Серия занятий по миру природы 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кечаева Ирина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zanyatiy_po_prirodnomu_miru_6-7_let.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Серия занятий по природному миру для

детей подготовительной группы.

Цель: «Развитие представлений детей о джунглях».

Подготовила:  Кечаева Ирина Николаевна

Воспитатель

 МАДОУ д/с №229 «Дельфин»

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ:

ЗАДАЧИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Дать детям представление о джунглях /всегда жарко, много воды, разнообразный природный и растительный мир/.

2.Познакомить детей с животными и растениями джунглей /ягуар, крокодил, горилла, пальмы, лианы и т.д./

3.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Закреплять умение отвечать на вопросы взрослого и умение доказать и обосновать свою точку зрения на данную тему.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развивать представление детей о зависимости внешнего вида животного и питания от среды обитания.

2.Развивать мыслительные операции, словестно-логическую форму мышления.

3.Развивать внимание, память, речь.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.Воспитывать культуру речевого общения: умение слушать других, не перебивать.

2.Воспитывать интерес к живой природе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Сюрпризный момент/волшебные часы/, рассказ, объяснение воспитателя, проблемные вопросы, д/и «Кто где живет»

МАТЕРИАЛ:

Макет «Джунгли», «Африканская саванна»,картинки с изображением природных зон-джунгли, саванны, картинки с изображением животных джунглей и саванны.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций о джунглях, чтение Киплинг «Маугли»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети проходят, встают около воспитателя.

Воспит.: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. У меня в руках волшебные часики, с их помощью мы попадаем на какой-нибудь материк нашего земного шара и узнаем много нового и интересного. Ну, что хотите в путешествие? /Да/

Давайте закрывайте глазки, наши часы заработали, стрелки двигаются вперед, минутки бегут -1, 2, 3… Открывайте глазки. Ну что, как вы думаете, куда мы попали?

Дети: /предполагают/ В джунглях

Воспит.: Почему вы так думаете?

Дети: Растут пальмы, бананы, лианы.

Воспит.: Да, ребята, вы конечно правильно догадались, что это джунгли. Но…

Присаживайтесь на стульчики, я вам еще немного расскажу о джунглях. В джунглях жарко, температура воздуха высокая и почти не меняется в течении года, зима там очень теплая, но идет меньше дождей. Из-за дождей в джунглях высокая влажность. Солнце и дождь-деревья растут быстро и достигают огромных размеров. Влажные леса джунглей разнообразны растительностью- лианы, орхидеи. Лианы обвивают деревья так, что они могут засохнуть. На земле наоборот почти нет травы, всегда тень, илистые реки. Солнце и дождь достаются только деревьям.

Так почему же в джунглях так зелено всегда?

Дети: Круглый год тепло, светит солнце, часто идут дожди.

Воспит.: Почему деревья вырастают быстро и очень высокие?

Дети: Они тянутся к солнцу, их поливает дождь, для растений и деревьев это очень важно.

Воспит.: Ребята, а почему наверху все зеленое, а внизу на земле почти нет травы?

Дети: Деревья вырастают такие высокие, что солнце и дождь до земли просто не доходят.

Воспит.: Ребята, если в джунглях так тепло, зелено, идут часто дожди, как вы думаете, какой там воздух?

Дети: Влажный, чистый.

Воспит.: Дети, давайте представим, мы с вами сидим на ветке самого высокого дерева /стулья перевернуты спинкой вперед/, вдыхаем полной грудью воздух /рука на животе, спина прямая, вдох, живот. Чтоб лучше дышалось –точки около крыльев носа /массаж3/, уши.

Воспит.: Дети, наверно в таких условиях, как в джунглях, живут много разных животных. Как вы думаете, кто здесь может жить?

Дети: /предлагают/ Обезьяны, птицы, змеи.

Воспит.: Правильно. И в джунглях в общем-то больше таких животных, которые большую часть своей жизни проводят на деревьях. Это-обезьяны, ягуар, птица-туган, попугай. Почему?

Дети: Обезьяны качаются на лианах и едят бананы. Птицы тоже живут и питаются на деревьях.

Воспит.: А ягуар – это же… /дети-хищник/

Дети: Он охотится на деревьях за птицами, обезьянами.

Воспит.: Дети, а внизу на земле кто-нибудь может жить, в условиях-тень, сырость?

Дети: Крокодил-он плавает в реках и т.к. кругом тень, сырость, все серо-зеленое т он под цвет, ему удобно выслеживать добычу.

Воспит.: Ребята, а смогла бы обезьяна жить в африканской саванне?

Дети: Нет.

Воспит.: Почему?

Дети: Там нет пальм, лиан, высоких деревьев и нечем питаться.

Воспит.: А ягуар мог бы жить в африканской саванне?

Дети: Нет.

Воспит.: Почему же, ведь там много места для движения и есть чем питаться хищнику?

Дети: Ягуар привык жить в джунглях, прятаться в деревьях, выслеживать, а в саванне ему негде прятаться и ему будет очень жарко на открытом месте, где припекает сильно солнце.

