НОД в подготовительной группе "Пернатые друзья"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Демина Алина Сергеевна

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Цель: создание условий для расширения у детей обобщенного представления о зимующих птицах.

Приоритетные образовательные задачи:

- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

- закрепить и расширить знания детей о птицах.

- способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать.

- способствовать развитию речи детей,  умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме  «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков.

 - способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_pernatye_druzya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение – детский сад «Улыбка»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Убинская средняя школа №2» Убинского района Новосибирской области

Конспект НОД в подготовительной группе

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Пернатые друзья»

Составила и провела:

 воспитатель

Демина Алина Сергеевна

с. Убинское, 2024 г.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Цель: создание условий для расширения у детей обобщенного представления о зимующих птицах.

Приоритетные образовательные задачи:

- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

- закрепить и расширить знания детей о птицах.

- способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать.

- способствовать развитию речи детей,  умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме  «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков.

 - способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.

Оборудование и материалы: 

Запись «Голоса птиц», ноутбук, проектор, материал для опыта (ёмкость с водой, масло, сухие салфетка), карточки с изображением перелётных птиц, фломастеры, перья, веер, листы бумаги (ровный и смятый в шарик).

Ход занятия.

     Организационный момент.

     - Дети, встаньте в круг, я  предлагаю вам поиграть в игру «Комплименты».

Начну я: «Ульяна, ты добрая девочка, всегда помогаешь Никитке одеваться».

Ульяна кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем Ульяна говорит комплимент своему соседу и т. д.

     Воспитатель говорит: «Я думаю, у всех хорошее настроение».

     Звучит грамзапись «Голоса птиц».

     - Дети, вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (о птицах).

Как приятно проснуться, встать,

Птиц в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна!

     - Дети, сегодня я проснулась от весёлого пения птиц за окном. Птицы весело и звонко пели свои песни. Откуда же прилетело столько птиц? (из тёплых стран, с юга).

     - Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? (перелётные).

     - Как называют тех птиц, которые остаются с нами на зиму? (зимующие).

     - А почему всё – таки многие птицы улетают? (они боятся морозов).

- Что происходит осенью в природе? (осенью  насекомые прячутся под корой деревьев или глубоко в земле. А птицы питаются насекомыми, им зимой нечем прокормиться, поэтому они улетают).

     - Почему птицы возвращаются к нам? (они возвращаются на свою Родину, потому что стало тепло).

     - А почему стало тепло? (потому что наступила весна).

- А какая весна? (тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая, добрая).

      - Какие чудеса происходят в природе весной? (снег превращается в воду, появляются первые цветы – подснежники, набухают почки и появляются маленькие листочки, зелёная трава, возвращаются птицы из тёплых краёв).

     - Но самое главное чудо – то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях.

     -Дети, как вы думаете, то, что птицы улетают от нас, это хорошо или плохо?

     - Что в этом хорошего? (Птицы не погибнут от холода. Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега. Птицы не погибнут от  голода, им нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые круглый год).

      -Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц. Мы не слышим  пения птиц. Многие птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги).

     - Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? (да). Раньше на Руси дети вставали в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами позовём птиц.

     Дети встают в круг.

        Уж вы, птички,

Уж вы, пташечки – щебетушечки,

Прилетайте к нам

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

     - Птицы нас услышали и прилетели к нам.

     Просмотр птиц на мультимедийной установке. Дети называют птиц и рассказывают о ласточке.

     Воспитатель рассказывает о граче.

     - Весной к нам возвращается много птиц и в том числе лебеди.

     - Дети, в народе говорят: «Лебедь в воде купался, а сух остался».

     - Как вы думаете, почему лебедь выходит сухим из воды?

     - Давайте проведём опыт.

     - В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите внимательно на руку. Какая рука? (мокрая, покрыта тонким слоем воды). Теперь вытрите руку и слегка смажьте её маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, собирается в капельки). Встряхните руку. Что произошло? (на руке нет воды, потому что капельки слетели с руки).

     - Кто видел, что делают водоплавающие птицы, когда выходят из воды? (встряхивают пёрышки и становятся сухими).

     - Ребята, а сейчас давайте представим, что  мы тоже лебеди.

Физкультминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой,

Плавно и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

     - Дети, вы хотите летать, как птицы?  Попробуйте  взлететь (дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь).

     -Ребята, у вас не получилось взлететь? Давайте разберёмся, почему.

     -Посмотрите, у меня 2 листа: один ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Я одновременно отпущу эти листы и мы посмотрим, что же произойдёт.

