Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности «Тепло, температура»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конева Елена Николаевна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_temperatura.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства»

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

«Тепло, температура»

Составила:

Конева Е. Н., воспитатель

Тема: Тепло, температура.

Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область. Познавательное развитие.

Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.

Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.

Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Форма организации: группа воспитанников

Уровень подготовленности детей:

  • Имеют элементарные представления о температуре;
  • Обладают навыками целеполагания;
  • Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.

Цель. Способствовать развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с понятиями «тепло», «температура».
  2. Знакомить с термометром, правилами обращения с ним.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности.
  2. Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
  • Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
  • Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом:  опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Демонстрационный материал:  Схема строения термометра, термометры: водный, медицинский (электронный и ртутный), комнатный, уличный).

Раздаточный материал: баночки с теплой и холодной водой на каждый стол

Словарная работа.

Обогащение словаря: температура, тепло измерение

Активизация словаря: термометр

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за температурой воздуха на прогулке и в помещении;
  • Опыты и игры с водой (теплая, холодная).

Педагогические эффекты:

  • дети познакомятся с термометром, его видами, назначением;
  • дети научатся работать в парах, группе;
  • закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.

Структура занятия

Вводная часть.

  • Организационный момент: приветствие;
  • Постановка цели и темы занятия;
  • Загадывание загадки.

Основная часть.

  • Сюрпризный момент – появление Зайчика;
  • Беседа о видах термометров
  • Физминутка
  • Опытно-экспериментальная деятельность

Заключительная часть

  • Подведение итогов занятия

Ход НОД

Вводная часть

Организационный момент- Приветствие "Доброе утро!"

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет придела,

Так скорей друзья за дело.

Воспитатель: Проверим готовность к занятию. Вы готовы? (приветствуют стоя , слушают стихотворение)

Дети: Мы готовы!

Воспитатель: Какой бывает воздух (по качествам)? Вы совершенно правы. Ребята, как вы определяете, когда вам тепло, а когда холодно? Ребята, а мы можем по температуре воздуха определить тепло или холодно на улице? А как можно это сделать?(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, действительно, когда мы говорим «холодно», «тепло» или «жарко», мы говорим о температуре и её изменениях. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Живёт за рамой

Человечек стеклянный.

Любую погоду

Измеряет с ходу.

Поступает просто

Отмеряет ростом.

Воспитатель: Правильно, это термометр. А может кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Ответы детей) Верно, сегодня мы с вами узнаем, что же такое термометр, из чего он состоит и каких видов бывает, научимся пользоваться градусником для определения температуры воздуха и воды, поговорим о зависимости свойств веществ от их температур.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие прибежал зайчик. Он хотел нам что-то интересное рассказать, но по дороге его встретил холодный ветер. Он сильно подул на маленького зайчика и бедный зайчик заболел. Ему необходимо лечение. Как вы думаете, с чего мы его начнём? (Ответы детей) Хорошо, а какой прибор мы будем использовать для измерения температуры?

Воспитатель: Молодцы! Действительно, для точного измерения температуры воздуха люди изобрели простой и надёжный прибор-термометр.

Ребята, а сейчас попробуйте объяснить своему соседу по столу, что же такое термометр. (Предположения детей) А теперь, объясните мне, что же такое термометр? (Ответы детей) Молодцы, ребята. Сейчас взгляните на доску, где представлен термометр, из чего же он состоит?

Воспитатель: Совершенно верно. Главная часть термометров – стеклянная трубочка, наполненная жидкостью (ртутью) и пластинка с делениями, её называют шкалой Цельсия по имени его изобретателя. По шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчёт градусов тепла ведут от ноля вверх, а холода - от ноля вниз. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число холода - со знаком «-». Вместо слова «градус» ставят маленький кружочек. Например, плюс пять градусов тепла запишут так: + 50. А пять градусов холода так: - 5. Градусник нельзя разбивать, так как жидкость (ртуть) очень опасна для человека, при вдыхании её паров можно отравиться или умереть.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие бывают термометры?

Дети: Термометры бывают медицинские, водные, комнатные.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте, посмотрим на термометры и скажем, чем же они отличаются друг от друга? А кто – нибудь сможет сказать, почему шкалы с делением данных термометров различаются? Почему вы так думаете? (Ответы детей) Правильно, ребята.

Медицинский термометр. 

На его шкале нанесена температура до 420 тепла и 340 тепла, потому что при температуре тела 420 тепла (у человека жар).

Комнатный термометр.

У него шкала деления ограничена +400 (500) тепла и 100 холода, потому что в комнате обычно не бывает теплее 400 и холоднее 100.

Водный термометр. 

Имеет шкалу с деление от 00 до 1000 тепла и более, потому что при 00 вода замерзает и превращается в снег или лёд, а при 1000 тепла она закипает и превращается в пар.

Воздушный термометр. 

Обычно имеет шкалу от 500 тепла до 500 холода. Потому что в нашей местности холоднее и жарче не бывает и нам хватает этой шкалы.

ФИЗМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за столы.)

Практическая часть

Опыт 1

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами переходим к изучению принципа работы термометра. Работаем вместе. Ребята, главное, нельзя баловаться термометром. Так как он содержит ртуть – опасную для жизни жидкость. Нельзя бросать и ломать его.

Воспитатель: Сейчас возьмем в руки термометр. По очереди опускаем сначала в баночку с холодной водой, а затем с тёплой.

Опыт 2

Воспитатель: А теперь научимся определять температуру воздуха. (Работа с комнатными термометрами)

Заключительная часть

Воспитатель: Все вы, ребята, молодцы. Я думаю, вам было интересно? Что вы сегодня узнали на занятии? (Как выглядит термометр, каких видов он бывает, как с ним работать и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе

Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с  использованием элементов ТРИЗ технологии....

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Познавательная деятельность»

Тема: «Шишки для белочки».Возрастная группа: дети третьего года жизни.Форма организации: групповая, подгрупповая.Учебно-методический комплекс – программа «От рождения до школы...

Организованная образовательная деятельность Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности

    Группа: подготовительная группа (6-7 лет) Тема: «Моя родина - Россия». Кубик Блума.Цель: Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Родина,...