Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение представлений и знаний у детей среднего дошкольного возраста о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ptitsy_sredneyagruppa.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей»
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Птицы»
для детей среднего дошкольного возраста
Брычкова В.П.
Должность воспитатель
Группа №9 «Одуванчик»
г. Шарыпово 2024
Цель: расширение представлений и знаний у детей среднего дошкольного возраста о птицах.
Задачи
Образовательные:
- Расширять представления детей о жизни птиц зимой, особенностях их внешнего вида, образа жизни и питания.
- Формировать понятия «Перелетные» и «Зимующие» птицы.
Развивающие:
- Развивать мыслительную и речевую активность детей.
- Совершенствовать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к природе, бережное и заботливое отношение к птицам, вызывать желание помогать зимующим птицам.
Предварительная работа:
- Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Птицы», беседы по ним.
- Наблюдение за птицами на прогулках и экскурсиях.
- Отгадывание загадок о птицах, чтение стихов, сказок.
Материалы и оборудование:
- Проектор
- Игрушка сорока Варвара
- Аудиозапись пение птиц
- Картинки «Перелетные», «Зимующие» птицы
- Волшебная палочка
- Разрезные картинки птиц
- Чудесный мешочек с перьями
-Кормушка
- Колоски пшеницы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
Дети заходят в группу друг за другом, образуя круг.
Организационный момент:
Воспитатель: - «Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень
На планете целый день.
Если каждый улыбнѐтся –
Утро доброе начнѐтся».
Воспитатель: - «Дети, скажите, какое сейчас время года?» (Дети: - «Зима».)
Слайд картинка зима
Воспитатель: - «Молодцы, правильно».
Игра «Волшебная палочка»
Воспитатель: - «Ребята, сейчас я вам дам волшебную палочку, а вы будите передавать волшебную палочку друг другу и постарайтесь рассказать про зиму, какая она?» (Дети: - «Холодная, морозная, лютая, снежная и т.д.»)
Воспитатель: - «Молодцы правильно».
Сюрпризный момент: Звучит музыка «Пение птиц», прилетает сорока (игрушка)
Воспитатель: - «Дети, посмотрите, какой у нас сегодня необычный гость! Кто же это?» (Дети: - «Сорока».)
Воспитатель: - (обращаясь к игрушке): «Как же тебя зовут?»
Сорока: - «Меня зовут Варвара, я узнала, что вы дружные ребята и мне очень захотелось с вами познакомиться. А еще я хочу узнать, что вы знаете про птиц».
Воспитатель: - «Расскажем ребята сороке Варваре?» (Дети: - «Да».)
Воспитатель: - «Дети скажите, пожалуйста, а все ли птицы улетели в теплые края?» (Дети: - «Нет».)
Воспитатель: - «А как называются птицы, которые улетают в теплые края?»
(Дети: - «Перелетные».)
Воспитатель: - «А птицы, которые остаются зимовать?» (Дети: - «Зимующие».)
Воспитатель: - «Правильно».
Воспитатель: - «Дети, а птицы отличаются от животных?» (Дети: - «Да».)
Воспитатель: - «Чем?» (Дети: - «У птиц есть крылья, они умеют летать, тело птицы покрыто перьями, у птиц есть клюв, с помощью которого они едят».)
Воспитатель: - «Правильно».
Воспитатель: - «Дети, как вы думаете, в какое время года птицам легче живется, летом или зимой?» (Дети: - «Летом».)
Воспитатель: - «А труднее?» (Дети: - «Зимой».)
Воспитатель: - «А почему?» (Дети - «Потому, что холодно, вся пища под снегом»)
Воспитатель: - «Что защищает птиц от сильных морозов зимой?»
Воспитатель: - «Не знаете? А хотите узнать?» (Дети: - «Да».)
(предлагаю детям сесть за стол и определить на ощупь, что лежит в мешочке, мешочки на каждого ребенка)
Воспитатель:- «Догадались?» (Дети: - «Нет»)
Воспитатель: - «Хотите проверить свои догадки?» (Дети: - «Да».)
(дети достают из мешочков перья птиц)
Воспитатель: - «Что же это?» (Дети: - «Перья птиц».)
Воспитатель: - «Какие перья?»
(Дети: - «Маленькие, пушистые, длинные, короткие, легкие».)
Воспитатель:- «Как вы думаете, какие перья помогают птице летать?»
(Дети: - «Длинные, большие».)
Воспитатель: - ( Показываю длинное перья) «Это маховые перья, они помогают птицам летать».
Воспитатель: - «А как вы думаете, какие же перья лучше согревают тело птицы?» (Дети: - «Маленькие, пушистые».)
Воспитатель: - «Почему?» (Дети:- «Их много и они пушистые».)
Воспитатель: - «Правильно, это пуховые перья, они лучше согревают тело птицы».
Воспитатель: - «Дети, а вы знаете, чем питаются птицы?» (Дети: - «Зернышками, жуками, червячками, мелкими грызунами».)
Воспитатель: - «Кто помогает птицам выжить зимой?» (Дети: - «Люди».)
Воспитатель:- «Как заботятся люди о птицах?» (Дети: - «Развешивают кормушки, кормят».)
