Серия занятий по миру природы 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Серия занятий по природному миру для
детей подготовительной группы.
Цель: «Развитие представлений детей о джунглях».
Подготовила: Кечаева Ирина Николаевна
Воспитатель
МАДОУ д/с №229 «Дельфин»
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ:
ЗАДАЧИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Дать детям представление о джунглях /всегда жарко, много воды, разнообразный природный и растительный мир/.
2.Познакомить детей с животными и растениями джунглей /ягуар, крокодил, горилла, пальмы, лианы и т.д./
3.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Закреплять умение отвечать на вопросы взрослого и умение доказать и обосновать свою точку зрения на данную тему.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развивать представление детей о зависимости внешнего вида животного и питания от среды обитания.
2.Развивать мыслительные операции, словестно-логическую форму мышления.
3.Развивать внимание, память, речь.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Воспитывать культуру речевого общения: умение слушать других, не перебивать.
2.Воспитывать интерес к живой природе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Сюрпризный момент/волшебные часы/, рассказ, объяснение воспитателя, проблемные вопросы, д/и «Кто где живет»
МАТЕРИАЛ:
Макет «Джунгли», «Африканская саванна»,картинки с изображением природных зон-джунгли, саванны, картинки с изображением животных джунглей и саванны.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание иллюстраций о джунглях, чтение Киплинг «Маугли»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети проходят, встают около воспитателя.
Воспит.: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. У меня в руках волшебные часики, с их помощью мы попадаем на какой-нибудь материк нашего земного шара и узнаем много нового и интересного. Ну, что хотите в путешествие? /Да/
Давайте закрывайте глазки, наши часы заработали, стрелки двигаются вперед, минутки бегут -1, 2, 3… Открывайте глазки. Ну что, как вы думаете, куда мы попали?
Дети: /предполагают/ В джунглях
Воспит.: Почему вы так думаете?
Дети: Растут пальмы, бананы, лианы.
Воспит.: Да, ребята, вы конечно правильно догадались, что это джунгли. Но…
Присаживайтесь на стульчики, я вам еще немного расскажу о джунглях. В джунглях жарко, температура воздуха высокая и почти не меняется в течении года, зима там очень теплая, но идет меньше дождей. Из-за дождей в джунглях высокая влажность. Солнце и дождь-деревья растут быстро и достигают огромных размеров. Влажные леса джунглей разнообразны растительностью- лианы, орхидеи. Лианы обвивают деревья так, что они могут засохнуть. На земле наоборот почти нет травы, всегда тень, илистые реки. Солнце и дождь достаются только деревьям.
Так почему же в джунглях так зелено всегда?
Дети: Круглый год тепло, светит солнце, часто идут дожди.
Воспит.: Почему деревья вырастают быстро и очень высокие?
Дети: Они тянутся к солнцу, их поливает дождь, для растений и деревьев это очень важно.
Воспит.: Ребята, а почему наверху все зеленое, а внизу на земле почти нет травы?
Дети: Деревья вырастают такие высокие, что солнце и дождь до земли просто не доходят.
Воспит.: Ребята, если в джунглях так тепло, зелено, идут часто дожди, как вы думаете, какой там воздух?
Дети: Влажный, чистый.
Воспит.: Дети, давайте представим, мы с вами сидим на ветке самого высокого дерева /стулья перевернуты спинкой вперед/, вдыхаем полной грудью воздух /рука на животе, спина прямая, вдох, живот. Чтоб лучше дышалось –точки около крыльев носа /массаж3/, уши.
Воспит.: Дети, наверно в таких условиях, как в джунглях, живут много разных животных. Как вы думаете, кто здесь может жить?
Дети: /предлагают/ Обезьяны, птицы, змеи.
Воспит.: Правильно. И в джунглях в общем-то больше таких животных, которые большую часть своей жизни проводят на деревьях. Это-обезьяны, ягуар, птица-туган, попугай. Почему?
Дети: Обезьяны качаются на лианах и едят бананы. Птицы тоже живут и питаются на деревьях.
Воспит.: А ягуар – это же… /дети-хищник/
Дети: Он охотится на деревьях за птицами, обезьянами.
Воспит.: Дети, а внизу на земле кто-нибудь может жить, в условиях-тень, сырость?
Дети: Крокодил-он плавает в реках и т.к. кругом тень, сырость, все серо-зеленое т он под цвет, ему удобно выслеживать добычу.
Воспит.: Ребята, а смогла бы обезьяна жить в африканской саванне?
Дети: Нет.
Воспит.: Почему?
Дети: Там нет пальм, лиан, высоких деревьев и нечем питаться.
Воспит.: А ягуар мог бы жить в африканской саванне?
Дети: Нет.
Воспит.: Почему же, ведь там много места для движения и есть чем питаться хищнику?
Дети: Ягуар привык жить в джунглях, прятаться в деревьях, выслеживать, а в саванне ему негде прятаться и ему будет очень жарко на открытом месте, где припекает сильно солнце.