     -Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист медленно планирует?

     Делается вывод: гладкий лист лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

     -А как вы думаете, почему птицы могут летать по воздуху? (когда птицы раскрывают свои крылья, они становятся широкими и  могут опираться на воздух).  

     После высказывания детей воспитатель предлагает подойти к столу с птичьими перьями (маховыми и перовыми).

-Чем перья отличаются друг от друга? (одни мягкие, а другие жёсткие).

- Покажите перья, которые  согревают птицу? (мягкие).

-Где у птицы находятся такие перья?  (по всему телу).

-Покажите перья, которые помогают птице летать.

-Где у птицы находятся такие перья? (на крыльях и хвосте).

-Лёгкие они или тяжёлые? (лёгкие).

-Почему они лёгкие? (потому что в середине пустые).

-Посмотрите на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится.

-Какой становится птица с раскрытыми крыльями и хвостом? (большой, широкой).

-С раскрытыми перьями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой. Поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые перья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

-Мы на прогулке наблюдали за птицами. Скажите, как  едят птицы: много или мало? (мало). Часто или редко? (часто).

     -Ребята, давайте обобщим, что же помогает птице летать по воздуху:

*широкие  и жёсткие крылья и хвост;

*лёгкие перья с полым стержнем;

*птицы лёгкие, т. к. едят понемногу и часто.

      -Дети, а вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? У разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином; гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют круг. Скворцы, дрозды и мелкие птички порядка не любят: они летят как попало. А крупные хищные птицы, такие, как орлы и ястребы компаний не признают: летят в одиночку.

     - Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением птиц. Садитесь за столы и нарисуйте, в какой стае летят птицы.

     Дети рисуют фломастером птичьи стаи.

     - У вас на столах лежат листы бумаги. Что можно из них сделать? (птиц). Какую птицу можно сделать? (лебедя). Я покажу вам, как делать лебедя. Сейчас мы сделаем птиц из бумаги, но прежде разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика

- Руки скрещены в запястьях. Пальцы – крылья расслаблены, лежат на предплечьях – птицы отдыхают. Вот птица пошевелила одним крылом, другим, взлетает. Взмахи рук – крыльев лёгкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.

     - Но ведь все птицы летают по – разному. Вот летит Колибри. Пальцы – крылья движутся быстро – быстро. У синицы взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица всё время меняет направление полёта. У чайки плавные взмахи крыльев, временами птица парит в воздухе на распахнутых крыльях. Орёл – резкий, быстрый, хищный. Взмахи крыльев вверх, а потом медленное, спокойное движение вниз.

     Дети делают птиц из бумаги.

     По предложению воспитателя одной птице склеивают крылья и наблюдают её падение.

     -Почему птица не смогла лететь? (потому что повреждено крыло).

Итог.

     - Дети, о ком мы сегодня говорили? (о птицах).

     - Что нового вы узнали о птицах? (узнали, почему птицы могут летать; птицы летят по – разному: клином, по кругу, прямой линией, по – одному, как попало; у водоплавающих птиц не намокают перья, потому что они смазаны жиром; научились делать лебедя из бумаги).

     - Что было самым интересным? (звать птиц закличкой, делать птиц из бумаги…).

     - А сейчас мы пойдём на прогулку и что сделаем? (понаблюдаем за птицами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Друзья природы"

Вопросы экологии очень актуальны.Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста, показывая пример своим детям , что маленький муравьишка никак не хуже большого слона, вода- самый бесценный дар на...

конспект занятия по конструированию из природного материала в подготовительной группе "Друзья для Шишечки"

Это занятие 2 этапа по рекомендациям Парамоновой, где дети закрепляют способ "опредмечивания"...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Друзья, которые любят противоречить друг другу"

Систиматизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Друзья спорта»

Все начиналось просто. Ребенку на день рождения подарили скейт. Он принес его в группу,чтобы поделиться радостью.Так возникла тема проекта.Что знаем? Что хотим узнать? Что для этого нужно?...

Конспект ООД по художественному конструированию в подготовительной группе "Друзья с далекой планеты"

Детьми любят играть с разными видами конструкторов: деревянным, Лего, металлическим и т.д. Я предложила им новый вид конструктора-мягкий, в виде геометрических фигур разного цвета, величины и формы. Ф...

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Друзья природы»

Расширить знания детей о природе родного края.Закрепить представление о внешнем виде, повадках, особенностях приспособления к среде, к условиям жизни животных и птиц. Закрепить знания о зна...