НОД в подготовительной группе "Пернатые друзья"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Цель: создание условий для расширения у детей обобщенного представления о зимующих птицах.
Приоритетные образовательные задачи:
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- закрепить и расширить знания детей о птицах.
- способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать.
- способствовать развитию речи детей, умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков.
- способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_pernatye_druzya.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение – детский сад «Улыбка»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Убинская средняя школа №2» Убинского района Новосибирской области
Конспект НОД в подготовительной группе
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему: «Пернатые друзья»
Составила и провела:
воспитатель
Демина Алина Сергеевна
с. Убинское, 2024 г.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Цель: создание условий для расширения у детей обобщенного представления о зимующих птицах.
Приоритетные образовательные задачи:
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- закрепить и расширить знания детей о птицах.
- способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать.
- способствовать развитию речи детей, умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков.
- способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.
Оборудование и материалы:
Запись «Голоса птиц», ноутбук, проектор, материал для опыта (ёмкость с водой, масло, сухие салфетка), карточки с изображением перелётных птиц, фломастеры, перья, веер, листы бумаги (ровный и смятый в шарик).
Ход занятия.
Организационный момент.
- Дети, встаньте в круг, я предлагаю вам поиграть в игру «Комплименты».
Начну я: «Ульяна, ты добрая девочка, всегда помогаешь Никитке одеваться».
Ульяна кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем Ульяна говорит комплимент своему соседу и т. д.
Воспитатель говорит: «Я думаю, у всех хорошее настроение».
Звучит грамзапись «Голоса птиц».
- Дети, вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (о птицах).
Как приятно проснуться, встать,
Птиц в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна!
- Дети, сегодня я проснулась от весёлого пения птиц за окном. Птицы весело и звонко пели свои песни. Откуда же прилетело столько птиц? (из тёплых стран, с юга).
- Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? (перелётные).
- Как называют тех птиц, которые остаются с нами на зиму? (зимующие).
- А почему всё – таки многие птицы улетают? (они боятся морозов).
- Что происходит осенью в природе? (осенью насекомые прячутся под корой деревьев или глубоко в земле. А птицы питаются насекомыми, им зимой нечем прокормиться, поэтому они улетают).
- Почему птицы возвращаются к нам? (они возвращаются на свою Родину, потому что стало тепло).
- А почему стало тепло? (потому что наступила весна).
- А какая весна? (тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая, добрая).
- Какие чудеса происходят в природе весной? (снег превращается в воду, появляются первые цветы – подснежники, набухают почки и появляются маленькие листочки, зелёная трава, возвращаются птицы из тёплых краёв).
- Но самое главное чудо – то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях.
-Дети, как вы думаете, то, что птицы улетают от нас, это хорошо или плохо?
- Что в этом хорошего? (Птицы не погибнут от холода. Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега. Птицы не погибнут от голода, им нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые круглый год).
-Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц. Мы не слышим пения птиц. Многие птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги).
- Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? (да). Раньше на Руси дети вставали в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами позовём птиц.
Дети встают в круг.
Уж вы, птички,
Уж вы, пташечки – щебетушечки,
Прилетайте к нам
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
- Птицы нас услышали и прилетели к нам.
Просмотр птиц на мультимедийной установке. Дети называют птиц и рассказывают о ласточке.
Воспитатель рассказывает о граче.
- Весной к нам возвращается много птиц и в том числе лебеди.
- Дети, в народе говорят: «Лебедь в воде купался, а сух остался».
- Как вы думаете, почему лебедь выходит сухим из воды?
- Давайте проведём опыт.
- В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите внимательно на руку. Какая рука? (мокрая, покрыта тонким слоем воды). Теперь вытрите руку и слегка смажьте её маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, собирается в капельки). Встряхните руку. Что произошло? (на руке нет воды, потому что капельки слетели с руки).
- Кто видел, что делают водоплавающие птицы, когда выходят из воды? (встряхивают пёрышки и становятся сухими).
- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы тоже лебеди.
Физкультминутка «Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой,
Плавно и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
- Дети, вы хотите летать, как птицы? Попробуйте взлететь (дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь).
-Ребята, у вас не получилось взлететь? Давайте разберёмся, почему.
-Посмотрите, у меня 2 листа: один ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Я одновременно отпущу эти листы и мы посмотрим, что же произойдёт.
-Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист медленно планирует?
Делается вывод: гладкий лист лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
-А как вы думаете, почему птицы могут летать по воздуху? (когда птицы раскрывают свои крылья, они становятся широкими и могут опираться на воздух).