Воспит.: Дети, а попугай и птица тукан наверно смогли бы жить в саванне, там ведь есть и цветы, и насекомые, и тепло?
Дети: Нет.
Воспит.: Почему?
Дети: Да, попугаи живут на деревьях, но в саванне очень жарко и редко идут дожди и почти все деревья сухие, а в джунглях все зеленое и деревья и цветы, и много воды и она не высыхает, как в саванне /где дожди редкость/
Воспит.: Дети, а вот слон смог бы жить в джунглях, ведь он питается бананами, травой.
Дети: Нет.
Воспит.: Почему?
Дети: Ему будет тяжело продвигаться по джунглям, он большой, а джунгли непролазная чаща, и ему нужна еще трава, которая растет на земле.
Воспит.: А крокодил смог бы жить в саванне?
Дети: Нет, т.к. реки там пересыхают и звери месяцами ждут дождей, а в джунглях реки не пересыхают.
Воспит.:Какие вы молодцы, внимательные. А я вам еще игру принесла. Она называется «Кто где живет?» /2картины- саванна, джунгли; карточки с животными, надо распределить кто где живет: крокодил, жираф, слон, попугай, птица, зебра, обезьяна, ягуар, лев, тигр, рысь/
Дети играют.
Воспит.: Хорошо играли, молодцы. Вот мы с вами и запомнили кто где живет, все правильно распределили всех животных и птиц по своим зонам.
Воспит.: Ну что же ребята, пора в д/с, да и наши часы подают сигнал. Но мы обязательно еще раз придем в гости в джунгли. А сейчас закрывайте глазки, мы возвращаемся в д/с.
Дети открывают глаза.
Воспит.: Вот мы и вернулись в д/с. Понравилось вам наше путешествие? /Да/
Воспит.: И где же мы с вами были, что видели нового, интересного узнали?
Ответы детей.
Воспит.: Молодцы ребята, все запомнили. А теперь отдыхайте, спасибо за ваше участие.
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ:
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Закрепить знания детей о глобусе; умение правильно и бережно с ним обращаться.
2.Определить, где самое жаркое лето на планете.
3. Выявить причины повышенной влажности.
4. Закреплять умения отвечать на вопросы взрослого и самим задавать вопросы.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Продолжать развивать психические процессы: мышление и воображение.
2. Развивать наблюдательность и умение детей делать собственные умозаключения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Воспитывать такие качества личности, как любознательность, активность, коммуникабельность.
2.Воспитывать культуру речевого общения: умение слушать мнение других, не перебивать.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
-проблемные ситуации, вопросы, объяснения воспитателя, моделирование, наблюдение за вращением глобуса, эксперимент с водой и губкой.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире джунглей, чтение литературы о джунглях и его обитателях /Киплинг «Маугли»/, отгадывание загадок, обучение д/и «Лото», «Кто где живет», опыт с водой.
МАТЕРИАЛ:
Глобус, макет годового вращения Земли вокруг Солнца, карта климатических зон, противень, губка, пипетка, прозрачная емкость, прибор для наблюдения за изменением влажности.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети проходят, встают кругом около воспитателя.
Воспит.: Дети, посмотрите вокруг, не замечаете ли вы что-то необычное, новое в нашей группе?
Дети: Да. /замечают волшебные часы/
Воспит.: В моих руках волшебные часы, они приглашают нас отправиться вместе с ними в путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие? /Да/
Давайте закроем глазки, пока часы отсчитывают минуты 1, 2, 3, 4, 5…
Дети открывают глаза.
Воспит.: Ой, ребята, посмотрите… Волшебные часы не помогли нам отправиться в путешествие, но… Что это у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспит.: Как вы думаете, на что он похож? Что обозначают цвета на нем? /коричневый, желтый, синий, зеленый/
Почему больше синего?
Для чего вообще нужен глобус?
Как с ним обращаться?
Дети: На шар, на нашу Землю.
Цвета - земля, вода, песок, леса.
Воды на планете больше, чем суши.
По глобусу мы ищем нужный нам материк или океан.
Глобус вращается вокруг своей оси.
Воспит.: Дети, волшебные часы не спроста дали нам глобус, мне кажется они хотят, чтобы мы с вами самостоятельно отправились в путешествие с помощью глобуса. Как вы думаете, куда?
Дети: /предполагают/ Джунгли.
Воспит.: Почему вы так решили?
Дети: С помощью волшебных часов мы уже отправлялись в путешествие по джунглям.
Воспит.: Ну что, будем искать дорогу к джунглям по глобусу? /Да/
По каким признакам мы будем искать?
Дети: В джунглях жарко круглый год и всегда вокруг много воды.