Воспитатель: - «Дети представьте, что бы могло случиться, если бы не было птиц?» (Дети: - «Будет непривычно тихо, не будет пения птиц, расплодятся вредные насекомые, мелкие грызуны-вредители, погибнут деревья, пропадут посевы на полях и в огородах».)
Воспитатель: - «Правильно, а сорока Варвара обращается к вам с просьбой, не забывайте кормить птиц зимой, когда птица сытая, ей тепло. Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей».
Воспитатель: - «Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой» автор Александра Яшина».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: - «А теперь немножко отдохнем».
Физкультминутка
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают. (клюют)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают, садятся)
Воспитатель: - «Ребята, сорока Варвара хочет с вами поиграть. Хотите поиграть?»
Игровое упражнение: «Перелетные и зимующие птицы».
Задание:
Воспитатель: - «Разложите отдельно зимующих и перелетных птиц. Зимующих птиц, где плакат – зима - кормушка, а перелетных птиц, где небо - отлет птиц».
Воспитатель: - «Сейчас мы с сорокой Варварой проверим, правильно ли вы выполнили задание».
Воспитатель: - «Назовите Варваре перелётных птиц». (Дети – «Гусь, утка, кукушка, скворец и т.д.»)
Воспитатель: - «А сейчас назовите зимующих птиц». (Дети - Снегирь, воробей, синица, ворона, сорока и т.д.»)
Воспитатель: - «Молодцы, вы правильно выполнили задание, назвали всех перелётных и зимующих птиц и за это нам сорока Варвара дает вот такой пшеничный колосок».
Воспитатель: - «А сейчас ребята, сорока Варвара предлагает поиграть в игру: «Четвертый лишний»
(Показываю детям по четыре карточке, дети называют кто лишний)
-Голубь, синица, муха и стриж.
Воспитатель: - «Кто лишний?» (Дети: - «Муха»)
Воспитатель: - «Почему?» (Муха – «Насекомое»)
-Сорока, синица, ворона, утка. (Утка - перелетная птица)
- Гусь, воробей, трясогузка, ласточка. (Воробей – зимующая птица)
- Кукушка, сова, лиса, скворец. (Лиса – дикое животное)
Воспитатель: - «Молодцы, правильно назвали, кто лишний и за это сорока Варвара дает еще один колосок».
Воспитатель: - «Дети, сорока Варвара приготовила для вас разрезные картинки, она предлагает вам собрать картинки, на которой изображены птицы».
Игровое упражнение «Сложи картинку»
(Картинки птиц разрезаны на четыре части - синица и снегирь.
Дети берут по одной части и собирают картинку)
Воспитатель: - «Назовите сороке Варваре, каких птиц вы собрали». (Дети: - «Синица, снегирь».)
Воспитатель: - «Молодцы, правильно стравились с заданием, сороке Варваре, понравились ваши ответы и она вам дает еще один колосок».
Воспитатель: - «А загадки, любите отгадывать?» (Дети: - «Да».)
Воспитатель: - «Тогда внимательно слушайте».
Слайды (Дети отгадывают загадки, а на экране появляется отгадка)
- Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова)
- Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
- Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
- Кто из птиц самый лучший певец? (Скворец)
- Как называют домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)
- Как зовут птицу с высоким хохолком? (Свиристель)
Воспитатель: - «Молодцы, на все загадки сороки Варвары ответили правильно. Она вам дает, еще один колосок».
Воспитатель:- «Ребята, сорока Варвара говорит мне, что ей пора улетать.
Давайте сосчитаем, сколько вы заработали колосков». (Дети: - «Четыре».)
Рефлексия:
Воспитатель:- «Дети, сороке Варваре интересно знать, что вам понравилось, что вы узнали нового на занятии, давайте будем передавать колосок и расскажем сороке Варваре. (Дети передают колосок и рассказывают, что узнали и что понравилось)
Воспитатель:- «Дети, сороке Варваре понравилось у нас в гостях, она пришла к нам в гости с подарком. Она просит нас, чтобы мы на своем участке, повесили вот такую кормушку и не забывали наполнять ее кормом для птиц. Обещаем сороке Варваре, что будем кормить птиц?». (Дети: - «Да».)
Воспитатель:- «Молодцы».
Воспитатель:- «Давайте, сороке Варваре скажем спасибо и попрощаемся с ней. (Дети:- «Спасибо, до свидания».)
Воспитатель:- «Дети, вы сегодня очень хорошо занимались на занятии, правильно отвечали на вопросы и выполнили все задания сороке. Всем спасибо. На этом занятие закончено».
Программное содержание:
Материалы, оборудование: плакат «Зимующие птицы», картинки с оспитатель: - Теперь нашему гостю – воробью стало хорошо и весел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Птицы»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста.на тему: «Птицы»...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).
Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерс...
Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Птица счастья»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», лепкаПедагогическая цель: создание изображения птицы из пластилина.Задачи: расширять представления о птицах (...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие». Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию
Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию...
Конспект образовательной деятельности по «Познавательное развитие» раздел «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема:«ШКОЛА МАГОВ»(возраст детей: подготовительная к школе группа 6-7 лет) Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей подготовительной к школе группе.Зада...