Воспит.: Дети, а попугай и птица тукан наверно смогли бы жить в саванне, там ведь есть и цветы, и насекомые, и тепло?

Дети: Нет.

Воспит.: Почему?

Дети: Да, попугаи живут на деревьях, но в саванне очень жарко и редко идут дожди и почти все деревья сухие, а в джунглях все зеленое и деревья и цветы, и много воды и она не высыхает, как в саванне /где дожди редкость/

Воспит.: Дети, а вот слон смог бы жить в джунглях, ведь он питается бананами, травой.

Дети: Нет.

Воспит.: Почему?

Дети: Ему будет тяжело продвигаться по джунглям, он большой, а джунгли непролазная чаща, и ему нужна еще трава, которая растет на земле.

Воспит.: А крокодил смог бы жить в саванне?

Дети: Нет, т.к. реки там пересыхают и звери месяцами ждут дождей, а в джунглях реки не пересыхают.

Воспит.:Какие вы молодцы, внимательные. А я вам еще игру принесла. Она называется «Кто где живет?» /2картины- саванна, джунгли; карточки с животными, надо распределить кто где живет: крокодил, жираф, слон, попугай, птица, зебра, обезьяна, ягуар, лев, тигр, рысь/

Дети играют.

Воспит.: Хорошо играли, молодцы. Вот мы с вами и запомнили кто где живет, все правильно распределили всех животных и птиц по своим зонам.

Воспит.: Ну что же ребята, пора в д/с, да и наши часы подают сигнал. Но мы обязательно еще раз придем в гости в джунгли. А сейчас закрывайте глазки, мы возвращаемся в д/с.

Дети открывают глаза.

Воспит.: Вот мы и вернулись в д/с. Понравилось вам наше путешествие? /Да/

Воспит.: И где же мы с вами были, что видели нового, интересного узнали?

Ответы детей.

Воспит.: Молодцы ребята, все запомнили. А теперь отдыхайте, спасибо за ваше участие.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ:

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Закрепить знания детей о глобусе; умение правильно и бережно с ним обращаться.

2.Определить, где самое жаркое лето на планете.

3. Выявить причины повышенной влажности.

4. Закреплять умения отвечать на вопросы взрослого и самим задавать вопросы.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Продолжать развивать психические процессы: мышление и воображение.

2. Развивать наблюдательность и умение детей делать собственные умозаключения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.Воспитывать такие качества личности, как любознательность, активность, коммуникабельность.

2.Воспитывать культуру речевого общения: умение слушать мнение других, не перебивать.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

-проблемные ситуации, вопросы, объяснения воспитателя, моделирование, наблюдение за вращением глобуса, эксперимент с водой и губкой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире джунглей, чтение литературы о джунглях и его обитателях /Киплинг «Маугли»/, отгадывание загадок, обучение д/и «Лото», «Кто где живет», опыт с водой.

МАТЕРИАЛ:

Глобус, макет годового вращения Земли вокруг Солнца, карта климатических зон, противень, губка, пипетка, прозрачная емкость, прибор для наблюдения за изменением влажности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети проходят, встают кругом около воспитателя.

Воспит.: Дети, посмотрите вокруг, не замечаете ли вы что-то необычное, новое в нашей группе?

Дети: Да. /замечают волшебные часы/

Воспит.: В моих руках волшебные часы, они приглашают нас отправиться вместе с ними в путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие? /Да/

Давайте закроем глазки, пока часы отсчитывают минуты 1, 2, 3, 4, 5…

Дети открывают глаза.

Воспит.: Ой, ребята, посмотрите… Волшебные часы не помогли нам отправиться в путешествие, но… Что это у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспит.: Как вы думаете, на что он похож? Что обозначают цвета на нем? /коричневый, желтый, синий, зеленый/

Почему больше синего?

Для чего вообще нужен глобус?

Как с ним обращаться?

Дети: На шар, на нашу Землю.

Цвета - земля, вода, песок, леса.

Воды на планете больше, чем суши.

По глобусу мы ищем нужный нам материк или океан.

Глобус вращается вокруг своей оси.

Воспит.: Дети, волшебные часы не спроста дали нам глобус, мне кажется они хотят, чтобы мы с вами самостоятельно отправились в путешествие с помощью глобуса. Как вы думаете, куда?

Дети: /предполагают/ Джунгли.

Воспит.: Почему вы так решили?

Дети: С помощью волшебных часов мы уже отправлялись в путешествие по джунглям.

Воспит.: Ну что, будем искать дорогу к джунглям по глобусу? /Да/

По каким признакам мы будем искать?

Дети: В джунглях жарко круглый год и всегда вокруг много воды.

Воспит.: Значит мы будем искать самое жаркое место на нашей планете. /т.к воды вокруг много не только в джунглях/

Воспит.: Я вам сейчас объясню и мы, вместе с вами, определим и покажем, где самое жаркое место на планете. Давайте посмотрим и понаблюдаем за макетом /вращение Земли вокруг Солнца/

Медленно вращая Землю вокруг Солнца, отмечаем изменение освещенности ее частей при удалении от свечи, которая имитирует Солнце. Определяем в разные моменты вращения самое жаркое место на планете, ставим условные значки. Доказываем, что самое жаркое место в районе экватора. /там также много воды вокруг/

Что обозначает свеча, глобус?

