Подборка игровых упражнений для развития познавательных умений
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОДБОР ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
- Тема: Снег и его свойства
Содержание:
На прогулке приходит в гости Снеговик, предлагает детям поиграть со снегом: подбросить снег и посмотреть, как он плавно опускается на землю, тихо падает, снег лёгкий, пушистый; потрогать рукой снежок (осторожно, чтобы руки не замёрзли).
Снеговик задает вопросы:
- Он, какой, снег холодный или теплый? (холодный)
Снеговик предлагает слепить колобки из снега.
- Получаются колобки (нет)? Не лепятся! Снег если рассыпается, то он какой? (рассыпчатый).
Снеговик прощается, с детьми поблагодарив за игру, предлагает взять снег в группу, а сам не идёт.
Воспитатель спрашивает детей:
- Почему снеговик не пошёл с ними в группу продолжить игру (ответы детей)?
Снег занесли в группу. Пока дети раздевались, после прогулки снег подтаял и можно лепить снежных колобков. Воспитатель лепит колобки и выкладывает на поддон. Делаем с детьми вывод о том, что снег лепится только тогда когда он влажный, мокрый. Предложить детям понаблюдать за колобками и посмотреть, что с ними произойдёт. Через некоторое время
обратить внимание детей на поддон, где лежали колобки. Снежные колобки исчезли, осталась одна вода.
-Как же так? - Говорит воспитатель. - Что случилось со снежными колобками? (ответы детей) - Снег превратился в воду, но почему?
Вывод: снег в тепле таит и превращается в воду, так вот почему снеговик отказался идти с нами в группу играть, он боялся растаять.
Воспитатель: - Что сегодня мы узнали о снеге? (снег пушистый, лёгкий, рассыпчатый, холодный, лепится только тогда когда он влажный, таит, в тепле превращаясь в водичку).
- Тема: «Чудесная мука»
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с понятием «сыпучая»; закрепить понятия «мягкая», «легкая», «тяжелая», «сыплется», «отпечатки»; познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание; продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий.
Развивающие: развивать речь детей, воображение, мелкую моторику; развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Воспитывающие: воспитывать интерес к экспериментированию.
Материалы: образцы муки, молока, сахара в стеклянных баночках; тазик с водой,
салфетки тряпичные; на каждого ребенка: фартук, емкость с мукой, стакан с
водой, палочка. Игрушка Бабушка из кукольного театра.
Предварительная работа: Наизусть – народная песенка «Тень-тень-потетень»,
пальчиковая гимнастика «Бабушка, бабушка, испеки оладушки». Лепка из
соленого теста «Угощения для куклы Кати».
Ход игры:
Дети располагаются вокруг стола, на котором стоят баночки с мукой, молоком и сахаром.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это у нас на столе стоит? (сахар, молоко и мука) Скажу вам по секрету, что у сахара есть своя песенка, хотите послушать? (трясет баночку с сахаром) Как вы думаете, у молока есть песенка? (нет) Давайте послушаем. А у муки есть песенка? Послушайте. Вывод: муки в баночке мало, она легкая и мягкая, ее даже не слышно. Посмотрите, вот в такой пачке муку продают в магазине. Как вы думаете, тяжелая она или легкая? (тяжелая, легкая) Попробуй, Вадик, поднять пачку. (тяжелая) Дети по желанию пробуют поднять пачку муки.
Вывод: когда муки много, она тяжелая.
А что из этих продуктов можно испечь? (блины, оладьи, пирожки и т.д.) Давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Бабушка, бабушка, испеки оладушки!»
Кукла Бабушка «отвечает» на просьбу детей испечь оладушки.
Пальчиковая гимнастика «Бабушка, бабушка, испеки оладушки»
Дети: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!
Бабушка: Я б оладьев напекла, только где взять молока?
Дети: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!
Бабушка: Я оладьев напекла, только нет сахарка…
Дети: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!
Бабушка: Я оладьев напеку, только где же взять муку?
Вы хотите поиграть с мукой? Тогда проходите за столы. Посмотрите, пред вами стоит баночка с мукой. Как вы думаете, мука имеет запах? Наклонитесь над баночкой и осторожно понюхайте муку.
Вывод делают дети: мука не пахнет.
Ребята, оказывается на муке можно рисовать всякие фигуры, узоры. Давайте попробуем. Получается? Что ты нарисовала, Олеся? (солнышко) А у тебя, Владик, что получилось? (колобок) и т.д.
