Формирование любви к родгому краю посредством руских народных сказок
методическая разработка на тему

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_ponomarevoy.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида №222 «Ромашка»

Опыт работы на тему:

«Формирование патриотических чувств

к родному краю у детей младшего и среднего дошкольного возраста

через использование русских народных сказок»

Воспитатель МДОУ № 222 -

Пономарева Лариса Анатольевна

1 квалификационная категория

Педагогический стаж– 18 лет

 

Киров, 2006г.


Содержание:

  1. Условия возникновения опыта. Актуальность проблемы.
  2. Роль сказок в развитии и воспитании детей.
  3. Теоретические основы опыта.
  4. Принципы и направления работы.
  5. Основная цель и задачи опыта.
  6. Технология работы: методы и приемы.
  7. Развивающая среда в группе.
  8. Результаты работы. Перспективы.

Приложения.


Актуальность выбранной темы по патриотическому воспитанию

 На современном этапе развития нашей страны снова большое внимание начинают уделять воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Это связано, в первую очередь, со снижением гражданственности у наиболее молодой части общества.

  Об актуальности патриотического воспитания говорится в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 г.г.», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года. В частности, там отмечено: «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Системе патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов»(авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.

Щербакова).

  Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям.

  Если перейти конкретно к дошкольным учреждениям, то в типовой воспитательно-образовательной программе под редакцией М.А.Васильевой (1987г.) в разделе «ознакомление с окружающим» по среднему возрасту отмечено: «воспитывать любовь к родным местам». А любовь к родным местам, к своей малой родине и стране в целом является основой патриотического воспитания. И сказки служат отличным средством воспитания патриотизма и нравственности у дошкольников.

Роль сказок в развитии и воспитании детей

    Практиками в области воспитания детей давно было замечено: знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, указание, контроль деятельности, создание ситуации успеха и др.).

    Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффектно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

  В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Роль народных сказок в патриотическом воспитании рассматривала кандидат пед. наук И.Зимина. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством  передачи этих черт из поколения в поколение.

  Многие  народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

  Как писала С.Ашикова о сказках: «Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья, расширяют кругозор и развивают мышление. Ведь в сказках прослеживается причинно- следственная связь, логика, понятная детям, воспитываются настоящие человеческие чувства, а самое главное – запечатлеваются образы наиболее совершенного человека».

   Сказки воспитывают в детях бесстрашие, потому что герой каждой сказки встречается со злом и побеждает его, потому что имеет доброе и чуткое сердце; ему на помощь приходят и звери, и птицы, и даже солнце, ветер и другие стихии. На стороне героя народной сказки – вся Русская Земля, которая питает его силой. И герой, в свою очередь, благодарен за эту помощь и прославляет в своих поступках силу и мощь Родной Земли.

  Язык и ритмика русской сказки создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный настрой, связанный с национальным мироощущением. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре.

  Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказки сказывать. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из колоды, не вырежешь ложки. Это были духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

  Если внимательно всмотреться, влияние сказки обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства: иконы, храмы, изделия плотников-мастеров деревянных кружев, расписанная деревянная посуда, разделочные доски, прялки и многое другое.

  Русские сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, героическим, и в первую очередь, к так называемым сказкам о животных.

  Такие сказки построены как цепь одинаковых эпизодов («Колобок», «Теремок»). И всегда народные сказочники доносят основную мысль повествования в предельно ясной форме. Например, в сказке «Колобок» удачливому колобку все сходило до поры-времени, встречались ему простоватые звери. И так герой осмелел, что поплатился за это, когда встретил хитрую и коварную лису. И таковы все сказки о животных.

  Речь народных сказок выразительна и многоцветна, и словосочетания слов в них так продуманы, что остается только вздохнуть: «Ни в сказке сказать, ни пером описать!»

  Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзывается в его поступках.

  Знаменитая сказочница Арина Родионовна, будучи няней А.С,Пушкина, своим спокойным, добрым нравом и народной мудростью смогла напитать восприимчивую детскую душу маленького Саши самыми возвышенными, мелодичными и прекрасными образами русского фольклора.

  Источник для вдохновения каждый человек находит для себя сам. В отдельные периоды жизни эти источники будут меняться, но одним из неисчерпаемых источников вдохновения всегда была и остается мудрость великих людей, которые очень много размышляли над вопросами Бытия и роли человека в нем, испытывали великие чувства к своей Родине, переживали и боролись за ее процветание и умели сострадать. А умение сострадать – это характерная черта русского народа.

  Народная сказка позволяет осуществлять процесс воспитания дошкольников более целостно, то есть, способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития. Все эти стороны воспитания влияют на развитие ребенка, как гармонически развитой личности.

