Конспект НОД по познавательному развитию «Что такое воздух?» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Систематизация знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatie_po_eksperimentirovaniyu.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
«Что такое воздух?»
в старшей группе
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,
социально –коммуникативное развитие
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Образовательные:
- формирование у детей знаний о свойствах воздуха;
- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
- дать понятие о практической значимости воздуха.
Развивающие:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие мыслительных операций, умения делать выводы;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;
- воспитание навыков сотрудничества;
- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.
Используемые методы и приемы:
- словесный рассказ воспитателя;
- беседа.
Предварительная работа:
- наблюдения за температурой воздуха
- беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
- игры с ветром
Оборудование:
игрушка поросёнок, фломастеры на каждого ребёнка, стакан с водой, трубочка, свистульки, полиэтиленовый пакет, воздушные шары по количеству детей, груша резиновая, бутылка пластмассовая, веер, тетрадный лист.
Планируемые результаты:
- дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
- научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
- смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Ход деятельности воспитателя с детьми
Появляется игрушка поросёнок Пятачок с воздушными шарами в руке.
Пятачок: Здравствуйте, ребята! Где это я оказался? Ответы детей (в детском саду)
Пятачок: Я только что был в гостях у Совы, и она подарила мне вот эти воздушные шары! (Задумчиво). И почему-то сказала, что они удивительные? Ничего не понимаю, что в них может быть удивительного, обычные воздушные шары!
Воспитатель: Пятачок, а не кажется тебе, что воздушный шарик может о чём-то тебе рассказать?
Пятачок: Нет, не кажется, шары не умеют говорить!
Воспитатель: А ты знаешь, почему он так называется?
Пятачок: Нет! Объясните, пожалуйста, ребята! Ответы детей (Потому что внутри шарика есть воздух) .
Пятачок: А что такое воздух?
Воспитатель: Предлагаю детям сесть на ковер и приглашаю поросёнка к нам присоединиться.
Пятачок: Из чего он состоит? Ответы детей (Кислорода и других газов).
Пятачок: А для чего он нам нужен?
Воспитатель: Пятачок, а ты все понял? Сможешь отгадать нашу загадку?
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Пятачок: Почему я его не вижу, не слышу и не чувствую? Ответы детей (Потому что он невидим)
Воспитатель: Ребята, разве воздух нельзя увидеть, услышать и почувствовать? (Можно) Вот сейчас наши дети помогут тебе в этом убедиться!
Воспитатель: Сегодня мы будем исследователями в нашей лаборатории.
Приглашаю детей за столы.
Воспитатель: Для начала мы увидим воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? Ответы детей (пусто).
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы)
Воспитатель: Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы)
Воспитатель: Да вы правы ребята, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно. А есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы)
Воспитатель: А давайте проверим. Ребята. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет.
Пятачок: Ой, ребята, что это происходит с водой? Ответы детей (выходят пузырьки)
Пятачок: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы)
Воспитатель: Пузырьки - это воздух который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»? Как вы считаете, это возможно? Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку? (Опускаю стакан в воду) Убеждаются, что салфетка на дне сухая. Почему вода не намочила салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет) .
Воспитатель: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку.
Воспитатель: Вот так Пятачок мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы его почувствовать? (да)
Воспитатель: Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.
Воспитатель: А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).
В: Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так Пятачок мы можем почувствовать воздух. А как еще можно почувствовать воздух?
Физминутка
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
Воспитатель: А сможем ли мы услышать воздух? Как думаешь Пятачок?
Пятачок: Я думаю, что нет, ведь мы его даже не видим.
Воспитатель: А вот и можно. Ребята, как же возникает звук (ответы)
Воспитатель: А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа)
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Воспитатель: Что мы слышим?
Воспитатель: Также мы можем другим способом услышать воздух. Прислушаемся друзья. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки) .
Воспитатель: Ну что, Пятачок! Теперь ты знаешь, почему шарик удивительный?
Пятачок: Внутри него есть воздух, который можно при помощи моего шарика увидеть, услышать и почувствовать. А еще шариком можно играть.
Воспитатель: А ещё наши дети могут сами превратить шарик в игрушку! Мы воздушные шарики превратим в веселые рожицы! Нам нужно будет для этого взять фломастеры и аккуратно нарисовать глаза, нос и рот. Но есть одно условие! Нужно одному держать шарик, а другому рисовать глаза, нос и рот. Можно это делать по очереди. Договоритесь между собой о том, как вы будете работать в паре.
Самостоятельная деятельность с воздушными шарами.
Воспитатель: Ну что Пятачок тебе понравилось у нас в гостях?
Пятачок: Да, я узнал много нового о воздухе.
Воспитатель: А вам дети понравилось играть с Пятачком?
Пятачок: Ребята пойдемте поиграем в наши веселые воздушные шары!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)
Анализ занятия с использованием информационно - коммуникационн...
Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа)
Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию"Путешествие в страну Знаний" был использован на родительском собрании как метод активного слушания с целью дать возможность у...
Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»
Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...
Конспект занятия по познавательному развитию по программе Радуга в старшей группе «Моя Родина – Россия».
Цель: упорядочить, закрепить информацию о России, ввести понятие Родина, формировать у детей чувство любви к России.Материал к занятию: презентация Power point, раскраска «Флаг России»....
Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей. Тема: «Веселое путешествие» (старшая группа)
Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей.Тема: «Веселое путешествие»Цель: Выявить качество знаний детей по данному разделу программы.Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о сво...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
НОД по познавательному развитию "Что такое весна" (вторая младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе "Что такое весна"....
- Мне нравится (1)