Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности «Тепло, температура»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_temperatura.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства»
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
«Тепло, температура»
Составила:
Конева Е. Н., воспитатель
Тема: Тепло, температура.
Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.
Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.
Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Форма организации: группа воспитанников
Уровень подготовленности детей:
- Имеют элементарные представления о температуре;
- Обладают навыками целеполагания;
- Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.
Цель. Способствовать развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятиями «тепло», «температура».
- Знакомить с термометром, правилами обращения с ним.
Развивающие:
- Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности.
- Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.
Ресурсное обеспечение:
Программно-методическое:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
- Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Демонстрационный материал: Схема строения термометра, термометры: водный, медицинский (электронный и ртутный), комнатный, уличный).
Раздаточный материал: баночки с теплой и холодной водой на каждый стол
Словарная работа.
Обогащение словаря: температура, тепло измерение
Активизация словаря: термометр
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Предварительная работа:
- Наблюдение за температурой воздуха на прогулке и в помещении;
- Опыты и игры с водой (теплая, холодная).
Педагогические эффекты:
- дети познакомятся с термометром, его видами, назначением;
- дети научатся работать в парах, группе;
- закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.
Структура занятия
Вводная часть.
- Организационный момент: приветствие;
- Постановка цели и темы занятия;
- Загадывание загадки.
Основная часть.
- Сюрпризный момент – появление Зайчика;
- Беседа о видах термометров
- Физминутка
- Опытно-экспериментальная деятельность
Заключительная часть
- Подведение итогов занятия
Ход НОД
Вводная часть
Организационный момент- Приветствие "Доброе утро!"
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет придела,
Так скорей друзья за дело.
Воспитатель: Проверим готовность к занятию. Вы готовы? (приветствуют стоя , слушают стихотворение)
Дети: Мы готовы!
Воспитатель: Какой бывает воздух (по качествам)? Вы совершенно правы. Ребята, как вы определяете, когда вам тепло, а когда холодно? Ребята, а мы можем по температуре воздуха определить тепло или холодно на улице? А как можно это сделать?(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, действительно, когда мы говорим «холодно», «тепло» или «жарко», мы говорим о температуре и её изменениях. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:
Живёт за рамой
Человечек стеклянный.
Любую погоду
Измеряет с ходу.
Поступает просто
Отмеряет ростом.
Воспитатель: Правильно, это термометр. А может кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Ответы детей) Верно, сегодня мы с вами узнаем, что же такое термометр, из чего он состоит и каких видов бывает, научимся пользоваться градусником для определения температуры воздуха и воды, поговорим о зависимости свойств веществ от их температур.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие прибежал зайчик. Он хотел нам что-то интересное рассказать, но по дороге его встретил холодный ветер. Он сильно подул на маленького зайчика и бедный зайчик заболел. Ему необходимо лечение. Как вы думаете, с чего мы его начнём? (Ответы детей) Хорошо, а какой прибор мы будем использовать для измерения температуры?
Воспитатель: Молодцы! Действительно, для точного измерения температуры воздуха люди изобрели простой и надёжный прибор-термометр.
Ребята, а сейчас попробуйте объяснить своему соседу по столу, что же такое термометр. (Предположения детей) А теперь, объясните мне, что же такое термометр? (Ответы детей) Молодцы, ребята. Сейчас взгляните на доску, где представлен термометр, из чего же он состоит?
Воспитатель: Совершенно верно. Главная часть термометров – стеклянная трубочка, наполненная жидкостью (ртутью) и пластинка с делениями, её называют шкалой Цельсия по имени его изобретателя. По шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчёт градусов тепла ведут от ноля вверх, а холода - от ноля вниз. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число холода - со знаком «-». Вместо слова «градус» ставят маленький кружочек. Например, плюс пять градусов тепла запишут так: + 50. А пять градусов холода так: - 5. Градусник нельзя разбивать, так как жидкость (ртуть) очень опасна для человека, при вдыхании её паров можно отравиться или умереть.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие бывают термометры?
Дети: Термометры бывают медицинские, водные, комнатные.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте, посмотрим на термометры и скажем, чем же они отличаются друг от друга? А кто – нибудь сможет сказать, почему шкалы с делением данных термометров различаются? Почему вы так думаете? (Ответы детей) Правильно, ребята.
Медицинский термометр.
На его шкале нанесена температура до 420 тепла и 340 тепла, потому что при температуре тела 420 тепла (у человека жар).
Комнатный термометр.
У него шкала деления ограничена +400 (500) тепла и 100 холода, потому что в комнате обычно не бывает теплее 400 и холоднее 100.
Водный термометр.
Имеет шкалу с деление от 00 до 1000 тепла и более, потому что при 00 вода замерзает и превращается в снег или лёд, а при 1000 тепла она закипает и превращается в пар.
Воздушный термометр.
Обычно имеет шкалу от 500 тепла до 500 холода. Потому что в нашей местности холоднее и жарче не бывает и нам хватает этой шкалы.
ФИЗМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за столы.)
Практическая часть
Опыт 1
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами переходим к изучению принципа работы термометра. Работаем вместе. Ребята, главное, нельзя баловаться термометром. Так как он содержит ртуть – опасную для жизни жидкость. Нельзя бросать и ломать его.
Воспитатель: Сейчас возьмем в руки термометр. По очереди опускаем сначала в баночку с холодной водой, а затем с тёплой.
Опыт 2
Воспитатель: А теперь научимся определять температуру воздуха. (Работа с комнатными термометрами)
Заключительная часть
Воспитатель: Все вы, ребята, молодцы. Я думаю, вам было интересно? Что вы сегодня узнали на занятии? (Как выглядит термометр, каких видов он бывает, как с ним работать и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе
Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием элементов ТРИЗ технологии....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»."Зайка в гости приходил" Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы» Младшая группа.
Цель –развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста....
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Познавательная деятельность» Тема: «Шишки для белочки».
Интегрированое занятие...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Познавательная деятельность»
Тема: «Шишки для белочки».Возрастная группа: дети третьего года жизни.Форма организации: групповая, подгрупповая.Учебно-методический комплекс – программа «От рождения до школы...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Конструктивно-модельная деятельность» в старшей группе по теме «Медвежонок»
Технологическая карта по НОД конструированию в старшей группе...
Организованная образовательная деятельность Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности
Группа: подготовительная группа (6-7 лет) Тема: «Моя родина - Россия». Кубик Блума.Цель: Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Родина,...