После высказывания детей воспитатель предлагает подойти к столу с птичьими перьями (маховыми и перовыми).
-Чем перья отличаются друг от друга? (одни мягкие, а другие жёсткие).
- Покажите перья, которые согревают птицу? (мягкие).
-Где у птицы находятся такие перья? (по всему телу).
-Покажите перья, которые помогают птице летать.
-Где у птицы находятся такие перья? (на крыльях и хвосте).
-Лёгкие они или тяжёлые? (лёгкие).
-Почему они лёгкие? (потому что в середине пустые).
-Посмотрите на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится.
-Какой становится птица с раскрытыми крыльями и хвостом? (большой, широкой).
-С раскрытыми перьями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой. Поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые перья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
-Мы на прогулке наблюдали за птицами. Скажите, как едят птицы: много или мало? (мало). Часто или редко? (часто).
-Ребята, давайте обобщим, что же помогает птице летать по воздуху:
*широкие и жёсткие крылья и хвост;
*лёгкие перья с полым стержнем;
*птицы лёгкие, т. к. едят понемногу и часто.
-Дети, а вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? У разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином; гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют круг. Скворцы, дрозды и мелкие птички порядка не любят: они летят как попало. А крупные хищные птицы, такие, как орлы и ястребы компаний не признают: летят в одиночку.
- Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением птиц. Садитесь за столы и нарисуйте, в какой стае летят птицы.
Дети рисуют фломастером птичьи стаи.
- У вас на столах лежат листы бумаги. Что можно из них сделать? (птиц). Какую птицу можно сделать? (лебедя). Я покажу вам, как делать лебедя. Сейчас мы сделаем птиц из бумаги, но прежде разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика
- Руки скрещены в запястьях. Пальцы – крылья расслаблены, лежат на предплечьях – птицы отдыхают. Вот птица пошевелила одним крылом, другим, взлетает. Взмахи рук – крыльев лёгкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.
- Но ведь все птицы летают по – разному. Вот летит Колибри. Пальцы – крылья движутся быстро – быстро. У синицы взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица всё время меняет направление полёта. У чайки плавные взмахи крыльев, временами птица парит в воздухе на распахнутых крыльях. Орёл – резкий, быстрый, хищный. Взмахи крыльев вверх, а потом медленное, спокойное движение вниз.
Дети делают птиц из бумаги.
По предложению воспитателя одной птице склеивают крылья и наблюдают её падение.
-Почему птица не смогла лететь? (потому что повреждено крыло).
Итог.
- Дети, о ком мы сегодня говорили? (о птицах).
- Что нового вы узнали о птицах? (узнали, почему птицы могут летать; птицы летят по – разному: клином, по кругу, прямой линией, по – одному, как попало; у водоплавающих птиц не намокают перья, потому что они смазаны жиром; научились делать лебедя из бумаги).
- Что было самым интересным? (звать птиц закличкой, делать птиц из бумаги…).
- А сейчас мы пойдём на прогулку и что сделаем? (понаблюдаем за птицами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Друзья природы"
Вопросы экологии очень актуальны.Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста, показывая пример своим детям , что маленький муравьишка никак не хуже большого слона, вода- самый бесценный дар на...
конспект занятия по конструированию из природного материала в подготовительной группе "Друзья для Шишечки"
Это занятие 2 этапа по рекомендациям Парамоновой, где дети закрепляют способ "опредмечивания"...
Конспект НОД для детей подготовительной группы "Друзья, которые любят противоречить друг другу"
Систиматизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Друзья спорта»
Все начиналось просто. Ребенку на день рождения подарили скейт. Он принес его в группу,чтобы поделиться радостью.Так возникла тема проекта.Что знаем? Что хотим узнать? Что для этого нужно?...
Конспект ООД по художественному конструированию в подготовительной группе "Друзья с далекой планеты"
Детьми любят играть с разными видами конструкторов: деревянным, Лего, металлическим и т.д. Я предложила им новый вид конструктора-мягкий, в виде геометрических фигур разного цвета, величины и формы. Ф...
План работы кружка в подготовительной группе "Друзья природы"
План работы кружка "Друзья природы"...
Экологический КВН для детей подготовительной группы «Друзья природы»
Расширить знания детей о природе родного края.Закрепить представление о внешнем виде, повадках, особенностях приспособления к среде, к условиям жизни животных и птиц. Закрепить знания о зна...