 

Теоретические основы опыта

Великий русский писатель Н.А.Добролюбов отмечал: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте…детям внушалось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному».

  Н.А.Безносикова, автор программы для детей дошкольного возраста «Народная культура» (1997г.) писала в пояснительной записке к своей программе: «Настоящим гражданином, любящим свою Родину, может быть только тот, кто знает историю и культуру своего народа, кто понимает и уважает своих предков, далеких и близких, поэтому работа в данном направлении (патриотизма и гражданственности) является актуальной и очень важной».

  С.А.Козлова, автор программы социального развития «Я – человек» (2000г.) особое внимание обращает на воспитание любви к своей Родине и отмечает, сто «патриотическое воспитание в дошкольном возрасте – это воспитание в ребенке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности». При этом воспитание патриотизма – это «привязанность к дому, к детскому саду, к любимому уголку…»

  Одна из главных способностей дошкольного возраста – эмпирическое, то есть, чувственное познание мира. Ребенок ждет не объяснения путем логических выкладок, а демонстрации качеств предмета. Суть предмета постигается через качества, а не через абстрактный для ребенка утилитаризм предмета. Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к ее явлениям. То есть, обучение и воспитание дошкольников должно происходить на чувственной основе.

  Как в прошлом, так и ныне отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают: ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние. И именно народная сказка является средством чувственного познания мира, где ребенок эмоционально переживает описанные в ней явления, события, поступки героев, их отношение к различным сторонам жизни, в том числе – и к родному краю.

  Особенности сказок позволяют использовать их при решении педагогических задач, и в частности, в воспитании патриотических чувств к своей Родине, своему родному краю. К таким особенностям относятся:

  • оптимизм помогающий усиливать воспитательное воздействие сказок,
  • образность – облегчающая восприятие сказок детьми, не способными еще к абстрактному мышлению,
  • забавность – повышающая интерес детей к длинному виду художественной литературы,
  • дидактизм – являющийся одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

  Таким образом, сказка является важным средством воспитания патриотических чувств у маленьких детей.

Принципы и направленность работы

  Работа по использованию сказок в патриотическом воспитании строится с учетом следующих принципов:

  • Принцип наглядности, как взаимосвязь познания и чувственного восприятия.
  • Принцип «от простого к сложному», как постепенное усложнение предлагаемого детям материала для усвоения.
  • Принцип «народности» при осуществлении знакомства дошкольников со сказками и далее – при осуществлении патриотического воспитания.
  • Принцип комплексности,  предполагающий взаимосвязь основ патриотического воспитания с другими сторонами гармонического развития детей (эстетического, духовного, нравственного, познавательного, трудового).
  • Принцип творческого подхода к усвоению и обыгрыванию детьми народных сказок.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.
  • Принцип гуманистической направленности.

Среди направлений работы выделяются:

  • Планирование и организация работы с детьми по знакомству с народными сказками.
  • Создание игровой среды – то есть, оснащение группы необходимыми пособиями для закрепления содержания сказок (разные виды театров) и изготовление костюмов различных героев для игр-драматизаций и игр в свободной деятельности.
  • Организация работы с родителями, которая заключается в оказании помощи по приобретению и изготовлению необходимых материалов и пособий.

Основная цель и задачи

  Цель работы – формирование основ патриотического воспитания у детей. При этом основным средством воспитания патриотических чувств и нравственности является использование русских народных сказок.

  Эта цель реализуется через ряд задач:

  • Знакомство детей с содержанием сказок (примерный перечень см. в приложении), запланированных на отдельные возрастные периоды (младший, средний и старший возраст);
  • Закрепление содержания сказок через разные виды театра (пальчиковый, настольный театр игрушек, настольный театр картинок, театр на фланелеграфе) и игры-драматизации;
  • Привитие детям любви к родному краю, к своей малой Родине; развитие интереса к истории своей страны и к культуре русского народа;
  • Знакомство с традициями, обычаями и праздниками русского народа;
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать сказочным героям, нравственных качеств (доброта, гуманность, эмпатия).

 В моей работе использованы: программа Н.А.Безносиковой «Народная культура» (г.Киров, 1997г.) и программа Л.В.Пименовой «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (блочное планирование по разделу «Родной край»).

  Л.В.Пименова разработала свою программу, начиная со среднего возраста.

  Н.А.Безносикова свой курс предлагает для детей с более раннего возраста, с 2-х лет. При этом она отмечает: «Результаты будут только тогда, когда в работе есть система». Ее курс «Народная культура» предполагает: обогатить детей духовно, помочь им стать добрее, непосредственнее и свободнее в обращении друг с другом и со взрослыми, воспитывать детей с чувством чести и достоинства, гордости за свою великую страну – Россию.