Воспит.: Значит мы будем искать самое жаркое место на нашей планете. /т.к воды вокруг много не только в джунглях/
Воспит.: Я вам сейчас объясню и мы, вместе с вами, определим и покажем, где самое жаркое место на планете. Давайте посмотрим и понаблюдаем за макетом /вращение Земли вокруг Солнца/
Медленно вращая Землю вокруг Солнца, отмечаем изменение освещенности ее частей при удалении от свечи, которая имитирует Солнце. Определяем в разные моменты вращения самое жаркое место на планете, ставим условные значки. Доказываем, что самое жаркое место в районе экватора. /там также много воды вокруг/
Что обозначает свеча, глобус?
Что постоянно вращается вокруг Солнца?
Что всегда ближе к Солнцу, какая часть нашей планеты?
Дети: Свеча – это Солнце /оно светит и греет/
Глобус – это наша Земля, она круглая и вращается вокруг своей оси.
Экватор всегда ближе к Солнцу, там и есть наши джунгли.
Воспит.: На глобусе мы нашли джунгли, а чтобы по настоящему попасть в джунгли, и чтобы быть ближе к природе, мы с вами попробуем перевоплотиться в деревья и птиц.
Экологический тренинг.
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянуться к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
-ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
/дети выполняют движения в соответствии со словами, делая правильный вдох и выдох/
Воспит.: Ну вот мы с вами и в джунглях. Давайте вспомним поподробнее, что мы еще знаем о них.
Чем разнообразен растительный мир джунглей, что в нем особенного?
Дети: Много деревьев, они очень быстро растут, достигая огромных размеров. Они всегда зеленые. Много различных плодов на деревьях. Есть лианы, они обвивают деревья. Также на деревьях растут орхидеи. Много красивых цветов с большими зелеными листьями.
Воспит.: Дети, так почему же в джунглях так всегда зелено?
Дети: Часто идут дожди, светит солнце; влажный воздух.
Воспит.: Почему часто идут дожди?
Хотите узнать? /Да/
Сейчас мы вместе с вами это выясним, проведем опыт.
Рассматриваем глобус и карту климатических зон /обилие морей и океанов/
Опыт по насыщению воздуха влагой.
Дети: /капают воду из пипетки на губку-вода остается в губке.
Кладут губку в воду, несколько раз переворачивая ее в воде, поднимают губку, наблюдают, как стекает вода./
-Почему вода начинает стекать?
-Воды очень много и губка не выдерживает такое количество влаги.
Дети с помощью выполненных действий выясняют, что в джунглях дождь может идти без туч /воздух, как губка, насыщается влагой и уже не может ее удерживать/
Воспит.: Дети, вспомните-ка, ведь мы с вами проводили еще опыт «Появление дождя без туч». Этот опыт мы начали проводить два дня назад. Давайте понаблюдаем, что же у нас получилось. / в прозрачную емкость наливали воду, закрыли крышкой, поставили в жаркое место/
Наблюдаем вместе с детьми появление «тумана», растекание капель по крышке- вода испаряется, влага скапливается в воздухе, когда ее становится слишком много, выпадает дождь.
Воспит.: Да, в таких условиях могут жить не все животные. Кто из многообразия живых существ может жить в джунглях?
/Перед детьми разложены картинки с изображением животных различных климатических зон/
Дети: /выбирают нужные картинки/ Крокодил, обезьяна, ягуар, попугай, птица-тукан, питоны, змеи.
Воспит.: Молодцы, правильно выбрали всех животных.
А как вы думаете, ягуар смог бы жить в африканской саванне?
/Нет/ А вот почему не сможет, мы с вами узнаем из следующего путешествия по джунглям. А сейчас нам пора возвращаться в д/с, волшебные часы подают нам сигнал. Закрывайте глазки, стрелки волшебных часов бегут назад-5,4,3,2,1. Открывайте глазки /звучит музыка, дети открывают глаза/
Воспит.: Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие? /Да/
Что интересного вы увидели, что нового вы узнали и что больше всего вам запомнилось?
Ответы детей.
Воспит.: Умницы, все запомнили. А теперь отдыхайте, спасибо за ваше участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по миру природы и речевому развитию "Путешествие в заколдованный лес"
Интегрированное занятие по миру природы и речевому развитию "Путешествие в заколдованный лес"...
Конспект интегрированного итогового занятия по миру природы и аппликации в средней группе « Весеннее путешествие»
Конспект интегрированного итогового занятия по миру природы и аппликации в средней группе« Весеннее путешествие»...
Итоговое занятие по миру природы и аппликации в подготовительной группе «Что? Кто? Где? Зачем?»
Цель: Проверить усвоенные знания детей об окружающем мире природы. Проверить умения детей работать с ножницами, вырезать по намеченным линиям контура.Задачи:Обучающие: Обобщить и закрепить...
Интегрированное занятие по миру природы и конструированию в подготовительной группе «Полёт в космос»
Интегрированное занятие по миру природы и конструированию в подготовительной группе «Полёт в космос»...
Конспект занятия " В мире природы"
Конспект занятия "В мире пртироды" преднозначен для педагогов ДОУ. Повторение и обобщение знаний детей о жизни диких животных родного края....
Конспект открытого занятия " В мире природы"
Конспект открытого занятия. Игра по станциям. ...
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»
Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...