Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников.
опыты и эксперименты по окружающему миру
Игровые упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников.
Ранний возраст.
Тема: Снег и его свойства
Содержание:
На прогулке приходит в гости Снеговик, предлагает детям поиграть со снегом: подбросить снег и посмотреть, как он плавно опускается на землю, тихо падает, снег лёгкий, пушистый; потрогать рукой снежок (осторожно, чтобы руки не замёрзли).
Снеговик задает вопросы:
- Он, какой, снег холодный или теплый? (холодный)
Снеговик предлагает слепить колобки из снега.
- Получаются колобки (нет)? Не лепятся! Снег если рассыпается, то он какой? (рассыпчатый).
Снеговик прощается, с детьми поблагодарив за игру, предлагает взять снег в группу, а сам не идёт.
Воспитатель спрашивает детей:
- Почему снеговик не пошёл с ними в группу продолжить игру (ответы детей)?
Снег занесли в группу. Пока дети раздевались, после прогулки снег подтаял и можно лепить снежных колобков. Воспитатель лепит колобки и выкладывает на поддон. Делаем с детьми вывод о том, что снег лепится только тогда когда он влажный, мокрый. Предложить детям понаблюдать за колобками и посмотреть, что с ними произойдёт. Через некоторое время
обратить внимание детей на поддон, где лежали колобки. Снежные колобки исчезли, осталась одна вода.
-Как же так? - Говорит воспитатель. - Что случилось со снежными колобками? (ответы детей) - Снег превратился в воду, но почему?
Вывод: снег в тепле тает и превращается в воду, так вот почему снеговик отказался идти с нами в группу играть, он боялся растаять.
Воспитатель: - Что сегодня мы узнали о снеге? (снег пушистый, лёгкий, рассыпчатый, холодный, лепится только тогда когда он влажный, таит, в тепле превращаясь в водичку).
Младший возраст
Цель: уточнить и систематизировать представления о снеге и его свойствах; сравнить свойства снега и воды; обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий воспитателя; пробуждать в детях исследовательский интерес.
Материалы: таз со снегом, таз с водой, формочки, совочки, ложки детские, розетки, 2 банки от йогурта, пуговица.
Ход занятия:
Воспитатель вносит таз со снегом.
- Что это? (Снег) На что он похож? (На мороженое, на вату, на молоко, на облака) Потрогайте снег. Какой он? (Холодный, мокрый, мягкий, белый, пушистый, блестящий)
Воспитатель ставит перед детьми таз с водой.
- А что в этом тазу? (Вода) Снег и вода похожи? (Ответы детей) Потрогайте воду. Посмотрите на пальчики, какие они? (Мокрые) Теперь потрогайте другой рукой снег. Посмотрите на пальчики, какие они? (Тоже мокрые) И вода, и снег – мокрые. Снег холодный, а вода? (Тоже холодная) Значит, и снег, и вода холодные. А похожи они еще чем-то? (Да, они белые) Давайте проверим, белые ли они? Белым бывает молоко, бумага. Что на них больше похоже, снег или вода? (Снег) Верно. А вода прозрачная, в ней ничего не спрячешь, все видно. Давайте спрячем пуговицу в воде. Видно вам ее? (Да) Да, пуговицу в воде не спрятать, ведь вода прозрачная. А давайте спрячем пуговицу в снегу. Видно ее? (Нет) Вода прозрачная, а снег – нет. Давайте перельем воду из одной баночки в другую. Льется? (Да) А теперь снег попробуем перелить. Получается? (Нет) Значит, вода льется, а снег не льется.
А давайте сделаем пирожное из воды. Дети наливают воду в формочку и переворачивают. Не получилось? (Нет) А теперь сделаем пирожные из снега. Дети совочком накладывают снег в формочки и переворачивают. Получилось! Из снега можно лепить, а из воды лепить нельзя.