  Для данного опыта работы мною использовались следующие темы практических рекомендаций программы Н.А.Безносиковой: «Семья», «Традиционные ремесла», «Устное народное творчество», «Искусство народного праздника, народный календарь», «История родного края».

  Кроме того, моя работа построена с учетом практических рекомендаций программы Н.В.Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников» (2005г.); она предлагает использовать в планировании знакомство с родным городом, страной, ее историей, праздниками и традициями народа и т.п. со 2-ой младшей группы через специально организованные занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры и другие формы.

Технология работы: методы и приемы

  Технология опыта основана на применении определенного алгоритма, порядок которого определяют основные моменты (ступени) работы со сказкой:

  1. знакомство со сказкой
  2. эмоциональное переживание знакомого материала
  3. художественная деятельность детей (изготовление поделок и рисунков по мотивам русских народных сказок)
  4. обыгрывание сказочных сюжетов через разные виды театров, в сюжетных играх и свободной деятельности.

При этом. Каждая новая сказка проходит все эти моменты.

Пед. технология знакомства и закрепления содержания сказок предлагает различные методы и приемы, необходимые для осуществления планомерной работы.

  Ознакомительный момент решает ряд задач:

  1. познакомить детей с содержанием сказки; познакомить с конкретными традициями или обычаями русского народа (если таковые указывались в сказке).
  2. Помочь детям понять основную идею сказки; через тему сказки передавать общие нравственные ценности, стиль взаимодействия с другими людьми.
  3. Формировать эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать сказочным героям; попытаться представить себя на их месте.
  4. Познакомить с предметами обихода, указанными в сказке; активизировать познавательную деятельность
  5. Обучать детей игровым действиям, указанным в сказке (например: печь блины, подметать пол) для закрепления затем этих действий в сюжетных играх и в играх-драматизациях.
  6. Осуществлять патриотическое воспитание через развитие интереса к народному искусству; воспитывать любовь к родному краю.

  Для знакомства со сказкой использую следующие  методы и приемы:

чтение сказки; рассматривание иллюстраций; просмотр диафильма (по возможности); словесно-дид./ игра; знакомство с атрибутами; обыгрывание ситуации (на прогулке, в свободной деятельности); обучение игровым действиям (которые встречаются в сказке).

Этот этап включает в себя обязательный словесный прием – вопросы к детям для развития и активизации познавательной деятельности.

  Для детей разного возраста существуют разные типы вопросов. Начиная с 4-ого года жизни, в речь ребенка естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения, как еще один источник познания действительности.

  Вопросы к анализу текста должны прежде всего быть доступными для детей, а все слова – точными и понятными. Целесообразно использовать только «открытые» вопросы, то есть, вопросы, предполагающие развернутый ответ. Такие вопросы являются наводящими, помогающими ребенку найти ответ на главные вопросы.

  Важно, чтобы вопросов не было слишком много, - это утомляет детей и нарушает их восприятие произведения.

  Во втором моменте, включенном в алгоритм работы, решаю такие задачи:

  1. Продолжать обучение детей «сказочным» игровым действиям, при этом уделять внимание характерным особенностям движений животных (ходить, как косолапый медведь; изображать хитрую лису; показать трусливого зайчишку и т.д.)
  2. Разучивать приговорки к сказке, характерные для сказочных персонажей и передающие национальный колорит словесной культуры народа (например: «Жили-были»; «Идет коза рогатая, идет коза бодатая»; «Я там был, мед-пиво пил»). 
  3. Сочетать игровые действия с приговорками для более яркой передачи сказочных образов.
  4. Разучивание народных песен на музыкальных занятиях (например: «Ладушки-ладошки», «Вышла курочка гулять», «Я пеку, пеку, пеку..»).
  5. Разучивание народных потешек, закличек, приговорок.
  6. Прививать интерес к культуре своего народа.

Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь. И данные задачи решаются через методы и приемы:

  • посещение кукольного театра (с выездом в театр, или с приглашением в детский сад артистов, или организованный средствами самого детского сада);
  • обсуждение просмотренного театрального действа;
  • разучивание песен на муз. занятиях;
  • разучивание танцев;
  • игры на имитацию движений животных (лисы, зайца, волка, медведя и др.);
  • выпечка дома с родителями (колобка, калачей);
  • разучивание приговорок (например: «Ах, ты мой румяненький! Ах, ты мой горяченький!»);
  • разучивание приговорок в сказке;
  • отработка интонации;
  • сочетание слов и движений;
  • выпечка блинов, калачей, колобка для дид./игры .

  Примеры потешек, закличек для заучивания с детьми:

Младший возраст

Весна, Весна Красная!                          Как по лугу, лугу

Пришла Весна ясная!                            По зеленому лугу

Птицы громко поют                              Разливалася вода

Долго спать не дают.                             Расстилалася трава.