Ребята, вам приятно трогать муку? (приятно) Давайте погладим ладошкой муку, разравняем ее сверху и сделаем посередине отпечаток кулачка. Получилось? А еще можно сделать отпечаток ладошки. Полюбуйтесь на отпечаток ладошки. А теперь посмотрите на свою ладошку. Какая стала ладошка? (грязная, белая) Почему она белая?
Ребята, когда бабушка печет оладушки, она просеивает муку сквозь сито. У нас с вами тоже есть маленькие ситечки. Давайте просеем муку!
Посмотрите, что мука умеет делать? (сыпаться) Вот какая мука сыпучая! Можно даже горку насыпать. Ксюша, у тебя какая горка получилась? (высокая) А у тебя, Даня, высокая горка? А у меня получилась горка низкая.
А теперь посмотрите на меня.
Вот какая у нас мука: белая, мягкая, легкая, приятная, сыпучая.
Давайте повторим все вместе слово «сыпучая».
Ребята, как вы думаете, что будет с мукой, если мы нальем в нее воду? Какая станет мука? (липкая)
Давайте попробуем. Я вам дам стаканчики с водой. Посмотрите, какая вода в стаканчиках чистая, прозрачная. Осторожно, чтобы не пролить на стол, влейте воду в муку. Посмотрите, вода была прозрачная, а теперь стала какая? (белая) Почему вода стала белая? (в нее попала мука)
Чем же нам перемешать? (палочкой, пальцем) Скажите, а сейчас мука сыпучая?(нет) Попробуем ее посыпать. Сыплется? (нет) Какая стала мука? (липкая) Что у нас с вами получилось? (тесто)
Вывод: когда мы добавили в муку воду, она стала липкая и совсем перестала сыпаться. Зато из теста можно лепить. Вы умеете лепить из теста? (да) Что вы лепили из теста? (печенье, оладьи, баранки)
Ребята, понравилось вам играть с мукой? (да) А руки-то у вас какие стали? (липкие, грязные, белые)
Пойдемте их мыть. Посмотрите, вода была в тазу чистая, прозрачная, а теперь она какая? (белая, непрозрачная) Почему вода стала белой? (в нее попала мука) Вытирайте руки салфетками и поиграем.
Русская народная песенка «Тень-тень-потетень» с элементами логоритмики
Тень – тень – потетень, дети хлопают в ладоши
В огороде-то плетень, переплетают пальчики
В избе печка топится. руки отводят в стороны
Бабушка торопится. «замешивают тесто»
Она оладушки печет, ладони соединяют попеременно
По тарелочкам кладет. правой рукой «раскладывают» по тарелочкам
Кот к тарелке – скок! руками изображают ушки кота
Себе нос обжог… Мяу! потирают нос
Ребята, мы с вами из теста вылепили фигурки. А давайте подарим нашим гостям фигурки из соленого теста! Дети с бабушкой дарят заранее подготовленные подарки гостям.
- Упражнения для озвучивания поэтических текстов при помощи музыкальных инструментов и бросового материала
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя…
А.С.Пушкин.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела»
(Л.Г.Парамонова)
Задание – найти звук, похожий на то, как крышка показала, что вода вскипела.
Капель.
На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.
В лесу у нас весна.
(З.Александрова)
Задание – показать как звенит капель (дети могут использовать воду, пипетки, пластмассовые бутылки и т.п
- Игровые упражнения с водой
«Луковая грядка»
Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.
Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
«Поливаем цветы»
Необходимый инвентарь: детская лейка.
Возьмите на прогулку лейку с водой. Показав ребёнку клумбу объясните, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмём
и воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.
«Капли»
Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, чашка с подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д
«Выжми мочалку»
Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.
Игра развивает мелкую моторику.
«Кораблики»
Необходимый инвентарь: тазик, бумага.
Нелейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
«В час по чайной ложке»
Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный
«Налил – вылил»
Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
«Шарики в воде»
В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.
Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.
Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.
«Моет трубочиста»
Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, паралоновая губка.
Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка НАТО, как скользит в руках намыленная кукла.
Игра способствует развитию моторику, речи.
«Дождик»
Необходимый инвентарь: лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Г. Лагздынь
Игра способствует развитию речи.
«Тонет – не тонет»
Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.
В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
Тонет сразу
Тонет после намокания
Не тонет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
Подбор игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).
Небольшая подборка игр для экспериментирования с детьми раннего возраста...
Подборка игровых упражнений для развития исследовательский умений воспитанников
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование)
Игровые упражнения для детей раннего возраста...
Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников.
Игровые упражнения...
Методическая разработка :Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).
Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).Познакомим детей с некоторыми видами экспериментирования. Такими как :Где «прячется» з...