Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Брычкова Валентина Петровна

Цель: расширение представлений и знаний у детей среднего дошкольного возраста о птицах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ptitsy_sredneyagruppa.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития детей»

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Птицы» 

для детей среднего дошкольного возраста

Брычкова В.П.

Должность воспитатель

Группа №9 «Одуванчик»

г. Шарыпово 2024


Цель: расширение представлений и знаний у детей среднего дошкольного возраста о птицах.

Задачи

Образовательные: 

- Расширять представления детей о жизни птиц зимой, особенностях их внешнего вида, образа жизни и питания.

- Формировать понятия «Перелетные» и «Зимующие» птицы.

Развивающие:

- Развивать мыслительную и речевую активность детей.

- Совершенствовать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные: 

- Воспитывать интерес к природе, бережное и заботливое отношение к птицам, вызывать желание помогать зимующим птицам.

Предварительная работа:

- Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Птицы», беседы по ним.

- Наблюдение за птицами на прогулках и экскурсиях.

- Отгадывание загадок о птицах, чтение стихов, сказок.

Материалы и оборудование:

- Проектор

- Игрушка сорока Варвара

- Аудиозапись пение птиц

- Картинки «Перелетные», «Зимующие» птицы

- Волшебная палочка

- Разрезные картинки птиц

- Чудесный мешочек с перьями

-Кормушка

- Колоски пшеницы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».


Ход занятия

Дети заходят в группу друг за другом, образуя круг.

Организационный момент:

Воспитатель: - «Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень

На планете целый день.

Если каждый улыбнѐтся –

Утро доброе начнѐтся».

Воспитатель: - «Дети, скажите, какое сейчас время года?» (Дети: - «Зима».)

Слайд картинка зима

Воспитатель: - «Молодцы, правильно». 

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель: - «Ребята, сейчас я вам дам волшебную палочку, а вы будите передавать волшебную палочку друг другу и постарайтесь рассказать про зиму, какая она?» (Дети: - «Холодная, морозная, лютая, снежная и т.д.»)

Воспитатель: - «Молодцы правильно».

Сюрпризный момент: Звучит музыка «Пение птиц», прилетает сорока (игрушка)

Воспитатель: - «Дети, посмотрите, какой у нас сегодня необычный гость! Кто же это?» (Дети: - «Сорока».)

Воспитатель: - (обращаясь к игрушке): «Как же тебя зовут?»

Сорока: - «Меня зовут Варвара, я узнала, что вы дружные ребята и мне очень захотелось с вами познакомиться. А еще я хочу узнать, что вы знаете про птиц».

Воспитатель: - «Расскажем ребята сороке Варваре?» (Дети: - «Да».)

Воспитатель: - «Дети скажите, пожалуйста, а все ли птицы улетели в теплые края?» (Дети: - «Нет».)

Воспитатель: - «А как называются птицы, которые улетают в теплые края?»

(Дети: - «Перелетные».)

Воспитатель: - «А птицы, которые остаются зимовать?» (Дети: - «Зимующие».)

Воспитатель: - «Правильно».

Воспитатель: - «Дети, а птицы отличаются от животных?» (Дети: - «Да».) 

Воспитатель: - «Чем?» (Дети: - «У птиц есть крылья, они умеют летать, тело птицы покрыто перьями, у птиц есть клюв, с помощью которого они едят».)

Воспитатель: - «Правильно».

Воспитатель: - «Дети, как вы думаете, в какое время года птицам легче живется, летом или зимой?» (Дети: - «Летом».)

Воспитатель: - «А труднее?» (Дети: - «Зимой».)

Воспитатель: - «А почему?» (Дети - «Потому, что холодно, вся пища под снегом»)

Воспитатель: - «Что защищает птиц от сильных морозов зимой?»

Воспитатель: - «Не знаете? А хотите узнать?» (Дети: - «Да».)

 (предлагаю детям сесть за стол и определить на ощупь, что лежит в мешочке, мешочки на каждого ребенка)

Воспитатель:- «Догадались?» (Дети: - «Нет»)

Воспитатель: - «Хотите проверить свои догадки?» (Дети: - «Да».)

(дети достают из мешочков перья птиц)

Воспитатель: - «Что же это?» (Дети: - «Перья птиц».)

Воспитатель: - «Какие перья?»

(Дети: - «Маленькие, пушистые, длинные, короткие, легкие».)

Воспитатель:- «Как вы думаете, какие перья помогают птице летать?»

(Дети: - «Длинные, большие».)

Воспитатель: - ( Показываю длинное перья) «Это маховые перья, они помогают птицам летать».

Воспитатель: - «А как вы думаете, какие же перья лучше согревают тело птицы?» (Дети: - «Маленькие, пушистые».)

Воспитатель: - «Почему?» (Дети:- «Их много и они пушистые».)

Воспитатель: - «Правильно, это пуховые перья, они лучше согревают тело птицы».

Воспитатель: - «Дети, а вы знаете, чем питаются птицы?» (Дети: - «Зернышками, жуками, червячками, мелкими грызунами».)

Воспитатель: - «Кто помогает птицам выжить зимой?» (Дети: - «Люди».)

Воспитатель:- «Как заботятся люди о птицах?» (Дети: - «Развешивают кормушки, кормят».)