                                                                 Расстилалася трава

                                                                 Трава шелковая.

Средний возраст

Посылали молодицу                  Под горушку, по водицу.

А водица далеко                        А ведерко нелегко.

Наша катя подрастет                 Катя силы наберет

Станет по воду ходить              Ведра красные носить.

Из-за лесу, лесу темного              Дождик,  дождик, припусти

Из-за садика зеленого                   Дай цветочкам подрасти!

Восходила туча грозная

С большим громом, со молнией.

  Третий этап – это отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности. Задачи этой ступени таковы:

  1. обучать детей изображать предметы и сюжеты сказок, используя пластические, изобразительные и конструированные умения детей.
  2. Закреплять в художественной деятельности характерные черты героев сказок для передачи выразительности образов.

На этом этапе использую формы работы организованной художественной деятельности детей: на занятиях, в свободной деятельности и в подгрупповой работе: 

Лепка и обыгрывание пластилиновых персонажей сказки (например: «С кем повстречался колобок?»); рисование по мотивам сказки; аппликация; конструирование из бумаги игрушек-самоделок; поделки-оригами; ручной труд; игры с конструктором (например: «Русская изба» - использование крупного строителя).

    Четвертый момент работы над сказкой включает в себя методы и приемы, необходимые для создания игровой среды, обыгрывания сказочных сюжетов и подготовки к самостоятельному разыгрыванию:

Оформление настольного театра (например: изготовление домика из картона, объемных деревьев, фигур животных из сказки); оформление варежкового театра (например, по сказке «Репка»); организация выставок рисунков и аппликаций детей по сказке; выставка поделок руками детей совместно с родителями; оформление книжного уголка (например, книги по сказке «Колобок» в оформлении разных художников); подготовка геометрических фигур для моделирования сказки на фланелеграфе (колобок – желтый, медведь – коричневый и т.д.); внесение дополнений в оформление русской избы в группе (конкретно теми предметами быта или атрибутами, указанными в сказке); внесение дид./куклы в русской старинной одежде; конкурс для родителей и детей на изготовление, например, теремка своими руками; сюжетно-ролевая «игра-придумка» (например: к сказке «Теремок» - «Вот по полю-полю кошка идет… Что кошка может делать в теремке?.. Кто еще может прийти в теремок?»); запись воспитателем новых «сюжетов» сказки по детским «придумкам».

  Задачи, стоящие на данном моменте таковы:

  1. Осуществлять планомерную работу по созданию игровых пособий, необходимых для «воплощения» сюжетов сказки, используя различные виды театра (пальчикового, настольного театра картинок, настольного театра игрушек, театра на фланелеграфе).
  2. Воспитывать у детей чувство радости от общения cо знакомыми героями и желание обыгрывать сказочные роли.
  3. Конкретизировать представления детей о традиционном народном костюме, развивать интерес к нему, желание примерять на себя.
  4. Конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы. Закреплять знания правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков.
  5. Продолжать работу над патриотическим воспитанием через привитие любви к русским сказкам и к своей родной земле (Родине). Углублять интерес к  культуре своего народа.

  Осуществление задач этого момента было бы невозможным без участия родителей. Для привлечения родителей к помощи по организации патриотического воспитания с детьми группы использовала следующие формы:

  • Открытые мероприятия: «Новогодний утренник», «Праздник мам к дню 8 марта» (2005-2006 уч.год).
  • Проведение родительского собрания с вопросом «Роль сказки в воспитании детей» (сентябрь 2006г.).
  • Помощь в изготовлении необходимого материала для работы (шитье костюмов для игр-драматизаций, изготовление пальчикового театра, покупка кукол в народном костюме).
  • Помощь в подготовке к развлечениям в группе: разучивание стихов (викторина «В мире сказок» - апрель 2006г.); шитье костюмов («Масленица» - март 2006г.).
  • Участие в фотовыставке «Наша дружная семья» - февраль 2006 г.
  • Помощь в организации уголка русской избы в группе.
  • Совместные с родителями досуги по народному творчеству («Праздник для бабушек» октябрь 2006 г.).

Условия в группе

  В группе созданы необходимые условия для решения задач патриотического воспитания, как то:

 -Организация игрового уголка русской избы для закрепления игровых действий, указанных в сказках и знакомства с атрибутами быта и элементами народного костюма.

Здесь же, в игровом уголке, читаем детям сказки, разучиваем народные песенки, заклички, приговорки, потешки. «Погружение» в игровую среду, имитирующую старинный быт русской избы, позволяет детям лучше «вживаться» в сказочные образы и закладывает основы культуры родного народа.   В этом уголке малыши с удовольствием воспроизводят в сюжетных играх действия (поставить чугунок в печь, подмести пол и др.) и закрепляют правила гостеприимства.