Налейте немного воды на ладошку и понаблюдайте, изменилась ли вода? Дети наливают ложечкой воду на ладошку. (Вода не изменилась) А теперь положим на ладошку снег и посмотрим, изменится ли он? Дети ложечкой кладут на ладошку снег и наблюдают. Что произошло, ребята? Откуда взялась вода? (Снег растаял) Верно, снег растаял и превратился в воду. Почему снег на ладошке растаял? (Ладошка теплая) А если снег не брать в ладошку, он растает? Проверим это. Положим снег в розетку и поставим в группе, а затем посмотрим, растаял он или нет. Через некоторое время дети замечают, что снег растаял.
Вывод: снег в тепле тает и превращается в воду.
Средняя группа
. Опыт «Снег – это вода, изменившая своё состояние
под воздействием температуры»
Предварительная работа
- Чтение стихотворений о снеге. И. Суриков «Белый снег пушистый», А.Пушкин «Под голубыми небесами».
- Лепка снеговиков на прогулке.
- Рассматривание снежинок на варежках во время прогулки
- Проведение русской народной игры «Снежная баба»
- Заучивание потешки «Как на тоненький ледок»
- Отгадывание загадок о снеге
Задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
После прогулки мы увидели, что кто-то принёс в кармане случайно снег.
После сна мы обнаружили, что снега нет. Дети предположили, что снег кто-то унёс или он растаял.
Выдвижение гипотезы
Дети рассказали Ольге Николаевне и мнения разделились. Одни думают, что кто-то унёс, другие, что снег растаял.
Цель: выяснить, куда исчез снег, и познакомиться со свойствами снега.
Мы разделились на две группы. Первая группа пошла спрашивать у помощника воспитателя, убирала ли она снег из раздевалки.
Вторая группа рассмотрела образовавшуюся лужу и предположила, что снег всё таки растаял.
Все вместе мы провели исследование и наблюдение в процессе опыта.
Ход опыта
Перед завтраком воспитатель принесла с улицы снег. Положила его в стеклянную банку и оставила на время завтрака в теплом помещении.
После завтрака мы увидели, что от комнатной температуры снег начал таять, образовалась вода. Обратили внимание, что вода грязная. И поэтому решили, что снег есть нельзя, в нём много вредных микробов и можно заболеть.
Вывод
Снег под воздействием температуры тает, образуется вода.
Наше второе предположение оказалось верным. Снег в раздевалке просто растаял от тепла.
Старшая группа.
Цель:
• Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
• Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
• Активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель.
Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.
Ход занятия: Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)
А чем вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег, и лёд). О каком явление в неживой природе говорится в этих загадках?
На дворе - горой,
А в избе – водой. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)
Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)
Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд.
Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).
Опыт №3. (Проводится на улице).
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).
Физ. минутка: Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.
Опыт №4. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Вывод:
Д авайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Подготовительная группа.
Опыт «Нужен ли растениям снег»
Материалы: 2 ёмкости с водой.
Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время.
Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.
2.Опыт «Снег и лёд»
Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.
3.Опыт «Лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.
Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?
4.«Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды».
5.Опыт «Зимние веточки»
6.Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена».
Материал: лёд, пуговица.
Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.
Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
- можно положить на батарею
- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)
- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
- можно положить в теплую воду
- можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)
Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.
Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.
7.Опыт «Сколько воды получается из снега?»
8.Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
9.Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа– опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Вывод:
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
10.Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
Материал: формочки, снег, лёд.
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
11.Опыт «Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материл: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
12.Опыт «Замерзание жидкостей».
Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительное время замерзания.
13.Опыт «Откуда берётся иней?»
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал: Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-971961-1510410892.jpg)
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-1029242-1523173604.jpg)
Подбор игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).
Небольшая подборка игр для экспериментирования с детьми раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-951133-1506118163.jpg)
Подборка игровых упражнений для развития исследовательский умений воспитанников
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-537234-1416762951.jpg)
Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование)
Игровые упражнения для детей раннего возраста...
Методическая разработка :Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).
Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).Познакомим детей с некоторыми видами экспериментирования. Такими как :Где «прячется» з...
Игровые упражнения для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).
Игровые упражнения для развития исследовательских умений воспитанников. В данном материале содержатся эксперименты о свойствах воды, воздуха....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-231841-1366110998.jpg)
Подборка игровых упражнений для развития познавательных умений
Небольшая подборка основных упражнений по опытно- иссдовательской деятельности в младшей группе....