Что постоянно вращается вокруг Солнца?

Что всегда ближе к Солнцу, какая часть нашей планеты?

Дети: Свеча – это Солнце /оно светит и греет/

Глобус – это наша Земля, она круглая и вращается вокруг своей оси.

Экватор всегда ближе к Солнцу, там и есть наши джунгли.

Воспит.: На глобусе мы нашли джунгли, а чтобы по настоящему попасть в джунгли, и чтобы быть ближе к природе, мы с вами попробуем перевоплотиться в деревья и птиц.

Экологический тренинг.

Мои корни глубоко вросли в землю.

Мой ствол, мои ветви тянуться к солнцу.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

-ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

/дети выполняют движения в соответствии со словами, делая правильный вдох и выдох/

Воспит.: Ну вот мы с вами и в джунглях. Давайте вспомним поподробнее, что мы еще знаем о них.

Чем разнообразен растительный мир джунглей, что в нем особенного?

Дети: Много деревьев, они очень быстро растут, достигая огромных размеров. Они всегда зеленые. Много различных плодов на деревьях. Есть лианы, они обвивают деревья. Также на деревьях растут орхидеи. Много красивых цветов с большими зелеными листьями.

Воспит.: Дети, так почему же в джунглях так всегда зелено?

Дети: Часто идут дожди, светит солнце; влажный воздух.

Воспит.: Почему часто идут дожди?

Хотите узнать? /Да/

Сейчас мы вместе с вами это выясним, проведем опыт.

Рассматриваем глобус и карту климатических зон /обилие морей и океанов/

Опыт по насыщению воздуха влагой.

Дети: /капают воду из пипетки на губку-вода остается в губке.

Кладут губку в воду, несколько раз переворачивая ее в воде, поднимают губку, наблюдают, как стекает вода./

-Почему вода начинает стекать?

-Воды очень много и губка не выдерживает такое количество влаги.

Дети с помощью выполненных действий выясняют, что в джунглях дождь может идти без туч /воздух, как губка, насыщается влагой и уже не может ее удерживать/

Воспит.: Дети, вспомните-ка, ведь мы с вами проводили еще опыт «Появление дождя без туч». Этот опыт мы начали проводить два дня назад. Давайте понаблюдаем, что же у нас получилось. / в прозрачную емкость наливали воду, закрыли крышкой, поставили в жаркое место/

Наблюдаем вместе с детьми появление «тумана», растекание капель по крышке- вода испаряется, влага скапливается в воздухе, когда ее становится слишком много, выпадает дождь.

Воспит.: Да, в таких условиях могут жить не все животные. Кто из многообразия живых существ может жить в джунглях?

/Перед детьми разложены картинки с изображением животных различных климатических зон/

Дети: /выбирают нужные картинки/ Крокодил, обезьяна, ягуар, попугай, птица-тукан, питоны, змеи.

Воспит.: Молодцы, правильно выбрали всех животных.

А как вы думаете, ягуар смог бы жить в африканской саванне?

/Нет/ А вот почему не сможет, мы с вами узнаем из следующего путешествия по джунглям. А сейчас нам пора возвращаться в д/с, волшебные часы подают нам сигнал. Закрывайте глазки, стрелки волшебных часов бегут назад-5,4,3,2,1. Открывайте глазки /звучит музыка, дети открывают глаза/

Воспит.: Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие? /Да/

Что интересного вы увидели, что нового вы узнали и что больше всего вам запомнилось?

Ответы детей.

Воспит.: Умницы, все запомнили. А теперь отдыхайте, спасибо за ваше участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по миру природы и речевому развитию "Путешествие в заколдованный лес"

Интегрированное занятие по миру природы и речевому развитию "Путешествие в заколдованный лес"...

Конспект интегрированного итогового занятия по миру природы и аппликации в средней группе « Весеннее путешествие»

Конспект интегрированного итогового занятия по миру природы и аппликации в средней группе« Весеннее путешествие»...

Итоговое занятие по миру природы и аппликации в подготовительной группе «Что? Кто? Где? Зачем?»

Цель: Проверить усвоенные знания детей об окружающем мире природы. Проверить  умения детей работать с ножницами, вырезать по  намеченным линиям контура.Задачи:Обучающие: Обобщить и закрепить...

Интегрированное занятие по миру природы и конструированию в подготовительной группе «Полёт в космос»

Интегрированное занятие по миру природы и конструированию в подготовительной группе «Полёт в космос»...

Конспект занятия " В мире природы"

Конспект занятия "В мире пртироды" преднозначен для педагогов ДОУ. Повторение и обобщение знаний детей о жизни диких животных родного края....

Конспект открытого занятия " В мире природы"

Конспект открытого занятия. Игра по станциям. ...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»

Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...