- Кроме того, большое значение уделяю для воспитания патриотических чувств организации и поддержанию традиций в жизни своих воспитанников в детском саду. Среди традиций успешно реализуется проведение праздников с участием музыкального руководителя («Капустник», «Новый год», «8 марта», «Масленица», «Пасха») с приглашением родителей на них и с изготовлением подарков для родителей к этим праздникам.

  Со среднего возраста в жизнь группы вошли новые традиции – показ сказок-драматизаций для младших детей (как составная часть 4-ой ступени алгоритма работы над сказкой) и изготовление подарков для малышей к праздникам (по мотивам сказок).

Результаты работы. Задачи на перспективу

  Организованная таким образом работа по патриотическому воспитанию позволяет обобщить полученные в ходе наблюдений результаты:

  • Дети с удовольствием слушают сказки и участвуют в беседах по их содержанию.
  • С желанием изготавливают поделки или рисунки по мотивам сказок, так как использование игровой мотивации (занятие от имени сказочного персонажа; помощь знакомым героям: для кого? Для чего? и т.д.) способствует интересу к художественной деятельности у детей.
  • Обыгрывание русских народных сказок с использованием разных видов театра хорошо закрепляет их содержание и способствует лучшему «вхождению» в роль моих воспитанников.

  Кроме наблюдений за детьми, для отслеживания результативности в работе проводила диагностику, которая позволила отметить рост знаний и умений детей по разделу «Патриотическое воспитание» (сентябрь 2005г., май 2006г.). В частности, оптимальный уровень вырос с 17% до 30% на конец учебного года -2 младшая группа (см.приложение).

  В диагностике по среднему возрасту (сентябрь 2006 г.) видно, что у детей наблюдаются хорошие показатели следующих критериев:

  • обыгрывание русских народных сказок с использованием разного театра;
  • знание содержания знакомых русских народных сказок;
  • различение и называние промыслов народного края (дымковская инрушка, матрешка).

 А знания детей родного города, страны, реки области требуют в этом учебном году более пристального внимания, что я и отметила для себя в работе на перспективу.

Задачи на перспективу:

  1. Продолжать знакомство детей группы с русскими народными сказками, запланированными на средний старший возраст (см. приложение).
  2. Пополнять наглядными пособиями и атрибутами игровой уголок в русском народном стиле.
  3. Сшить дополнительные костюмы для игр-драматизаций – Петушок-Золотой гребешок и Баба-Яга.
  4. Продолжать работу по патриотическому воспитанию и развитию интереса к истории своего родного края через организацию экскурсий и целевых прогулок по городу, в музей «Приказная изба».


Литература:

  1. Безносикова Н.А. Программа «Народная культура» - Киров,1997.
  2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Серия «Воспитание человека» - Москва, ООО «ЦГЛ»,2005.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №1/2005 г. – Пименова Л.В. Программа «Патриотическое воспитание», блок «Родная страна»; Зурабова К. «Законы волшебства»
  4. Воспитательная система «Маленькие россияне» - мини-программа «Малая Родина» / Редактор-составитель Н.А.Арапова-Пискарева (из опыта работы д/с №2 пос. Рамонь Воронежской обл.) – Москва, «Мозаика –Синтез»,2005.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» №5/2005г. – Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания детей».
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. Ред. Васильева М.А. – Мин-во Просвещения РФ,1987.
  7. Черенская Л.В. «психологические игры и тренинги в детском саду» («Сказка как метод развития взаимоотношений») – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2005.
  8. Картушина М.Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых» / Сценарии для дошкольных образовательных учреждений – Москва, ТЦ «Сфера»,2005.

Приложение 1

Диагностические критерии:

  1. Знание и называние города, в котором живут.
  2. Знание понятия «Семья»; называние всех членов семьи по имени и родителей по имени-отчеству.
  3. Различение и называние народного промысла родного края: дымковская игрушка.
  4. Знакомство с «горенкой»: знание и называние предметов обихода в ней (печь, скамья, икона, полотенце, деревянные ложки, прялка и веретено).
  5. Знакомство с русским народным костюмом: (мужской – рубаха, пояс, сапоги; женский – сарафан, фартук, бусы, платок, шаль) на кукле и взрослом.
  6. Знание содержание знакомых сказок; договаривание ключевых фраз.
  7. Выполнение игровых действий (укладывание куклы спать с пением колыбельных песен; накрывать на стол, угощать гостей с навыками гостеприимства).
  8. Имитация движений животных для выразительности сказочных образов.
  9. Знание народных пестушек, приговорок, потешек, закличек, песен.