Воспитатель: - «Дети представьте, что бы могло случиться, если бы не было птиц?» (Дети: - «Будет непривычно тихо, не будет пения птиц, расплодятся вредные насекомые, мелкие грызуны-вредители, погибнут деревья, пропадут посевы на полях и в огородах».)

Воспитатель: - «Правильно, а сорока Варвара обращается к вам с просьбой, не забывайте кормить птиц зимой, когда птица сытая, ей тепло. Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей». 

Воспитатель: - «Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой» автор Александра Яшина».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. 

Воспитатель: - «А теперь немножко отдохнем».

Физкультминутка

Птички прыгают, летают (дети прыгают)

Крошки птички собирают. (клюют)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают, садятся)

Воспитатель: - «Ребята, сорока Варвара хочет с вами поиграть. Хотите поиграть?» 

Игровое упражнение: «Перелетные и зимующие птицы».

Задание: 

Воспитатель: - «Разложите отдельно зимующих и перелетных птиц. Зимующих птиц, где плакат – зима - кормушка, а перелетных птиц, где небо - отлет птиц».

Воспитатель: - «Сейчас мы с сорокой Варварой проверим, правильно ли  вы выполнили задание».

Воспитатель: - «Назовите Варваре перелётных птиц». (Дети – «Гусь, утка, кукушка, скворец и т.д.»)

Воспитатель: - «А сейчас назовите зимующих птиц». (Дети - Снегирь, воробей, синица, ворона, сорока и т.д.»)

Воспитатель: - «Молодцы, вы правильно выполнили задание, назвали всех перелётных и зимующих птиц и за это нам сорока Варвара дает вот такой пшеничный колосок».

Воспитатель: - «А сейчас ребята, сорока Варвара предлагает поиграть в игру: «Четвертый лишний»

(Показываю детям по четыре карточке, дети называют кто лишний)

-Голубь, синица, муха и стриж.

Воспитатель: - «Кто лишний?» (Дети: - «Муха»)

Воспитатель: - «Почему?» (Муха – «Насекомое»)

-Сорока, синица, ворона, утка. (Утка - перелетная птица)

- Гусь, воробей, трясогузка, ласточка. (Воробей – зимующая птица)

- Кукушка, сова, лиса, скворец. (Лиса – дикое животное)

Воспитатель: - «Молодцы, правильно назвали, кто лишний и за это сорока Варвара дает еще один колосок».

Воспитатель: - «Дети, сорока Варвара приготовила для вас разрезные картинки, она предлагает вам собрать картинки, на которой изображены птицы». 

Игровое упражнение «Сложи картинку»

(Картинки птиц разрезаны на четыре части - синица и снегирь.

Дети берут по одной части и собирают картинку)

Воспитатель: - «Назовите сороке Варваре, каких птиц вы собрали». (Дети: - «Синица, снегирь».)

Воспитатель: - «Молодцы, правильно стравились с заданием, сороке Варваре, понравились ваши ответы и она вам дает еще один колосок».

Воспитатель: - «А загадки, любите отгадывать?» (Дети: - «Да».) 

Воспитатель: - «Тогда внимательно слушайте».

Слайды (Дети отгадывают загадки, а на экране появляется отгадка)

- Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова)

- Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)

- Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

- Кто из птиц самый лучший певец? (Скворец)

- Как называют домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

- Как зовут птицу с высоким хохолком? (Свиристель)

Воспитатель: - «Молодцы, на все загадки сороки Варвары ответили правильно. Она вам дает, еще один колосок».

Воспитатель:- «Ребята, сорока Варвара говорит мне, что ей пора улетать.

Давайте сосчитаем, сколько вы заработали колосков». (Дети: - «Четыре».)

Рефлексия:

Воспитатель:- «Дети, сороке Варваре интересно знать, что вам понравилось, что вы узнали нового на занятии, давайте будем передавать колосок и расскажем сороке Варваре. (Дети передают колосок и рассказывают, что узнали и что понравилось)

Воспитатель:- «Дети, сороке Варваре понравилось у нас в гостях, она пришла к нам в гости с подарком. Она просит нас, чтобы мы на своем участке, повесили вот такую кормушку и не забывали наполнять ее кормом для птиц. Обещаем сороке Варваре, что будем кормить птиц?». (Дети: - «Да».)

Воспитатель:- «Молодцы».

Воспитатель:- «Давайте, сороке Варваре скажем спасибо и попрощаемся с ней. (Дети:- «Спасибо, до свидания».)

Воспитатель:- «Дети, вы сегодня очень хорошо занимались на занятии, правильно отвечали на вопросы и выполнили все задания сороке. Всем спасибо. На этом занятие закончено».

Программное содержание:

Материалы, оборудование: плакат «Зимующие птицы», картинки с оспитатель: - Теперь нашему гостю – воробью стало хорошо и весел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Птицы»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста.на тему: «Птицы»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).

Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерс...

Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Птица счастья»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», лепкаПедагогическая цель: создание изображения птицы из пластилина.Задачи: расширять представления о птицах (...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательное развитие» раздел «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Тема:«ШКОЛА МАГОВ»(возраст детей: подготовительная к школе группа 6-7 лет) Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей подготовительной к школе группе.Зада...