: «Берёзка русская»

Цель: дать представления о берёзе, как одном из символов России.

Наблюдение за берёзой.

Цель: уточнить основные признаки берёзы (стройное дерево, белый ствол с чёрными пятнами, тонкие ветки, небольшие листья в виде сердечка).

Беседа « Лекарственные  свойства березы».

Цель: дать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей.

НОД «Путешествие в прошлое (бумага)».

Рассматривание альбома «Берёзка русская моя»

Рассматривание иллюстраций «Какие деревья растут в лесу», строение дерева.

Знакомство с берестой, рассматривание её под лупой.

Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.

Опыты: «Чем мы дышим?», «Может ли растение дышать?», «Как дышит растение?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «Откуда берется вода на листьях?», «В тепле и в холоде».

Труд на участке и в природе:

— уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;

— изготовление кормушек для птиц;

— заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.

Цель: учить детей слаженно работать в коллективе, доводить начатое дело до конца.

Коммуникация

Конкурс «Читаем стихи о березке».

Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова.

Речевые игра  «Скажи ласково»

Речевое упражнение «Расскажи всё, что ты знаешь о берёзке».

Чтение

Выставка художественной литературы о березе.

Загадки, пословицы, поговорки, приметы о березе.

Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова.

И. Бунин. «Листопад» (отрывок).

А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...».

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»).

А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

В. Рождественский «Березка».

П. Воронько «Березка».

В. Бианки «Волшебная береза».

В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»).

Цель:  обогащать знания детей посредством художественного слова, воспитывать бережное отношение к деревьям, прививать любовь к природе, березе.

Музыка

Слушание  звуков природы, шума листьев, голоса птиц.

Русская народная песня «Во поле березка стояла»;          

"В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой);

"Ай,  да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).

Цели: развивать музыкальные и творческие способности детей.

Художественное творчество

Аппликации на темы:

«Осенний ковер», «Береза осенью» (с использованием природного материала).

«Кто под берёзкой живёт»

Цель: учить создавать аппликацию с использованием природного материала.

Обрывная аппликация «Белая берёза»

Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».

«Маленькой ёлочке холодно зимой»

Коллективная работа «Берёзовая роща»

Цель: формировать умения изображать предметы и явления окружающей жизни, продолжать учить рисовать ватной палочкой точки (приёмом тычка).

Пластилинография на тему: «Берёзовый листок с серёжками».

Цель: развивать воображение, чувство формы и пропорции; знакомить с нетрадиционными техниками рисования и лепки.

Композиции и поделки из природного материала.

Цель: учить  использовать природные материалы для изготовления поделок.

Создание «Экологического паспорта участка»

Работа с родителями        

1. Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта. Убедить родителей о необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей.

2. Консультация «Экологическое воспитание детей в семье».

3. Фотоматериал «Какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках».

4.  «Наш воскресный выходной» - экскурсия семьи в березовую рощу.

5.  Рекомендации для родителей "Березкины слезки".

6. Папка передвижка "Читайте вместе с детьми о березе (загадки, стихи)".

7. Рекомендации о проведении вместе с детьми разнообразных исследований березы, игр во время отдыха на природе, на даче.

8. Помощь в сборе предметов, сделанных из дерева, бересты для выставки на тему «Это волшебное дерево».

9. Участие в празднике «День березки».

Литература

  1. Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
  3. Интеренет ресурсы:WWW.MAAM.RU, Mail.ru.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.
  5. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.
  6. http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" >Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.
  7. Шорыгина Т.А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.
  8. В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),
  9. http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" >С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей Старшего дошкольного возраста по средствам руских народных, зарубежных сказок и произведенийотечественных и зарубежных писателей

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

Руское кружево

творчество с манкой...

Драмматизация руской народной сказки "Репка"

Для воспитательной ясельных групп....

Конспект открытого занятия Познавательно коммуникативная деятельность: РАССКАЗЫВАНИЕ РУСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»». 1 младшая группа

Вниманию педагогов, представляю конспект открытого занятия в 1 младшей группе. Тема: " Рассказывание русской народной сказки " Кот, петух и лиса"....

... Здоровью моему полезен руский холод

Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. Для физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России с...

Проект "Люблю березку рускую"

Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего детского сада и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природа. Причиной ...