Уровень

Начало уч.года

Конец уч.года

Оптимальный

17%

30%

Допустимый

58%

59%

Критический

25%

11%

Результаты диагностики, в %


Приложение 2

Примерный список русских народных сказок для ознакомления в разных возрастных группах детского сада

Первая младшая группа:

Курочка Ряба; Репка; Колобок.

Вторая младшая группа:

Теремок; Волк и козлята; Маша и медведь; Снегурушка и лиса; Кот, петух и лиса; Заюшкина избушка; Лисичка со скалочкой.

Средняя группа:

Смоляной бычок; Зимовье; Гуси-лебеди; Жихарка; Бобовое зернышко; У страха глаза велики; Девочка Снегурочка; Привередница; По щучьему велению; Петушок-Золотой гребешок и чудо-меленка.

Старшая группа:

Бабушка, внучка да курочка; Крылатый , мохнатый да масляный; Мороз, солнце да ветер; Лисичка-сестричка и серый волк; Сивка-бурка; Заяц-хвастун; Сестрица Аленушка и братец Иванушка; Лиса и кувшин; Хаврошечка; Волшебное кольцо; Белая уточка; Липунюшка; Иван Царевич и Серый волк; Кузьма Скоробогатый; Морозко.

Приложение 3

Алгоритм работы над сказкой

Основные моменты

и их содержание

Формы работы

1 ступень –

Знакомство со сказкой

-занятие-знакомтво

-дид./игра

-словесно-дид./игра

-разыгрывание с помощью предметов-заместителей

-обыгрывание ситуаций и игровых действий

-внесение атрибутов в уголок русской избы

2 степень –

Эмоциональное

переживание

знакомого материала

-кукольный театр

-музыкальные занятия

-подгрупповая и индивид. работа по заучиванию приговорок

-игры на имитацию основных эмоций человека

-занятие-зааучивание народных потешек, закличек, поговорок

-народные подвижные игры

-инсценировка фрагментов сказки

3 степень –

Художественная

деятельность детей

-лепка

-рисование

-аппликация

-конструирование из бумаги

-ручной труд

-строительные игры (с использованием конструктора и крупного строителя)

-изготовление подарков для родителей и малышей

4 ступень –

Обыгрывание сказочных

сюжетов через разные

виды театра, в с/играх и

свободной деятельности

-сюжетно-ролевая игра в сказку

-настольный театр игрушек

-настольный театр картинок

-пальчиковый и варежковый театр

-театр на фланелеграфе

-выставка рисунков и аппликаций детей

-конкурсы поделок

-оформление книжного уголка

-оформление русской избы (дополнения в соответствии с осдержанием каждой новой сказки)

-игры-драматизации по тексту сказки

-спектакли для малышей  


Приложение 4

Диагностика по разделу «Патриотическое воспитание» средняя группа (сентябрь 2006г.)

Диагностические критерии:

  1. Знание и называние города, в котором живут.
  2. Знание и называние страны, в которой живут.
  3. Знание и называние основной реки, протекающей по территории области, города (Вятка).
  4. Различение и называние народных промыслов родного края: дымковская игрушка, матрешка.
  5. Знакомство с «горенкой»: знание и называние предметов обихода в ней (печь, скамья, икона, полотенце, деревянные ложки, прялка и веретено).
  6. Знание народных приговорок, потешек, закличек.
  7. Знание содержания знакомых русских народных сказок и рассказывание их.
  8. Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
  9. Обыгрывание русских народных сказок с использованием разного театра.

 

Уровень

Начало уч.года

Конец уч.года

Оптимальный

30%

Допустимый

47%

Критический

23%

Родительское собрание в средней группе на тему:

«Роль сказок в развитии и воспитании детей»

  Народ еще в древности заметил, что с помощью сказок можно воспитывать у детей такие качества, как: смелость, находчивость, доброту; развивать речь, память, воображение; воспитывать уважение к старшим, к семье, к Родине, гордость за свой народ.

    В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Роль народных сказок в патриотическом воспитании рассматривала кандидат пед. наук И.Зимина. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

  Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

  Сказки воспитывают в детях бесстрашие, потому что герой каждой сказки встречается со злом и побеждает его, потому что имеет доброе и чуткое сердце; ему на помощь приходят и звери, и птицы, и даже солнце, ветер и другие стихии. ТО есть, на стороне героя народной сказки – вся Русская Земля, которая питает его силой. И герой, в свою очередь, благодарен за эту помощь и прославляет в своих поступках силу и мощь Родной Земли.

  Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре.

  Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказки сказывать. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из колоды, не вырежешь ложки. Это были духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

  Если внимательно всмотреться, влияние сказки обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства: иконы, храмы, изделия плотников-мастеров деревянных кружев, расписанная деревянная посуда, разделочные доски, прялки и многое другое.

