КОНСПЕКТ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ?» Во 2 младшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Цветкова Юлия Александровна

Обучающие задачи: 
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. 
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. 
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов. 

Развивающие задачи: 
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. 
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. 
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: 
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам. 
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_vozduh_opyty.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение

«Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска»

КОНСПЕКТ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ?»

Во 2 младшей группе

Выполнила воспитатель:

Цветкова Ю.А

                                 

Обучающие задачи: 
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. 
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. 
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов. 

Развивающие задачи: 
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. 
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. 
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: 
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам. 
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой 

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей). 
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ; гуашь; кисточки; фонарик, бумажные кораблики, воздушный шарик. 

Ход занятия: 
Игра «Доброе утро»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру

Я скажу, доброе утро и назову кого- то из вас,того кого я назову помашут мне рукой и я буду знать что вы меня услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем.

Доброе утро всем девочкам.

Доброе утро всем мальчикам

Доброе утро всем тем у кого хорошее настроение.

Доброе утро всем тем кто будет заниматься.

Но и конечно нашим гостям скажем дружно доброе утро (машем рукой)

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель:А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: 
Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 
Дети: Воздух! 
Воспитатель: Правильно ребята, прежде чем отправиться в лабораторию давайте поищем воздух. Здесь не видно воздуха, и тут тоже не видно…Где же он? 
(Предположения детей)

Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.

Ребята, а теперь вдохните и задержите дыхание. Почему вы открыли рот? (Ответы детей: начали задыхаться)

Чего вам не хватало? (Дети: воздуха) Правильно, человек не может прожить без воздуха. А какой воздух нужен человеку и всему живому? (Ответы детей: чистый, свежий) А что для этого нужно делать? (ответы детей: не загрязнять окружающую среду, не сорить).

Ребята, а почему же мы не видим воздух, если он везде, как вы думаете?
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? 
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! 
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в лабораторию. Вот наша лаборатория посмотрите сколько здесь много разного оборудывания, Оно нам пригодится для исследований (дети проходят к столу 1).

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 
Дети: Да. 
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). 

Воспитатель: Ребята что это? ( пакет) Что в нём? 

Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький,его можно сложить в несколько раз,сложим пополам и еще раз пополам. А сейчас будем учиться ловить воздух. откроем пакет , ручки вверх и быстро опустим вниз . Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 

ВЫВОД:Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель:

Какого цвета воздух? (ответы детей). На столе у меня фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? 

Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
ВЫВОД

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель:ребята, мы с вами проделали такой серьезный

опыт! 
Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали! 
Посмотрели, посветили 
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой стал когда воздух мы выпустили? 

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек. 

Воспитатель: Ребята у нас на столе стоят различные предметы (Ваза, стакан, пластиковая бутылка) Как вы думаете, есть ли в этих предметах воздух? Как можно проверить?

Опыт 2.Предметы тоже наполнены воздухом.

Ребята сейчас мы с вами опустим бутылку в воду и посмотрим, что произойдет.

Мы видим, как из горлышка бутылки выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.

Вывод:Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. 
Опыт 3. «Воздух в человеке».

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки. 
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).

ВЫВОД

Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать? 

Дети: Умеем! 
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот. 
Физкультминутка: 
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) 
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) 
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) 
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) 
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) 
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) 
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте). 

Опыт 4. «Чем пахнет воздух?»

А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус? (Высказывания детей).Воспитатель:   У воздуха нет вкуса.  Вдохните воздух носом….Какой у него запах? (Дети:у него нет запаха…)

Дыхательная гимнастика:

Повторяйте за мной:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-выдох, вдох- выдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-выдох, вдох - выдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Опыт с веерами 5

Воспитатель:   Ребята, вы не расстраивайтесь, хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать.  Хотите почувствовать воздух? Посмотрите, у меня есть волшебный веер. Сейчас я помашу вам на лицо…(Воспитатель машет детям на лицо) Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем ветер.

Воспитатель:  А что такое ветер?

(Высказывания детей)

Воспитатель:  Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей). 

Воспитатель:  Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает листья на земле,когда по воде бегут кораблики.

И у нас посмотрите, кораблики. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить их двигаться, крутиться? Возьмите волшебные палочки и подуйте в них на наши кораблики.

Опыт с корабликами 6. Дуют через трубочку на кораблики, и они начинают двигаться.

Воспитатель: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, Он может раскачивать деревья, крутить вертушку, поднимать листья, двигать корабли

Воспитатель:  Ребята,  когда мы выдували воздух, он был похож на что? (Дети: на ветер) Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха

Опыт 7. «Раздуй каплю» (рисование воздухом). 
Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом! 

Воздух очень много может! 
Он нам рисовать поможет! 
В трубочки подуем- 
Капельки раздуем! 

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».

Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия (познавательное развитие- ручной труд)во второй младшей группе по теме "Путешествие с Лунтиком на его родную планету."

Вступительная часть.Организационный момент.Привлечь внимание детей, поздороваться с гостями, настроить на дальнейшую работу.Беседа.- Ребята, завтра очень важный праздник – День космонавтов и соз...

Конспект контрольно-учетного занятия ОО «Речевое развитие» (развитие речи) ОО «Познавательное развитие» (мир природы) (2-ая младшая группа) Тема: «По дороге в сказку»

Конспект контрольно-учетного занятия ОО «Речевое развитие» (развитие речи) ОО «Познавательное развитие» (мир природы) (2-ая младшая группа) Тема: «По дороге в сказку»...

Конспект занятия "Что такое Новый год?" по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей первой младшей группы

Конспект занятия разработан для детей первой младшей группы, о неоходимости дать детям представление о празднике Новый год, рассказать о сказочных героях : Дед Мороз и Снегурочка, воспитывать интерес ...

Конспект НОД по познавательному развитию «Что такое воздух?» в старшей группе

Систематизация знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Вода-какая она?» Младшая группа

Цель: Создать условия для формирования у детей представления о свойствах воды.Программные задачи:Обучающие: -  закрепить знания детей о свойствах воды: бесцветная, прозрачная;- познакомить с новы...

НОД по познавательному развитию "Что такое весна" (вторая младшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе "Что такое весна"....