  Речь народных сказок выразительна и многоцветна, т словосочетания слов в них так продуманы, сто остается только вздохнуть: «Ни в сказке сказать, ни пером описать!»

  Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И когда он становится взрослым, знание сказок по-своему отзывается в его поступках.

    Народная сказка позволяет осуществить процесс воспитания дошкольников более целостно, то есть, способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития. Все эти стороны воспитания влияют на развитие ребенка, как гармонически развитой личности.

Праздник

«День пожилого человека»

Дети под музыку входят в зал.

Вед: Дорогие гости, поздравляем Вас с осенним праздником!

День пожилого человека – необычный день.

Торжественный, нос отблеском печали

Нет-нет и набежит на лица тень

Вы у друзей такое замечали?

Но жизнь есть жизнь.

Хоть пенсия мала,

Не ждем, что кто-то нам долги заплатит

Мы – оптимисты!

Нашего тепла

Не только нам, но и даже внукам нашим хватит!

Песня: "Осень, осень"

Стих:  Подарю я бабушке

Голубые варежки

Я из ниток шерстяных

Десять дней вязала их.

Пусть она их носит

Руки не морозит.

Дети приготовили небольшие подарки. (Дарят подарки-варежки)

Танец "Потанцуй со мной дружок" (Приглашают бабушек на танец)

Стих:  Бабушка моя хворает

Очень плохо ей больной,

Не смеется, не играет,

Не беседует со мной.

Дай ей вкусный чай с малиной:

"Выпей, бабушка, глоток."

Принесу платок старинный

И укутаю в платок.

А на утро будет снова

Моя бабушка здорова.

Песня: "Есть у солнышка друзья"

Игры, аттракционы:

  1. «Угадай голосок» (бабушка угадывает голосок внучки или внука, а они должны сказать: «Бабушка, я здесь!»)
  2. «Кто быстрее займет стульчик»

Стих:  Умеет наша бабушка

Нам варежки вязать

И сказку интересную

Нам может рассказать.

Охотно утром бабушка

Нас водит в детский сад.

А вечером оладушки

Печет для всех ребят.

Дети инсценируют сказку «Курочка-Ряба»

Дед-Сережа

Баба-Аня

Курочка-Полина

Мышка-Ирина

Вед:  Это яичко не простое,

И внутри-то не пустое

В нем конфеты и печенье,

Праздничное угощенье!

Все: Праздник мы кончаем,

 К чаю приглашаем!

Чаепитие с бабушками.


Конкурс «Умники и умницы»

Тема: «Народная культура Кировской области»

Цель:  закрепить имеющиеся у детей декоративно-прикладного промысла Вятки – дымковской игрушки, ее отличительные особенности.

Литература: О.А.Соломенникова. «Радость творчества» - Москва, издат-во «Мозаика-Синтез»,2006г.

Оборудование и материал к конкурсу:

- музыкальное оформление;

- оформление зала – надпись «Умники и умницы», выставка дымковских игрушек;

- протокол для жюри – порядок проставления баллов (2 экз.);

- изображение основных элементов дымковской росписи (по отдельности);

- краски-гуашь разноцветная, 2 кисти, 2 баночки с кодой, 2 силуэта игрушки – индюк;

- подарки-награждение, угощение для всех детей.

Предварительная работа с детьми:

- формирование команды детей;

- выбор капитана команды;

- изготовление эмблем для членов команды и капитана;

- сочинение и заучивание девиза и формы представления;

- разучивание русских народных игр с детьми (музрук);

- разучивание частушек для «домашнего задания» (музрук).

Состав жюри: заведующая – Караваева Е.Н., музыкальный руководитель – Петрова.М.А., родители – Юлия Инильевна, Алена Владимировна, Юлия Валерьевна.

Ход конкурса:

Звучит негромкая музыка. Слова ведущего конкурса ( в костюме дымковской барыни):

- Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались в этом зале на конкурс «Умники и умницы» и поговорим сегодня о нашей родной вятской дымковской игрушке.

Много сказочных мест в России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле речки Вятки есть поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Игрушки там с древних пор мастерили,

На забаву детям петушков лепили.

Слобода та в дымке поутру купалась,

И за это Дымковской исстари называлась.

- В нашем конкурсе принимают участие две команды – команда «Вятские удальцы» и команда «Дыминка». Поприветствуем их.

- На конкурс «Умники и умницы» мы пригласили уважаемое жюри (назвать). Поприветствуем их. Члены нашего жюри будут очень добры к нам и будут ставить командам баллы за выполнение задания. Итак, начинаем.

Задание №1: «Представление»

Задание №2: Отгадывание загадок о дымковских игрушках (загадываются командами по очереди).

 -  Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке игрушки разные

Расписные, прекрасные.

Про игрушки эти я загадки знаю

И сейчас вам загадаю.

Бока крутые                                                         Игрушечка-свистушечка

Рога золотые                                                        Крылышки вразлет

Копытца с оборкой                                              Тоненько поет      (птичка)

А на спине – Егорка         (козлик)

Кофточка цветная                                             Левый рог - завиток

Юбка расписная                                                Правый рог - завиток

Коромысло на плечах                                       На груди - кружок

Пошла дама за водой                                        Что за чудо – свисток? (баршек)

Угостит нас ключевой    (водоноска)

Хвостик крючком                                                  Зонтик грибком

Нос пятачком                                                          Руки крендельком

На боках – кружочки                                             Ходит девица-красавица

А по спине – точки       (свинка)                           По улице пешком         (барыня)

Он домчит до карусели                                   В лапах держит он гармошку

На седло залез Емеля                                      А привел его Тимошка

Влез, встал, засвистал                                     Косолапый, толстопятый

Засвистал и поскакал        (конь)                    Играет, поет

                                                                           Громким голосом ревет (меведь)

Задание №3: «Элементы дымковской росписи».

- Ребята, а вы знаете, какие основные элементы у дымковской росписи? … Я буду вам их показывать по очереди, а вы называйте, что это за элемент.

- Будут здесь игры, песни, веселье

Радости хватит на всех.

Я приглашаю вас всех поиграть в русскую народную игру – «Плетень» (проводит музрук).

Задание №4: «Конкурс капитанов» - разрисовать силуэт игрушки-индюка.

- Пока капитаны расписывают игрушки, мы обратимся к командам: много ли вы знаете о дымковском промысле. Я вам буду задавать вопросы, обоим командам по очереди, а вы отвечайте. Готовы?... Начнем с команды…

Задание №5: «Что мы знаем о дымковском промысле?»

  1. Как называется слобода, где изготавливаются расписные игрушки? (Дымково).
  2. Из какого материала дымковские мастера изготавливают свои игрушки? (глина)
  3. Каким инструментом дымковские мастера, чтобы наносить на поверхность игрушки украшения при лепке? (стека)
  4. Как называется праздник, на котором продаются глиняные вятские игрушки и проводятся ярмарки? (Свистунья или еще раньше – Свистопляска)
  5. Что делают с дымковской игрушкой после того, как ее слепили из глины? (сушка, обжиг, роспись)
  6. Как мастерица узнает, что игрушка в печи уже обожжена достаточно? (глина становится красноватой)
  7. Для чего используют яичный желток в росписи игрушек? (как клей, для прочности красок)
  8. Какие цвета используют мастера для росписи игрушек7 (красный, синий, желтый и др.)
  9. Каких животных делают из глины дымковские мастера?
  10. Кого из людей делают из глины? (барыня, водоноска, няня, всадник, семья и др.)

А сейчас мы посмотрим, как наши капитаны расписали дымковские игрушки (+показ всем детям и отдать жюри).

Задание№6: «Музыкальное» (исполнение частушек).

- Я знаю, что каждая из команд, и «Вятские удальцы», и «Дыминка» приготовили нам музыкальные номера – исполнение частушек, но не простых, а дымковских, праздничных. Поэтому наше 6-е задание – «Музыкальное».

- Спасибо командам за прекрасное исполнение. Все наши задания закончились, и пока уважаемое жюри подводит итоги, я снова приглашаю вас всех поиграть – русская народная игра «Две тетери» (проводит музрук)

- Предоставляем слово нашему жюри.

(подведение итогов; награждение)

- Спасибо вам всем за участие, за ваши занятия и стремление к победе. Поздравляем вас. И уважаемое жюри – благодарим за работу.

А волшебницам вятской родной стороны

Большое спасибо сказать мы должны.

За то, что их руки не устают

И сказочных кукол для всех создают.

Дымковская игрушка хороша

В нее вложена мастера душа.

Веселая свистушка не молчит, поет,

И игрушкой этой дорожит народ.

Всего вам доброго! (поклониться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование любви к роднлму краю у детей через использования сказок"

Описание работы по воспитанию партиотических чувст у детей млладшего и среднего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Формирование у детей любви к родному краю посредством мини-музея.

В дошкольном образовании огромная роль принадлежности к своей «Малой Родине», к родному краю, к своему дому в воспитании ребенка играет региональный компонент.Именно благодаря внедрению ре...

Влияние руских народных сказок на развитие детей с ограниченными возможностями

Специфические принцыпы коррекционной работы с детьми; функции, выполняемые с социально-педагогической точки зрения....

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....